Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Европейская цивилизация в эпоху классического и позднего СредневековьяСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В X – XIII века в Западной Европе окончательно сложился новый общественный и политический уклад, произошло образование основных европейских государств, большинство из которых существует и сегодня. Во всех этих странах господствовал феодализм.. Главными чертами феодализма считали: раздробленность политической власти, отсутствие гражданского правопорядка, соединение политической власти с земельной собственностью, иерархическое соподчинение членов господствующего класса (система вассалитета). Каждый член общества принадлежал к определенному сословию. Каждое сословие должно было заниматься своим делом. Основные сословия составляли: феодалы, духовенство, крестьяне. Феодал–рыцарь сражался и защищал страну и свои владения. Служители церкви молились за всех, представляя мирян перед Богом. Крестьяне трудились, обеспечивали существование как свое, так и других сословий, были поставлены в поземельную или личную зависимость от феодалов. В политическом плане государства характеризуются феодальной раздробленностью, основа которой таится в экономических причинах: хозяйство феодальных государств носило натуральный характер, когда отдельные районы страны могли жить самостоятельно, не нуждаясь друг в друге. Отсутствие экономических связей привело к ослаблению связей политических. Запутанность династических и наследственных отношений нередко приводила к тому, что феодал мог, имея несколько владений, оказаться вассалом двух сюзеренов, что давало ему свободу действий в случае войны между ними. В то же время условно пожалованные феодалам земли стали рассматриваться ими как полная и безраздельная собственность, которая не связывала их никакими обязательствами. Сил у королевской власти изменить положение вещей и ограничить власть феодалов не было. Король рассматривался ими как первый среди равных. Поэтому период феодальной раздробленности характеризуется непрерывной войной всех против всех, иногда вассалы вели войну против собственного короля. Однако в этот период проявляются и другие тенденции: начинается бурное развитие городов, в них зарождается новое сословие – горожан, бюргеров или буржуа. Они объединены в ремесленные цехи или купеческие гильдии. Города сосредоточивают у себя значительные средства и стремятся освободиться от власти феодалов. Нуждаясь в постоянном притоке дополнительной рабочей силы, города явочным порядком устанавливают правило, по которому крестьяне, прожившие год в городе, становились свободными. Эти тенденции оживили экономические связи между различными регионами, втягивали крестьянские хозяйства в рыночные отношения. В результате развития феодальной экономики, подъема городов и роста товарно-денежных отношений изменились формы феодальной эксплуатации, ослабла крепостная зависимость крестьян, появилось свободное городское население. Тем самым были созданы предпосылки для ликвидации феодальной раздробленности и централизации государственной власти. Этому способствовало также этническое сплочение населения - образование из отдельных племенных общностей феодальных народностей. Развитие товарно-денежных отношений, расцвет городов и городской культуры коренным образом изменили облик феодального общества. Зарождалась новая идеология – гуманизм, началось движение за реформу католической церкви, усилилась борьба народных масс против феодальной эксплуатации, вспыхивали грандиозные крестьянские и городские восстания. Завершение централизации феодальных государств и переход к абсолютизму происходит в поздний период средневековья. Поднимающаяся буржуазия шла на битву с феодализмом (сперва в форме Реформации, позже в открытой политической борьбе) за установление своего господства. Абсолютная монархия сыграла в европейских странах положительную роль в развитии национальной промышленности и торговли, а также в завершении политической централизации. Но осуществить подобные задачи она смогла только при наличии необходимых предпосылок – определенного уровня экономического развития и территориального сплочения. Именно такие предпосылки существовали в Англии и Франции, ставших уже в XVI веке централизованными национальными государствами. В Испании и Португалии королевская власть укреплялась в борьбе с арабами (маврами). Но зарождавшийся здесь капиталистический уклад был слаб и политическое объединение Испании не было завершено, абсолютизм не смог решить подобных задач в области хозяйственного развития и национально–территориального сплочения. В условиях таких территориально раздробленных стран, как Германия и Италия, абсолютизм мог утвердиться только в пределах отдельных территориальных образований. В Германии, например, корона Священной Римской империи, возникшая в 962 году, доставалась не по наследству, а в результате выборов, которые проводились среди семи наиболее значительных властителей страны, никто из которых не был заинтересован в усилении центральной власти. В Италии сохранению раздробленности способствовала политика римских пап, также не заинтересованных в создании сильного единого государства. В странах Востока становление средневекового общества характеризовалось ростом производительных сил – распространялись железные орудия, расширялось искусственное орошение и совершенствовалась ирригационная техника, утверждался феодализм. В отличие от Европы в странах Востока и при развитом феодализме сохранялась государственная собственность на землю, продолжали существовать крупные государственные образования с централизованной системой управления. Различные итоги развития Запада и Востока обусловливались меньшей формой динамизма последнего. На Востоке феодальный уклад сочетался с первобытно-общинными и рабовладельческими отношениями, устойчивы были общинные формы общежития, сдерживавших дифференциацию крестьянства; преобладание государственной собственности и власти над частным землевладением и частной властью феодалов; безраздельная власть феодалов над городом, ослабляющая антифеодальные устремления горожан. Противостояние Востока и Запада в эпоху средневековья все более принимало религиозную окраску, возрастала непримиримость представителей мусульманства и христианства друг к другу. Это нашло выражение в крестовых походах XI – XIII веков в Палестину – Святую землю. В 1206 году создалось объединенное Монгольское государство, которое возглавил Темучин, провозглашенный великим ханом монголов с титулом Чингисхан, что означает правитель, имеющий всю полноту власти. Объединив монгольские племена, Чингисхан начал завоевывать соседние страны. Завоевав Северный Китай, монголы двинулись в Среднюю Азию. Покорив Среднюю Азию, монголы захватили Грузию, Азербайджан, затем вторглись на Северный Кавказ, потом в южно-русские степи. В 1223 г. на реке Калке произошло сражение, в котором русские и половецкие войска потерпели поражение. Зимой 1237 года монгольские войска под предводительством хана Батыя (внука Чингисхана) начали завоевание русских княжеств. На долгие 240 лет Русь попала под монголо-татарское иго. Монголы оказали большое влияние на судьбу многих народов и государств средневековья. Однако единое государство после смерти основателя (1227) было разделено на три Орды – Белую, Синюю, Золотую (Большую) С конца VI века в Малую Азию стали проникать кочевые тюркские племена, к XI веку в результате смешения пришлых племен с местным населением сформировался новый народ – турки. Их религией стал ислам. Турки создали на территории Малой Азии несколько княжеств, которые признавали свою зависимость от Великих Сельджукидов, обосновавшихся в Багдаде. В XIII веке государство Сельджукидов после поражения от монголов распалось на несколько мелких владений. Одним из них стал править бей Осман. В конце XIII века Осман провозгласил независимость Османского государства, впоследствии принявшем название султаната. Турки – османы стали последним могущественным соперником Византии. А вначале Византия оборонялась от натиска норманнов с севера, сельджуков с востока, латинских рыцарей в период четвертого крестового похода (1204 г.). С начала XIV в. все силы Византии уходили на борьбу за выживание. Не приводит к успеху и борьба южных славянских народов против турок. В 1389 году кровавая битва на Косовом поле заканчивается победой турок. В мае 1453 года пал Константинополь. Турки подвергли его страшному разграблению, обратив в рабство десятки тысяч людей. Константинополь был переименован в Истанбул и стал столицей Османской империи. Во второй половине XV в. Турция занимала большую территорию, включая Малую Азию и почти весь Балканский полуостров. В 1475 г. Турция захватила Крым и стала полным хозяином Черного моря, что нанесло ущерб торговле европейских государств с Востоком. По политическому устройству Османская империя представляла собой феодальную деспотию. Султан обладал неограниченной государственной и духовной властью над подданными. С установлением турецкой власти покоренные народы (греки, армяне, болгары, сербы и др.) оказываются в крайне угнетенном состоянии, турецкое завоевание отрицательно сказалось на развитии экономики и культуры покоренных народов, вызвав застой и упадок. В нищету и варварство были ввергнуты прекрасные земли. Завоевателей и подчиненных разделяли не только этническое происхождение, но и религия. Христианское господство на Востоке было разрушено.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.26.184 (0.006 с.) |