Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Скрытое управление людьми — почему именно оно.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В психологическом плане главным является то, что ПР, в отличие от коммерческой рекламы и других видов маркетинговых коммуникаций, практически не использует методы прямого воздействия. Пиар — это технология особого, предельно тонкого влияния на человеческую психику. Основной психологической особенностью пиар-воздействия является отказ от прямого внушения и убеждения, создание такого контекста, в котором даже «нейтральное» сообщение будет воспринято нужным образом. Пиар «подсказывает» пути движения мысли, по которым обычно и следуют люди. К примеру, на американца в течение суток обрушивается в среднем 1200 рекламных сообщений, и он, конечно, пытается защититься от них. Помогает ему в этом фильтр недоверия, который из общего потока информации выделяет рекламу как оплачиваемую коммуникацию, а потому неискреннюю. Именно исходя из этого пиар смещается на нерекламные страницы газет, поскольку уровень доверия к такой информации у населения выше. Именно поэтому пиарщики строят свои тексты в соответствии с законами жанра этих нерекламных страниц, а чаще сами создают события, чтобы заполнить эти страницы нужными сообщениями. Таким образом, главной особенностью пиара является косвенное воздействие на адресата. Косвенное воздействие подталкивает адресата к тому, чтобы тот принял нужное инициатору пиар-воздействия решение, сформировав соответствующее мнение. Но именно технология косвенного воздействия предполагается в описанной автором в его книгах универсальной схеме скрытого управления человеком, что дает основание рассматривать пиар как одну из реализаций этой схемы (мы приведем ее ниже). А пока лишь несколько примеров улучшения заголовков пиар-специалистами:
вместо «Как отремонтировать машину» — «Как привести машину в порядок»; вместо «Почему некоторые люди всегда добиваются успеха на фондовом рынке» — «Почему некоторые люди почти всегда добиваются успеха на фондовом рынке»; вместо «Пять акров» — «Пять акров и независимость»; вместо «Как я пришел к успеху в продажах» — «Как я пришел в продажах от провала к успеху». Ознакомившись с технологией скрытого управления, читатель поймет, в чем «соль» улучшений, предложенных пиар-специалистами.
Универсальная схема скрытого управления людьми Порядок более всего помогает ясному усвоению. Цицерон Попытки управлять человеком, группой людей и иными человеческими общностями нередко встречают сопротивление последних. В этом случае перед инициатором управляющего воздействия есть два пути: 1) попытаться заставить выполнить навязываемое 2) замаскировать управляющее воздействие так, что Понятно, что использовать в целях ПР первый способ, как и второй после провала первого, невозможно — намерение разгадано и адресат воздействия настороже. Ко второму способу прибегают тогда, когда предвидят сопротивление адресата и потому сразу делают ставку на скрытное воздействие. Скрытое управление — такое управляющее воздействие его инициатора, при котором требуемое ему решение принимается адресатом воздействия самостоятельно, без видимого нажима со стороны инициатора. Фактически в каждой группе людей есть лицо, которое влияет на других, причем часто незаметно, и другие бессознательно подчиняются ему.
Виды скрытого управления Скрытое управление реализуется помимо воли адресата, оно предполагает возможное несогласие адресата с тем, к чему его склоняют (иначе инициатору нет оснований скрывать свои намерения). Этично ли тайно управлять другим человеком (адресатом воздействия) против его воли? Это зависит от степени этичности целей инициатора. Если цель — получить личную выгоду за счет жертвы, то, безусловно, его действия аморальны. Скрытое управление адресатом против его воли, приносящее инициатору односторонние преимущества, называется манипуляцией. Инициатора управляющего воздействия будем в этом случае называть манипулятором, а адресата воздействия — жертвой (манипуляции). Таким образом, манипулирование — это частный случай скрытого управления, характеризующийся эгоистическими, неблаговидными целями манипулятора, наносящего ущерб (материальный или психологический) своей жертве. Однако нередко скрытое управление преследует вполне благородные цели. Например, родитель вместо приказов незаметно и безболезненно управляет ребенком, ненавязчиво побуждая его к правильным действиям. То же самое — во взаимоотношениях руководителя с подчиненным. В обоих случаях адресат сохраняет достоинство и осознание своей свободы. Такое скрытое управление не является манипуляцией. Назовем его позитивным скрытым управлением. При таком скрытом управлении нет проигравших. Если женщина с помощью женских хитростей скрыто управляет мужчиной, помогая ему избавиться от вредных привычек (злоупотребления спиртным, курения и т.п.), это тоже позитивное скрытое управление. Таким образом, можно выделить два вида скрытого управления (рис. В.1).
Скрытое управление (СУ)
Позитивное СУ (моральное) Манипулятивное СУ (аморальное) Выигрыш адресата Выигрыш инициатора и адресата Выигрыш манипулятора, проигрыш жертвы
Рис, В. 1. Результаты скрытого управления
Модель скрытого управления Нами было показано, что любое скрытое управление происходит по определенной схеме (рис. В.2).
+ +
+
Рис. В. 2. Универсальная схема (модель) скрытого управления
Подробно каждый из представленных на рис. В.2 блоков применительно к пиару описан в следующих главах. Пока же ограничимся лишь краткой характеристикой их предназначения. Сбор информации об адресате проводится с целью обнаружения возможностей, реализуемых в следующих блоках модели скрытого управления. Мишени воздействия — это те особенности личности адресата, его слабости, потребности и желания, воздействуя на которые инициатор стимулирует его к принятию нужного решения. Приманки — то, что привлекает внимание адресата, вызывает его интерес к «выгодной» для него стороне дела (мишени), но одновременно отвлекает адресата от истинной цели инициатора. Аттракция (дословно — притяжение) имеет целью создать условия для позитивного восприятия инициатора адресатом. Побуждение к действию нередко является результатом всех описанных действий (мишень + приманка + аттракция), но может достигаться и специальными средствами (например, внушением, приемами убеждения и психологическим давлением). В ряде конкретных случаев отдельные блоки в схеме скрытого управления могут присутствовать неявно. Например, необходимая информация об адресате может быть уже априори известна инициатору, а аттракция сформирована сложившимися ранее отношениями.
Примеры скрытого управления В известной всем нам со школьной скамьи басне «Ворона и Лисица» инициатором скрытого управления является Лисица, адресатом — Ворона. Льстивые слова Лисицы создают аттракцию, акцентируют внимание на внешности Вороны (приманка). Расхваливание ее вызывает тщеславные мысли (мишень воздействия) и желание слышать похвалы еще и еще. Поэтому побуждение к действию (слова «Спой, светик, не стыдись. При красоте такой, сестрица, видать, и петь ты мастерица») и приводит к нужному результату. Другим всем известным примером скрытого управления, не из сферы человеческих взаимоотношений, является рыбная ловля. Инициатор воздействия — рыбак, адресат — рыба. Мишень воздействия — потребность рыбы в пище. Приманка — червяк, насаженный на крючок. Аттракция достигается созданием условий: выбором времени и места, тихой спокойной обстановкой, «прикормом». Побуждения рыбы к действию здесь в явном виде нет, оно является результатом всего предыдущего. Заметим, что оба приведенных примера представляют собой манипулятивное скрытое управление.
Часть I
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 607; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.87 (0.008 с.) |