Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расположение собеседников в пространстве

Поиск

Сотрудничающие или хорошо знающие друг друга люди предпочитают для разговора садиться рядом или под углом друг к другу. Такое размещение ассоциирует­ся с благорасположением беседующих.

Оказывается, при прочих равных условиях конфлик­ты чаще возникают между людьми, находящимися на­против друг друга — лицом к лицу. (Не случайно слово «противостояние» означает конфликт.)

В зависимости от пола беседующих предпочтения таковы: женщины чаще любят разговаривать, находясь сбоку (исключение у женщин составляют случаи со­перничества), мужчины — напротив друг друга. Это от­ражение того, что мужчины больше настроены на борь­бу, женщины же предпочитают уходить от прямого столкновения.

Расположение корпусов собеседников свидетельству­ет о характере коммуникации. Если корпусы поверну­ты друг к другу и параллельны, коммуникация «за­крыта» для новых участников, им трудно вступить в беседу. Если корпусы собеседников расположены под углом, появление нового участника предполагается и приветствуется. Пиар-специалист должен уметь «откры­вать» каналы коммуникации для себя и нужных лиц.

Интерьер помещения создает начальный коммуни­кационный контекст. Так, форма стола и размещение за ним участников беседы (переговоры, совещание и т.п.) предопределяет в значительной мере ее исход. Рассаживание участников за прямоугольным столом: позиция «конфронтации» — по противоположным сто­ронам стола; «сотрудничества» — рядом, плечом к пле­чу с одной стороны стола, «угловая» — рядом, с обе­их сторон угла стола.

Форма стола также имеет немаловажное значение. Квадратный стол предопределяет соревновательно-обо­ронительные отношения собеседников. Круглый, а так­же овальный стол создают атмосферу неформального общения. Все участники видят друг друга и свободно, на равных, участвуют в дискуссии. Прямоугольный стол обычно характеризует распределение властных полно­мочий: сидящий в торце видит всех, имеет возможность контроля ситуации и обладает наибольшим влиянием.

Более заинтересованные садятся поближе к собесед­нику, менее заинтересованные — подальше. Однако слиш­ком близкое расположение — до 0,5 м — воспринимается как интимное; 0,5—1,2 м — для дружеского разговора; 1,2— 3,7 м — для деловых отношений; более 3,7 м — для обмена лишь несколькими словами или вообще отказ от контакта.

Обычно человек подсознательно выбирает для себя место, находясь на соответствующем расстоянии от со­беседника. Однако некоторая корректировка его с уче­том вышесказанного позволит использовать и этот ре­сурс, ведь нужно думать не только о своем удобстве, но и об удобстве партнера и о придании разговору нуж­ной тональности.

Женщины предпочитают более близкое расположе­ние собеседников, чем мужчины, люди пожилые и де­ти тоже держатся поближе, нежели люди средних лет, Молодежь, подростки.

Собеседникам одинакового статуса комфортно бо­лее близкое расположение, чем в разговоре с челове­ком другого статуса — высокого или низкого.

Когда собеседники хорошо знакомы или число уча­стников разговора невелико, допустимая дистанция между ними уменьшается.

Нарушение привычной дистанции общения вызы­вает дискомфорт. По тому, как расположился собесед­ник (близко или далеко, под каким углом), можно уже судить о его отношении к партнеру.

Правда, в современных условиях не всегда удается обеспечить комфортное расстояние в человеческих ком­муникациях. Например, нередки скопления людей в общественном транспорте, лифте и т.п. Удивительно, что, допустив в этом случае человека на «интимное» расстояние, мы как бы демонстрируем полное его «от­сутствие»: не смотрим на него, делаем вид, что не видим его.

Установлено, что люди, склонные к применению грубой физической силы, весьма чувствительны к втор­жению в их интимную сферу. Наблюдения в местах за­ключения показали, что у осужденных за насильствен­ное нападение «буферная зона тела» в четыре раза больше, чем у осужденных за другие виды преступле­ний. Когда кто-нибудь подходит слишком близко к кому-либо из подобной группы, тот сразу же оказывает со­противление: «над ним нависли», «к нему лезут».

 

Прикосновения к собеседнику

Дружеское прикосновение к собеседнику — дей­ственное средство расположить его к себе, но только для достаточно близких людей. Прикосновение к мало­знакомому человеку может вызвать противоположную, отрицательную реакцию.

В некоторых европейских культурах в правилах дик­туется минимум прикосновений. Например, французы после деловой встречи не обмениваются рукопожати­ем, а прощание сопровождают кивком головы. Заклю­чительное рукопожатие означает не просто партнер­ские, а дружеские отношения.

Дело в том, что прикосновение означает вторжение в интимное, личное пространство человека. Именно этим обусловлена осторожность, с какой следует об­ращаться к этому средству общения.

Подростков особенно раздражают прикосновения взрослых. Ведь они стремятся к независимости и потому стараются избавиться от «телячьих нежностей», как символа детства.

Для взрослых прикосновения близких всегда желанны. Особую цену они приобретают для стариков, кото­рые благодаря этому проявлению расположения луч­ше ощущают свою нужность и значимость, в какой-то степени утраченные с выходом на пенсию.

Прикосновением к ребенку мы показываем ему свою любовь, а это для него самая главная ценность. Осо­бенно важно ласково прикоснуться к малышу тогда, когда он чем-то расстроен.

А вот некоторые правила, которые стоит запомнить.

1. Не прикасаться к собеседнику, если он в плохом настроении или обсуждается неприятный для него воп­рос.

2. Учитывать, что особенно болезненно люди реаги­руют на высокомерные и фамильярные действия: по­хлопывание по плечу или щеке, поглаживание головы
и т.п. Взрослыми людьми это воспринимается обычно как крайняя бестактность.

3. Зафиксировав положительные эмоции собеседни­ка при прикосновении и повторив прикосновение к тому же месту в конце разговора, можно закрепить рас­
положение партнера к себе и после окончания беседы.

 

Внешний вид

Не зря говорят, что «встречают по одежке». Первое впечатление обычно влияет на все последующее вос­приятие, и именно внешний вид — первая информа­ция, которую получают люди друг о друге при встрече.

Госсекретарь США Уоррен Кристофер говорил о своих дорогих костюмах, что их высокое качество — знак его уважения к собеседникам. Это наиболее об­щий принцип пиара.

Л. Браун, работавшая с пятью президентами США, го­ворит: «Любой мужчина, встречающийся с клиентами, со­трудниками, решающий деловые проблемы на любом уров­не, должен не единожды подумать о выборе галстукаведь галстук расскажет о нем очень многое. Некоторые Руководители, часто появляющиеся на телевидении, даже приносят с собой в портфеле проверенные «телевизионные галстуки». Они надевают их перед съемками и снимают по окончании программы».

Галстук, украшения и иные детали говорят об их владельце гораздо больше, чем он думает. Взглянув на галстук, можно безошибочно оценить вкус его облада­теля. Элегантный костюм, возможно, и останется не­замеченным, красивый галстук — никогда. Выбор его цвета или рисунка демонстрирует индивидуальность, а иногда и настроение, в котором пребывает его обла­датель. Веселые, красочные тона свидетельствуют о хо­рошем расположении духа, спокойные — о мрачном. Галстуки любого рисунка, цвета, размера выглядят изысканно тогда, когда не бросаются в глаза. Желае­мый эффект достигается не узорами, а правильным подбором галстука к костюму. Зимой, как правило, носят галстуки глубоких и темных тонов, летом — светлых и ярких. Следует помнить, что доминирую­щий цвет галстука обязан повторять один из тонов ко­стюма.

Сорочка всегда должна быть светлее костюма. Пест­рые и клетчатые сорочки лучше носить без галстука. Если же с галстуком, то предпочтительно однотон­ным. Одежда спортивного покроя с галстуками не со­четается.

Для успеха имеют значение и другие «мелочи». Ска­жем, человек, который был серьезным кандидатом в президенты солидной фирмы, проиграл потому (о чем он узнал потом), что носил короткие черные носки и во время важного интервью продемонстрировал кусочек незакрытой ноги между штаниной и носком.

А теперь несколько слов об имидже женщины-лидера.

Проведенные психологические исследования, экс­пертные опросы, наблюдения за успешными женщи­нами-лидерами, позволили выявить ряд важнейших его особенностей.

Во-первых, в имидже женщины-лидера важнейшую роль играют внешние данные, причем значительно большую, чем у мужчин. Если внешние данные в по­литическом имидже мужчины находятся на последнем месте среди десяти важнейших его качеств (хотя, привлекательная внешность, как говорится, любому по­литику не вредит), то у женщин этот компонент имиджа находится на первых позициях. Причем, как показыва­ет практика, формирование отношения к женщине-лидеру подчиняется очередности формирования пер­вого впечатления, описанной в теории социальной перцепции: привлекательный физический облик, удач­ное «оформление» внешности, умелая самопрезентация, доминирующие доброжелательные эмоции, ярко выраженное личное обаяние, коммуникативность. В пол­ном соответствии с этим и следует формировать свой имидж.

Заметим, что весьма полезными могут быть реко­мендации по «оформлению» своей внешности, разра­ботанные на Западе для деловых женщин. Они носят универсальный характер.

Во-вторых, женщинам-лидерам не следует полно­стью копировать лидеров-мужчин, особенно их лиди­рующую роль, даже если выбранная модель и принес­ла кому-то из мужчин большой успех. В то же время снижают имидж деловой женщины высказывания типа: «Я, как женщина...» и т.п.

 

Пунктуальность

«Точность — вежливость королей», этот афоризм как нельзя лучше раскрывает роль пунктуальности. Нет ни­чего хуже, чем опоздать к началу встречи. Еще великий Шекспир сказал: «Лучше прийти на два часа раньше, Чем опоздать хотя бы на две минуты». Справедливость этого нам понятна, когда речь идет об опоздании на Поезд. Но отношения между людьми не менее важны, Чем потери от сорвавшейся поездки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 1364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.181.122 (0.01 с.)