Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Невербальные средства формирования аттракцииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы, но потому, что эти вещи не входят в круг наших понятий. Козьма Прутков
Жесты, мимика, интонация — важнейшая составная часть общения. Исследованиями установлено, что непосредственно с помощью слов передается 7 % информации, с помощью звуковых средств (включая тон голоса, интонацию и т.п.) — 38 %. На долю жестов, поз, мимики говорящего, его внешнего вида и фона приходится 55 %. Показано, что словесное общение в беседе дает У3 информации, 2/3 — невербальные сигналы. Большинство исследователей сходятся во мнении, что невербальный канал используется главным образом для «выяснения» межличностных отношений. Например, человек может послать другому убийственный взгляд, даже не раскрывая рта однозначно показать свое отношение к другому человеку. Интонация может мгновенно перечеркнуть слова соболезнования или поздравления. Это связано с тем, что мы умеем контролировать исходную вербальную формацию и в гораздо меньшей степени — невербальную. Поэтому именно она может выдать истинные мысли говорящего. Наши жесты, мимика, позы, интонация могут рассказать о нас не меньше, чем наши слова. Поэтому, к примеру, кандидат в депутаты должен думать не только о своей речи, но и о том, в каком костюме и галстуке он, скажем, может появиться перед данной аудиторией.
Быть хорошим слушателем
Почему мы плохие слушатели? Установлено, что в среднем рабочее время распределяется так: мы пишем 9% этого времени, читаем— 16, говорим сами— 30, слушаем (или просто делаем вид, что слушаем) — 45%. Когда проводили опрос на тему «Что такое хороший собеседник?», подавляющее большинство ответивших поставили на первое место умение слушать. И не случайно. Большинство из нас — плохие слушатели. Часто мы только делаем вид, что слушаем, дожидаясь лишь момента, чтобы высказаться самому. А плохое слушание — это антикомплимент говорящему, негативная оценка того, что тот говорит. Еще Плутарх говорил: «Бог дал тебе два уха и один рот. Почему же ты не пользуешься ими в такой последовательности?» Дело в том, что слушать гораздо труднее, чем говорить. Скорость «говорения» в четыре раза ниже скорости мышления. Поэтому 3/4 возможностей мозга не задействованы в слушании и ищут себе применения. И обычно находят его в посторонних мыслях. И. Атватер в своей книге «Я вас слушаю» (М., 1964) приводит следующий занимательный случай, Молодая женщина решила проверить, действительно ли люди крайне плохо слушают друг друга. Во время презентации она сказала собеседнице бодрым светским голосом: «Между прочим, уходя из дома, я пристрелила своего мужа». «О, как тебе повезло, дорогая!» — последовал ответ. Комментарии, как говорится, излишни. А вот более близкая нам ситуация, описанная Г.Г. Почепцовым (см. источник в списке литературы). «Вспомним, как часто «начальственное кресло» даже смотрит мимо нас, занятое своими бумагами, или разговор периодически прерывается телефонными звонками, приходами подчиненных. Это сразу же расставляет все на свои места: мы тут не нужны. В другом мире все организовано совершенно иначе. К примеру, американский мэр может вообще снять дверь со своего кабинета, приглашая всех к себе. В другой мэрии раз в месяц выносят столы на улицу, чтобы все могли обратиться со своими жалобами. Там слушание моделируется сверхактивно, чтобы показать свою зависимость от общественности, в противном случае она отвернется от таких руководителей. В принципе, на Западе обучение слушанию становится постоянным элементом подготовки как менеджеров, так и политических лидеров. Потом все это возвращается сторицей. Дж. Шпигель приводит такой пример из предвыборной гонки Б. Клинтона. «Казалось, он обладает особой способностью устанавливать контакт со слушателями и заставлять их понимать себя. Каким образом? Задавая вопросы. Однажды Клинтона спросили: «Разве вы понимаете, что значит экономический спад, если вы и ваше окружение по-прежнему имеете работу?». Клинтон ответил вопросом: «Вы потеряли работу?». Человек, задавший вопрос, по-видимому, удивился и ответил: «Да». Клинтон продолжал: «Ваши друзья и знакомые также потеряли работу?». Тот снова тихо ответил: «Да». Клинтон выдержал паузу, искренне посочувствовал и затем объяснил свою экономическую программу. Все внимательно слушали, потому что, задавая вопросы этому человеку, Клинтон завладел нашим вниманием. Он обратился к простому человеку и заставил его прочувствовать свою ценность и общественную значимость». Умение слушать у мужчин и женщин проявляется по-разному. Когда разговаривают между собой только мужчины (или женщины), они перебивают друг друга одинаково часто. При разговоре же мужчины и женщины мужчина перебивает ее почти в два раза чаще. В результате примерно треть времени разговора у женщины уходит на то, чтобы восстановить направление разговора, бывшее в момент, когда ее перебили. Женщины уделяют больше внимания самому процессу общения, в то время как мужчин интересует главным образом его результат. Мужчина слушает внимательно (особенно — женщину) обычно только первые 20^30 секунд, после чего воспринимает информацию «вполуха». Таким образом, вообще говоря, мужчины как слушатели хуже, нежели женщины. В каждом же конкретном случае многое зависит от характера, темперамента, воспитания и образованности участника разговора.
Эффективные приемы слушания Самый главный из них — так называемое активное слушание. Оно состоит в том, что вы пытаетесь предугадать, что скажет собеседник своей следующей фразой. При этом с пользой для разговора загружаются резервные мощности мозга. Внешним проявлением активного слушания являются слова, подсказываемые собеседнику, когда тот ищет подходящее слово. Точная подсказка воодушевляет говорящего, ибо свидетельствует об интересе слушателя, его внимании и полном взаимопонимании. Второй прием — уточняющие вопросы. Они оживляют разговор, а сам процесс их формулирования — дополнительная нагрузка нашему мышлению, заставляющая нас внимательно слушать. Третий прием - активная поза слушающего: корпус слегка наклонен в сторону говорящего. Такую позу непроизвольно принимает внимательно слушающий человек, чтобы лучше воспринимать то, что ему говорят. Этой позой демонстрируется и заинтересованность в Разговоре, что так важно для говорящего. Способствуют слушанию и многие другие факторы, которых мы рассказываем ниже.
Нерефлексивное слушание
Латинское слово гейехш означает «отраженный». Нерефлексивное слушание состоит в умении, слушая, молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Нерефлексивное слушание полезно в ситуациях, когда собеседник горит желанием высказаться; хочет обсудить то, что его больше всего беспокоит; затрудняется в изложении своих забот и проблем; занимает более высокое положение, чем его визави. Рефлексивное слушание характеризуется активной обратной связью с говорящим.
Роль записей В деловых беседах принято делать записи. Это не только компонент процесса слушания, но и показатель деловой культуры. В менеджменте есть даже соответствующие афоризмы на этот счет: «Блокнот для делового человека — все равно что сеть для рыбака»; «Не записанное на бумаге — это пустые мечтания». И это не случайно: мы забываем 90 % того, что слышим, 50% того, что видим, и только 10 % того, что делаем. Записывая, мы и видим, и делаем, то есть лучше запоминаем. Но даже это не страхует от забывания: сколько раз, читая свои старые записи, мы воспринимаем их так, как будто впервые узнаем о записанном! Поэтому в управленческой культуре стало аксиомой делать записи во время деловой беседы. А отклонение от этого правила воспринимается уже как неуважение к собеседнику: значит, в его словах нет ничего ценного для вас.
Вредные привычки
Кроме объективных, указанных выше, есть и субъективные моменты, мешающие слушать: пассивное, безвольное слушание; расслабленная поза; сидение откинувшись на спинку стула или в мягком кресле. Все это вызывает лишь раздражение говорящего. Не стоит делать несколько дел сразу. В частности, у некоторых есть привычка машинально рисовать что-то, штриховать, чертить во время слушания. Это вредная привычка, ибо отвлекает от процесса слушания: человек быстро устает, теряет нить рассуждения и начинает думать о чем-либо другом.
Улыбнитесь человеку
Улыбнитесь именно человеку, собеседнику. Хорошая улыбка творит чудеса. Все мы слышали про улыбки в миллион долларов и о людях, которые сделали себе карьеру именно благодаря прекрасной улыбке. Секрет улыбки состоит в следующем: действия убедительнее слов, и поэтому верят больше именно действиям. Улыбка — это действие, означающее: «Я к вам хорошо отношусь. Вы мне нравитесь, мне хорошо с вами, я рад(а) вам». Все это очень приятно сознавать, поэтому улыбка является завуалированным комплиментом. Дружеское отношение рождает ответное расположение. Врачи знают о так называемом «лейкоцитозе улыбки»: когда человек улыбается, состав его крови улучшается. Улыбка — это синоним хорошего настроения. Люди тянутся к тем, у кого хорошее настроение, ибо надеются, что оно передастся и им. Улыбайтесь не только тогда, когда на душе хорошо. Даже при плохом настроении заставьте себя несколько раз улыбнуться — несмотря на вымученность этой улыбки, вы непременно почувствуете облегчение. А если уж и настроение хорошее, то обладатель его должен Дарить улыбки направо и налево — и свое настроение поддерживать, и окружающим его дарить. Во многих странах служащие обязаны улыбнуться посетителю: это очень облегчает решение вопросов. Нередко в офисах висят таблички, обращенные и к клиентам: «Улыбайтесь!». Людей некоторых профессий специально учат улыбаться: дикторов телевидения, актеров, политических Деятелей, дипломатов. Теперь этому учатся и деловые люди. Для пиар-специалистов это необходимая составляющая профессиональных умений. Не всякому нравится его собственная улыбка. В жизни приходится многому учиться, почему бы не поучиться хорошей улыбке? Находясь перед зеркалом, заставьте себя засмеяться. Не очень получилось? Тогда покажите себе язык. Засмеялись? А теперь «запомните» мышцами лица это состояние и постарайтесь его повторить. Выдающийся педагог А. С. Макаренко писал, что постоянными упражнениями перед зеркалом он выработал у себя около сотни различных улыбок, уместных в разных ситуациях. Как говорится, «его пример — другим наука». Этой наукой всерьез занимаются в школах бизнеса. Созданы, в частности, специальные зеркальные карточки с изображением широкой улыбки, которую обучающиеся, глядя на свое отражение, пытаются воспроизвести. Визуальный контакт Он является исключительно важной частью общения. Глядя на говорящего, слушатель, во-первых, проявляет заинтересованность, а во-вторых, сосредоточивает внимание на говорящем, что способствует слушанию. Оптимальная продолжительность взгляда «глаза в глаза» не превышает 10 секунд. Более длительный взгляд может быть воспринят как вызов или смутить. Особенно это касается людей неуверенных в себе или стеснительных (а их около 40 %). Встречи взглядами в течение нескольких секунд вполне достаточно для взаимопонимания. Исключение составляют случаи обсуждения неприятных вопросов: здесь воздержание от визуального контакта является выражением вежливости и понимания эмоционального состояния собеседника. И наоборот, настойчивый взгляд в этом случае воспринимается как вмешательство в переживания человека. Женщины более склонны к визуальному контакту, нежели мужчины. По-видимому, это проявление большего внимания их к самому процессу общения и к деталям — к тому, что мужчины считают мелочами, недостойными внимания. Мужской рационализм в данном случае является помехой общению. Замечено, что более смотрят на тех, кем восхищаются или с кем сложились близкие, доверительные отношения. По взглядам можно судить, в какой стадии находится беседа. Когда говорящий то смотрит в глаза собеседнику, то отводит взгляд, это означает, что он еще не закончил излагать свою мысль. Когда остановился и прямо посмотрел в глаза слушателя, — он закончил, теперь очередь за собеседником. Один знакомый генеральный директор, делясь впечатлениями от первого, давнего посещения США, как об одном из самых сильных впечатлений, рассказал о следующем. На одном из приемов ему довелось быть представленным сенатору Роберту Кеннеди. Тот так внимательно посмотрел в глаза в момент рукопожатия, что этот взгляд запомнился ему надолго: это был взгляд человека, которому ты интересен, и он хочет тебя запечатлеть в своей памяти. Рассказчик не скрывал, что с тех пор он с большим участием следил за деятельностью представителей семейства Кеннеди.
Визуальный канал восприятия
Основными для нас являются два канала: визуальный и слуховой. Через визуальный канал к нам поступают сообщения на различных «языках»: костюма, прически и т.д. Все они передают неизменные характеристики человека: пол, возраст, телосложение, его социальный статус. К примеру, Сталин, не желая привлекать внимание к своему небольшому росту, на трибуне Мавзолея всегда становился на специальную скамеечку, приготовленную для него. Сапоги ему шили со скрытым каблуком, так что их хозяин становился несколько выше. Сегодня визуальной коммуникации придается еще большее значение. Вспомним: лидеры стараются выступать перед нами на фоне государственного флага, как бы «перетягивая» на себя его частицу. Вспомним «борьбу» портретов кандидатов в президенты на выборах. Эти лица смотрели на нас отовсюду. Визуализация позволяет передать нужную информацию в виде специально подобранной фотографии на газетной странице. Политик хочет выглядеть на телеэкране деловым, озабоченным судьбами избирателей. Он не должен быть жующим или ковыряющим в носу. Во время заседаний второй Государственной думы подобные сюжеты показывало именно государственное телевидение. Это был натуральный политический пиар, поскольку первый российский президент явно не любил Госдуму. Визуализация определяет наше восприятие при подаче телевизионной информации: исследователи подметили, что участников антивоенных, антиядерных демонстраций показывают по телевидению как грязных, бородатых парней, после которых обычно остаются затоптанные газоны, полные пустых бутылок. В результате публика начинает воспринимать их действия как отступления от нормы. Российское телевидение обычно показывает демонстрации «левых» как поход стариков, оператор акцентирует при этом приметы прошлой жизни — поношенная одежда, орденские колодки, старческая немощь. В результате такая демонстрация остается в массовом сознании как поход выходцев из прошлого, не имеющих ничего общего с движением страны в будущее. Авторитетность, важность персон может также визуализироваться с помощью их совместной подачи. Вспомним расположенных в одной визуальной плоскости (хотя реально разделенных во времени) Маркса, Ленина, Сталина. Или такой пример, приведенный Плутархом: римский император Август Октавиан вошел в Александрию, беседуя с философом Арием и держа его за руку, с тем чтобы возвысить философа в глазах сограждан. Кто с кем сидит, кто с кем разговаривает — все это несет дополнительные сообщения, которые при дефиците информации становятся весьма важными. Например, когда в сталинском Политбюро над Ворошиловым собрались тучи, произошло следующее. Все встали, пошли в зал. Переговаривались между собой. Ворошилов один, никто к нему не подходит... Все сели за столики — вдвоем, втроем. Народу-то немного, три столика заняли. А Ворошилов остался один, никто к нему не подсел.
Слушая, кивайте
Замечено, что рассказывающий нескольким слушателям смотрит больше на того, кто кивает ему. Это вполне объяснимо, ведь именно от него он получает поддержку: «Я вас понимаю, даже больше — согласен с вами». Используйте этот прием. Кивайте головой, когда слушаете. И именно в тот момент, когда естественно сказать: «Понимаю»; «Согласен». Это простой, но очень сильный прием расположить к себе собеседника.
Позы и жесты
Они играют важную роль в создании благоприятной атмосферы беседы. Наклонившийся к нам собеседник воспринимается как более внимательный слушатель. Наоборот, мы чувствуем определенное неудобство, когда собеседник то откидывается назад, то сидит развалясь. Непринужденная поза предпочтительнее скованной, ведь соответствующее состояние передается и партнеру. Нескрещенные руки и ноги во время разговора свидетельствуют об открытости, доверии. Наоборот, скрещенные конечности означают защиту. Руки, закинутые за голову, означают позицию превосходства. Стоящий подбоченившись выражает решимость либо приступить к делу, либо не повиноваться собеседнику. Значение других распространенных жестов и поз описано ниже. Их надо учитывать для достижения цели беседы. Установлено, что когда беседующие симпатизируют Друг другу или пришли к общему мнению, они невольно повторяют позы и жесты друг друга. Это как бы последний аккорд в полном единении личностей. Позы и жесты эти обычно дружественные. Наоборот, принятие собеседниками отличающихся поз — дополнительное препятствие в достижении взаимопонимания. Сходство жестов людей в группе свидетельствует о сходстве их настроений. Копирование жестов лидера характерно для его последователей. Желающему добиться расположения собеседника рекомендуется зеркально отображать его позы (жесты), если они дружественные или нейтральные. А если они недружественные? Например, собеседник скрестил руки (сцепил пальцы, держит руки в карманах, размахивает сжатым кулаком и т.п.), дайте ему документ, который иллюстрирует ваши слова. Это отвлечет его от отрицательных невербальных проявлений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.149 (0.01 с.) |