Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сила визуальных приемов внушения

Поиск

Визуальные приемы внушения являются обычно вспомогательными, облегчающими достижение цели.

Американские туристы Джон Гельфрейх и Отто Бутесхуде путешествовали по джунглям бразильского шта­та Мату-Гросу. Заночевав как-то на берегу реки Шингу, утром стали готовить завтрак. Бутесхуде пошел за водой. Он долго не появлялся, и Гельфрейх пошел искать товарища, нашел его возле самой воды. Отто медленно шел к густому кустарнику, движения у него были как у робота, голова неподвижна, направлена в сторону кустарника. Проследив направление его взгля­да, Гельфрейх увидел голову змеи, торчавшую из ку­ста. Реакция Джона была молниеносной: выстрелом из пистолета он сразил змею. Отто вдруг вздрогнул и нервно рассмеялся. Позже рассказал: у воды почув­ствовал на себе чей-то взгляд, а что было потом — не помнит.

Вспоминается одна картинка, виденная автором в детстве, как в зоопарке кормили удава. В террариум запустили мышь. Удав уставился на нее не мигая. Мышь оцепенела, а потом медленно стала двигаться прямо в часть удава. При этом задние лапы толкали ее вперед, а передние упирались. Незабываемое по своему драма­тизму зрелище!

Оба описанных случая показывают, что особым взглядом можно подчинить и человека, и животного, навязать им определенные действия.

Иногда достаточно просто пристального взгляда. И в деловом мире об этом хорошо знают.

Президент сети закусочных быстрого обслуживания «Макдональдс» сказал: «Наши рестораны в Москве кор­мят ежедневно пятьдесят тысяч человек. И каждому посетителю мы уделяем индивидуальное внимание. Мы говорим ему, глядя в глаза: «Приходите к нам еще».

Рассказанная нами выше история о том, как здоро­вался сенатор Роберт Кеннеди свидетельствует о том, что политики также умело пользуются взглядом, что­бы внушить доверие к себе.

А прямой пристальный взгляд давно уже приобрел мистический ореол. Его даже называют «магическим». Естественно, что есть и обучающие этому рецепты.

Об одном из них рассказывает Игорь Востоков в своей книге «Секреты целителей Востока»:

«Возьмите лист бумаги, и в центре его начертите и закрасьте тушью или черными чернилами круг диа­метром 1,5 см. Повесьте этот лист на расстоянии 2— 2,5 м от себя и в течение 15 минут непрерывно и не мигая смотрите на этот черный круг. Делая это ежед­невно, вы выработаете в себе «магический» взгляд».

Другой способ — с помощью зеркала. Чуть рассла­бив мышцы лица, посмотрите на свое отражение. Взгляд направьте себе в глаза или переносицу. Избегая частых миганий, смотрите в точку 20—25 секунд.

В быту пристальным взглядом не следует злоупот­реблять, потому что люди под таким взглядом начи­нают нервничать. Обычно во время разговора принято периодически отводить глаза, чтобы не смущать собе­седника.

Если вы желаете вывести собеседника из равнове­сия, выберите на его теле или одежде уязвимое место (например, кривые ноги, плохие зубы, неухоженные ногти, нечищеную обувь, пятно на одежде и т.п.) и пристально смотрите туда. Ваш собеседник сразу же нач­нет нервничать. Ну а если вы вдобавок изобразите еле заметную язвительную улыбку и высокомерно откинете голову назад, то сохранить самообладание против такого приема удастся только уж очень выдержанному челове­ку. Рассеянный или направленный мимо глаз собеседни­ка взгляд (на ухо, лоб, подбородок, губы) сделает то же самое, но в более деликатной и щадящей форме.

 

Внушение словом

 

Сокрушительная сила языка нашла свое своеобраз­ное отражение в Евангелии от Иакова: «Так и язык — небольшой член, но много делает... Язык — огонь, при­краса неправды... это неудержимое зло: он исполнен смертельного яда».

С древних времен известно, что лечение человека покоится на трех основаниях: нож, травы и слово. Нож используется в хирургии; применение трав привело к появлению лекарств; слово же является основным «ору­дием труда» психолога и психотерапевта. Но не только их. Хороший врач — тот, одно посещение которого уже облегчает состояние больного.

Пожилые люди жалуются, что врачам сейчас не­когда даже как следует выслушать пациента. Наиболь­шим уважением у этого контингента как раз и пользу­ются доктора, считающие себя обязанными терпеливо выслушать их жалобы, ободрить, вселить надежду.

«Убить можно и словом», — утверждает поговорка. Именно так нередко и происходило, когда колдун на­кладывал на того или иного человека проклятие, прон­зая при этом его изображение острым предметом, — к назначенному сроку человек действительно заболевал и умирал. Некоторые матери и теперь считают, что пу­тем «сглаза» можно нанести вред их ребенку. В подоб­ных случаях мы имеем дело с механизмами прямого или косвенного внушения.

Прямое внушение связано непосредственно с речью воздействующего человека. В качестве примера такого внушения приведем такой случай. Молодой врач, что­бы упокоить пожилую мнительную пациентку, сказал: «Вы умрете после меня». Вскоре в результате несчаст­ного случая врач скончался. Узнав об этом, пациентка «последовала за ним».

Косвенное внушение предполагает использование ка­кого-либо предварительного действия или раздражи­теля с целью усиления эффекта (например, проткнуть гвоздем или сжечь изображение человека, на кото­рого наложено проклятие). Нередко косвенное внушение бывает более эффективным, чем прямое, поскольку действует в обход сознания и не вызывает поэтому у адресата внутреннего сопротивления.

Сила косвенного внушения доказана многими экс­периментами. В одном из них, проводившемся в пси­хиатрической клинике, пациентов разделили на две группы: одна группа проходила психотерапию в тече­ние полугода, другая в это время ожидала лечения. И что же? Улучшение самочувствия было зафиксировано у пациентов обеих групп: надежда на излечение оказалась сравнимой по воздействию с самим лечением.

В другом опыте пациентам с неврозом вместо ле­карств давали пилюли из сахара (совершенно беспо­лезные в плане лечения), уверяя, что они «помогают так же, как и другие лекарства». Группа из четырнад­цати человек принимала сахарные пилюли три раза в день в течение недели, после чего у тринадцати из них улучшение было по всем показателям...

Подобный эффект широко известен в медицине под на­званием «эффекта плацебо» (то есть пустышки).

В еще одном эксперименте сформировали две груп­пы студентов, имеющих психологические проблемы. С одной группой работали профессиональные психо­логи и психиатры, а с другой — преподаватели кол­леджа, пользовавшиеся уважением студентов. Эти пре­подаватели должны были в процессе работы говорить все, что придет в голову, с целью «помочь». Подобные сессии проводились 2—Зраза в неделю в течение трех месяцев. Положительные результаты были в одинако­вой степени характерны для обеих групп.

 

 

Внушаемость

Она сугубо индивидуальна. Определить уровень вну­шаемости можно с помощью специальных тестов, их называют «пробами». Такое тестирование обязательно проводят гипнотизеры, отбирая для себя подходящий «материал» для сеанса.

Но прежде чем дать описание таких проб, выска­жем некоторые суждения о внушаемости как таковой. При внушении обращаются преимущественно к чув­ствам объекта воздействия и рассчитывают на некритическое восприятие им информации. Поэтому наибо­лее внушаемы дети. Поскольку женщины, как прави­ло, значительно эмоциональнее мужчин, то женщины в целом более внушаемы, нежели мужчины.

Внушению легче поддаются малообразованные люди, не склонные к мыслительной работе, привыкшие на службе делать то, что велит начальник.

Одна малообразованная женщина внушила себе, что у нее в желудке поселилась живая жаба: будто бы, выпив воды из пруда, она проглотила ее зародыш, который вырос и теперь не дает бедной женщине покоя.

Никакими доводами не удавалось разубедить ее, говоря об абсурдности таких утверждений. И она направилась к известному врачу, практиковавшему частным образом, с просьбой «выгнать» жабу. Тот, поговорив с ней, понял, в чем дело, и не стал спорить, а назначил на следующий день «операцию по извлечению» проклятой твари. Женщине он велел все это время побольше есть. Сам же попросил со­седских мальчишек поймать для него за приличное вознаг­раждение жабу. Вскоре она уже томилась в банке.

«Операция» состояла в том, что врач дал пациентке сильнейшее рвотное средство и усадил над большим та­зом. Долгая изнурительная рвота притупила бдительность страдалицы, и в таз незаметно для нее положили жабу. Увидев ее, пациентка возликовала: «Вот! Я же говорила! Доктор, вы меня спасли. Я теперь испытываю такое об­легчение!».

Вообще деятельность, связанная с выполнением приказов и требований (солдаты, спортсмены, партий­ные функционеры), способствует внушаемости. Утом­ление и стресс — тоже.

Еще более внушаемы алкоголики и наркоманы. Легко внушаема толпа. У нее «много голов, но мало мозгов».

Чем больше аудитория слушателей, тем более она безвольна и внушаема. Трудно сказать первому: «А ко­роль-то голый!» Смельчаков нет, все молчат, созда­стся иллюзия, что все «за». Идеологи тоталитарных Режимов использовали этот феномен для имитации «поддержки» своих решений. Вот и получалось: каждый в отдельности — «против», а все вместе — «за»...

 

Механизм внушения

 

При внушении воздействие на человека строится таким образом, что сначала вызывается сильное воз­буждение в ограниченной области головного мозга при одновременном торможении в остальной его части, а затем производится целенаправленная разрядка, за­крепляющая в сознании внушаемую мысль.

 

Пробы на внушаемость

 

Прием Брейда. Испытуемый сосредоточивает взгляд на предъявленном ему блестящем предмете (металли­ческий шар, наконечник медицинского молотка и т.п.), зафиксированном напротив, несколько выше его переносицы (для более сильного напряжения глаз­ных мышц). После долгой концентрации внимания могут наступить утомление зрительного анализатора и сон.

Приемы Куэ и Бодуэна.

Прием первый: стоящему че­ловеку предлагают держаться прямо, опираясь в ос­новном на пятки; иногда также просят откинуть на­зад голову. Это положение неустойчивого равновесия, в котором любой толчок приведет к падению. При этом спокойно, но твердо внушается: «Вы падаете назад, вас тянет назад, вы уже падаете, падаете...» Боль­шинство людей действительно падают, поэтому гип­нотизер должен стоять позади человека, чтобы вовре­мя его подхватить. Для усиления воздействия ладонью, расположенной напротив лба, можно чуть подтолк­нуть пациента или, коснувшись ладонью его затылка, постепенно отводить руку назад, что также вызывает нарушение равновесия тела. Если воздействие срабо­тало, человек начинает испытывать гораздо большее «уважение» и доверие к гипнотизеру, что впослед­ствии положительно сказывается на результатах само­го сеанса.

Прием второй: испытуемого ставят напротив гипно­тизера; центр тяжести тела пациента на этот раз сме­щен к носкам ног. Оба смотрят друг другу в глаза (опыт­ные специалисты, чтобы не утомлять зрение, смотрят на переносицу). Затем проводящий пробу протягивает ладони вперед до висков подопечного, говоря: «Вы уже падаете, падаете, падаете...» При выполнении данного приема можно касаться висков испытуемого (пальцы рук при этом должны быть холодными).

Проведение подобных тестов требует соблюдения некоторых правил, обеспечивающих физическую без­опасность испытуемого: он должен быть без очков; по­близости не должно быть предметов с острыми углами; гипнотизер должен обладать силой, достаточной для удержания человека в случае его падения.

Прием третий: испытуемому дают в руки нить с гру­зом на конце, предлагают закрыть глаза и настойчиво думать о круге. Очень скоро маятник начинает описы­вать круговые движения. Если пациенту сказать, чтобы он думал об овале, маятник начнет вращаться по та­кой же траектории. Так что «прибор», с помощью ко­торого шарлатаны определяют «отрицательную энер­гию», указывает лишь на степень внушаемости и не на что иное.

 

«Целебные» аксессуары

 

Немалое распространение имеет вера в лечебные свойства магнитных (и иных) браслетов, пластин, се­режек, амулетов, талисманов. Помните — «Храни меня, мой талисман»?

Внушительных результатов в XVIII веке добился ав­стрийский врач Ф. Месмер. Вначале он был уверен, что магнит помогает излечивать различные недуги, и до­бивался прекрасных результатов, накладывая подко­вообразный магнит на больной орган пациента. В даль­нейшем Месмер намагничивал различные предметы, с которыми впоследствии соприкасались больные. Он «заряжал» воду, в которой купались пациенты, посуду, которой они пользовались, кровати, в которых те спали. «Магнетическую энергию» собирали даже в спе­циальные «аккумуляторы», откуда затем ее «черпали» страждущие во время оздоровительных процедур.

Впоследствии Месмер пришел к выводу об отсутствии в магните некой излечивающей силы («флюида»). Честно признав свои заблуждения, он сосредоточил внимание на исследованиях «нервных токов» в организме самого человека, которые можно усилить посредством внушения.

Врач признал свои былые заблуждения, чего нельзя сказать о многих современных «магах», продолжающих «заряжать» кремы, мази, газеты, журналы и вводящих в заблуждение миллионы людей (этот вопрос будет рассмотрен ниже). Внешнее сходство с некоторыми психотерапевтическими процедурами вроде бы и есть (вспомним плацебо-эффект), однако массовость, без­духовность и ярко выраженная коммерческая подоплека всех названных процедур не позволяют относиться к пресловутым «магам» с уважением.

 

 

Народные целители

Вера в лучшее действительно приводит к тому, что это лучшее случается. Искусные народные целители отличаются умелым и тонким использованием этой психологической закономерности. Хорошо составлен­ные народные заговоры от различных болезней имеют немало общего с внушениями, принятыми в совре­менной психотерапии.

Начинаются они, как правило, с психологической настройки больного на «прием» воздействия, затем следует основная часть — собственно внушение с це­лью «выгнать болезнь вон» из тела человека.

Использование в этой части заговора различных об­разных представлений («выгоняю болезнь (такого-то) в гнилое болото, в сыпучие пески...») позволяет задей­ствовать различные системы восприятия (зрительную, кинестетическую и т.д.), усилить и закрепить внушение.

В завершающей части могут произноситься фразы, имеющие целью продлить действие в будущем загово­ра, способствующего оздоровительным процессам в организме больного.

 

Религиозные верования

На схожих принципах основывается положительное влияние, которое оказывает на людей вера в Бога. Ве­рующие видят в образе Бога неиссякаемый источник любви и добра и как бы черпают энергию из этого источника. На самом же деле энергия черпается каждым из собственных ресурсов. Просто с помощью веры вБога получить «ключи доступа» бывает легче, по­скольку Бог является существом идеальным, всемогу­щим и «энергетически неиссякаемым» (в отличие от религиозных представлений о человеке, как о суще­стве греховном и слабом).

В этом и есть гениальная находка отцов-основателей вероучений о Боге (будь то Христос, Магомет или Буд­да) — дать возможность черпать из собственного ис­точника, думая, что черпаешь из божественного. Как тут не вспомнить: Бог внутри нас.

Другая находка — утверждение о ничтожестве чело­века — позволяет святым отцам от имени Бога руково­дить паствой.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.90 (0.014 с.)