Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пиар и удовлетворение потребностей людейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Практика пиара выделила несколько типов личностей— соискателей народной поддержки, отвечающих Неким скрытым потребностям определенных групп населения. Условно можно их назвать их так: биологический, коммуникативный, социальный, мифологический, профессиональный, контекстный (табл. 3.2).
Таблица 3.2
Задача специалиста по пиару — обеспечить соответствующее позиционирование предлагаемой им кандидатуры. Приведем общеизвестные примеры возможных ситуаций. Волк позиционирует себя как Красная Шапочка, пытаясь войти к бабушке. Для него это единственно возможная стратегия проникновения внутрь, поскольку бабушка реагирует только на один «пароль»: Красная Шапочка. Злоумышленник, проникая в современную квартиру, позиционирует себя в роли почтальона, принесшего телеграмму, электрика, проверяющего счетчики, и пр. Любая поп-звезда обязательно позиционирует себя в сексуальном плане, считая, что таким образом она обретет наибольшее количество поклонников. Отсюда и самообозначения — «секс-символы». Министр здравоохранения, позиционируя себя как защитник пациентов, говорит о введении платных услуг в медицине — мол, это делается, чтобы люди увидели, «за что именно теперь надо платить» (то есть реально проблема представлена как бы в перевернутом виде).
Эксплуатация мифов При разработке идеи пиар-кампаний весьма плодотворной может оказаться апелляция к древним архетипам и мифам. Миф — это механизм передачи опыта от поколения к поколению, это память человечества. Мифы близки человеку, поскольку отражают не новую информацию, а уже усвоенную человечеством. Это как слушание знакомой музыки, где не требуется никакого анализа. Мифы — помощники человека, облегчающие ему ориентирование в мире информации. Высшим пилотажем пиара следует признать именно работу с мифологемами. В этом случае не требуется введения новой информации, а задачей становится подключение к уже записанной в массовом сознании.
Архетипы
Швейцарский психолог Карл Юнг (1875—1961) ввел понятие «архетип», широко используемое в современной рекламе и пиаре. Архетипы — это первичные схемы образов, их психологические предпосылки. В своей работе «Метаморфозы и символы либидо» (Юнг был учеником и последователем 3. Фрейда) Юнг утверждал, что в психике человека, помимо индивидуального бессознательного, есть еще более глубокий слой — коллективное бессознательное. Именно этот пласт человеческой психики, по мнению Юнга, и лежит в основе мифов. Процесс мифотворчества — это трансформация архетипов в образы. Если попытаться отыскать архетипические мотивы в сфере брэндов и создаваемых образов, то ими могут быть: в основе брэнда «Kodak gold» — архетип золота; маркировки сигарет «King size» — архетип королевских достоинств; поп-титула «super-star» — архетип солнца. Чудесное преобразование заурядности в прекрасный образ — мотив, чаще всего разрабатываемый в рекламе косметических средств и бытовой химии. Архетипичность — основа большинства видов и жанров массовой культуры. Она говорит о каких-то близких, понятных вещах. Ее сила в опоре на глубинные архетипы национальной культуры, существующие на генном уровне в массовом сознании. Тот, кто умеет их «считывать» и конструировать, и создает шедевры типа Лени Голубкова и Марины Сергеевны из рекламной кампании «МММ». А вот пример использования архетипов при организации презентаций, семинаров и пресс-конференций. Наблюдения показывают, что наиболее неприятные реплики и вопросы можно получить от людей, сидящих по периметру (с краю, на последнем ряду) или на отдаленных местах — отодвинутых диванах, за отдельно стоящими столиками. Чем можно объяснить такое поведение? И как надо предварительно расставлять мебель во время проведения семинаров, пресс-конференций? На указанных местах никогда не располагаются лидеры. Чаще всего там сидят «отверженные». И если человек случайно оказался на одном из таких мест, срабатывает архетип: «Я отвержен. Значит, они — мои враги». А на врагов надо нападать. И подсознание работает над поиском агрессивного противодействия. Поэтому предварительной расстановкой кресел (например, в форме полусферы) можно обеспечить такое размещение участников презентации, когда никто из них не будет ощущать себя в роли отверженного. Во многих случаях используются так называемые народные архетипы. Например, неказистого с виду, но лукавого и по жизни мудрого Иванушку-дурачка можно легко распознать в череде рекламных и пиар-персонажей. Психологи выделяют обычно не более трех десятков архетипов, действующих в массовом сознании. В качестве примеров достаточно сослаться на классические рекламные кампании фирм «Camel», «Marlboro», «Pepsi» с использованием архетипов «мужское» (фаллическое), «герой», «мудрый старец», «смерть—возрождение» и т.д. Это элементы «конструктора», которыми пользуется практически каждый, подсознательно считывая мотивы коллективного бессознательного. Многие компании для создания потребительских мифов используют библейские архетипы. Так, компания «Pirelli» использовала для своих рекламных постеров спортсменов с мировым именем. На одном из них знаменитый бразильский футболист Роналдо в своей футболке с номером 10, с распростертыми руками нависал над всеми на манер известной статуи Христа в Рио-де-Жанейро.
Мифы
«Звездные» мифы: символизируют харизматическую энергию, силу некой личности. Сферы наиболее активного их применения — кино, политика, эстрада, мода, спорт. Вспомните ролик из серии «Всемирная история» режиссера Т. Бекмамбетова, снятый по заказу банка «Империал». Сюжет таков. В сочельник, на званом Ужине у императрицы, Суворов не притрагивается к яствам. Екатерина. А что это граф Суворов ничего не ест? Суворов. Ждем-с! До первой звезды нельзя! Екатерина. Звезду генералиссимусу! Сверхзадача ролика — упоминание в этом «звездном» контексте банка «Империал». Миф о сотворении мира: в качестве примера можно привести заезженный рекламный сюжет о домохозяйке, окруженной совершенными бытовыми приборами, — моделируется ситуация, где ей дан возвышенный статус божества в райском мире потребления. «Американская мечта» (American dream): миф основан на протестантском отношении к собственности, как к части самого себя. Индивидуализм — движущая сила прогресса, породившая особый тип человека, именуемого «self made man» (сделавший себя сам). «Солнечные» мифы: построены на аналогии с солнечным совершенством. Опосредованно прием использован в рекламной кампании оператора мобильной связи «Baltcom GSM» — образ подсолнуха с семенами-клавишами. Прием срабатывает буквально, тем более что подсолнух в переводе с латышского — солнечный цветок. Схожие по своему подтексту приемы всегда сулят потребителю переход из черно-белого мира проблем в лучезарное солнечное пространство, где эти проблемы уже за него решены. Символическое рождение: образ, активно используемый на презентациях бизнес-структур в связи с началом действий на рынке или при представлении нового руководителя, товара или бизнес-услуги. Тут задействован целый комплекс мифов о происхождении человека. Основная функция — выгодное позиционирование в условиях конкуренции. Символическая смерть: это мифы-пророчества о «конце света» и глобальных катастрофах. Предполагается наработка акций, к которым следует «быть готовым» на случай форс-мажорных обстоятельств: банкротств и прочих кризисных ситуаций, ухода с рынка в связи с завершением жизненного цикла товара, изменения профиля деятельности. Это сфера действия технологий по управлению кризисными ситуациями. Основная функция данной пиар-акции — дать оправдание, закрепить его в массовом сознании. Календарные культы: комплекс мероприятий, обусловленных цикличностью в природе и деятельности людей, способ поддержания имиджа. Основная функция — имитация приобщения к историческим процессам.
Мифологические сюжеты
Исследователи давно заметили, что при чрезвычайном многообразии национальных мифов целый ряд основных мотивов в них повторяется. Большинство мифов строится на базе авантюрных и бытовых сюжетов. Среди наиболее популярных мотивов и тем мифологического мышления следует выделить следующие: • о борьбе с чудовищами и злодеями (Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Минотавр); • о мачехе и падчерице (Золушка); • о мудрой и верной жене (Пенелопа, Василиса Прекрасная); • о чудесных предметах и существах (скатерть-самобранка, ковер-самолет, золотое руно, волшебное кольцо, Золотая Рыбка, Конек-горбунок, Сивка-бурка); • о сотворении мира (космогонические мифы); • о появлении человека (антропогенические мифы); • о появлении богов (теогонические мифы); • о колдовстве и шаманизме, черте, дьяволе (мотив состязания и преодоления); • о родстве человека со зверями, растениями (антропоморфические сюжеты); • о пугале, чучеле (различные вариации на тему «ужастиков»); • о спасителе; • о борьбе сил добра и зла. В качестве примера ограничимся лишь иллюстрацией использования двух последних мотивов в мифах. В программе «Зеркало» был упомянут прием представления А. Лебедя в Красноярске, когда сначала выходит ведущий с писклявым голосом, после которого появляется генерал с басом, усиливаемым микрофоном. Этот прием контраста в данном случае сознательно конструируется. В восприятии массового сознания «громкий» голос сразу становится «командирским», как принято в армии (еще не потерявшей необходимого уровня доверия населения), да и предвыборные плакаты А. Лебедя показывали его как специалиста по кризисными ситуациям. Кстати, М. Горбачев в том же духе объяснил неприятие А. Лебедя коммунистами: «Лебедь будет отбирать голоса у коммунистов. Люди отдадут голоса тому, кто сможет круто изменить ситуацию». Следует обратить внимание на ключевое в этом контексте слово «круто», которое показывает, что и сам Горбачев так же воспринимает образ А. Лебедя. В 1996 году на самом престижном в мире Каннском фестивале рекламы был удостоен Золотого Льва и приза прессы ролик режиссера Тарсема «Добро против зла» с бюджетом в 17 миллионов франков. Сюжет таков: силы зла противостоят силам добра на одном из самых популярных спортивных зрелищ — футбольном матче. Игра происходит на античном стадионе. Силы зла предельно выразительны, но абстрактны. Силы добра представлены «командой мечты», ведомой легендарным Эриком Кантаной. Добро, обутое в бутсы с логотипом «Шке», одного из мировых лидеров по производству спортивной одежды и обуви, разумеется, побеждает. В отдельную категорию можно выделить военные, исторические, политические и этнические мифы. К политическим следует отнести мифы о формах государственности — имперских, тоталитарных, социалистических, либерально-демократических. К мифам этническим следует отнести тех из них, которые обращены к национальному самосознанию, культурной идентификации и др. Мифологическая основа распознается в абсолютном большинстве кассовых фильмов. В советском и новом русском кино это «Человек-амфибия», «Баллада о солдате», «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы», «Москва слезам не верит», «Особенности национальной охоты», «Любить по-русски», «Принцесса на бобах» и т.д. В западном — это прежде всего сериал об агенте 007, Джеймсе Бонде. Сосредоточим внимание именно на этом сериале, так как он позволяет наиболее наглядно проиллюстрировать тезис о мифологической основе кассовых фильмов. Композиционное построение сериала, подобно плутовским и приключенческим романам, тяготеет к бесконечному наращиванию числа однотипных эпизодов. Джеймс Бонд — это современный фольклор. А в фольклоре, несмотря на многообразие его национальных моделей, основные мотивы повторяются. Живучесть подобных архетипов можно проиллюстрировать, сравнивая приключения западного Бонда и русского сказочного героя: герой сказки отправляется в путь, чтобы спасти принцессу, — Бонд получает задание спасти человечество; герою сказки противостоят Баба-Яга, Змей Горыныч, иная нечисть — Бонду противостоит демонический маньяк или злодей, лелеющий злодейские планы планетарного масштаба; герою сказки в помощь есть ковер-самолет, сапоги-скороходы, Серый Волк— для Бонда пожилой джентльмен Кью в своей лаборатории изобретает всевозможные технические выручалочки; героя сказки в его приключениях не обходит беда — Бонд также оказывается в руках злодея, противостоящего ему; торжество героя сказки кончается женитьбой на принцессе — в финале Бонд всегда оказывается в любовных объятиях. Это сравнение наглядно демонстрирует единство мифологического фундамента и иллюстрирует тезис о том, что в фольклорных образах человек всегда моделировал и интерпретировал окружающий его мир. В этом смысле любой мифологический герой, и Бонд в том числе, есть собирательный образ не только своих прямых создателей, но и зрителей. По Юнгу это и есть «коллективное бессознательное». В начале 90-х, на заре становления частного предпринимательства в России, первой по-настоящему действенной рекламой стал сериал печальной памяти АО «МММ», основанный на глубинных архетипах национального менталитета. Среднестатистический житель страны почти что на генетическом уровне считывал, расшифровывал и воспринимал информацию, передаваемую ему героями, подобными Лене Голубкову, Марине Сергеевне, «просто Марии», действовавшими под девизом «У МММ нет проблем». Секрет был в том, что авторы сериала, эксплуатируя привычные образы русской сказки, создавали созвучный архетипу в массовом сознании образ тридесятого царства с героями, как бы исполняющими обязанности Иванушки-дурачка, Емели, Сивки-бурки, Щуки-исполнительницы желаний. Да и печальный конец пирамиды АО «МММ» наводит на мысль о пушкинской Золотой Рыбке, которая в соответствии с сюжетом сказки и законами реальной жизни в конце концов «кинула» всех любителей дармовых чудес, оставив их у разбитого корыта. И сколько еще подобных мифологических финансовых пирамид есть и будет в дальнейшем! Миф, сказка как формы иносказаний стали моделями для современной рекламы. В классическом случае с героем по имени Леня Голубков явственно ощущается отзвук русских пословиц: «На дураках мир держится», «И глупый умного одурачит», «Дураку счастье, а умному Бог даст». То же самое в случае с рекламными текстами типа: «Пап, а пап, мы тут сидим, а денежки идут...» Фирма «Ситроен» долгие годы была одним из лидеров автомобилестроения, а ее рекламный логотип украшал Эйфелеву башню. Основой ее рекламы стал миф о совершенстве. «Новая модель «Ситроена» упала к нам с небес, поскольку она изначально представлена как сверхсовершенный объект. <...> Модель DS-19 — «богиня» (аббревиатура произносится так же, как слово «deesse» — «богиня»), обладает всеми признаками объекта, ниспосланного свыше. <... > Оттого наибольший интерес в ней вызывают не материалы, а сочленения. <... > Как известно, гладкая поверхность всегда является атрибутом совершенства». В 1992 году Золотого Льва в Каннах была удостоена реклама автомобиля BMW. Здесь эффект достигался за счет движения капли по совершенным формам женского тела. Тот же принцип использовали авторы ролика о японской автомодели «Lexus», в 1993 году вошедшего в ежегодную коллекцию лучших видеороликов Музея современного искусства в Нью-Йорке. Здесь использовали шарик, поразительно ровно катящийся по автошвам. Главный тезис всех этих реклам: технологическая форма автомобиля — нечто прекрасное, почти нереальное, с мифическими свойствами идеального тела, то есть само совершенство. Мифы о живой и неживой природе относятся к числу наиболее древних. На заре человечества люди наделяли объекты и явления природы человеческими качествами. Поэтому привлекательные для потребителя свойства животных и растений широко используются создателями пиар-рекламы. Яркий пример эффективности этого приема — один из наиболее известных рекламных слоганов: могучего и стремительного тигра нефтекомпания «Эссо» предлагала автовладельцам «посадить в свой бензобак». Мастеру американской рекламы Лео Бэрнетту принадлежит целый сноп подобных идей: «Котенок Моррис», «Тунец Чарли», «Тигренок Тони». На упаковках сигарет «Camel» изображен верблюд. Этот «корабль пустыни» — намек на тайну восточного происхождения табака. А желтый цвет пачки — это символ Востока. Выносливости верблюдов соответствовал и самый популярный в истории этой марки слоган: «Я прошел бы милю за «Camel». Среди других подобных популярных мифологических персонажей рекламы — муравей Volkswagen, кролик Minolta, зебра Chinzano, бык Maggi. Мифы и брэнды — неотъемлемая часть пиар-деятельности. Было время, когда американцы с настороженностью воспринимали рекламу мыла «Ivori». Сегодня почти каждый из них знает мифологизированную историю о том, как свела судьба иммигрантов Вильяма Проктера и Джеймса Гембла. Один занимался изготовлением свечей, другой был мыловаром. Они никогда бы не встретились, если бы не женились на двух сестрах, чей отец убедил зятьев стать партнерами. Так было положено начало одной из крупнейших в мире компаний Ргосter & Gamble, являющейся правообладателем более 300 брэндов — товарных знаков. Свои «легенды» имеют все крупнейшие транснациональные компании: «Дженерал электрик», «Дженерал Моторс», IВМ, «Майкрософт», «Сони» и др. В создаваемых и культивируемых легендах стараются показать чистоту помыслов отцов-основателей и руководителей фирм, реализуя завет основателя «Дженерал электрик», выдающегося изобретателя Томаса Эдисона: «Самое главное богатство фирмы — ее доброе имя!». Психологическое заражение Это один из древнейших и действенных способов вызвать необходимое побуждение индивида под влиянием того или иного состояния окружающих. Его проявления многообразны — от группового азарта до массовых психозов. Всем хорошо известны такие формы психологического заражения, как азарт болельщиков на стадионах, трудовой энтузиазм, ощущение огромной силы и единения на многолюдных митингах политических партий, особенно если их организаторы умело используют психологические механизмы ритуального поведения. Сила воздействия психологического заражения огромна, поэтому к данному виду психологического воздействия всегда проявляется большой интерес со стороны тех, кто стремится управлять людьми или влиять на них. Заражение характеризуется бессознательной подверженностью индивида или группы людей определенным психическим эмоциональным состояниям. Главной его особенностью является доминирование у большинства членов группы одного и того же психического состояния, сходство эмоционального реагирования и поведения у совершенно разных людей. Действие психических механизмов бессознательного заражения объясняется тем, что еще с древнейших времен потребность к совместному выражению эмоций помогало людям выжить как виду. Чтобы психические механизмы заражения сработали, достаточно иногда эмоционально высказаться по актуальному вопросу и обеспечить его поддержку несколькими участниками. Очевидно, что разные группы людей в различной степени подвержены психологическому заражению. К психологическому заражению более предрасположены однородные группы, не отличающиеся высокой степенью критичности мышления, для которых значимы групповые нормы поведения, взаимное доверие. Когда доминируют негативные психические состояния, люди также становятся более подверженными психологическому заражению. Психологи отмечают, что такому заражению практически не подвержены лица с высокими показателями ЭГО: самостоятельностью суждений, обладающие высоким интеллектом, сильной волей, высоким уровнем саморегуляции. Психологическое заражение было инспирировано, к примеру, политической рекламой, когда устраивались масштабные акции типа «Голосуй — или проиграешь!». Осуществлять психологическое заражение лучше всего удается харизматическим лидерам, которые реально обладают, как говорили раньше, «природным магнетизмом». Это могут быть яркие личности из мира искусства, спорта, политики. Заметим, что психологическое заражение наиболее действенно в «речевых» пиар-акциях, когда персонаж говорит «открытым текстом», а также во время массовых акций. В этом случае известные, уважаемые, авторитетные люди в яркой и эмоциональной форме выражают мысли или идеи, являющиеся главным содержанием рекламы. Их сторонники или последователи быстро и адекватно реагируют на такого рода идеи, многократно тиражируя их. Возникает мощный спонтанный канал распространения рекламы. Подражание Подражание — это следование какому-либо примеру или образцу, воспроизведение одним субъектом особенностей действий и поведения, присущих другому субъекту, стремление быть похожим на кого-то. Оно тесно связано с психологическим заражением, У них схожие психические механизмы, но все же они не тождественны. Многие исследователи склонны искать причины подражания в бессознательном, утверждая, что человек вообще склонен к подражанию, оно составляет для него одну из потребностей. А для детей, начиная примерно с годовалого возраста, подражание — важнейший прием научения; ребенок старается повторять то, что делают взрослые: как чистят зубы, бреются и т.п. По мнению выдающегося социолога Г. Зиммеля, это связано с «психологическим наследованием», в нем проявляется приобщение индивида к системе групповых ценностей, позволяющих «избавиться от тяжести персональной ответственности и мук выбора». Кроме того, подражание является средством достижения взаимопонимания, потому что оно дает возможность понять мотивы поведения другого человека. Если объектов подражания много,, у людей возникает ощущение единства, силы и защищенности. Таким образом, психологических причин для подражания много. Однако далеко не все индивиды склонны к подражанию, да и зависит это как от внешних, так и внутренних факторов. Внешние факторы — социально одобряемые образцы поведения, представляемые в качестве эталонных, если в обществе есть авторитетная управляющая вертикаль. Чем сложнее условия жизнедеятельности, тем более люди склонны к подражанию. Следуя образцам, они реализуют эффективные алгоритмы поведения в таких условиях. Внутренние факторы — это особенности самой личности: ее слабость, несамостоятельность мышления, конформизм, ощущение зависимости, отсутствие лидерских и волевых качеств. Замечено, что склонность к подражанию зависит от возраста; в частности, молодые люди более подвержены подражанию, но с годами это проходит. По имеющимся данным, мужчины и женщины склонны к подражанию примерно в одинаковой степени. Попытки использовать подражание в целях психологического воздействия в пиаре предпринимались практически всегда. Выведена даже важная закономерность: действенность рекламы выше, если персонажи роликов таковы, что потребители хотя бы в чем-либо хотят быть похожими на них. Отсюда — «типичные» образы на плакатах, красивые и привлекательные герои видеороликов.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.104.30 (0.019 с.) |