Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Привлечение и удержание внимания слушателейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Чем опытный выступающий отличается от впервые взошедшего на трибуну и с дрожью в голосе произносящего свою первую речь? Конечно, способностью целенаправленно стимулировать внимание и интерес слушателей. Для стимулирования внимания и интереса есть множество приемов: • показ практической значимости информации; • краткий исторический экскурс; • описание проблемной ситуации; • «отстранение»; • сравнения, сопоставления; • психологические паузы; • учет особенностей аудитории; • импровизация; • использование разнообразных форм подачи материала (тесты, игры, диалог, загадки и т.п.); вовлечение слушателей в соучастие; переход к диалогу с аудиторией; риторические вопросы к слушателям; • шутки; • изложение принципиально новых фактов; • новизна подхода; • использование крылатых фраз, высказываний выдающихся личностей; • умение сказать новое об общеизвестном; использование «закона края»; выдвижение гипотез, предположений; использование пословиц, поговорок; сочетание эмоциональных и рациональных приемов в изложении; • «сократовский диалог»; • использование ярких примеров из художественной • использование видеоматериалов.
Часть этих приемов используется для привлечения внимания аудитории, другие — для его удержания, третьи — для того и другого. Поясним некоторые из них. Пауза продолжительностью 5—7 секунд и внимательный взгляд на слушателей — первый прием привлечения внимания к оратору. Пауза позволяет аудитории настроиться на восприятие того, что ей предстоит услышать. Возникает при этом и элемент любопытства: «А как он начнет?» Неожиданность начала во многом сулит успех. Вот как осуществил пиар-акцию для своего вуза один из преподавателей. Доценту вуза поручили встречу с выпускниками одной из школ. Собравшиеся ожидали, что тот станет расхваливать свой институт и рекомендовать всем поступать именно в него. Однако преподаватель сразу же заявил, что не собирается вести никакой агитации, поскольку в его институте и без того ежегодно наблюдается большой вступительный конкурс, а хочет лишь предупредить подачу случайных заявлений. Школьников удивило такое начало выступления, и они выслушали его с большим вниманием. В конечном счете доцент добился поставленной цели: пиар-акция прошла успешно. Сближение с аудиторией достигается, когда оратор (имея на то основания) начинает выступление с того общего, что объединяет его со слушателями. Так, выступая на собрании избирателей — школьных учителей, кандидат в депутаты сообщил, что долгие годы работал в школе и рад случаю выступить перед бывшими своими коллегами. Это сблизило его со слушателями, обусловило их интерес и внимание. О новизне подхода: журналист сразу же завладел вниманием слушателей, сказав, что поделится новейшими сведениями о скандальной, всех интересующей ситуации. Вовлечение слушателей в соучастие: оратор предлагает слушателям мысленно стать участниками конкретного события: «Представьте себе, что вы стали очевидцем преступления...» Развив эту мысль далее, выступающий добивается желаемого: воображение слушателей уже захвачено. Можно заставить слушателя сопереживать тому, что он слышит, начав выступление с рассказа о трагическом эпизоде из жизни одного или нескольких человек, интересующем всех. Или оратор обращается к слушателям: «Представьте себе, что вы находитесь...» или «Каждый из вас бывал в ситуации, когда...» и т.п. Этот прием вызывает образные ассоциации, делает сообщение лучше воспринимаемым. Название приема «отстранение» происходит от слова «странный»: привычное, обыденное вдруг подается под неожиданным углом зрения. Например, о серьезном говорится с юмором, как это делается в трактате У.Б. Бина «Как не слушать оратора». Мы приведем довольно большую выдержку из него, поскольку текст замечателен и читатель с чувством юмора получит удовольствие от чтения. «Ни один оратор, какова бы ни была его энергия, не имеет шансов победить сонливость слушателей. Каждый знает, что сон во время длинного выступления значительно глубже, нежели состояние гипнотического оцепенения, известное под названием «полудрема». После такого сна просыпаетесь освеженным, вы хорошо отдохнули. Вы твердо знаете, что вечер не пропал даром. Мало кто из нас имеет мужество спать открыто и явно во время официальной встречи. После тщательного исследования этого вопроса я могу представить на рассмотрение читателя несколько оригинальных методов, которые до сих пор не публиковались. Сядьте в кресло как можно глубже, голову склоните слегка вперед (это освобождает язык, он висит свободно, не затрудняя дыхание). Громкий храп выводит из себя даже самого смиренного оратора, поэтому главное — избегайте храпа, все дыхательные пути должны быть свободными. Трудно дать четкие инструкции по сохранению во сне равновесия. Но чтобы голова не моталась из стороны в сторону, устройте ей из двух рук и туловища прочную опору в форме треножника, — еще Архимед знал, что это очень устойчивое устройство. Тем самым уменьшится риск падения на пол (а ведь выкарабкиваться из-под стола обычно приходится при весьма неприятном оживлении публики). Так у вас и голова не упадет на грудь, и челюсть не отвалится. Закрытые глаза прикройте ладонями, при этом пальцы должны сжимать лоб в гармошку. Это производит впечатление напряженной работы мысли и несколько озадачивает оратора. Возможны выкрики во время кошмаров, но на этот риск приходится идти. Просыпайтесь медленно, оглянитесь и не начинайте аплодировать сразу. Это может оказаться невпопад. Лучше уж подождите, пока вас разбудят заключительные аплодисменты». Теперь — что касается импровизации. Личный опыт автора убедил его, что импровизированное отступление от заранее намеченного плана выступления явно оживляет речь. Поводом для импровизации может быть что-либо произошедшее во время или накануне выступления. Например: «Когда я ехал на встречу с вами...» или «Некоторые садятся подальше в надежде хорошо выспаться. Лучше спать впереди, потому что к сидящим сзади я чаще обращаюсь с вопросом, что они думают по поводу услышанного». Важно соблюсти меру: отступление не должно быть слишком продолжительным. Как перейти к диалогу со слушателями? Задавайте им вопросы: они заставляют их размышлять, а ленивых хотя бы прислушаться к говорящему: неудобно же беспомощно таращить глаза, когда к вам обращаются с вопросом. Другой способ: «У кого-то из присутствующих наверняка возникла мысль: а почему лектор ничего не говорит о... Отвечаю...» Выдвижение гипотез, предположений осуществляется, например, словами: «А что если предположить...», «Но что произойдет, если...» и т.п. Термин «сократовский диалог» имеет многовековую историю. Обучение в школе Сократа велось методом вопросов и ответов — то есть беседы, умело направляемой учителем, чтобы обнаружить, столкнуть противоречия и в итоге найти истину. Этим обусловливается и методическое построение такого диалога. На первом этапе осмысливается одно положение, выдвинутое и аргументированное учителем-лектором. На втором — противоположное ему, но столь же аргументированное. На третьем этапе противоречие уже фиксируется в сознании слушателей, что активизирует их мышление. На четвертом начинается диалектическое размышление — исследование противоречия и путей к его разрешению. И пятый этап — разрешение проблемы, познание истины. Характеристику других приемов из числа названных выше читатель найдет ниже, в соответствующих главах книги. А сейчас хотим привлечь внимание читателя к еще одной группе приемов, предложенных известным русским юристом П. Сергеичем — теоретиком судебного красноречия П.С. Пороховщиковым.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.242.160 (0.012 с.) |