Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Привлечение и удержание внимания слушателей

Поиск

Чем опытный выступающий отличается от впервые взошедшего на трибуну и с дрожью в голосе произно­сящего свою первую речь? Конечно, способностью це­ленаправленно стимулировать внимание и интерес слу­шателей.

Для стимулирования внимания и интереса есть мно­жество приемов:

• показ практической значимости информации;

• краткий исторический экскурс;

• описание проблемной ситуации;

• «отстранение»;

• сравнения, сопоставления;

• психологические паузы;

• учет особенностей аудитории;

• импровизация;

• использование разнообразных форм подачи матери­ала (тесты, игры, диалог, загадки и т.п.); вовлечение слушателей в соучастие; переход к диалогу с аудиторией; риторические вопросы к слушателям;

• шутки;

• изложение принципиально новых фактов;

• новизна подхода;

• использование крылатых фраз, высказываний выда­ющихся личностей;

• умение сказать новое об общеизвестном; использование «закона края»; выдвижение гипотез, предположений; использование пословиц, поговорок; сочетание эмоциональных и рациональных приемов в изложении;

• «сократовский диалог»;

• использование ярких примеров из художественной
литературы и из жизни;

• использование видеоматериалов.

 

Часть этих приемов используется для привлечения внимания аудитории, другие — для его удержания, тре­тьи — для того и другого. Поясним некоторые из них.

Пауза продолжительностью 5—7 секунд и вниматель­ный взгляд на слушателей — первый прием привлече­ния внимания к оратору. Пауза позволяет аудитории настроиться на восприятие того, что ей предстоит ус­лышать. Возникает при этом и элемент любопытства:

«А как он начнет?»

Неожиданность начала во многом сулит успех. Вот как осуществил пиар-акцию для своего вуза один из преподавателей.

Доценту вуза поручили встречу с выпускниками одной из школ. Собравшиеся ожидали, что тот станет расхва­ливать свой институт и рекомендовать всем поступать именно в него. Однако преподаватель сразу же заявил, что не собирается вести никакой агитации, поскольку в его институте и без того ежегодно наблюдается большой вступительный конкурс, а хочет лишь предупредить по­дачу случайных заявлений. Школьников удивило такое начало выступления, и они выслушали его с большим вни­манием. В конечном счете доцент добился поставленной цели: пиар-акция прошла успешно.

Сближение с аудиторией достигается, когда оратор (имея на то основания) начинает выступление с того общего, что объединяет его со слушателями. Так, выс­тупая на собрании избирателей — школьных учителей, кандидат в депутаты сообщил, что долгие годы рабо­тал в школе и рад случаю выступить перед бывшими своими коллегами. Это сблизило его со слушателями, обусловило их интерес и внимание.

О новизне подхода: журналист сразу же завладел вниманием слушателей, сказав, что поделится новей­шими сведениями о скандальной, всех интересующей

ситуации.

Вовлечение слушателей в соучастие: оратор предла­гает слушателям мысленно стать участниками конк­ретного события: «Представьте себе, что вы стали оче­видцем преступления...» Развив эту мысль далее, выступающий добивается желаемого: воображение слу­шателей уже захвачено. Можно заставить слушателя со­переживать тому, что он слышит, начав выступление с рассказа о трагическом эпизоде из жизни одного или нескольких человек, интересующем всех.

Или оратор обращается к слушателям: «Представьте себе, что вы находитесь...» или «Каждый из вас бывал в ситуации, когда...» и т.п. Этот прием вызывает образ­ные ассоциации, делает сообщение лучше восприни­маемым.

Название приема «отстранение» происходит от сло­ва «странный»: привычное, обыденное вдруг подается под неожиданным углом зрения. Например, о серьез­ном говорится с юмором, как это делается в трактате У.Б. Бина «Как не слушать оратора». Мы приведем до­вольно большую выдержку из него, поскольку текст замечателен и читатель с чувством юмора получит удо­вольствие от чтения.

«Ни один оратор, какова бы ни была его энергия, не имеет шансов победить сонливость слушателей. Каждый знает, что сон во время длинного выступления значитель­но глубже, нежели состояние гипнотического оцепенения, известное под названием «полудрема». После такого сна просыпаетесь освеженным, вы хорошо отдохнули. Вы твердо знаете, что вечер не пропал даром.

Мало кто из нас имеет мужество спать открыто и явно во время официальной встречи. После тщательного исследования этого вопроса я могу представить на рас­смотрение читателя несколько оригинальных методов, ко­торые до сих пор не публиковались.

Сядьте в кресло как можно глубже, голову склоните слегка вперед (это освобождает язык, он висит свободно, не затрудняя дыхание). Громкий храп выводит из себя даже самого смиренного оратора, поэтому главное — из­бегайте храпа, все дыхательные пути должны быть сво­бодными.

Трудно дать четкие инструкции по сохранению во сне равновесия. Но чтобы голова не моталась из стороны в сторону, устройте ей из двух рук и туловища прочную опору в форме треножника, — еще Архимед знал, что это очень устойчивое устройство. Тем самым уменьшится риск падения на пол (а ведь выкарабкиваться из-под стола обычно приходится при весьма неприятном оживлении публики). Так у вас и голова не упадет на грудь, и че­люсть не отвалится.

Закрытые глаза прикройте ладонями, при этом паль­цы должны сжимать лоб в гармошку. Это производит впечатление напряженной работы мысли и несколько оза­дачивает оратора. Возможны выкрики во время кошма­ров, но на этот риск приходится идти.

Просыпайтесь медленно, оглянитесь и не начинайте аплодировать сразу. Это может оказаться невпопад. Лучше уж подождите, пока вас разбудят заключитель­ные аплодисменты».

Теперь — что касается импровизации. Личный опыт автора убедил его, что импровизированное отступле­ние от заранее намеченного плана выступления явно оживляет речь. Поводом для импровизации может быть что-либо произошедшее во время или накануне вы­ступления. Например: «Когда я ехал на встречу с вами...» или «Некоторые садятся подальше в надежде хорошо выспаться. Лучше спать впереди, потому что к сидящим сзади я чаще обращаюсь с вопросом, что они думают по поводу услышанного». Важно соблюсти меру: отступле­ние не должно быть слишком продолжительным.

Как перейти к диалогу со слушателями? Задавайте им вопросы: они заставляют их размышлять, а лени­вых хотя бы прислушаться к говорящему: неудобно же беспомощно таращить глаза, когда к вам обращаются с вопросом. Другой способ: «У кого-то из присутствую­щих наверняка возникла мысль: а почему лектор ниче­го не говорит о... Отвечаю...»

Выдвижение гипотез, предположений осуществля­ется, например, словами: «А что если предположить...», «Но что произойдет, если...» и т.п.

Термин «сократовский диалог» имеет многовековую историю. Обучение в школе Сократа велось методом вопросов и ответов — то есть беседы, умело направля­емой учителем, чтобы обнаружить, столкнуть проти­воречия и в итоге найти истину.

Этим обусловливается и методическое построение такого диалога. На первом этапе осмысливается одно положение, выдвинутое и аргументированное учите­лем-лектором. На втором — противоположное ему, но столь же аргументированное. На третьем этапе проти­воречие уже фиксируется в сознании слушателей, что активизирует их мышление. На четвертом начинается диалектическое размышление — исследование проти­воречия и путей к его разрешению. И пятый этап — разрешение проблемы, познание истины.

Характеристику других приемов из числа названных выше читатель найдет ниже, в соответствующих главах книги. А сейчас хотим привлечь внимание читателя к еще одной группе приемов, предложенных известным русским юристом П. Сергеичем — теоретиком судеб­ного красноречия П.С. Пороховщиковым.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.242.160 (0.012 с.)