Семь приемов известного юриста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семь приемов известного юриста



 

В приводимой ниже выдержке из книги П. Сергеича «Искусство речи на суде» не только указываются эти приемы, но и блестяще демонстрируется их использо­вание в речи.

«Будьте только внимательны, читатель, и вы скаже­те, что первый прием применен в предыдущей строке; это прямое требование внимания от слушателей.

Вы также скажете, что второй прием, столь же про­стой и естественный, это, конечно... пауза.

Третий прием заключается в употреблении — и надо сказать, что это единственный случай, когда вообще мо­жет быть допустимо употребление, — вставных предло­жений.

Четвертый прием, как вы уже догадались, не правда ли, проницательный читатель?это обращение к слу­шателям с неожиданным вопросом.

Перейдем к пятому приему, после которого останутся еще только два; из них последний, седьмой — самый инте­ресный. Пятый прием есть очень завлекательный, но вме­сте с тем и... Впрочем, в настоящую минуту мне кажется удобнее обратиться к шестому приему, не менее полезно­му и, пожалуй, сходному с ним в своем основании; шестой прием основан на одной из наиболее распространенных и чувствительных слабостей человека; нет сомнения, что, задумавшись хотя бы на секунду, всякий мало-мальски со­образительный человек сам укажет его; я даже не знаю, стоит ли прямо вызывать эту уловку, когда читатель уже издалека заметил, что сочинитель просто старает­ся затянуть изложение и подразнить его любопытство, чтобы обеспечить себе его внимание.

Возвращаясь теперь к пятому приему, мы можем ска­зать, что внимание слушателей получает толчок, когда оратор неожиданно для них прерывает начатую мысль,и новый толчок, когда, поговорив о другом, возвращается к недоговоренному ранее.

Седьмой прием, как видели читатели, заключается в том, чтобы заранее намекнуть на то, о чем предстоит говорить впоследствии».

 

Паузы

 

Различают паузы физиологические, грамматические, логические и психологические. Последние три — «зна­чимые паузы».

Физиологические паузы обусловлены необходимостью сделать вдох. Желательно, чтобы во время речи эти паузы совпадали с одной из значимых пауз, которые оправданы самим содержанием речи. Иначе говорящий воспринимается как человек с одышкой, что не импо­нирует аудитории.

Чтобы выполнить это условие, требуется трениро­вать дыхание. Соответствующие упражнения для выра­ботки правильного дыхания даны, например, в наших книгах «Риторика» и «Искусство убеждать».

Грамматические паузы отделяют одно предложение от другого.

Логические паузы делят поток слов на смысловые куски.

Назначение психологических пауз— раскрытие дви­жения мысли и чувств. Пауза акцентирует внимание на том, что говорится в данный момент. Обычно она свя­зана с нарастанием психологического напряжения и потому наиболее часто используется в тех местах речи, где описывается резкая смена событий, где есть анти­теза, контраст, неожиданность. Например, во фразе «Геологи искали воду, а нашли... золото» психологи­ческая пауза отражает противопоставление «вода — зо­лото», то есть вполне обычного более важному. В пред­ложении «Он долго работал над изобретением и наконец изобрел... велосипед» психологическая пауза подготавливает неожиданную развязку.

Психологические паузы связаны с подтекстом речи. Сущность психологической паузы становится яснее, если сравнить ее с паузой логической. «Вот в чем она заключается: в то время как логическая пауза помогает выяснить смысл, психологическая пауза дает жизнь этой мысли, стараясь передать подтекст. Если без ло­гической паузы речь безграмотна, то без психологи­ческой она безжизненна... Логическая пауза служит уму, психологическая — чувству» (К.С. Станиславский).

Психологическую паузу нельзя чрезмерно затягивать, иначе теряется ее смысл, она превращается в останов­ку, тем более неоправданную, что обычно она не со­впадает с концом высказывания. Длительность психо­логических пауз определяется интуицией говорящего, его ощущением связи с аудиторией, контакта с ней. Многим памятен анекдотический случай, когда Ельцин сделал длинную-предлинную паузу, как будто со­бирался еще что-то сказать. И наконец сказал: «Все».

Один французский плакатист уверяет: «Чтобы за­владеть вниманием человека, нет иного выхода, как создавать «визуальные скандалы».

Суть его заключается в том, что при выборе изоб­разительных средств — цвета, размера, слова и т.п. — используются, так сказать, крайности: если цвет — то самый насыщенный, если размер — то самый боль­шой, если слово — то самое броское. Это относится к шрифтам, рисункам, фотографиям, любому друго­му материалу.

Обычно возникает вопрос выбора шрифта. Здесь иг­рает роль конфигурация букв, соотношение размеров их отдельных элементов. Эмипирчески установлено оп­тимальное для восприятия соотношение толщины к высоте букв — 1:5.

Не меньшее значение имеет фон, на котором раз­мещается словесная информация. Считается, что ин­тенсивность восприятия убывает по такой шкале: 1) жел­тый на черном; 2) белый на синем; 3) черный на оранжевом; 4) оранжевый на черном; 5) черный на белом; 6) белый на красном; 7) красный на желтом; 8) зеленый на белом; 9) оранжевый на белом; 10) крас­ный на зеленом.

Давно замечено, что цвет влияет на самочувствие людей и, следовательно, может быть целенаправлен­но использован. Скажем, красный цвет возбуждает, голубой — успокаивает, желтый — побуждает к дей­ствию, оранжевый цвет бодрит, зеленый — создает приятное настроение, черный — угнетает, белый — утомляет, вызывает усталость.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.224 (0.005 с.)