Что способствует привлекательности речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что способствует привлекательности речи



Речь — удивительно сильное средство,

но нужно иметь много ума,

чтобы пользоваться им.

Гегель

Мы уже говорили, что слушание требует опреде­ленных усилий. Поэтому говорящий должен позаботить­ся о привлекательности своей речи. Установлено, что этому способствует богатство словаря, образность, ли­тературность речи, использование стилистических при­емов, пауз и др.

Лексика и словарный запас

Чем разнообразнее и богаче лексика говорящего, тем лучшее впечатление производит речь, тем она привле­кательнее и выше ее действенность.

Одни исследователи считают, что активно исполь­зуемый словарь современного человека обычно не пре­вышает 7—9 тысяч слов, по подсчетам других, он дос­тигает 11—13 тысяч. Сопоставим эти данные со словарем великих мастеров художественного слова. Например, А.С. Пушкин употребил в своих произведениях и пись­мах более 21 тысячи слов (при анализе повторяющиеся слова принимались за одно), причем половину этих слов он использовал только один или два раза. Это свидетельствует об исключительном богатстве языка гениального поэта.

А вот сведения о количестве слов, использованных другими писателями и поэтами: Есенин — 18 890, Сервантес — около 17 тысяч, Шекспир — почти 15 тысяч (по другим источникам — около 20 тысяч), Гоголь («Мертвые души») — около 10 тысяч слов.

У некоторых людей словарный запас чрезвычайно беден. И. Ильф и Е. Петров в знаменитых «Двенадцати стульях» остроумно высмеяли таких «одноклеточных» в образе Эллочки-«людоедки», обходившейся во всех случаях жизни всего лишь тридцатью словами.

Бедность словарного запаса лишь подчеркивает убо­гость мысли. Это характерно для тех, кто мало читает. Именно чтение хорошей литературы расширяет лек­сический диапазон.

Литературный язык

Важнейшее свойство литературного языка — его сле­дование определенной норме:

норма охватывает все стороны языка: произноше­ние, словоупотребление, грамматику, стилистику;

норма исторически изменчива: то, что вчера было «правильным», сегодня может выйти из употребления (ср.: устаревшие варианты домы, буржуазия и современ­ные дома, буржуазия);

норма вместе с тем устойчива, даже консервативна (так, словари в качестве нормативного варианта пред­лагают кулинария, агрономия, хотя речевая практика сви­детельствует, что в ходу уже новые варианты кулина­рия, агрономия}. Консервативность— положительное качество нормы, так как тем самым она обеспечивает определенную устойчивость литературного языка во времени;

в силу консервативности нормативный вариант не всегда совпадает с вариантом, получившим широкое распространение в речи (ср.: широко распространен­ное обеспечение, ходатайствовать и нормативное обес­печение, ходатайствовать);

Норма проявляется в выборе одного из реально бы­тующих в речи вариантов. Например, из ряда вариан­тов понять, взяла, созыв, средства, упрочение нормативным считается понять, взяла, созыв, средства, упрочение. В данном случае норма определяется законами и правилами самого языка.

Но нормативность варианта может зависеть и от причин внешних, внеязыковых, в частности от ситуации общения. Например, слова приветствия «здравствуйте», «добрый день», «привет», «салют», хотя и являются вполне литературными, не равноценны и не равноправны в социальном отношении: одни больше подходят к ситуации официального общения, другие — к ситуа­ции общения с друзьями. Таким образом, умение выб­рать нормативный вариант предполагает его оценку с разных точек зрения: во-первых, насколько точно он передает нашу мысль слушателю; во-вторых, насколь­ко он соответствует ситуации общения; в-третьих, как он оценивается людьми, хорошо владеющими литера­турным языком.

 

Образность речи

Она способствует действенности речевой информа­ции. Сущность образности — в использовании перенос­ных значений слов и словесных оборотов. Разновидно­стей этого приема много, их общее название — тропы (от греческого «тропос» — поворот).

Сравнение простейший из тропов. Лев Толстой называл сравнения одним из сильнейших средств опи­сания. Примеры: сравнение юности с весной, а старо­сти — с осенью.

Метафор а — это как бы укороченные сравнения или перенос названия одного предмета на другой: юность — весна жизни, старость — ее осень; пожар войны; почва для сотрудничества; море слез; атомный гриб.

Эпитеты являются важным средством выразитель­ности речи, это яркие художественные определения, подчеркивающие одну из сторон явления. Примеры: финансовая столица, беспощадная кровавая война, неслыханный грабеж, отвратительный договор, наглый обман, зарвавшийся чиновник; «обучаемый — это не сосуд, который надо наполнить знаниями, а факел, который надо зажечь».

Аллегория— иносказательное изображение. Иначе называется Эзоповым языком по имени Эзопа, автора многочисленных басен и притч (послужившую, кстати, исходным материалом для многих басен Крылова).

Иносказания также характерны и для многих сказок не зря говорится: «Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок!» Не случайно многие аллегории черпаются из сказок и басен.

Ирония вносит в речь элемент эмоциональности и личного отношения к предмету разговора. Однако не следует забывать о том, что это оружие обоюдоострое и, будучи применено неосторожно, может перевести созидательный диалог в разрушительный спор или даже конфликт.

Безотказно обычно действует ирония над собой — самоирония.

Пословицы и поговорки оживляют речь, привлекают внимание, создают нужный психологический настрой. Академик Б.В.Гнеденко в свой популярной лекции о применении математики в народном хозяйстве привел древнюю узбекскую поговорку: «Прежде чем выпустить слова из нижней части головы, пропусти ее через верх­нюю» (оживление в зале). В речи на съезде писателей С.В. Михалков привел пословицу: «Бойся коровы спе­реди, лошади — сзади, а дурака — со всех сторон!».

Президенты США Рейган и Клинтон, встречаясь с нашими руководителями, так и сыпали «домашними заготовками» — русскими пословицами и поговорками. Примеров удачного применения описываемого при­ема — не счесть.

Укажем еще несколько приемов создания образно­сти речи: олицетворение, то есть приписывание нежи­вым предметам свойств человека; гипербола (художе­ственное преувеличение: «Редкая птица долетит до середины Днепра»); литота (художественное преумень­шение: «мужичок с ноготок»); перифраз (замена назва­ния описательным оборотом: «Страна Восходящего солнца», «мать городов русских»).

 

Стилистические приемы

Выразительность языка во многом зависит от осо­бенностей построения фраз. Особенности эти называются синтаксическими или стилистическими фигу­рами.

К. подобным фигурам относятся обращение, инвер­сия, риторический вопрос, антитеза, анафора, повтор, градация, умолчание.

Основная функция обращения привлечь внимание слушателей. Но есть и другая: выразить отношение го­ворящего к слушателям, задать определенную тональ­ность речи.

Обращения «Господа!», «Товарищи!», «Друзья!», «Уважаемые коллеги» несут и другую нагрузку. Напри­мер, первые два указывают и на определенную поли­тическую ориентацию говорящего. Третье и четвертое предлагают и определенный уровень взаимодействия.

Инверсия это преднамеренное нарушение привыч­ного порядка слов, их перестановка с целью большей выразительности, акцентирования внимания на нуж­ном слове. Вспомним Пушкина:

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал...

Инверсия слова «добрые» оправданна здесь не только ритмом строки, но и усиливает значение этого слова.

Риторический вопрос это вопрос лишь по форме, а не по содержанию, ибо ответ предполагается оче­видным. Например: «Можем ли мы мириться с подобны­ми нарушениями?» Задача, решаемая подобным при­емом, — привлечь внимание слушателей, обеспечить молчаливую поддержку с их стороны, выявить свою точку зрения.

Антитеза противопоставление различных обсто­ятельств, свойств, утверждений. Антитеза как бы вы­свечивает разные стороны предмета обсуждения и тем самым усиливает впечатление объективности изложе­ния: «С одной стороны... но с другой...»

Повтор усиливает выразительность речи, может со­здавать эффект давления, напора: «Я терпела-терпела, я долго терпела!».

Апелляция к своим мыслям настраивает на доверительное общение со слушателем: «Я, нередко размышляв, почему так низка теперь грамотность у учащейся молодежи. И прихожу к выводу, что первая причина этому стали меньше читать».

Градация нарастание смысловой и эмоциональ­ной значимости слов. Градация позволяет усилить эмоциональную выразительность фразы. Например «Ситуация в стране резко изменилась, она полна противоречий, чревата приближающимся кризисом и со­циальным взрывом!»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.211 (0.014 с.)