Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Что способствует привлекательности речиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Мы уже говорили, что слушание требует определенных усилий. Поэтому говорящий должен позаботиться о привлекательности своей речи. Установлено, что этому способствует богатство словаря, образность, литературность речи, использование стилистических приемов, пауз и др. Лексика и словарный запас Чем разнообразнее и богаче лексика говорящего, тем лучшее впечатление производит речь, тем она привлекательнее и выше ее действенность. Одни исследователи считают, что активно используемый словарь современного человека обычно не превышает 7—9 тысяч слов, по подсчетам других, он достигает 11—13 тысяч. Сопоставим эти данные со словарем великих мастеров художественного слова. Например, А.С. Пушкин употребил в своих произведениях и письмах более 21 тысячи слов (при анализе повторяющиеся слова принимались за одно), причем половину этих слов он использовал только один или два раза. Это свидетельствует об исключительном богатстве языка гениального поэта. А вот сведения о количестве слов, использованных другими писателями и поэтами: Есенин — 18 890, Сервантес — около 17 тысяч, Шекспир — почти 15 тысяч (по другим источникам — около 20 тысяч), Гоголь («Мертвые души») — около 10 тысяч слов. У некоторых людей словарный запас чрезвычайно беден. И. Ильф и Е. Петров в знаменитых «Двенадцати стульях» остроумно высмеяли таких «одноклеточных» в образе Эллочки-«людоедки», обходившейся во всех случаях жизни всего лишь тридцатью словами. Бедность словарного запаса лишь подчеркивает убогость мысли. Это характерно для тех, кто мало читает. Именно чтение хорошей литературы расширяет лексический диапазон. Литературный язык Важнейшее свойство литературного языка — его следование определенной норме: норма охватывает все стороны языка: произношение, словоупотребление, грамматику, стилистику; норма исторически изменчива: то, что вчера было «правильным», сегодня может выйти из употребления (ср.: устаревшие варианты домы, буржуазия и современные дома, буржуазия); норма вместе с тем устойчива, даже консервативна (так, словари в качестве нормативного варианта предлагают кулинария, агрономия, хотя речевая практика свидетельствует, что в ходу уже новые варианты кулинария, агрономия}. Консервативность— положительное качество нормы, так как тем самым она обеспечивает определенную устойчивость литературного языка во времени; в силу консервативности нормативный вариант не всегда совпадает с вариантом, получившим широкое распространение в речи (ср.: широко распространенное обеспечение, ходатайствовать и нормативное обеспечение, ходатайствовать); Норма проявляется в выборе одного из реально бытующих в речи вариантов. Например, из ряда вариантов понять, взяла, созыв, средства, упрочение нормативным считается понять, взяла, созыв, средства, упрочение. В данном случае норма определяется законами и правилами самого языка. Но нормативность варианта может зависеть и от причин внешних, внеязыковых, в частности от ситуации общения. Например, слова приветствия «здравствуйте», «добрый день», «привет», «салют», хотя и являются вполне литературными, не равноценны и не равноправны в социальном отношении: одни больше подходят к ситуации официального общения, другие — к ситуации общения с друзьями. Таким образом, умение выбрать нормативный вариант предполагает его оценку с разных точек зрения: во-первых, насколько точно он передает нашу мысль слушателю; во-вторых, насколько он соответствует ситуации общения; в-третьих, как он оценивается людьми, хорошо владеющими литературным языком.
Образность речи Она способствует действенности речевой информации. Сущность образности — в использовании переносных значений слов и словесных оборотов. Разновидностей этого приема много, их общее название — тропы (от греческого «тропос» — поворот). Сравнение — простейший из тропов. Лев Толстой называл сравнения одним из сильнейших средств описания. Примеры: сравнение юности с весной, а старости — с осенью. Метафор а — это как бы укороченные сравнения или перенос названия одного предмета на другой: юность — весна жизни, старость — ее осень; пожар войны; почва для сотрудничества; море слез; атомный гриб. Эпитеты являются важным средством выразительности речи, это яркие художественные определения, подчеркивающие одну из сторон явления. Примеры: финансовая столица, беспощадная кровавая война, неслыханный грабеж, отвратительный договор, наглый обман, зарвавшийся чиновник; «обучаемый — это не сосуд, который надо наполнить знаниями, а факел, который надо зажечь». Аллегория— иносказательное изображение. Иначе называется Эзоповым языком по имени Эзопа, автора многочисленных басен и притч (послужившую, кстати, исходным материалом для многих басен Крылова). Иносказания также характерны и для многих сказок не зря говорится: «Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок!» Не случайно многие аллегории черпаются из сказок и басен. Ирония вносит в речь элемент эмоциональности и личного отношения к предмету разговора. Однако не следует забывать о том, что это оружие обоюдоострое и, будучи применено неосторожно, может перевести созидательный диалог в разрушительный спор или даже конфликт. Безотказно обычно действует ирония над собой — самоирония. Пословицы и поговорки оживляют речь, привлекают внимание, создают нужный психологический настрой. Академик Б.В.Гнеденко в свой популярной лекции о применении математики в народном хозяйстве привел древнюю узбекскую поговорку: «Прежде чем выпустить слова из нижней части головы, пропусти ее через верхнюю» (оживление в зале). В речи на съезде писателей С.В. Михалков привел пословицу: «Бойся коровы спереди, лошади — сзади, а дурака — со всех сторон!». Президенты США Рейган и Клинтон, встречаясь с нашими руководителями, так и сыпали «домашними заготовками» — русскими пословицами и поговорками. Примеров удачного применения описываемого приема — не счесть. Укажем еще несколько приемов создания образности речи: олицетворение, то есть приписывание неживым предметам свойств человека; гипербола (художественное преувеличение: «Редкая птица долетит до середины Днепра»); литота (художественное преуменьшение: «мужичок с ноготок»); перифраз (замена названия описательным оборотом: «Страна Восходящего солнца», «мать городов русских»).
Стилистические приемы Выразительность языка во многом зависит от особенностей построения фраз. Особенности эти называются синтаксическими или стилистическими фигурами. К. подобным фигурам относятся обращение, инверсия, риторический вопрос, антитеза, анафора, повтор, градация, умолчание. Основная функция обращения — привлечь внимание слушателей. Но есть и другая: выразить отношение говорящего к слушателям, задать определенную тональность речи. Обращения «Господа!», «Товарищи!», «Друзья!», «Уважаемые коллеги» несут и другую нагрузку. Например, первые два указывают и на определенную политическую ориентацию говорящего. Третье и четвертое предлагают и определенный уровень взаимодействия. Инверсия — это преднамеренное нарушение привычного порядка слов, их перестановка с целью большей выразительности, акцентирования внимания на нужном слове. Вспомним Пушкина: И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал... Инверсия слова «добрые» оправданна здесь не только ритмом строки, но и усиливает значение этого слова. Риторический вопрос — это вопрос лишь по форме, а не по содержанию, ибо ответ предполагается очевидным. Например: «Можем ли мы мириться с подобными нарушениями?» Задача, решаемая подобным приемом, — привлечь внимание слушателей, обеспечить молчаливую поддержку с их стороны, выявить свою точку зрения. Антитеза — противопоставление различных обстоятельств, свойств, утверждений. Антитеза как бы высвечивает разные стороны предмета обсуждения и тем самым усиливает впечатление объективности изложения: «С одной стороны... но с другой...» Повтор усиливает выразительность речи, может создавать эффект давления, напора: «Я терпела-терпела, я долго терпела!». Апелляция к своим мыслям настраивает на доверительное общение со слушателем: «Я, нередко размышляв, почему так низка теперь грамотность у учащейся молодежи. И прихожу к выводу, что первая причина этому стали меньше читать». Градация — нарастание смысловой и эмоциональной значимости слов. Градация позволяет усилить эмоциональную выразительность фразы. Например «Ситуация в стране резко изменилась, она полна противоречий, чревата приближающимся кризисом и социальным взрывом!»
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.213.36 (0.012 с.) |