Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Впечатляющие результаты деятельностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Харизму принимают за «сверхъестественную» власть. Подвести публику к такому выводу можно посредством исключительных и видимых актов, чудес, исцелений или побед. Все эмоции становятся сильными и заразительными под влиянием таких неожиданных эффектов. В конечном счете действенность харизмы основана на успехе ее носителя. Пока харизматический лидер одерживает победы, обращает в свою веру противников, совершает исцеления и открытия, обеспечивает процветание своих сторонников, успех подтверждает его качества как вождя. Более того, люди верят в его «звезду», в ниспосланную ему божественную «благодать».
Поверженная харизма
Мера харизмы лидера — исключительно результаты его деятельности. Неудача в каком-либо деле, серия военных поражений или ошибок в действиях — и сразу же харизма слабеет: как будто небо лишило его своего благословения. Если доказательств успеха долго нет, это «свидетельствует» о том, что одаренный харизматической милостью «покинут Богом», потерял свою магическую или героическую силу. Если продолжительное время его руководство не приносит благополучия подчиненным, он теряет и свой авторитет. В этом состоит суровый закон харизматической «божественной благодати». В Китае харизматическую квалификацию монарха понимали буквально так: любая неудача, чем бы ни порожденная (не только поражение в войне, но даже засуха, наводнение, неблагоприятное расположение звезд и т.д.), была основанием для его публичного осуждения, а то и для отречения от престола. Он не обладал тогда харизмой «добродетели», требуемой небесным духом, и не был поэтому легитимным «сыном неба». Герой, которого толпа превозносила только что, может быть на другой день осмеян ею, если его постигла неудача. Реакция будет тем сильнее, чем больше восхищались им до этого. Толпа смотрит на недавнего героя, как на равного себе, и мстит за то, что поклонялась его превосходству, которого нет теперь. Когда Робеспьер посылал на казнь своих коллег и многих граждан-современников, он был в зените славы. Но стоило за счет перевеса лишь в несколько голосов лишить его власти, как он тут же потерял все свое обаяние для толпы. Она провожала его на гильотину градом таких же проклятий, какими она осыпала его прежние жертвы. Обаяние под влиянием неудачи исчезает сразу. Когда в лидере начинают сомневаться, это происходит постепенно. Однако именно такой способ разрушения обаяния гораздо более действен. Обаяние, которое подвергается оспариванию, уже перестает быть обаянием. Вот показательный исторический факт. Когда в Риме возникли неприятные для Цезаря толки о его жене Помпее, он предпочел развестись с ней, хотя в ее невиновности не сомневался. На суде привел такую причину своего решения: «Жена Цезаря должна быть выше подозрений». Харизма, потерпевшая поражение, уже не харизма. Реакция бывает тем более бурной, чем сильнее разочарование. Верующие с неизменным неистовством разбивают изваяния своих бывших богов и приносят в жертву пророков, в мгновение ставших самозванцами. Вспомним, к примеру, поведение одетых в солдатские шинели крестьян, незадолго до революции свято веривших в «Бога, царя и Отечество», но после захвата Зимнего дворца загадивших — в буквальном (!) смысле — все помещения царского дворца. А другие, ранее верующие, глумились над иконами, церквами и священниками, когда услышали, что «религия — это опиум для народа». В любом случае от того, кто настаивает на своем призвании к господству, требуют доказательств его исключительности и безупречности. Это вполне естественно, поскольку поражения лидера порождают неуверенность в будущем у людей, вверивших ему свою судьбу. Харизматическая личность приближает во времени и материализует в пространстве смутные идеи, верования и желания народа. Так, Христос заставил поверить в неотвратимость царства Божьего на земле, Моисей — в существование земли обетованной, какой не знал никто из евреев. Черчилль и де Голль убедили свои народы в реальности победы над Германией, в которую многие уже не верили. Робеспьер и Ленин материализовали контуры общества, которое считали более справедливым. Во многих отношениях харизматическая власть является наиболее тиранической. Осуществляемая одним человеком по отношению к другим людям, она не считается ни с законом, ни с обычаями, ни с разумом и логикой. Воля индивида, загипнотизированного тем, что он считает своей миссией, может привести к тяжелым последствиям для миллионов людей. Мы знаем это на примере Тимура и Чингисхана в Азии, Сталина в СССР, Гитлера в Германии, Пол Пота в Камбодже.
Создание популярного образа «Особые приметы» Лысина (точнее — бритоголовость) депутата Государственной думы В. Шандыбина добавила ему чисто человеческой популярности и выделила из монотонного ряда членов фракции КПРФ. Обращает на себя внимание аккуратная прическа Б. Ельцина. Стрижка И. Хакамады стала ее «визитной карточкой» и легла в основу создания нового для России образа женщины — известного политика в модном в 1990-е годы направлении «унисекс». Имиджмейкеры исчеркивали волевой подбородок А. Лебедя и Б. Ельцина. Ю. Лужков получил прозвище «Большая кепка» за свою привычку не расставаться с этим головным убором. Кепка для Лужкова — не просто признак его «народности», это еще и камуфляж не всеми позитивно воспринимаемой лысины. Цезарь прикрывал безобразившую его лысину лавровым венком, а Ясир Арафат — палестинским головным убором, за что имел прозвище «Большой платок». Кудри Г. Явлинского или усы С. Шахрая стали неотъемной частью их имиджа. То же самое можно сказать о родимом пятне М. Горбачева, за которое он даже получил в народе прозвище «Меченый». Клички такого рода — это краткое обозначение имиджа. Если политики сами не придумывают их себе (Ленин — в напоминание о Ленском расстреле рабочих царскими жандармами, Сталин — в напоминание о крепости стали), то им дают их окружающие. Анализ президентских выборов в США за большой отрезок времени показывает, что в подавляющем большинстве случаев на них побеждали претенденты более высокого роста. Вообще говоря, политики небольшого роста воспринимаются как менее значимые. Понимая это, Сталин, снимаясь на групповых фотографиях, вставал на специальную скамеечку. Вождь хотел выглядеть внушительнее своего окружения и добивался этого. По той же причине он, как правило, вел заседания Политбюро, Секретариата ЦК стоя, а разговаривал со стоящими, не подходя к ним близко, чтобы не чувствовалась его ущербность в росте. Особые приметы некоторых известных политиков — сигары и курительные трубки. Сигара стала признаком благополучия и принадлежности к элите. Но усилиями советской пропаганды в 20—30-х годах был создан образ «буржуина» в цилиндре, во фраке и с неизменной сигарой. Для советских людей сигара была символом принадлежности человека к вражескому лагерю. Именно этим попытался воспользоваться Черчилль, предложив на одном из приемов Сталину сигару. Если бы Сталин отказался, Черчилль мог бы изобразить из себя обиженного. Однако Сталин спокойно взял сигару и закурил. Черчилль стал искать глазами фотографа, но встретил насмешливый взгляд Сталина, который во избежание подобных казусов заблаговременно распорядился удалить репортеров. Пропагандистскому кадру не суждено было увидеть свет. Описанный случай еще раз демонстрирует, сколь важны в политике даже такие мелочи, как сигара, если они имеют символическое значение. Люди, курящие трубку, склонны не торопясь принимать решения. Кроме того, трубка свидетельствует о склонности к доминированию ее хозяина. Знаменитый сыщик Шерлок Холмс принимал своих посетителей, куря трубку и сложив руки в виде купола (сложенные вместе кончики пальцев — два ярких признака чувств превосходства и даже самодовольства). Сталин, который, прежде чем принять важное решение, выслушивал мнения своих соратников и специалистов по тому или иному вопросу, не расставался с трубкой, даже когда она затухала. Зачастую он использовал ее как указку, как своего рода жезл, с помощью которого он акцентировал те или иные свои высказывания, придавал им желаемую весомость прямых указаний.
«Фирменные» жесты и позы Одной из самых любопытных на сегодняшний день является пантомимика В. Путина. Она довольно скудна, но весьма показательна. Бедность пантомимики в данном случае обусловлена, двумя причинами. Во-первых, в «городе интеллигентов* Санкт-Петербурге не принято размахивать руками (это признак невоспитанности). Во-вторых, излишняя жестикуляция несовместима с профессией разведчика, Руки Путина находятся в движении только во время заграничных командировок. Причем его жестикуляция очень похожа на жестикуляцию Горбачева (быть может, он ее специально изучал?), которая так нравится на Западе. Дома, в России, Путину обычно достаточно задействовать лишь указательный палец правой руки. Движение указательного пальца, как правило, означает отрицание. В частности, всякий раз, когда Путин говорит о Чечне: «Не можем...», «Не будет...» Когда Путин говорит, что на Кавказе обстановка наконец стабилизируется, его палец по-прежнему предательски уверяет: «Нет». Американцы «считывали» взаимоотношения Б. Ельцина и российских военных как напряженные на основании того, что президент перед выступлением на совещаниях с военными, встав, всегда застегивал пиджак на все пуговицы. А психологами установлено, что, если застегивается пиджак, партнер чувствует себя подвергшимся нападению и защищается. Жак Сегела, ведущий рекламист Франции, анализируя жесты Франсуа Миттерана и Жака Ширака, пришел к следующим выводам: «Среди типичных жестов Миттерана — руки, положенные на стол одна на другую или со сцепленными пальцами, приподнятые ладонями вовнутрь, или приподнятая в этом же положении одна рука. Первое движение отражает умение господствовать над собеседниками, второе — уверенность в себе, третье — искренность, четвертое — стремление к примирению. Жак Ширак часто поднимал обе руки ладонями вверх (признак подчинения, неуверенности), а на митингах широко разводил их в стороны (это считается жестом великодушного человека)».
Одежда Одежда позволяет политику выглядеть более демократичным, близким народу, или, напротив, подчеркнуть отдаленность от него, Это своего рода идентификация политика: куртка - «Аляска» Владимира Путина, черный свитер Гавриила Попова, белые брюки Бориса Немцова, часы «Роллеке» Александра Руцкого. Когда в бытность его мэром Москвы Г. Попова обвинили в коррупции, причислив его к самым богатым людям России, все эти нападки на фоне простого свитера казались диким вымыслом. Молодые российские политики резко ухудшали свой имидж, не придавая должного значения своей одежде. Борис Немцов в бытность первым вице-премьером отправился встречать азербайджанского лидера Гейдара Алиева в белых брюках. После этого Алиев долго жаловался журналистам: «Так не уважили старика — уж и с королями встречался, и с президентами, и с баронессой Тэтчер, и все уважали. Но чтобы так...» Е. Примаков рассказывал, что он долго отказывался от поста премьер-министра, потому что склонять его к этому приезжал в МИД тогдашний руководитель президентской администрации «в мятой футболке». Первое появление Владимира Путина на телевизионном экране относится к тому времени, когда он был помощником петербургского мэра. В интервью предстал довольно неуклюжий мужчина со встрепанной разночинской прической, в дурном пиджаке, дешевом галстуке. Сейчас пиджак президента хорош, галстук стоит половину президентской месячной зарплаты, стрижка выполнена профессионалом. Однако все происходило постепенно. Сначала, когда Анатолий Собчак переизбирался в мэры и вся его команда пообещала уйти в случае проигрыша патрона, на Путине был игривый двубортный костюм оливкового цвета, модный в то время у бизнесменов. Собирался стать бизнесменом? Потом, когда Анатолий Чубайс пригласил его на работу в администрации президента, Путин стал носить приличные костюмы, но не догадывался покупать к ним соответствующие рубашки. Когда его представляли Федеральной службе безопасности в качестве нового директора и полковник Путин сказал, что возвращается в родной дом, на нем были дорогой пиджак и дорогой галстук, но дешевая сорочка со смятым воротничком. Таким и останется воротничок директора ФСБ в продолжение всей его службы на этом ответственном посту. Внимание в обществе к деталям одежды политиков было всегда. Вот что пишет в своих воспоминаниях «железный канцлер» О. Бисмарк: «Я нигде не испытывал потребности носить ордена, кроме как в Петербурге и в Париже, в этих столицах просто необходимо показываться на улице не иначе как с ленточкой в петлице, если хочешь, чтобы полиция и публика обращались с тобой вежливо».
Действия, поступки
Наиболее благоприятными для пиара как такового стали период «великой депрессии» 1929—1933 годов в США и эпоха «нового курса» президента Франклина Рузвельта, который вывел свою страну из глубочайшего кризиса. Рузвельт и его советники усмотрели возможность выхода из экономической катастрофы во введении элементов государственного регулирования свободных рыночных отношений. Это была ломка традиционных американских ценностей, поэтому Рузвельту необходимо было разъяснить суть своей политики и заручиться поддержкой населения. Основным методом, выбранным для этого Рузвельтом, стала терпеливая разъяснительная работа с использованием всех средств коммуникации и, в первую очередь, со своим личным участием. Он понимал, что постичь взаимопонимания с общественностью можно только на основе последовательной политики и убеждения людей в ее необходимости. И он делал это мастерски. По совету Люиса Гова, известного эксперта по вопросам «паблик рилейшнз», Рузвельт создавал имидж уверенного в себе и счастливого человека — именно этого недоставало рядовым американцам. В знаменитых «радиобеседах у камелька» в простой, доходчивой и интимной форме президент разъяснял соотечественникам суть и необходимость своих реформ. Он всегда улыбался перед фотокамерами репортеров, его имя упоминалось в популярных песнях, он даже стал героем комедийного мюзикла. Огромную помощь во всем этом президенту оказывала его жена Элеонора Рузвельт, которая по рекомендации Гова включилась в политическую деятельность и проводила большую работу среди женщин. Губернатор Кемеровской области А. Тулеев в 1999 году вошел в захваченный террористом автобус и добился освобождения заложников — он совершил ПОСТУПОК. Однако это осталось почти не замеченным общероссийскими средствами массовой информации. Лидер «Союза правых сил» Б. Немцов, отправившийся в октябре 2000 года в захваченное террористами здание театра на Дубровке, где находились зрители мюзикла «Норд-Ост», так и не вступил в контакт с захватчиками: постояв несколько минут в пустом фойе, он быстро вернулся к телекамерам. Это всего лишь имитация поступка, но обеспечившая место в телеэфире всех каналов (переговоры с террористами он якобы вел в «закрытом режиме»). Именно старание, попытка совершить поступок остаются запечатленными в имидже политика вне зависимости от результата. Все знают, что программа Г. Явлинского «500 дней» оказалась мыльным пузырем. Но она принесла автору огромные политические дивиденды, создав ему имидж реформатора. Уже упоминавшийся нами поступок Жириновского со стаканом сока в прямом эфире программы А. Любимова сделал ему колоссальную политическую рекламу, усилив его эпатажный имидж. С будущим президентом Ельциным постоянно что-то происходило (вспомним, например, темную историю с его падением с моста в районе подмосковных дач), и это также работало на его известность. Поступку люди издавна придают большое значение. Плутарх следующим образом рассказывает об Александре Македонском: «Когда очередь дошла до Каллисфена, он взял чашу (царь в это время отвлекся беседой с Гефестионом), выпил вино и подошел к царю для поцелуя. Но тут Деметрий, по прозвищу Фидон, воскликнул: «О царь, не целуй его, он один из всех не пал пред тобою ниц!». Александр уклонился от поцелуя, а Каллисфен сказал громким голосом: «Что ж, одним поцелуем у меня меньше». А вот еще из воспоминаний Бисмарка: «В Берлине, став уже министром, я не отказывался танцевать, когда меня приглашали знакомые дамы или удостаивали такой чести принцессы; но мне постоянно приходилось выслушивать по этому поводу саркастические замечания короля. «Меня упрекают, — говорил он, — в том, что я избрал в министры человека легкомысленного. Вам бы не следовало поддерживать это мнение своими танцами». Принцессам было запрещено выбирать меня кавалером». Поскольку роль событий в популяризации политиков велика, наиболее талантливые из них сами организуют эти события. И чем они необычнее (для своего времени), тем больший эффект производят. Так, когда кампания по избранию Дж. Кеннеди в Конгресс (в 1946году) подходила к концу, все заявившие, что будут голосовать за демократов женщины города, где он баллотировался, получили приглашение на чай от семьи Кеннеди. Городские политиканы откровенно посмеивались над этим новшеством, но в назначенный час более двух тысяч женщин собрались перед отелем «Коммандер» в Кембридже, радуясь возможности поздороваться за руку с Дж. Кеннеди и его родителями, принимавшими гостей. Следующий случай из американской политической жизни показывает, сколь велико влияние экстравагантных (но хорошо просчитанных) поступков людей из ближайшего окружения политиков. В конце первого года президентства Р. Рейгана его супруга Нэнси одним своим поступком добилась многого Вот как пишет об этом эпизоде сама первая леди: «Пять минут весны 1982 года решительно изменили мои взаимоотношения с вашингтонским журналистским корпусом. Это случилось во время традиционного обеда в клубе «Гридайен». «Гридайен» — клуб для избранных, члены его — шестьдесят журналистов из разных газет и журналов. Каждую весну они устраивают изысканный обед во фраках, куда приглашают не более шестисот гостей. Программа всегда бывает одна и та же. Представители прессы показывают острые, а иногда и смешные скетчи, в которых подтрунивают как над демократами, так и над республиканцами». Нэнси Рейган, узнав о том, что на очередном обеде в «Гридайен» будет исполняться песенка о ней, решила тоже спеть в ответ свою, но не про прессу, а в качестве шутки в свой собственный адрес. В 1982 году исполнитель спел в клубе от имени Нэнси Рейган песню с новыми словами на мотив «Подержанной розы» — популярной в 1920-е годы песенки. Во время исполнения этой песенки Нэнси Рейган переоделась, как пишет она, в «белые с голубыми бабочками брюки, желтые резиновые сапоги, голубую в белую крапинку блузку, а поверх всего — замечательно уродливое красное домашнее платье без рукавов. Кроме того, на мне была голубая ситцевая юбка, подколотая с одной стороны блестящей бабочкой, длинная нитка фальшивого жемчуга, драное боа и красная соломенная шляпка с перьями и цветами. Это было потрясающе! Потом я спряталась за большой вешалкой, где никто не мог меня увидеть, и дожидалась, пока шуточный номер не закончится. Когда певец смолк, я расправила костюм и вышла. Меня встретили зловещим молчанием. Несколько мгновений никто не мог сообразить, что это за женщина. Но как только до них дошло, зал встал и наградил меня овацией, еще до того как я успела открыть рот. Когда снова наступила тишина, я запела свою песенку на мотив «Подержанной розы». Когда я закончила, зал стоя опять устроил мне овацию, и лишь тогда я расслабилась, развеселилась. Аудитория требовала повторить номер, и я спела всю песенку еще раз. Никогда бы не подумала, что это мое выступление будет иметь такие важные последствия. Сколько мы жили в Вашингтоне, столько об этом вспоминали. Одна эта песенка и то, что я ее захотела спеть, послужили законодателям общественного мнения сигналом, что, быть может, я не такая, как они думали, — не холодная, не царственная, не надменная... Я давно не читала о себе в печати ничего приятного, поэтому мне очень дороги были газетные отклики на то выступление: «Первая леди положила всех на лопатки своей песенкой и танцем», — писала «Нью-Йорк Дейли Ньюс». А «Нью-Йорк Тайме» отметила: «Президент Никсон однажды играл здесь на рояле, а Бетти Форд как-то раз танцевала, но все сошлись во мнении, что ни одна первая леди никогда еще не приходила сюда, так отлично подготовившись... Потрясающий успех!» Важная роль поступков проявляется и в том, что один сомнительный поступок может нанести непоправимый удар имиджу политика. Например, дальняя «командировка» за рубеж политика на матч футбольной российской команды. А в США в последний год президентства Р. Рейгана разгорелся большой скандал, связанный с тем, что супруга президента время от времени советовалась с астрологом Джоан Кунгли и якобы на основании этого принимались важные политические решения. Сколько ни возражали Рейган и его ближайшее окружение, что астрология никак не влияла на политику президента и максимум, что могло слупиться, — перенос на день-другой перелета или выступления, задействованные в раздувании скандала СМИ продолжали настаивать на своей версии происшедшего.
Работа имиджмейкеров Ко многому, что нас окружает, приложили свои усилия имиджмейкеры, их труд есть даже там, где на первый взгляд он отсутствует. Группа «Битлз» была создана имиджмейкером Брайаном Эпштейном, который буквально вытащил этих музыкантов из выступлений в квартале «красных фонарей» Гамбурга, сделав из них некурящих и непьющих, обожаемых родителями и тинейджерами. Приведем несколько примеров работы специалистов по политическому пиару.
Борис Ельцин Известный нам имидж Бориса Ельцина создан сознательно. Увидев, как он закрепощен и напряжен, его имиджмейкеры использовали в его телевыступлениях кресло с колесиками, чтобы придать ему более живой вид. И тексты, и мимика, и жесты Ельцина были тщательно выверены специалистами. Стоящий на танке Ельцин зафиксировался в сознании людей как человек, не лишенный храбрости. Храбрость — важная черта, довольно часто присущая западным лидерам, нашим политиками она, как правило, не свойственна.
Джон Мейджор Британский премьер-министр поначалу полностью отказался от услуг имиджмейкеров: население должно видеть его таким, каков он есть. Но когда после его первого выступления все газеты наперебой писали о том, как он выглядел, ничего не сказав о содержании сказанного, он полностью изменил свою точку зрения. Появились новые очки, другой костюм. Гельмут Коль Имиджмейкеры выявили, что наилучшей с точки зрения электората является та его прическа, когда он просто приглаживает волосы рукой. Они подобрали ему оправу очков, фасон пиджаков, лучше всего соответствующий внушительной фигуре кандидата, избавили его от диалектизмов его родной земли Рейнланд-Пфальц. В результате у Коля готовы были купить подержанный автомобиль (а это для немцев — знак высшего доверия) 57 % опрошенных, а у Рудольфа Шарпинга, председателя оппозиционной СДПГ, — лишь 43 %. В целях Крепления такого «свойского» имиджа в 1995 году Гельмут Коль выпустил книгу «Кулинарное путешествие по германским землям», где собраны три сотни рецептов немецкой кухни. Доходы от книги были переданы в фонд, субсидирующий медицинские исследования.
Папа Римский В команду Кароля Войтылы (мирское имя Папы Иоанна Павла II) входили два мирянина, которые занимались его имиджем: главный редактор официальной ватиканской газеты и неизменный ведущий его пресс-конференций. Папе удавалось нечто необычное: был и представителем весьма консервативного института, каким является церковь, и в то же время инициатором прогрессивных начинаний (достаточно вспомнить о его покаянии за злодеяния инквизиции). Иоанн Павел II пользовался гигантским авторитетом. Посещение им любой из десятков стран, где он побывал, превращались в событие международного масштаба, и сотни тысяч верующих стекались из соседних стран, чтобы увидеть и услышать Папу. В каждой стране он обращался к людям на языке этой страны. Это ли не образец формирования самого привлекательного имиджа!
Рональд Рейган Для американцев первым «имиджевым» президентом был Рональд Рейган. Именно с ним связывали наступление спокойных времен, без каких-либо кризисов. Он как бы и не старел, называл жену перед всей Америкой «мамочкой», что людям очень нравилось. Это было идеальной проекцией того, чего именно хотели избиратели.
Билл Клинтон Основной советчик по его имиджу — жена. Именно Хилари Клинтон изъяла из его гардероба мокасины, заставила носить спортивные брюки вместо шортов v т.п. Утренние пробежки Клинтона были настолько для него важны, что во время его пребывания в Киеве он вышел «на дистанцию» на час позже, когда рассеялся утренний туман, — для того чтобы легче работалось телеоператорам... Службами Белого дома специально обрабатывались «письма трудящихся» так, чтобы послания президента были максимально насыщены словами и темами из них. Образ Клинтона создавался и благодаря его занятиям спортом: он не только бегает, но и играет в гольф. При этом на поле с ним могут оказаться знаменитости, что, несомненно, усиливало пиар-воздействие. Так, с ним играли голливудские «звезды» Джек Николсон и Кевин Кёстнер. Как ни странно, даже его любовные похождения не испортили наведенный глянец. Америка только подтрунивала, в чем можно убедиться на примере карикатуры: стоящего со своим псом Клинтона врач спрашивает: «Кого из вас нужно кастрировать, господин президент?».
Тони Блэр Это самый молодой английский премьер начиная с 1783 года. Он несет на себе приметы своего поколения: играл на гитаре в рок - группе — знаковый образ молодежной поп-культуры семидесятых годов минувшего века. Как писали «Столичные новости» (1998, 5—12 мая), «в неофициальной обстановке он носит джинсы и кроссовки, а его мальчишеская улыбка, нарочитый идеализм и разработанная им новая стратегия в области культуры «Cool Britannia», пародирующая своим названием начало национального гимна «Rule Britannia», подкупают самую молодую часть британского электората. Она предполагает стилистическое обновление страны, поддержку достижений современной британской поп-культуры, дизайна, моды, современной архитектуры и технических достижений». Заметим, что подобный проект обновления явно гармонирует с образом самого премьера. В свою очередь, должен измениться и образ всей страны за рубежом, из него должны быть Удалены привычные характеристики традиционности и консерватизма англичан. Английский премьер вошел в политику не только стремительно и успешно, но и продолжает сохранять свои высокие позиции, что весьма сложно для политика, пришедшего к власти. Из опрошенных 93% называют Блэра энергичным и уверенным в себе человеком, а 77 %убеждены, что ему можно доверять. Аналитики отмечают, что даже смерть принцессы Дианы не поколебала его позиций, подобно тому как фолклендская война резко подняла авторитет М. Тэтчер.
Джимми Картер У легендарного имиджмейкера четырех американских президентов Дэвида Гергена связь с его высокопоставленными клиентами была через наушники-«ушки». Сидя в зале во время их многочисленных встреч с людьми или представителями СМИ, он давал им экспресс - советы, требовавшие незамедлительного выполнения. Картер как-то замешкался и повел дискуссию по-своему. Чувствуя, что клиент «тонет», Герген ухитрился вытащить его за кулисы и... влепил пощечину! Как известно, Картер стал-таки президентом США. Имидж партии Для создания имиджа партии используется любое символическое пространство — разнообразные театрализованные конференции и митинги. Есть специалисты-профессионалы, которые организуют такие конференции во многих странах. Есть устроители больших телевизионных «сцен», для создания нужного напряжения в публике используется специально подобранная музыка, которая «подогревает» хлопки, побуждает присутствующих к совместному пению. Здесь работают те же профессионалы, что и при проведении спортивных состязаний. Но есть и еще более действенный прием — использование эффекта «присоединения». В современном пиаре успешно эксплуатируются особенности обработки информации ее получателем. Одной из таких особенностей является связывание в единое целое двух объектов, находящихся рядом. Этот эффект и носит название «присоединение». С помощью монтажа можно добиться того, что стоящие рядом кадры из разных контекстов будут связаны зрителями в единую логическую цепь.
Присоединение к «звездам»
Позиции политиков усиливаются, если их поддерживают известные люди. Так, анализ роли «звезд» эстрады и телевидения в поддержке на выборах Бориса Ельцина показал следующее. Если молодежь узнает, что Алла Пугачева голосует за Ельцина, у 4,4% молодых избирателей усилится желание проголосовать «за». «Машина времени» добавляет 5,7% голосов, Киркоров — 4, Юрий Никулин — 6, Никита Михалков — 5,6, Леонид Ярмольник — 4,5, Леонид Якубович — 4 %. То есть в этом случае Борис Ельцин присоединяется к положительному символу, перехватывая на себя частичку лучей его славы. Именно поэтому на президентских выборах в России 1996 года десятки бригад популярных артистов были брошены на борьбу за повышение рейтинга Ельцина. Во Франции также наблюдается подобное явление. Так, на втором месте по популярности в стране стоит Жак Ив Кусто, на 12-м— Катрин Денев, на 15-м — Патрисия Каас. Политики же намного отстают: на 27-м месте — Жак Делор, отказавшийся участвовать в гонке за президентское кресло, Миттеран — на 31-м, президент Жак Ширак — на 32-м. Если же говорить об избирателях, то они присоединиться желают к сильному, уверенному в себе и удачливому лидеру. То есть к тому, у которого есть шансы самому стать звездой в политике. Именно поэтому имиджмейкеры учат кандидатов не выдавать свое волнение в трудных ситуациях.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.55.38 (0.021 с.) |