Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Миф как предтеча рейганомикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Господствующим мифом в американском обществе, вплоть до прихода Р. Рейгана в Белый дом, был миф о том, что социальная жизнь подобна соревнованию по бегу. Эта метафора, пущенная в оборот президентом Л. Джонсоном, оказывала немалое влияние на общественное сознание и в период президентства Никсона, Форда и Картера. Подразумевалось, что жизнь есть соревнование, где каждый сам за себя и победа одного означает поражение другого. Правила этого соревнования не вполне справедливы, поскольку у людей изначально разные возможности. Отсюда вытекала необходимость создания льготных условий для слабых и ограничений для сильных. То есть миф обосновал необходимость социальных программ для слабых, финансируемых преимущественно за счет богатых. Рейган считал, что для оживления экономики необходимо снизить налоги на предпринимателей, в том числе и на богатых. Но это означало, что на социальные программы налоговых поступлений не хватит. Значит, придется сократить помощь бедным. Чтобы обеспечить поддержку общественностью этих непопулярных мер, Рейган с помощью риторики создал новый миф, иную метафору в применении к социальной жизни Америки — метафору партнерства. Она означала, что общество есть кооперация свободных и взаимоответственных индивидов, что успех приходит не к тем, кто борется в одиночку, а к тем, кто объединяется с другими. «Сила и мудрость других — польза и для нас, а не вред». «Партнерство» стало символом рейгановской администрации. Это слово было проштамповано в ее законах, напечатано в ее программах. Таким образом, свободное общество было определено как партнерство, а не как соревнование, и сущность основных понятий изменилась. Свободное предпринимательство стали рассматривать не как наживу и эксплуатацию, а как взаимовыгодную кооперацию между поставщиками и потребителями, работниками и менеджерами. Смена мифов, осуществленная Рейганом, имела колоссальное значение для американского общества. Гражданам была представлена новая система ценностей и идеалов, на которую они могли опереться в своей социальной жизни. В то же время экономика сделала значительные успехи и даже получила за это новое название по имени президента, создавшего политические условия для экономического роста, — рейганомика. Таким образом, политические мифы играют важнейшую, а иногда и решающую роль в завоевании власти, ее отстаивании и достижении успехов на политической арене. Однако почему публика принимает и использует эти мифы, порой даже несмотря на их очевидную противоречивость и даже нелепость? Это обусловлено рядом психологических и социальных факторов.
Роль мифа в крушении СССР Итак, мифы не только определяются социальной и политической ситуацией, но и сами воздействуют на нее. Выше мы привели пример, касающийся внутренней политики. Теперь — пример из внешней. Когда при Р. Рейгане Советский Союз был объявлен «империей зла», это существенно ухудшило советско-американские отношения. Любые действия советской стороны больше, чем когда-либо, стали рассматриваться как проявление злого умысла. Стали сворачиваться переговоры, началась интенсивная разработка новых военных проектов. В частности — «Стратегическая оборонная инициатива» (СОИ), имевшая целью обеспечить США абсолютное превосходство над СССР в военной области. Советской экономике оказался не под силу новый изнурительный этап гонки вооружений. Чтобы избежать ее, руководству доживавшего последние свои годы Советского Союза пришлось пойти на значительные уступки Западу. Многие это называют поражением СССР в «холодной войне». Конечно, тому было множество объективных причин. Но, тем не менее, роль запущенных в свое время политических мифов не стоит недооценивать.
Самодостаточность мифов Как видим, мифы являются самовоспроизводящимися структурами. Человек, поверивший в некий миф, начинает видеть реальность под определенным углом зрения. Такой взгляд обусловливает выборочное восприятие фактов, явлений действительности. Иными словами, человек видит только то, что он хочет или готов увидеть. Факты, специфически отобранные и воспринятые в русле мифа, в свою очередь подтверждают его верования, идеологические установки точку зрения на мир.
Государственная пропаганда Цель власти — власть. Дж. Оруэлл Пропаганда — распространение политических, научных, философских и других идей в обществе с целью формирования у широких масс населения определенных взглядов. В более узком смысле — именно политических или идеологических идей. Она так или иначе ведется во всех странах, имея, однако, характерные особенности, обусловленные государственной идеологией, целевыми установками властей предержащих и др. На нее оказывают влияние и особенности переживаемого исторического периода, что видно из изложенного нами ниже.
Пропаганда в СССР Годилось все... Значительную пропагандистскую роль в Советском Союзе играло кино. Не случайно Ленин определил его как «важнейшее из всех искусств». Во всех кинотеатрах художественные фильмы предварялись киножурналом «Новости дня», в котором непременно рассказывалось об успехах, о «всенародной поддержке решений партии» и т.п. Вот образчик пропаганды в эпоху еще немого кино: общий план зала, президиум, делегаты. Крупный план: делегаты традиционного крестьянского облика. Президиум. Титр: «Слово предоставляется т. Бухарину». Бухарин обращается к залу. Энергичный взмах рукой. Титр: «Обогащайтесь!». Крупный план: крестьянские делегаты аплодируют Бухарину. Общий план: зал аплодирует стоя. Сюжет снят с целью убедить зрителя, что новая власть занимается проблемами крестьянства. Новые правители не собираются отнимать у трудового человека последнее — наоборот, призывают его обогащаться. Хронике верили. Недаром говорится: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Почти 70 % информации люди получают через органы зрения. Восприятие визуальной информации не требует больших усилий. Сиди себе и смотри картинку. А если еще кто-то и объясняет значение этих картинок — и того легче. Видеоряд давал информацию пропагандистского содержания: первый трактор на колхозных полях, первая электрическая лампочка. Зрителю тем самым внушалось: «Вот там, у соседей, это уже есть. Потерпи, скоро будет и у тебя». Киноагитки, замаскированные под объективную Информацию, были мощнейшим средством сталинского пиара. Именно из кинохроники граждане СССР узнавали, что «жить стало лучше, жить стало веселей». В СССР родился уникальный жанр «художественной хроники». Прежде чем снимать объект, хроникеры его подкрашивали, ремонтировали. Людей переодевали для съемок в приличную одежду, а перед съемками репетировали с ними мизансцены. Сами кинематографисты называли такую хронику «болты в томате». Художественные фильмы также работали на образ «самой лучшей страны в мире». Цензура вырезала из кинолент даже малейший намек на критику существующего строя. Фильмы, приукрашивающие советскую действительность, получили даже название «лакировочных». Вершиной подобных творений был фильм «Кубанские казаки», очень понравившийся Сталину. Никогда, ни в одной стране не было такого многолетнего, целенаправленного, эффективного политического пиара. Для пиар-деятельности создается мощная информационная структура — ТАСС, подобной которой не было ни до, ни после. Эффективными пиар-акциями были демонстрации и парады на Красной площади. Первые призваны были отражать единство правящей верхушки и народа. Вторые — силу строя и мощь страны, которой можно гордиться. Осознание принадлежности к великой и могучей стране, с одной стороны, рождало чувство гордости за нее и за себя, с другой — скрашивало многие трудности бытия. Нынешняя нелегкая жизнь ветеранов особенно тяжела на фоне утраты величия страны, за которую они воевали. Среди военных парадов два особо выделяются как блистательные пиар-акции. Это парад 7 ноября 1941 года, когда его участники (на самом деле далеко не все) отправлялись прямо на фронт, и парад Победы над фашистской Германией. Немеркнущая со временем символичность первого из этих парадов еще раз подтверждена уже в наше время: в 2004 году Госдума РФ провозгласила 7 ноября «праздником парада 41-го года». А сам парад Победы оказался истинным шедевром в плане формирования имиджа страны-победительницы и ее верховного главнокомандующего. В дальнейшем такие парады стали ритуальными и проводятся регулярно, независимо от смены правителей и дискредитации былых триумфаторов, — они живут самостоятельной жизнью, работая на всю систему и новых правителей. По свидетельству А. Коржакова, руководителя службы безопасности президента, главным достоинством тогдашнего министра обороны П. Грачева было непревзойденное мастерство в организации парадов, что позволило ему долго удерживаться на посту министра в период правления Б. Ельцина несмотря на полную бездарность как военачальника, продемонстрированную в первой чеченской войне.
Сталинский пиар Можно по-разному относиться к Сталину. Но нельзя не признать того факта, что многомиллионный народ, живя в ужасающих условиях, не получая за свой труд нормального вознаграждения, был уверен в обратном — что он живет в самой могучей и справедливой стране, а скоро будет жить еще лучше. Это было твердым убеждением. До сих пор многие люди старшего поколения с тоской вспоминают «счастливую жизнь при товарище Сталине». Нельзя не признать и того, что за короткий срок малоизвестный даже в своих революционных кругах партийный функционер превратился в глазах всего мира в «вождя и учителя». Над созданием культа его личности трудился огромный пропагандистский аппарат. И сам вождь. В частности, он лично отредактировал «Краткий курс» ВКП(б) так, что роль его оказалась главной в истории партии. Над образом «товарища Сталина» он работал постоянно. Характерен следующий эпизод. Однажды, рассерженный очередной выходкой своего сына Василия, он сказал: «Ты думаешь, ты — Сталин? Ты думаешь, я — Сталин? — Он показал на портрет: — Вот он — Сталин!». Сталин был оратором особого плана. Риторика Сталина, особенно его политическая проповедь, представляет собой чрезвычайно яркое явление на сломе двух эпох. Если в основе риторики Ленина лежит судебное красноречие, опыт кружковой политической дидактики, то риторика Сталина восходит к торжественному красноречию, стихию которого бывший семинарист очень хорошо чувствовал. Возвращающиеся то и дело к одному и тому же предмету, полные повторов, его речи очень мало напоминают колючие речи Ленина. Риторика Сталина не обладает и половиной словесной агрессии Ленина. Юридическая эквилибристика с «компромиссами и компромиссами» ей чужда. Шквал аргументов-нападок здесь заменяет пережевывание одной и той же мысли. Слушателя берут измором. В его первой речи после нападения Германии на СССР, для того чтобы продемонстрировать «присоединение» к народу (современные политики лезут из кожи вон ради этого, часто безуспешно), он сказал только несколько слов: «Граждане и гражданки Советского Союза. Братья и сестры. К вам обращаюсь я, друзья мои».
Язык как средство пиара С одной стороны, язык (и политический в том числе) служит средством достижения взаимопонимания между людьми, с другой — может служить средством разобщения людей, возведения между ними языковых преград. Согласно библейской легенде, Бог смешал языки, и в результате возгордившиеся люди не смогли достроить Вавилонскую башню. Какого рода языковые барьеры возводят политики между людьми? Первый, самый простой и примитивный барьер — национальный язык. В Российской империи проводилась целенаправленная политика русификации в так называемых «национальных окраинах». Стремление лишить представителей других наций и народностей своего языка было частью общего плана постепенной ассимиляции малых народов в российском «плавильном» котле наций. В СССР русский язык выполнял функцию языка межнационального общения, однако с распадом Союза он эту функцию в значительной степени утратил, так как республики бывшего СССР стали активнейшим образом внедрять в повседневную практику национальные языки. Резкий переход на национальный государственный язык стал для многих русских, проживающих за пределами России, неожиданностью. Далеко не все смогли адаптироваться к новой ситуации. На первоначальном этапе советская пропаганда была достаточно эффективной. Люди старшего поколения действительно воспитаны в духе патриотизма и минимальных потребностей — «только б не было войны». Однако противоречия между реальной жизнью и пропагандистским враньем СМИ с каждым годом все увеличивались. Это в конечном итоге привело к провалу советской пропаганды. Не помогли и огромные возможности такого средства пиара, как телевидение. Правда, использовались они далеко не самым лучшим образом. В программе «Время» советского периода мы слышали рабочего или колхозницу, которые не умели говорить. Отсутствие аргументов заменялось словесной «жвачкой». Многословие характерно только для слабого, который, желая заинтересовать другого своим суждением, склонен давать даже лишнюю информацию. Многословие в этом аспекте было характерным для пропаганды советского времени, но население в ответ отключалось от официальных каналов информации. В новой России, после распада СССР, возник специфический вид пиара — прилюдные «порки» Ельциным своих министров, проводимые непременно перед телекамерами. Однако последовавшие затем многочисленные болезни президента вызвали у граждан вопрос: а работает ли он сам? Одной из заслуг государственного пиара в некоторых странах СНГ является создание условий для использования феномена, который немецкая исследовательница У. Ноэль-Нойман назвала «спиралью молчания». Он состоит в том, что реальное право голоса имеет меньшинство, а большинство молчит и в результате не ощущает себя в роли большинства. Это, возможно, одна из причин сегодняшней терпеливости населения, о которой спорят политологи, а социологи задают вопросы: «Готовы ли вы к активным акциям протеста?». Каждый причисляет себя к меньшинству, думая, что он и есть исключение, а вот остальным живется хорошо.
Идеологический пиар в США Начиная со времен «великой депрессии» конца двадцатых — начала тридцатых годов прошлого века американцы полюбили смотреть художественные фильмы о «сбывшейся мечте». В этих фильмах простой, не очень богатый американец своим трудом, умом и обаянием достигал всего, о чем можно только мечтать. Голливуд штамповал бесконечные истории о приключениях Золушки на современный лад. Еще не была преодолена депрессия, еще бродили по стране толпы безработных, а у Америки уже появилась МЕЧТА. Движущиеся картинки создали государственную идеологию. Реформы Ф.Д. Рузвельта — это только реакция власти на потребности общества. Потребность была и до великого президента. Он ее чутко уловил. Во время Второй мировой войны американцы поняли значение кинохроники как средства управления массовым сознанием. Замелькали кадры фашистских зверств и американских побед. Многие американцы были уже в 50-е годы (да и теперь) уверены, что ту войну выиграли США. Первым американским политиком, которого, можно сказать, сделал кино-пиар, был второй послевоенный президент США Дуайт Эйзенхауэр. Его видели на экранах кинотеатров, его знали, ему верили. А потом появился телевизор. Картинки, снабженные профессиональным комментарием, вошли в каждый дом. Зачем нужны газеты? Все, что происходит в стране, не только покажут по телевизору, но еще расскажут, как это было. Эпоха телевидения одновременно стала эпохой политического пиара, в котором преуспели американцы. Они транслировали заседания сенатских комиссий и выступления конгрессменов. Граждане США уже знали своих политиков в лицо. Правильно смонтированная картинка могла сделать политика из никого. Бывало и наоборот. В начале 60-х телевизионщики буквально уничтожили кандидата на пост президента США Р. Никсона. По какому-то странному совпадению во всех политических программах густые брови Никсона производили впечатление физического уродства. Народ отдал свои голоса за телегеничного Дж. Кеннеди, хотя у того было два огромных недостатка: его семья имела связи с одной из организованных преступных групп, и он был католиком. Для претендентов на высшие выборные посты заколом были введены обязательные теледебаты. Можно было провести идеальную выборную кампанию, но проигравший теледебаты проигрывал и выборы. К безусловным успехам американского пиара можно отнести воспитание чувства патриотизма. Проявления у американцев этого чувства многообразны. Президента уважают даже те избиратели, которые на выборах были его противниками. Чужестранцу непозволительно ругать то, что сами американцы кроют почем зря (например, «Макдональдсы»). Неуважительное отношение даже к рядовому документу, принятому государственным органом, встречает общественное осуждение и может преследоваться в уголовном порядке. Так произошло с американским шахматным гением Бобби Фишером. Ему пришлось скрываться многие годы от американского правосудия (пока его не задержали в японском аэропорту) за то, что он перед телекамерами плюнул на решение Госдепартамента США, рекомендовавшее ему воздержаться от матча с Б. Спасским на территории Югославии, которой США объявили экономическую блокаду. Гражданские чувства американцев оказались эффективной мишенью воздействия на них со стороны правительства, обратившегося во время нефтяного кризиса 70-х годов с просьбой сократить потребление горючего, для чего ездить преимущественно по 3—4 человека в машине. Подействовало.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.166.224 (0.017 с.) |