Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Почему кандидаты это говорятСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Кандидат должен говорить то, что желают услышать избиратели. Исследования, проведенные в США, показывают, что изменить сложившееся мнение избирателя практически невозможно. Следовательно, надо к нему подстраиваться. (Как сказал бывший президент Украины Леонид Кучма, «место сидения определяет точку зрения».) Мишенью манипулятивного воздействия на электорат здесь является удовлетворение потребности людей в принадлежности к общности. Избиратель, слыша свои мысли и пожелания в изложении кандидата, испытывает удовлетворение. Одновременно он причисляет себя и кандидата к одной общности, кандидат становится для него «своим человеком», которого и нужно поддержать. И тут уж демагогии самое место. Напомним содержание одной из басен Эзопа. Рыбак ловил рыбу, ударами палки по воде пугая рыбу и загоняя ее в сеть. Некто стал бранить его — зачем воду мутить? Ответил рыбак: «Но ведь если не мутил бы пеку, пришлось бы с голоду умереть». Эзоп делает вывод: «Так и демагогам в государствах тогда живется лучше всего, когда им удается завести в отечестве смуту».
Почему народ любит паяцев Этот вопрос имеет отношение к тем политикам, которые, подобно Жириновскому, добились популярности, шокируя и эпатируя публику. Андре Моруа объяснял психологическую подоплеку этого: когда человек демонстрирует свои многочисленные достоинства, это возвышает его над окружающими и соответственно принижает их. Многим не нравится чувствовать свою ущербность по сравнению с таким суперменом. Наоборот, видя в другом многие недостатки, потешаясь над ними, человек радуется: он лучше этого другого. Последний вызывает не только положительные эмоции, он демонстрацией своих недостатков делает скрытый комплимент наблюдателю. Таким образом, политическую клоунаду избиратели любят за то же, за что и клоунаду цирковую. Цирк был всегда, есть и будет. Мишенью манипулятивного воздействия политических паяцев является потребность избирателя в положительных эмоциях, а приманкой — возможность в сравнении увидеть себя в лучшем свете. Как видим, политическое фиглярство решает сразу две задачи политика из трех вышеназванных. А при яркой игре может решить и третью.
Побуждение к «правильному» голосованию Подкуп избирателей
В Петербурге один из претендентов на мандат депутата законодательного собрания города ремонтировал почтовые ящики своих избирателей и вкручивал лампочки (вместо перегоревших) в подъездах. Победил! Другой кандидат бесплатно лечил зубы своим избирателям. Третий организовал подвоз избирателей на автобусах к избирательным участкам. Да еще и за каждый отданный ему голос платил каждому 100 рублей. Мишенью манипулятивного воздействия является в этих и подобных случаях удовлетворение потребности людей в положительных эмоциях и заботе о себе. Плюс прямой подкуп. В одном городе кандидат в депутаты областного собрания во всех подъездах домов избирательного округа поставил на свои средства металлические двери. А на следующий день листовками «ненавязчиво» сообщил избирателям, кто их благодетель. Правда, в последнем случае конкуренты нашли контр-ход. Они отпечатали эти напоминания о благотворительной акции огромным тиражом и ежедневно разносили их по почтовым ящикам. Эти бесконечные напоминания вконец извели избирателей. В итоге благодетель позорно провалился на выборах. Обратим внимание, что контрманипуляция проведена по всем правилам: игра принята, продолжена и доведена до абсурда. Мишенью воздействия здесь послужило то, что отрицательные эмоции, обусловленные многократными напоминаниями, в конце концов должен был вызывать и сам кандидат.
Манипуляции «Организовать трудности, чтобы их преодолеть.
Один из кандидатов за две бутылки водки уговорил сантехника ненадолго перекрыть воду в доме. Сам пошел по квартирам «знакомиться с избирателями». Все, конечно, жаловались на отсутствие воды. Он обещал «принять меры». Вскоре вода пошла. Мишень воздействия — удовлетворение физиологических потребностей. Приманка — выполнение обещания. Манипуляция «Звезды говорят...» На тех, кто прислушивается к астрологам, команда одного из кандидатов решила повлиять, интерпретируя соответствующим образом «расположение звезд»: они будто бы говорят, что лучшим депутатом будет именно их кандидат — голосуйте за него. Мишень воздействия в манипуляции — вера многих людей в предсказания, в частности в астрологические.
Прямой обман. В случае неподготовленной аудитории манипуляторы могут обойтись и грубым обманом, в 1996 году в одной из воинских частей командир выстроил на плацу солдат и сказал: «Так, кто голосует за Ельцина, ставит галочку против его фамилии. Кто против - ставит против его фамилии крестик. Всем понятно?». Откуда было знать солдатам, «отрезанным» от телевидения, что какой знак ни поставь — все равно это будет голос «за»?
Особо «тонкие» технологии Голосование за «образ» Только 6 % наших сограждан читают предвыборные программы кандидатов. Остальные делают выбор по принципу «нравится — не нравится». Но в том-то и дело, что нравится или не нравится им не кандидат как таковой, а его образ. Избиратели голосуют за брэнд: Путин — это «сильная рука», Примаков — «стабильность», Зюганов — «социалистическое прошлое». Именно это дает возможность манипулировать избирателями. В создании образа большое значение имеют факторы восприятия. Многих поражал высокий рейтинг Е. Примакова, когда Ельцин отправил в отставку его правительство. Кроме естественного для нашего менталитета сострадания к «незаслуженно обиженному» его высокому рейтингу способствовали и другие обстоятельства: неторопливая манера говорить, очень низкий, внушающий доверие голос, солидный внешний вид. У многих людей создавалось впечатление, что этот человек надежный, предсказуемый, он знает что делает. Из напутствия самого известного в мире имиджмейкера — «творца президентов» Жака Сегела — политикам: «О вас будут судить больше по внешности, чем по уму. Не обижайтесь на мою просьбу, но наведайтесь к парикмахеру, купите себе темный костюм, светлую рубашку и галстук. Взгляните на своих противников: у них нет никаких целей, но выглядят они прекрасно». Особенно внешний вид кандидата важен для избирательниц. Если они сочтут, что он одет безвкусно, никакая даже самая хорошая программа ему не поможет!
Ложная идея Вспомним выборы в Государственную думу РФ 1993 года. Тогда активно внедрялась мысль: «Почему народные депутаты были не совсем чистыми на руку? да потому, что они были бедными. Давайте выберем богатых, у них все есть — они не будут воровать». Эта мысль напористо и с завидным постоянством тиражировалась влиятельными СМИ. В результате в Думу попали и некоторые из нуворишей, которые ныне либо в тюрьме, либо в розыске. А ведь по логике не ворует честный человек, а не богатый или бедный. И журналисты были столь наивны, что не понимали этого? Нет, конечно, просто они за хорошее вознаграждение служили интересам своих заказчиков. Или же беспрецедентная «промывка мозгов» избирателям консолидированными СМИ во время президентских выборов 1996 года: тогда «продавливалась» мысль о Ельцине как о «спасителе демократии». Этот образ был приманкой, а мишенью воздействия — подогреваемый СМИ страх перед возвращением коммунистов к власти.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.105.184 (0.009 с.) |