Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Информационно - финансовые войныСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Кроме угрозы военной экспансии, основанной на применении информационных технологий, есть и другая: современные государства, не располагающие необходимым потенциалом для ведения информационно-психологического противоборства в финансовой сфере, рискуют превратиться в экономические колонии ведущих индустриально развитых стран. Ведь финансы — это кровеносная система экономики. Для информационного противоборства в мировой финансовой системе характерны тщательно завуалированный механизм перетекания национального и мирового доходов, методы скрытого разрушения национальных экономических инфраструктур (через МВФ), проведение «кредитных ударов» (путем выделения или невыделения кредитов). Современной мировой финансовой системе присущ глобальный характер спекулятивного оборота финансовых средств. Ежедневно в денежные спекуляции вовлекается более 1 триллиона долларов, что в 30 раз превышает стоимость проданных за день товаров и услуг. Сценарий информационной агрессии на каком-нибудь национальном финансовом рынке обычно стандартен. Сначала идет игра на понижение курса акций национальных корпораций, затем — вывод средств с рынков государственных обязательств и стремительное падение их цены, наконец — давление на валютный рынок и девальвация национальной валюты. Мировые финансовые кризисы 1997—1998 годов — проявления первой информационно-психологическую битвы в финансовой сфере между ведущими странами мира. Успех был на стороне США и Китая. Самый большой проигрыш — у постсоветских государств, включая Россию и Беларусь. Аналитики предполагают, что информационные войны XXI века будут вестись в основном именно в финансовой сфере. Главную роль в них будут играть специалисты по информационно-психологическому противоборству в этой сфере. В условиях единого мирового информационного пространства геостратегическое информационно-психологическое противоборство между ведущими мировыми державами будет идти за доминирование в мировой финансовой системе. Существует мнение, что спровоцированная США война в Югославии носила не политический, а прежде всего экономический характер. Таким образом Соединенные Штаты наносили удар по новой европейской валюте, то есть по валюте своих союзников по вооруженной агрессии (Франции, Германии, Италии). Курс евро после начала агрессии начал резко падать, появилась тенденция к «бегству» инвесторов от долгосрочных облигаций европейских государств. Из Европы капитал тогда хлынул в США. Таким образом, подводя итог сказанному, можно заключить, что на современном этапе развития цивилизации информационный потенциал безопасности любой страны является неотъемлемой составляющей национальной безопасности в целом. Часть IV ПИАР В БИЗНЕСЕ Самое трудное искусство — это искусство управлять. М. Вебер Успех бизнеса в значительной мере зависит от уровня доверия общественности. А доверие создается как работой в производственной сфере, так и в сфере пиара. К примеру, не может быть такой ситуации, когда название успешной фирмы не известно ее потенциальным клиентам. Бизнес заинтересован в постоянном выходе на общественность, если он нормально функционирует, не связан с криминалом. Тем более это важно для многих стран СНГ, где в результате аморальной «прихватизации» облик бизнеса в целом оценивается сегодня населением далеко не позитивно. Это тоже сфера работы для пиар-специалистов.
Глава 8 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Хочешь получить максимум — требуй невозможного. Наполеон Стереотип, сложившийся в предшествующие десятилетия, умело поддерживаемый нынешней «левой» агитацией, представляет предпринимателя как спекулянта и беззастенчивого эксплуататора. Формирование позитивного имиджа предпринимателя — необходимое - условие дальнейшего экономического развития страны.
Позитивный имидж бизнеса Оказывайте влияние на тех кто оказывает влияние на других. Дж. Фэрчайлд У пиара в бизнесе есть две основные задачи. Первая заключается в установлении контактов с тремя важными общественными группами: своими покупателями, акционерами и учредителями, а также своим персоналом. Для достижения успеха важно обеспечить взаимопонимание и сотрудничество менеджмента компании с этими тремя группами. Вторая задача заключается в расширении рынков сбыта товаров и услуг компании в условиях жесткой конкуренции.
Цена репутации Цель пиара — показать высокий профессионализм работников фирмы, дорожащих престижем своего труда, качество предлагаемых товаров и услуг, заботу о потребителе, показать мощности и возможности предприятия, оснащенность его новейшими оборудованием, технологиями и т.п. То есть сформировать положительный имидж фирмы, способствующий поддержанию ее репутации. Принципиально важно отметить, что за последние 15 лет доля стоимости репутации в общей стоимости западных компаний возросла с 18 % до 82 %. То есть если компания оценивается в 40 миллионов долларов, то 32,8 миллиона «стоит» ее репутация, которую и создает пиар. Отсюда ясно, почему товары известных фирм дороже, нежели аналогичная продукция фирм неизвестных. Вместе с тем повышение репутации на 1% дает рост рыночной стоимости акций фирмы на 3 %! Служба связей с общественностью всегда должна быть готова выдать необходимую информацию 1) обществу в целом (через средства массовой информации); 2) акционерам компании, инвесторам, агентам по ценным бумагам и финансовым аналитикам; 3) дистрибьюторам продукции предприятия; 4) банкам; 5) сотрудникам предприятия; 6) государственным органам. Задачей пиар-службы является также создание корпоративного имиджа предприятия. Следует добиться единого его понимания и представления на каждом из уровней. Сюда же относится и имидж первых лиц, которым общество может и должно верить. Только в таком случае бизнес может быть успешным. Если люди ничего не знают, скажем, о новом продукте, они поверят всему, что будет о нем написано, особенно если информация исходит из источника, заслуживающего доверие, и выглядит достаточно правдоподобной. Если же информации нет, то этот вакуум будет заполнен информацией, предоставляемой конкурентами, то есть негативной. «Почему в промышленности так важны контакты? Потому что есть такое понятие, как вакуум. Если мы не позаботимся о своей репутации, за нас это сделают другие, причем обязательно выставят нас не в самом лучшем свете. В современном мире информации предостаточно. Людей захлестывают факты, теории и рекомендации по любому поводу в устном, отпечатанном или транслированном виде. Окружить себя завесой тайны либо хранить гордое молчание — этого не может себе позволить сегодня ни одна промышленная группа. Именно замалчивание открывает дорогу всяким слухам, диапазон которых весьма широк... И винить в этом нужно только себя самих. Мы создали вакуум, который не мог не всосать всю эту болотную жижу» (Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона. М., 1989. С. 317.) С подобным вакуумом и призван бороться пиар. Задачей при этом становится не просто заполнение информационного пространства, а порождение сообщений, благоприятных для функционирования производственной организации или структуры и ее лидера. Пиар-специалист, как считают авторы американской «библии», пиара, должен уметь: создавать соответствующие события для того, чтобы внести решающий вклад в успех компании; • поддерживать благотворительные кампании, уметь готовить печатные и аудиовизуальные материалы для них; • возглавлять информационные кампании, проекты, представлять или заменять высших официальных лиц на презентациях и иных мероприятиях; • отслеживать различные общественные цели для определения возможного вклада своей корпорации; 1) изменение имиджа компании в связи с новыми видами ее деятельности; 2) повышение престижности работы в компании; 3) информирование о малоизвестных фактах из жизни компании, способствующее завоеванию ею доверия и дальнейшему развитию; 4) обретение компанией известности на новых рынках сбыта; 5) подготовка общественности к новому выпуску акций, к приватизации (национализации) компании; 6) улучшение отношений с общественностью после публичной критики, основанной на непонимании целей компании; 7) информирование пользователей и клиентов о новом продукте; 8) восстановление положительного отношения к компании после кризиса, продемонстрировавшего неэффективность работы или просчеты компании; 9) усиление привлекательности компании, если стоит вопрос о покупке ее со стороны;
10) формирование нового имиджа корпоративной идентичности; 11) способствование расширению известности участия в общественной жизни первых лиц компании; 12) поддержка спонсорских начинаний; 13) информирование политиков о деятельности компании; 14) информирование об исследовательской деятельности компании. Изложенное представляет интерес для всей сферы бизнеса.
Пиар и маркетинг Так как пиар — это формирование и «продажа» имиджа организации, многие положения маркетинга оказываются полезными и в пиар-деятельности. В «Двадцати двух неизменных законах маркетинга», сформулированных Элом Райсом и Джеком Траутом удачно сочетаются их практическая значимость и универсальность. 1. Закон лидерства. Лучше быть первым, чем быть лучшим. 2. Закон категории. Если не можете быть первым в своей категории, создайте новую категорию, где вы можете быть первым. 3. Закон сознания. Лучше быть первым в сознании потребителя, чем быть первым среди конкурентов.
4. Закон восприятия. Маркетинг — это не борьба продуктов, а борьба восприятий. 5. Закон фокуса. Наиболее важная идея в маркетинге — внесение своего «слова» в сознание потребителя. 6. Закон эксклюзивности. Две компании не могут характеризоваться одним и тем же словом в сознании потребителя. 7. Закон лестницы. Стратегия, которую следует использовать, определяется той ступенькой лестницы, которую вы занимаете. 8. Закон дуальности. С течением времени в каждом сегменте рынка становятся доминирующими две компании. 9. Закон оппозиции. Если вы утвердились на втором месте, ваша стратегия определяется лидером, занимающим первое место. 10. Закон деления. С течением времени любая категория претерпевает деление и превращается в две или более категории. И. Закон перспективы. Эффекты маркетинга проявляются в перспективе. 12. Закон линейного развития. Попытки соответствовать своей марке встречают сопротивление, кажущееся непреодолимым. 13. Закон жертвы. Вы должны жертвовать чем-то, чтобы получить нечто. 14. Закон качеств. Для любого качества есть и противоположное эффективное качество. 15. Закон искренности. Если вы имеете мужество соглашаться с негативной информацией, сознание потребителя приписывает вам позитивные качества. 16. Закон сигулярности. В любой ситуации только движение вперед может обеспечить существенные результаты. 17. Закон непредсказуемости. Поскольку не вы пишете планы действий своих конкурентов, вы не можете точно предсказать будущее. 18. Закон успеха. Успех часто ведет к самонадеянности, а самонадеянность — к неудаче. 19. Закон неудач. Неудачи вполне возможны, их надо правильно воспринимать. 20. Закон гиперболы. Ситуации часто противоположны их описанию в прессе.
21. Закон ускорения. Успешные программы строятся не на фантазии, они строятся на тенденциях. 22. Закон ресурсов. Если не найдена верная идея, не найдется и ресурс для нее.
Создание имиджа организации Мы научились понимать, сколь бесценна репутация и сколь мгновенно она может быть утеряна. Ч. Голден («Дженерал моторе») Создание благоприятного имиджа компании — основная функция специалистов по пиару. Потерять доброе имя в условиях конкуренции означает крах всего дела. Руководители успешных фирм постоянно помнят об этом, понимая, что сегодня репутация и успех взаимосвязаны.
Бесценный капитал Хорошая репутация организации — ее бесценный капитал. За хороший имидж платят, как за самую реальную вещь, особенно в бизнесе. Так, при покупке швейцарской фирмы «Нестле» было заплачено 2,55 миллиарда фунтов стерлингов, из которых только пятую часть составляла стоимость реальных физических объектов. Все остальное — это стоимость имиджей товарных марок, принадлежащих фирме. Аналогично, «Филип Моррис», покупая фирму «Крафт», заплатила 12,9 миллиона американских долларов, и только четверть этой суммы приходилась на материальные ценности. В эффективно работающих компаниях имеются пиар-специалисты, а в крупных — и целые подразделения по формированию и поддержанию их имиджа. Руководит этой службой, как правило, один из заместителей первого лица компании. Этот вид деятельности пиар-специалистов (имидж-мейкинг) имеет различные названия: корпоративная реклама, престижная или имидж-реклама. Суть здесь одна — подчеркнуть основной мотив: процветание фирмы, прочность ее материально-финансовой базы, высокий профессионализм персонала. Хорошую репутацию приобрести довольно трудно, на это уходят годы, а потерять ее можно мгновенно, зачастую из-за пустяка: не ответив вовремя на телефонный звонок или письмо, не послав факс, которого ждут, проявив невоспитанность в любой форме. Для репутации важно все: и культура речи, и манеры, и одежда, и интерьер офиса. Большой урон имиджу наших организаций наносит непрофессиональная работа секретарей. Очень часто от телефонных контактов с ними остается неприятный осадок. Многие из секретарей не владеют в полной мере информацией, не могут ответить на задаваемые им вопросы (например: «Что ваш начальник имел в виду, отметив в письме...»), вследствие чего затрудняются взаимоотношения с клиентами фирмы, теряется ее «лицо». Цена репутации фирмы настолько высока, что, ослабив деятельность в сфере пиара, можно потерять до 70 % клиентов. Эти потери представляются особо ощутимыми, если учесть, что, по оценке специалистов, удержание старых клиентов в 5раз дешевле, чем завоевание благосклонности новых.
Формирование доверия По данным В.В. Меньшиковой и Э.П. Утлика, наиболее важными для формирования доверия к организации и, соответственно, ее позитивного имиджа являются представления людей 1) о финансовом положении организации («процветающая», «стабильная», «с высокими доходами» и т.д.); 2) об истории организации, фирмы, ее традициях и репутации («существует долгое время», «с традициями», «с ней имеют дело солидные фирмы»); 3) о личности руководителя («во главе стоит солидный и порядочный человек», «прогрессивный, умный» 4) об особенностях «паблисити» — рекламной известности («хорошая реклама», «хорошие отзывы», «слышал много хорошего»); 5) об отношении к персоналу («патернализм в руководстве», «сотрудники — как члены семьи», «много 6) о социальной ответственности перед обществом — качество работы, род деятельности, направленность на потребителя, клиента, забота о нем («обязательная», «выпускает добротную и нужную продукцию», «помогает неимущим»); 7) об управлении организацией («с честью выходит 8) о фирменном стиле («солидный офис», «красивая эмблема», «яркий слоган»); 9) об этичности в деятельности и отношениях («честная», «открытая», «не обманывает клиентов»). Разработка и поддержание позитивного имиджа.возможно в двух основных формах: 1) создании единого образа компании для потребителей, партнеров, общественности и 2) как объединяющего начала для сотрудников. Для того чтобы «лицо» компании было узнаваемым, запоминающимся, необходимо задействовать некоторые частные составляющие (стиль руководства, качество продукции и предоставляемых услуг, элементы организационной культуры, персонал) и объединить их в единое целое, создать общую картину. Принцип целостности восприятия лежит в основе одного из направлений психологии, которое носит название гештальтпсихологии (от нем. Ое851а11 — образ). Представители этой школы считают, что целое всегда больше, чем сумма его слагаемых. Поэтому, уделяя максимум внимания каждой из составляющих, всегда важно представлять их в таком сочетании, которое и создает единый образ компании. Следовательно, имидж должен носить системный характер.
Их пример — наука для всех Наиболее эффективно действующие компании имеют четко выраженное видение будущего, то есть гипотетическую картину развития бизнеса и в отдаленной перспективе. Обосновывая глобальную причину существования компании (миссию), ее руководство формирует имидж, создает репутационную основу для своей торговой марки. В 1959 году компания «Вольво» первой стала устанавливать на своих автомобилях ремни безопасности, и даже теперь, пять десятилетий спустя, она все еще пользуется высокой репутацией, которую получила в результате успешного пиаровского хода. Компания первоначально предполагала, что основным достоинством ее брэнда будет долговечность машин. Однако пресса превратила «Вольво» в «безопасный» автомобиль. Тогда компания весьма дальновидно перенесла главный упор в своей пиар-программе с долговечности на безопасность езды, хотя многие годы до этого козырем «Вольво» считалась надежность ее машин в эксплуатации. Рекламный лозунг компании гласил: «Водите так, словно вам не жалко автомобиль». В тексте говорилось, что средний срок службы автомобиля «Вольво» на каменистых дорогах Швеции составляет тринадцать лет. У нас в стране имеется яркий образец имиджа организации, сформированного на основе модели высокой миссии, — МНТК «Микрохирургия глаза» им. С.Н. Федорова. Сам Святослав Федоров был яркой личностью, обладавшей многогранными дарованиями. Одно из них — талант имиджмейкера. Возможно, он опирался на чью-то профессиональную помощь, однако, скорее, срабатывали его мощная интуиция и цепкий ум, схватывавший все ценное и прогрессивное. В результате сформировался яркий образ «организации будущего», безупречной во всех отношениях. Никто не знал о доле неудачных операций и осложнений, которые, конечно, были, о завышенной стоимости услуг и пр. «Общественность» информировали только об успехах и достижениях, «прорывах». Это и есть классический образец создания искусственного, эмоционально воспринимаемого позитивного имиджа. О том, что на самом деле не все обстояло так гладко, как о том информировали общественность, стало ясно после трагической гибели Святослава Николаевича. Возникли склоки, судебные споры и т.п., разрушившие имидж некогда процветавшего учреждения. Это еще раз показывает огромные возможности пиара. Среди российских компаний, имидж которых оказывает сегодня положительное воздействие на потребителей, можно выделить пивзавод «Балтика», московский завод «Кристалл», кондитерскую фабрику «Красный Октябрь», гостиницу «Балчуг Кемпински» в Москве и другие. В России набрали оборот пиар-акции, акцентирующие внимание потребителя на отечественном «происхождении» продукции, проводятся имиджевые кампании «Сделано в России», «Покупайте российское». Все чаще предлагаются товары действительно хорошего качества, что и обусловило поворот покупателей от иностранных товаров к российским. В Беларуси добрую славу завоевали фирмы «Дарида», «Милавица», «Кристалл». Но есть, к сожалению, и другие случаи. Например, под вывеской благородной миссии «Бизнес — социальная ответственность» руководство одного из ведущих банков провело реструктуризацию заводов-гигантов. Результат? Буквально вымирание целых регионов. Идеальный образ товарной марки — тот, что выделяет этот товар из общей массы продукции конкурентов; тот, что соответствует и товару, и рынку; тот, чггорый можно поддерживать в течение ряда лет. Пиар и реклама должны формировать этот образ постоянно и целенаправленно. Найти отклик в душах потребителей, по мнению специалистов, можно не только с помощью ясного и четкого изложения фактов, но и с помощью атмосферы, создаваемой пиар-акциями. Ведь в конечном счете большинство товарных марок очень похожи друг на друга. Следовательно, выбор, какой товар предпочесть, часто определяется отношением индивида к данной марке. А оно, в свою очередь, редко является результатом одних лишь рациональных рассуждений. Марки «Сони», «Тойота», «Мерседес», «Мальборо» и другие известны во всем мире. Для миллионов потребителей они означают нечто гораздо большее, чем просто названия товаров. Каждое название означает набор качеств, которые, прочно укоренившись в сознании потребителей, сливаются в целостную картину, называемую «образом марки». Товар могут рассматривать как нечто старомодное, молодежное или стареющее, великосветское или плебейское, женственное или мужественное, нечто особенное или обычное, повседневное, стоящее или сомнительное. Образ, закрепившийся за маркой в сознании людей, столь же (если даже не в большей мере) важен, как и любые осязаемые качества, когда потребитель решает вопрос о том, принять или отвергнуть предлагаемый ему товар. Кстати, японцы считают, что фирма и товар должны иметь одно название, — не стоит напрасно не тратить деньги на рекламу того и другого. И действуют в том направлении. Показательно, скажем, что наименование «ксерокс» («xerox») во всем мире стало синонимом копирования. Как создается образ марки? С помощью конструкции товара, его упаковки, названия, расцветки, с помощью средств рекламы, направляемых потребителю, за счет упоминания в телевизионных и радиопрограмах, содержания и стиля рекламных объявлений, включая иллюстрации, макеты, шрифты и элементы художественного оформления. Это те самые составляющие, которые необходимо менять, как только в образе марки будут обнаружены серьезные изъяны, наносящие ущерб сбыту продукции. Например, производители сигарет «Мальборо» пришли к выводу, что образ их товара слишком слаб заменили невзрачные белые пачки броскими ярко-красными с откидной крышкой и начали рекламную кампанию, героями которой стали снятые крупным планом этакие мужественные «настоящие» парни с татуировкой на руках. Сила нового образа нашла свое выражение в резком взлете сбыта. Сущность политики, ценностных критериев фирм, убеждений руководства и персонала нередко выражается в девизах. В Японии известные компании формируют свой образ, который как бы концентрирует «внутреннюю философию» фирмы. «Мацусита электрик» — купец, «Сони» — морская свита, «Хитата» — рыцарь из провинции, «Тосиба» — джентльмен. В этих образах корпорации отражают свои правила ведения бизнеса, поведения людей. Внешние атрибуты фирмы Изложенные ниже рекомендации являются результатом анализа и обобщений специальных исследований по проблеме имиджа организации. По своему содержанию они представляют собой условия и факторы, способствующие эффективности ее деятельности. Хотелось бы заметить, что данные условия и факторы имеют надежное психологическое обоснование. Подробнее об этом можно прочесть в содержательной книге Е. Богданова и В. Зазыкина (см. список литературы); в своем изложении мы следуем ее положениям.
Название организации Формирование имиджа организации начинается с выбора ее названия. Это очень серьезная и ответственная работа. Выбор названия только на основе творческой интуиции или под влиянием сиюминутной моды может вывести на неэффективные, а то и просто ошибочные варианты, что негативно скажется на имидже организации. Исправить ситуацию будет уже практически невозможно. Считается, что название характеризует и обусловливает прежде всего внешний имидж организации. Это не совсем так. Удачное название повышает корпоративную сплоченность работников фирмы. Вспомним, как журналисты НТВ подчеркнуто пафосно, с явной гордостью произносят название своего телеканала: «Э-э-н... — Т-э-э... — В-э-э...» Такой прием — пафосное произношение удачно звучащей аббревиатуры — действительно способствует формированию эмоционального, хотя и искусственного, но по-своему привлекательного, а следовательно, эффективного имиджа. Использование психологических закономерностей формирования психологического образа, обобщение результатов теоретических и прикладных исследований и анализ особенностей имиджа различных организаций позволили сформулировать несколько конструктивных требований к названию организации. Выполнение этих требований — условия и факторы ее эффективного имиджа. Некоторые из них могут стать и своеобразным руководством для выбора названия фирмы или организации, если планируется их создание. Итак, каковы они, эти требования к названию организации (фирмы)? 1. Краткость наименования. Длинные и труднопроизносимые названия могут оттолкнуть потенциальных партнеров и потребителей, негативно повлиять на их Например, в ряде областей Поволжья и Приуралъя хорошо известна компания сотовой связи «СМАРТС». Никто не пытается произнести ее полное название: «Средне-волжская межотраслевая ассоциация радиотелефонной связи». 2. Звучность. Необходимо использовать психологический эффект воздействия звукосочетаний. Напомним, что многие звуки воспринимаются нами как некие объекты, реально обладающие пространственными и эмоциональными характеристиками. В частности, звук «а» ассоциируется с уверенностью, напором. Звук «у» ассоциируется с чем-то большим, звук «и», наоборот с чем-то маленьким, незначительным. Звук «о» эмоционально расслабляет. Звук «э» как бы придает повышенную значимость. Шипящие, рычащие звуки, а также твердые звукосочетания вызывают отрицательные эмоции. Название фирмы и ее изделий создает у людей специфическое отношение к ним своим звучанием. Человек читает текст, а воспринимает звучание слов. Одни слова воспринимаются легко, другие звучат как грубые, неприятные. При этом разные звуки ассоциируются у людей с добрым или злым, хорошим или плохим. Так, например, звук «л» воспринимается как нечто женственное, доброе, а звук «ж» — как плохое, грубое, некрасивое, тяжелое, опасное, злое. И слова, составленные из этих звуков, имеют подобные оттенки: слово «жуть» воспринимается как темное, страшное, а слово «любовь» — нежное, светлое, легкое. Пренебрежение этим часто приводит к нежелательным результатам. Так, внешнеторговое объединение «Автоэкспорт» столкнулось с проблемой реализации на внешнем рынке автомобиля «Жигули», хотя представленные образцы удовлетворяли запросы определенной части покупателей. Выяснилось, что дело заключается в неудачном названии — оно вызывает неприятные ассоциации не только произношением: в некоторых европейских языках оно созвучно словам, означающим «мошенник», «проходимец». Когда экспортный вариант автомобиля переименовали в «Ладу», проблема его реализации была решена. Однако в дальнейшем Волжский автозавод отстал от требований быстро развивающегося европейского рынка, и ранее завоеванные позиции были в значительной степени утеряны. 3. Образность. Лучше, когда название является образным, позволяющим легко представить направление деятельности организации. Образное название, когда легко постигаются его смысл и значение, обладает силой внушения. Тот же эффект возникает, когда ясна направленность работы организации. Например, название медицинского центра «Медсервис» воспринимается однозначно: «мед» — медицинский, «сервис» — услуги. Или «Кока-кола»: «кока» — это растение, в листьях которого содержатся тонизирующие вещества, а «кола» — специальный вид прохладительного напитка. Абстрактные или непонятные названия, особенно не имеющие отношения к деятельности организации, вызывают настороженную, а то и отрицательную реакцию. Вот, к примеру, название фирмы «Фаренгейт» — что это? Из физики знаем, что есть способ измерения температуры по шкале Фаренгейта. Но, оказывается, это название мебельной фабрики. Или банк «Менатеп» — что это? Хотя за счет массированной (кстати, очень дорогостоящей) рекламы к нему через какое-то время привыкли, но объяснить все равно никто не может. Однако у любого правила есть исключение. Например, известная всему миру «Сони». Название абстрактное, но звучит очень приятно, вызывая на многих языках хорошие ассоциации. К тому же в нем удачные звукосочетания. Это результат выбора уникального слова. Слово «Сони» никак не переводится и ничего не означает, но оно краткое, выразительное, приятно звучащее. Заметим, что это название специалисты искали три месяца. Еще один пример: автомобиль «Тойота - Ярис». «Ярис» — это «вычисленное» компьютером уникальное слово, ничего не означающее, но благозвучное. Иногда название продукции вообще не совпадает с профилем фирмы. Например, название компьютеров «Эппл» («Яблоко») никому не мешает. В чем здесь дело? Анализ показывает, что это обусловлено их высоким качеством (стихийный имидж), удачностью названия, вызывающего приятные ассоциации, выразительностью фирменного стиля, умелой и к тому же массированной рекламой. 4. Принадлежность к определенной культуре. Желательно, чтобы в названии отражалось своеобразие национальной культуры, особенности языка и мышления людей, выросших и воспитанных в определенных исторических условиях. Все эти «холдинги», «консалтинга», «эксклюзивные дистрибьюторы» и т.п. у многих вызывают раздражение и ассоциируются исключительно с криминальным или теневым бизнесом Анализ, свидетельствует, что, скажем, в английском языке практически нет таких слов, которые не имели бы русских синонимов. Но русские синонимы ближе выразительней и благозвучней для нашего потребителя. Кстати, во Франции запрещено использование в названиях слов из другого языка, если есть французские синонимы. Пример, достойный подражания. 5. Положительный отклик. Название должно вызывать положительные ассоциации. Это может быть результатом концентрации внимания на некоторых элементах, передаваемых названием или навеянными им образами. Название балетного театра «Имперский балет» в этом смысле является показательным, потому что вызывает неоднозначное отношение. В частности, «имперский» (вспомним — «имперские амбиции») — нечто не очень хорошее. С другой стороны, такое название обусловливает повышение статуса театра, при слове «имперский» возникает образ чего-то большого, помпезного, роскошного. А театр не имеет даже своей сцены... Определенное преимущество имеют фирмы, использующие в названиях товаров слова «солнце», «свет», «луч» и т.д. Они не только благозвучны, но и вызывают у людей ощущение натуральных качественных и добротных изделий. А теперь о том, чего делать не рекомендуется. 1. Не включать в название чью-либо фамилию. Сначала надо завоевать хорошую и устойчивую личную репутацию. К примеру, «Шустов» — название одного из лучших армянских коньяков. Кто возразит против этого, ведь именно Шустов и основал знаменитый коньячный завод в Ереване, сделал ему блестящую по психологическим находкам рекламу. Кстати, очень осмотрительно и продуманно следует рекламировать продукцию с неблагозвучными названиями. Скажем, «Видал Сосун» или «Урода» — название косметической фирмы (по-польски — это краса-па а по-русски...), или «Вошь энд гоу» (по-русски «Мой и иди»), или крем для лица «Kaloderma»... 2. Особенно осторожно следует использовать аббревиатуры. Основные требования — благозвучность, выразительность, внутренняя динамичность. Удачные варианты: «ВАЗ», «ГАЗ», «МАЗ» (в основном из-за доминирования гласной «а», к тому же из-за частого повторения к ним быстро привыкли). Или «Ижмаш», в этой аббревиатуре есть какая-то внутренняя ритмика.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.200.180 (0.02 с.) |