Манипуляции в день голосования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Манипуляции в день голосования



«Сначала в буфет». Одному из кандидатов было важ­но, чтобы явка избирателей-мужчин была по возмож­ности низкой. Его помощники перевесили табличку с указателем помещений так, что избиратели попадали вначале в буфет. Наш человек знает, что на выборах буфеты всегда были довольно богатыми. Поэтому на­правлялись к прилавку, а затем — к столикам. Продава­лось пиво и кое-что покрепче. Многие так «отмечались», что, забыв, зачем пришли, уходили домой, так и не исполнив свой гражданский долг. Некоторых же акти­висты «перевербовывали» непосредственно в буфете.

«Однофамильцы. Имиджмейкеры разыскивают однофамильца кандидата, у которого надо «оттянуть» голоса. За определенную плату получают его согласие баллотироваться. Регистрируют его и вносят в список для голосования, хотя никакой агитации за него не ведется (нужно, чтобы он не «засветился» до дня выборов!). Причем имя-отчество подбирают такие, чтобы одно­фамилец стоял в списке выше реального кандидата.

Увидев фамилию кандидата, за которого собирался голосовать, избиратель ставит против его фамилии кре­стик. Дело сделано. Если даже он и заметит свою оп­лошность, то как минимум испортит бюллетень. Глав­ное — конкурент этого голоса уже лишился.

Мишенью воздействия служит здесь невнимательность. Приманкой — нелюбовь к чтению длинных текстов.

«Эффект паровоза». Желание людей присоединять­ся к большинству социологи называют «эффектом па­ровоза». Не секрет, что примерно четверть избирате­лей окончательно определяются с выбором только на участке, непосредственно перед голосованием. Если во­время довести до сведения избирателей с нечеткой по­литической ориентацией, кто фаворит, то неизбежно часть из них, и немалая, последует «за паровозом». Де­монстрация позиции большинства «включает» механизм конформности, давно используемый психологами в ка­честве мишени воздействия.

Сто лет назад, когда пиарщиков в России еще не было, кандидатам приходилось самим изобретать спо­собы манипулирования выборщиками.

Выборы в первую Государственную думу (1906 год) не были прямыми: сначала выбирали выборщиков, а те из своего числа — депутата Думы. Один из выборщиков курии землевладельцев не имел никаких шансов быть избранным, поскольку был мелкопоместным дворянином. В лидерах были предводитель дворянства и крупные земле­владельцы, они и агитировали каждый за себя, хотя прак­тически все были не прочь стать депутатом Думы.

Система голосования была следующей: каждый выбор­щик должен был отдать кому-то белый шар (голос «за»), а кому-то — черный (голос «против»), Ш. выступил с предложением: поскольку у него нет никаких шансов, а к Кому же он по состоянию здоровья не может работать в Петербурге, то кто не решил, кому отдать черный шар, пусть отдаст ему — он не обидится.

Результаты голосования ошеломили всех: почти все бе­лые шары оказались в его корзине! Расчет его подтвердился - каждый желавший быть избранным знал, кому отдать чер­ный шар (наиболее сильным конкурентам), а вот отдавать реальным конкурентам белый шар не хотел. Поэтому почти все отдали Ш. свои «за». Ш. так прокомментировал резуль­таты голосования. Прослезившись, он заявил: «Благодарю вас! Доверие ко мне столь огромно, что, презрев свое нездоро­вье, должен ехать в столицу, служить обществу, чтобы оп­равдать ваше доверие!».

Мишенью воздействия на выборщиков послужило желание каждого быть избранным, приманкой — пред­ставившаяся возможность избавиться от конкурентов.

 

 

Встречи с избирателями

Приводимые ниже рекомендации «черных» пиарщи­ков кандидату построены по иезуитскому принципу «цель оправдывает средства». Автор считает их амораль­ными, недостойными и приводит их лишь для полно­ты раскрытия темы.

Цель. Кандидат должен просто понравиться изби­рателям и вбить им в головы, что он их единственный и неповторимый благодетель, что только он принесет счастье в их дома, обеспечит покой и благоденствие. Понравиться как мужчина (женщина), как отец (мать) семейства или заботливый сын (дочь), нравиться как гражданин.

С этой целью в составе команды должен быть хоро­ший психолог, принимающий участие в разработке модели и стиля всей предвыборной кампании и конк­ретных мероприятий.

Настрой. Перед выступлением следует настроить­ся, желательно под руководством психолога. Обрести абсолютную уверенность в себе и в своей платформе, полностью выбросить из головы все личные цели и мечты в связи с вожделенной выборной должностью-В голове должно быть только благо народа и ничего более. Текст своего выступления необходимо поверить самому, быть абсолютно убежденным в своей правоте. Тогда часть слушателей поверит в ваше вранье.

Внешние атрибуты. Прежде всего «оформить» свою Физиономию: лицо должно говорить о вашей честности и открытости. Даже улыбка должна быть радост­ной, отнюдь не кривой. Для этого вспомнить что-либо особенно приятное.

Кандидат должен выглядеть энергичным, здоровым и волевым.

Одежда его должна соответствовать социальному составу слушателей, быть опрятной, чистой и скром­ной. Повесьте на время кампании костюм от Версаче в шкаф. Не следует блистать драгоценностями, лучше сдать золотую цепь на время предвыборной кампании на хранение в банк.

Необходимо следить за своей внешностью, телом, прической и т.д. Брейтесь каждый день и не пользуй­тесь одеколоном от Гуччи.

Следите за своими жестами: ничто не должно от­странять или удалять от вас аудиторию, наоборот — все должно притягивать, привлекать.

Сопровождающие лица: им не стоит заслонять от публики кандидата, не подавлять своей численностью.

Излишне присутствие в свите ярко накрашенных красавиц, равно как и холеных молодцов, особенно с наружностью качков. Пусть ожидают конца мероприя­тия вдали от глаз публики.

В целом сопровождение не должно привлекать к себе повышенного внимания или отвлекать его от самого кандидата.

На всех встречах и выступлениях кандидата желате­лен транспарант (табличка, флажок и т.п.) с его сим­воликой, лозунгом.

При выступлениях перед аудиторией (телекамерой) Необходимо смотреть в зал (объектив).

В целом, оратор не должен быть скованным, а гово­рить легко, свободно перемещаться по сцене, спус­каться в зал, шутить и улыбаться людям.

Захват внимания аудитории. Перед встречей всегда возникает эмоциональное напряжение, требующее разрядки. С чего начать? Только не с изложения с ходу своей программы — так теряется внимание более половины аудитории сразу же.

Прежде чем начать говорить, сделайте паузу, вни­мательно оглядите зал, дождитесь тишины.

Успех выступления в значительной степени зависит от его начала. Оно должно вызвать интерес слушателей Опытные ораторы начинают с интересного наблюде­ния, пословицы, поговорки, юмористического заме­чания, с того, что «объединяет» их с аудиторией.

Если вы пришли на встречу с персоналом больни­цы, начните с того, скажем, что ваш дед был глав­ным гинекологом в Урюпинске. Вы сразу станете тут своим человеком (только не говорите, что помогали деду по работе).

В случае разнородной публики, разобщенной по ин­тересам, привлечь общее внимание поможет апелля­ция к чувствам людей.

Вот какую историю сочинил пиарщик кандидата, а тот озвучил в зале:

«Мы ехали в соседний город. На дороге голосуют три девочки, лет по двенадцать. Я сказал водителю остано­виться и спросил девочек, куда их подвезти, потому что был уже вечер.

Они мне ответили: «дяденька, не надо нас подвозить, дай нам по десять рублей, мы тебя прямо здесь обслужим». (Пауза.)

Я все-таки взял этих девочек (пауза), посадил их к себе в машину». (Продолжительная пауза».)

Понятно, что разговоры стихли, а шеи слушателей, особенно пожилых женщин, вытянулись до предела. Когда до взрыва аудитории оставались доли секунды, оратор продолжил рассказ.

«Мы поехали по домам этих девочек. Посмотреть, как они живут и куда смотрят их родители.

Приехали к одной девочке. Отец и мать пьяные, сидят синие, как баклажаны. В доме все пропито! Ничего нет!

Поехали ко второй девочке. Матери нет. В доме пья­ный отец с собутыльниками. Эта девочка мне говорит: «Вот этот дядя четыре года назад меня изнасиловал» - Отнимите от двенадцати четыре — вы получите, сколь­ко ей было тогда лет. (Все торопливо подсчитывают в уме, сколько будет — от двенадцати отнять четыре.) Сей­час мы уже возбудили уголовное дело».

История вполне правдоподобная, поэтому оратор

покорил зал, сыграв на чувствах людей. Затем он делал с залом все что хотел.

В памяти и в подсознании людей остаются неожи­данные, привлекающие внимание действия по ходу выступления, поэтому здесь можно, конечно, дать волю своей фантазии, не переступая рамки дозволенного.

Планируя выступление, следует учитывать род за­нятий слушателей, экономическое положение, ме­стные обычаи. Материал, учитывающий историче­ские традиции, вызывает положительную ответную реакцию.

 

 

В процессе выступления...

По ходу, выступления с учетом реакции аудитории дается логическое обоснование своей позиции, обус­ловливающее решение избирателей поддержать орато­ра на выборах.

Среди них и люди преуспевающие, нашедшие мес­то под солнцем демократии, но гораздо больше таких, кто еле сводит концы с концами. Политические при­страстия этих групп избирателей противоположны, но это не исключает возможности завоевания голосов в обеих группах — для этого нужно найти лишь соответ­ствующий подход к ним.

На встречах с беднейшими слоями населения обе­щайте улучшить их положение.

Получение поддержки со стороны деловых кругов тоже очень важно, она существенно повышает ваши шансы на победу.

Американский президент Теодор Рузвельт, прослыв­ший среди избирателей как «чертов ковбой» и «гроза трестов», сумел изменить отношение к своей фигуре после следующей тирады, произнесенной им перед представителями крупного бизнеса в 1904 году: «Любое проявление бездумной зависти и враждебности по отнощению к честным людям, приобретающим богатство честным путем, должно быть подавлено в самом зародыше силой общественного мнения».

Набор звонких фраз, не более того. Но сработало!

Особо «черные» пиарщики рекомендуют врать. Врать нагло и беззастенчиво. Ниже приведены их наставления.

Геям врите, что вы симпатизируете секс-меньшинствам и добьетесь принятия закона об однополых браках.

Распущенным мужчинам врите, что разрабатываете закон о разрешении иметь четыре жены.

Рыбакам врите, что ваш отец был китобоем и у вас до сих пор хранится китовый ус, который... хорошо помога­ет в интимной жизни.

Врите охотникам, что ваш дед был промысловиком в Сибири и бил соболя в глаз, а вы собирали тушки, прова­ливаясь в снег по самые... (можно и по пояс).

Футбольным болельщикам врите, что всю жизнь более­те именно за их команду, и обязательно принесите с собой мяч с выцветшими «автографами» мастеров советского, а еще лучше — бразильского футбола.

Автолюбителям врите, что в юности занимались ав­тоспортом, но сошли с трасс после аварии, и покажите «кепку Шумахера» или «шлем Сенны».

Панкам говорите, что ваша дочь принадлежит к их бра­тии, вы обязательно познакомите их с ней после выборов.

 

 

Ответы на вопросы

После выступления из зала обычно задают вопросы. Это важная часть встречи, поскольку она завершает ее и от того, какое она оставит впечатление, зависит ус­пех всей предыдущей работы. Ответы на вопросы вос­принимаются положительно, если человек слышит то, что он хотел услышать на свой вопрос, а не то, что думает по этому поводу кандидат. Здесь необходимо особое чутье, поскольку ошибки не прощаются. Тем не менее искусный оратор способен заинтересовать зал и своим мнением, если ответ будет достаточно аргумен­тирован и подкреплен эмоционально.

Сами вопросы можно классифицировать на несколь­ко групп.

Во-первых, вопросы политические, касающиеся гражданской позиции выступающего. Положительными являются варианты ответов, воспринимающиеся как защита интересов людей.

Во-вторых, деловые вопросы по поводу практиче­ского разрешения проблем, волнующих собравшихся, или частных проблем отдельного человека. Если вопрос общего характера, хорошо воспринимается быс­трый и точный ответ по заранее подготовленной схеме на основе предварительного изучения общественного мнения в отношении данной проблемы. Если вопрос частный, целесообразно попросить человека подойти к вам после встречи и обсудить его.

В-третьих, значительная часть вопросов задается людьми ради «выпуска пара», то есть нейтрализации своего внутреннего напряжения, и чтобы высказать наболевшее. Обычно трудно остановить поток таких эмоциональных вопросов, переходящих в спонтанные выступления, а порой и атакующих кандидата, хотя он нисколько не виновен в возникновении проблемы. Если поднятая проблема важна для всех присутству­ющих, энергию такого выступления следует использо­вать в собственных интересах за счет коротких, острых и точных реплик, изменяющих направление атаки.

Часто в таких случаях помогает шутка. Здоровый юмор — необходимый элемент на всех этапах встречи. Если выступление с места касается личной проблемы, лучше некоторое время спокойно послушать крикуна, дождаться отрицательной реакции зала, а затем под­держать эту реакцию, подавив агрессивного субъекта.

Отдельно стоит выделить вопросы со стороны при­сутствующих в зале представителей команд конкурен­тов или подкупленных ими лиц. Такие вопросы, как правило, имеют своей целью скомпрометировать ора­тора в глазах публики и свести его успех к минимуму. Обычно эти вопросы касаются элементов личной жиз­ни или служебной деятельности кандидата. Зная все свои слабости, ответы на подобные вопросы необхо­димо готовить заранее.

Высшим мастерством является использование ответа на провокационный вопрос в качестве аргумента против своего конкурента. Зал оценит вашу тактичность, если вы сделаете это с юмором.

Кроме того, ответы должны быть краткими и не восприниматься как оправдание.

Еще раз подчеркнем: слушая ответ на вопрос, человек получает удовлетворение, если слышит то, что хотел услышать.

 

А теперь о том, чего делать не рекомендуется.

• Не выступать перед людьми на голодный желудок или, наоборот, только что насытившись и уж тем более выпив «сто грамм для храбрости».

• Не держать руки со сцепленными в замок пальца­ми, за спиной или в карманах. Это создает впечат­ление отчужденности и неуважения к аудитории.

• Не поправлять очки, не почесывать лицо, ухо, нос (это жесты лжи).

• Не потирать руки и не опираться о трибуну. Лучше вообще почаще выходить из-за нее, а иногда и спус­каться в зал якобы для того, чтобы лучше слышать
вопросы.

• Не хмурить брови и не морщить лоб.

• Не смотреть исподлобья и не сжимать кулаки.

• Не расставлять широко ноги.

• Не прищуривать глаза, не смотреть на слушателей искоса.

• Не заслоняться от публики портфелем, папкой и т.п. (все это проявления негативного отношения к слушателям).

• Не заканчивать выступление и последний ответ на вопрос улыбкой (останется впечатление несерьез­ности, игры).

• Исключить из своего лексикона слова, подобные «ка­жется», «может быть», «вероятно», «там посмот­рим», «предположительно», «как будто», «повто­ряю», «поставим на должный уровень», «говоря по существу» и др.

 

«Попутные» мероприятия

Кроме специально организуемых встреч с изби­рателями используются и другие мероприятия раз­личного рода: встречи в рамках спортивных состяза­ний, концертов известных артистов и иных зрелищных мероприятий, встречи с известными людьми и т. п. Для каждой из таких встреч характерна своя психосоциальная окраска, здесь нужен индивидуальный подход.

Общие принципы проведения подобных мероприятии:

1) всесторонний учет состава публики с целью эф­фектного преподнесения личности кандидата и его по­ложительного восприятия;

2) использование элементов зрелища;

3) краткость непосредственно агитации;

4) сочетание агитации с тематикой зрелища;

5) распространение сувенирной продукции с атри­бутами предвыборной агитации кандидата в рамках
действующего законодательства;

6) как можно больше рукопожатий, поцелуев, улы­бок и... несбыточных обещаний.

Наиболее эффективными являются встречи на пред­приятиях с трудовыми коллективами. Здесь легко вы­делить общую проблему, интересующую всех. Однако политические пристрастия работников предприятий редко совпадают с директорскими. Поэтому цель пред­варительной «обработки» руководителя — возможность беспрепятственной агитации в трудовых коллективах. Люди с удовольствием отвлекутся от работы. Об этом можно договориться с директором предприятия за со­ответствующую мзду.

Подарите молодому рабочему часы, заранее надетые на руку по случаю вашей встречи с рабочим классом. Но часы должен покупать надежный человек, потому что если они перестанут ходить до дня голосования, то пропали деньги, о с ними и все добытые здесь голоса.

После или непосредственно перед встречей полезно по­сетить рабочую столовую: совместная трапеза сближает людей. Если фарш в пельменях немного протух, неза­метно уберите их в пакет.

Но и выбрасывать не надо — тоже можно использовать для агитации. Когда выйдете с завода, отдайте эти пельмени бродячей собаке: пусть прохожие и вахтеры видят, как вы любите бездомных животных.

Работа в местах проживания людей должна строиться в первую очередь, путем проведения групповых встреч, индивидуальных приемов и бесед «за чашкой чая». Личные контакты с кандидатом оставляют у людей наилучшее впечатление, особенно если они хорошо подготовлены и создан надлежащий антураж.

Не следует забывать о таких встречах и впоследствии Целесообразно продолжать контакты посредством пи­сем, через помощников, обращаться к знакомым из­бирателям при выступлениях по телевидению, упоми­нать о них в газетных публикациях. Люди будут думать что они стали вашими друзьями, им будет импониро­вать такая связь со столь важной персоной, как вы. Они станут вашими бесплатными агитаторами.

Ошибку совершают те команды, которые, проведя встречу в коллективе, о нем забывают. При отсутствии надлежащей подпитки на голоса своих сторонников рассчитывать не стоит. Необходимо работать с коллек­тивом во всем промежутке времени до выборов.

Основными принципами такой работы являются

поддержание интереса к личности кандидата путем информирования о его деятельности по всем каналам коммуникации;

агитация с целью привлечения новых сторонников из числа представителей коллектива, членов их семей;

афиширование усилий, предпринимаемых кандида­тов в рамках действующего законодательства для раз­решения насущных для людей проблем;

участие специально подготовленных членов коман­ды во встречах с данным коллективом других кандида­тов с целью воспрепятствования их успеху и укрепле­ния своих позиций.

 

 

Грязные» технологии

Кому дозволена цель,

тому дозволены и средства-

Г. Бузенбаум, иезуит

Реальный сдвиг в моральных устоях общества, при­нявшего «грязные» технологии, произошел в 1996 году в ходе психологической войны, развернутой СМИ оли­гархов против соперников Ельцина в избирательной гонке за президентский пост. Тогда же стало ясно, что «грязные» технологии не только эффективны, но и безопасны для заказчиков.

Ни для кого уже не открытие, что нормы морали и этики в обществе за последние десять лет сильно по­колеблены. Когда материальные вложения в выборы чрезвычайно высоки, а потенциальные возможности, которые дает выборная должность высокого ранга, ста­новятся определяющими, моральная цена победы уже не имеет для большинства политиков серьезного зна­чения.

Важно и то, что произошла и морально-интеллек­туальная деградация значительной части населения. Все началось еще в 80-е годы с борьбы с привилегиями номенклатуры. Но и после этого политики постоянно обещали людям нормальную жизнь, а люди выбирали того, кто врал слаще. Теперь избиратели уже по при­вычке не верят даже тому, кто говорит правду: «Все равно обманет». Люди уверены в том, что в политику идут лишь жулики и обманщики, поэтому чуть ли не с удовольствием читают о том, что одним жуликом сре­ди кандидатов стало больше. Плохому всегда верят охот­нее. Образно выражаясь, бараны сами виноваты, что их стадо ведут козлы, и не стоит на это жаловаться.

Главная мишень, целевая группа «грязных техноло­гов» — это маргиналы. В результате «демократических реформ» во многих регионах России они составляют уже большинство населения. И могут гарантировать победу любому кандидату, если, конечно, придут го­лосовать. Поэтому в работе с ними задача разбивается на три этапа: 1) заинтересовать маргиналов своим кан­дидатом; 2) разозлить их в отношении главного его соперника; 3) притащить их на выборы.

Так как маргинал уверен, что все политики (в отли­чие от него самого) — законченные подонки и занима­лся только воровством, задача значительно упрощается. Достаточно пообещать маргиналам поделиться награбленным после прихода к власти, и они проникнуться к кандидату большим доверием.

Это не шутка: на выборах мэра одного сибирского города один из кандидатов пообещал раздать горожанам миллиард из бюджета города и чуть не победил, набрав

лишь на 300 голосов меньше действующего мэра. Особенно горожан окрылило то, что им пообещали раздать топ, самый миллиард, который мэр и его приближенные, дескать, уже почти украли, но до выборов не успели.

Приемы манипулирования становятся все более при­митивными, потому что интерес электората к поли­тике как таковой падает и приходится рассчитывать лишь на мощность пропагандистской канонады. Если все «независимые» СМИ изо дня в день будут повто­рять, что кандидат К. — законченный мерзавец, то его основной соперник кандидат Ф. наверняка победит даже если будет действовать в рамках закона и нахва­ливать себя только на отведенной для этого газетной площади.

В целом «грязные» избирательные технологии, ис­пользуемые властями всех уровней, кандидатами и на­нятыми ими технологами, — это главное, что подрывает у населения России веру в демократию, справедливость и власть государственную.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.0.53 (0.05 с.)