Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Убежденность в своей правотеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Одна из составляющих успеха лидера — способность доказать свою правоту в любой ситуации. Приверженцам необходимо, чтобы их вождь всегда выглядел правым, даже если это в действительности не так. Можно только восхищаться, как великие правители учитывали это в своей деятельности. Яркое тому свидетельство — знаменитый поступок Александра Македонского в ситуации с гордиевым узлом: когда юный царь понял, что не сможет распутать этот узел, он просто разрубил его своим мечом. Только собственное признание лидера, а не факты, может стать свидетельством его вины. Психологические наблюдения показывают, что наилучшая стратегия лидера в ответ на обвинения — их отрицание и переход в контрнаступление, но ни в коем случае не попытка оправдаться. Лидер обязан быть благожелательным и справедливым по отношению к своим союзникам и приверженцам. Правитель в глазах народа — образец мудрости, олицетворение власти нравственной. Вся несправедливость государства в этом случае, как правило, приписывается его злокозненным подчиненным, пользующимся «неосведомленностью лидера» об их деяниях. Так, большинство пострадавших от сталинского террора считали, что вождь не знал о творимых беззакониях. Против врагов и соперников лидер должен демонстрировать агрессивность, наступательность. Лидеру не ставят в вину его шовинизм, нарушение договоров, неумение сострадать, уважать права других людей и т.п. Скорее, наоборот: эти безнравственные силовые качества делают его более авторитетным в глазах приверженцев. Культ вождя Наибольшее влияние на историю и на народы оказывают лидеры, достигшие статуса вождей. Вождь - это общепризнанный идейный и политический руководитель. В вождях наиболее рельефно представлены лидерские качества, позволившие им подняться на высшую ступень власти. С другой стороны, их деятельность находится постоянно в поле зрения современников и потомков и поэтому хорошо исследована. Так что изучение становления и деятельности вождей дает богатый материал для понимания природы лидерства. Культ вождя может быть создан тремя способами: 1) культ, навязанный «сверху» интенсивной пропагандой и манипулированием общественным мнением; 2) культ как спонтанное явление, идущее «снизу», от масс, при определенных обстоятельствах (например, кризис); 3) культ как порождение исключительных качеств личности лидера (харизмы) или его воли. Первый способ был использован большевиками для создания культа Ленина после его смерти. Хотя были к тому и другие предпосылки: при его жизни определенная харизма и воля Ильича плюс экономический кризис в разоренной гражданской войной стране, и кризис духовный, вызванный низвержением прежних ценностей — веры в Бога и царя. По-видимому, в любом конкретном случае культ не создается лишь одним из указанных методов. Например, в культе Гитлера одни исследователи видели прежде всего результат государственной партийной пропаганды, искусного манипулирования «сверху». Эту точку зрения еще в 1932 году высказал Т. Тесс. Другие отмечали спонтанное развитие культа «снизу», религиозную сущность его природы, основанные на харизматической личности фюрера и специфике массовой психологии, психопатические особенности личности Гитлера, убежденного в своей избранности и утекшего за собой сторонников. Это перекликается со взглядом на культ Гитлера и вообще на германский фашизм как на уникальное, случайное явление, выходящее за рамки «нормального» исторического процесса и не имеющее глубоких корней. Религиозный символ Образ вождя и в Германии, и в СССР (даже при антирелигиозной пропаганде в последнем) выполнял роль религиозного символа с такими атрибутами, как вездесущность, бессмертие и совершенство высшего существа. Иллюзию вездесущности создавали бесчисленные изображения вождя, присутствие его имени в названиях улиц, городов, заводов, институтов. Все это отражало стремление «обессмертить», продлить во времени функцию, выполнявшуюся им (интеграции, социализации новых поколений), а также стремление обеспечить преемственность власти. В этом смысле умерший вождь продолжает и после смерти играть эту роль. В последний год Первой мировой войны, в дни поражений Германии, там выпускали открытки, изображавшие Бисмарка, воскресшего, чтобы защитить Германию. Мавзолей Бисмарка в Фридрихсруэ не только в первое время после его смерти, но и в 20-е годы был местом паломничества и националистических демонстраций. Перед ним проходили марши и парады молодежной организации «Бисмарк-Югенд». Гитлер пришел к саркофагу Бисмарка 14 февраля 1939 года, чтобы подчеркнуть преемственность власти. Наиболее ярко идея бессмертия вождя нашла свое отражение в сохранении тела Ленина после смерти и выставлении его в Мавзолее. Если для партийной верхушки это было обусловлено политическими интересами — легитимизацией наследников, демонстрацией верности вождю, то массовым сознанием такой атрибут воспринимался как религиозный символ. В бывшем Центральном партийном архиве хранятся девять частных и коллективных писем с предложениями о сохранении тела любимого вождя. В свою очередь, сохранение забальзамированного тела Ленина давало повод к возникновению тогда в фольклоре мотива о его воскрешении. В середине 20-х годов по Москве ходила легенда, что по ночам по Кремлю ходит призрак Ленина. В Вятской губернии была записана сказка о том, что Ленин решил представиться мертвым, чтобы посмотреть, как без него пойдут дела, и по ночам приходит на завод, в деревню, в Кремль, чтобы проверить. В данном сюжете заслуживает внимания представление о Ленине как о высшем судии, единственном, кто имеет право судить о праведности нового мира. То же отношение мы можем усмотреть в фактах уже 80-х годов, когда люди, доведенные до отчаяния своим бесправием, не найдя нигде защиты, оставляли письма «Ильичу» со своими жалобами на парапете у стеклянного гроба в Мавзолее, считая его последней инстанцией в поисках правды. Итак, образ лидера, олицетворяющего ценности той или иной общественной религии, играет роль религиозного символа, высшего существа, совершенного, вездесущего, бессмертного, что находит свое отражение и в языке, и в стереотипах поведения людей, и в ритуалах. Так воспринимали это и обыкновенные люди. В частном письме из Ленинграда в Англию в 1925 году говорилось: «Теперь здесь новая религия, так называемый Ленинизм. Повсюду видишь портреты этого человека, как в старое время иконы». Место образа Ленина внутри иерархии коллективных представлений было зримо обозначено в интерьере крестьянской избы. Начиная с 1920-х годов и даже в годы Великой Отечественной войны в крестьянских избах фотопортрет Ленина нередко помещали в красном углу, рядом с иконами. Сводки о настроениях в Третьем рейхе также сообщали о сооружении домашних алтарей с фотографией Гитлера на месте дароносицы. Журнал «Das Freie Wort» наставлял: «Нежная рука и сердце должны предлагать ему (портрету фюрера) маленькие дары каждый день — цветы или растения». Это что касается зрительных знаков. Вездесущность вождя подчеркивалась и лозунгами. Например, после смерти Ленина в 1924 году: «Ленин молчит, но мы, рабочие, слышим его голос внутри нас». Еще в 1918 году в Петрограде о живом вожде говорилось: «Во многих из нас незаметно для нас есть маленькая частица от великих трудов товарища Ленина, от его неустанной работы». Аналогичный мотив божественной вездесущности звучал в словах Г. Фихте о Бисмарке: «Бисмарк — это Германия... Из него мы выш-1и, через него мы стали, что-то от его жизни, от его силы живет в каждом истинном немце». В 1932 году очевидцы подчеркивали, что впечатаете вездесущности фюрера создавали его предвыборные полеты, разрекламированные под лозунгом «Фюрер над Германией». Пользуясь самолетом, за шесть Дней Гитлер смог выступить на массовых митингах в 20 городах. В четырех вылетах между апрелем и ноябрем1932 года Гитлер выступил на 148 митингах, его увидели лично и услышали миллионы немцев. Трудно переоценить значение личного контакта участников этих митинга с фюрером, спустившимся с небес, особенно в то время, когда это было в новинку. Помимо визуального ряда значение лидера как религиозного образа находило отражение в лексике. Бесчисленные официальные и частные документы свидетельствуют об употреблении религиозных терминов в отношении, например, Ленина. Уже в 1918 году Зиновьев, близкий соратник Ленина, называл его «апостолом социалистической революции», а его книгу «Что делать?» сравнивал с Евангелием. Плеханов еще в 1903 году считал эту книгу «катехизисом» для наших практиков». В 1923 году Троцкий писал: «Маркс — пророк со скрижалями, а Ленин — величайший выполнитель заветов». Видение мира в религиозных символах, как арены борьбы божественных сил порядка и сатанинских сил хаоса, было характерно и для тех членов общества, которые не принимали официальной системы ценностей. В их глазах образ Ленина приобретал если не божественные, то демонические черты. Оппоненты из самых различных слоев общества называли его антихристом, дьяволом. Вот лишь одно из многочисленных аналогичных высказываний в частных письмах, вскрытых цензурой (март, 1924): «У нас отреклись от Бога истинного и признали себе Богом черта, кровопийцу людоеда Ленина и Троцкого». В процессе развенчания культа Ленина проявились те же стереотипы. Многие ораторы на митинге 1990 года, требовавшие переименовать Ленинград, называли Ленина сатаной. Религиозный пафос был характерен и для языка Третьего рейха. Рядовой нацист в интервью американскому социологу Т. Абелю в 1934 году говорил: «Моя вера в том, что наш вождь, Адольф Гитлер, дан судьбой немецкой нации как наш спаситель, несущий свет в темноту». Другой рассказывал о впечатлении от митинга: «Его слова подействовали на меня, как обращение пророка». Гамбургская учительница писала об одном из митингов: «Какое множество людей взирали на него, ощущая веру в него как в своего защитника и помощника, своего спасителя, своего избавителя от невыносимых невзгод; на того, кто спасает прусского принца, ученого, священника, фермера, рабочего, безработного, который объединяет их, разрозненных, в единую нацию». Сторонники Гитлера часто сравнивали фюрера с Иисусом Христом, считали его спасителем нации. И сам Гитлер говорил, что довершит дело, которое начал Христос. Речи его были пронизаны религиозной символикой. Иногда он их заканчивал словом «аминь». Свою речь 1 мая 1933 года, в Национальный день труда, он завершил прямым обращением к Богу: «Господь, ты видишь, мы преобразились. Немецкий народ более не народ без чести, опозоренный, разрываемый на части, малодушный, слабый в своей вере. Нет, Господи, немецкий народ снова силен в своей вере, в своей целеустремленности, в своей готовности к жертве. Господь, мы не оставили тебя. Благослови же нашу борьбу за свободу, наш народ и отечество». Таким образом, он выступал как прямой посредник между народом и Богом. В целом религиозный аспект был очень важным компонентом в мифе о Гитлере. Участники массовых митингов в присутствии фюрера отмечали, что их атмосфера была ближе к атмосфере богослужений, нежели политического собрания. В своем дневнике за 1945 год Геббельс помечал: «Когда говорит Фюрер — это как религиозная служба». В 1935 году простые бедные немцы воспринимали социальную помощь как личное благодеяние именно Гитлера. Районный нацистский руководитель рассказывал о благодарности одной женщины: «Мы были коммунистами. Но когда ты четыре года остаешься безработным, ты становишься радикалом. Уже два года мой муж работает в Тогинге. Посмотрите, теперь фотография фюрера висит в нашей когда-то коммунистической лачуге, и под этой фотографией я научила свою девочку молитве «Отче наш». Я, которая рассталась с церковью в 1932 году. Каждый день моя дочка «носит «Отче наш» перед фюрером, потому что он дает нам насущный кусок хлеба». Доклады Социалистической партии Германии, пребывавшей в изгнании, сообщали о том, что в 1933 году дом в Оберзалцберге, где жил Гитлер, стал местом паломничества, кусочки ограды у него часто забирают как реликвии, а одна женщина собрала землю со следом ноги Гитлера. Свидетельства о религиозном значении фигур вождей — Ленина, Сталина, Гитлера — бесчисленны. Мотив вечности, бессмертия присущ любому культу. Статус высшего существа предполагает его неподвластность времени. Идеальный образ несовместим с болезнями, присущими простым смертным. Отсюда и атмосфера секретности вокруг болезни Ленина, затушевывание художниками парализованной левой руки Сталина, тайна его болезни и последних дней.
Родовой символ Другой важной функцией образа вождя является родовой символ — символ отца, защитника, покровителя. Культ лидера может принимать разные формы и отвечать различным человеческим потребностям. Однако самым значимым его компонентом является культ отца, будь то святой отец Церкви, отец нации, основатель партии и т.п. Вспомним, что в России царя называли Царь-батюшка. А разве не называли Сталина великим отцом советского народа? Сравнение Германии и Советского Союза показывает, что ипостась отца, хотя и имела место, но не была так существенна в немецком культе лидера, как в советском. Тем более отчетливо видна эта особенность в советских представлениях о вожде. Государства со слаборазвитыми гражданскими институтами часто пытаются организовать свое устройство по типу архаическому — сохранить подобие родовой организации с лидером в качестве отца. В традиционных обществах восприятие лидера как отца-покровителя наиболее ярко реализуется в институте монархии. Но и в революционном обществе концепция отца-основателя имеет особое значение. Новый режим, прервавший преемственность с прошлым, все же нуждается в легитимации. Необходимость в отце-основателе, который играет фундаментальную роль в структурировании общества, в России реализовалась в мифе Ленина. Даже когда монархия повержена, как это было в России и в Германии, потребность, устремленность масс к отеческой заботе остается сильной. Возможно, некоторые особенности русского национального характера, русской политической культуры находили отражение в отношении к власти. Автократический стиль властвования каждый ребенок усваивал еще в семье, которая в России и в начале XX века оставалась патриархальной. Другая особенность российской политической культуры — слабость базовых представлений об институтах власти. Крестьяне были более верны Богу, чем церкви, царю верили больше, чем правительству, Ленину и Сталину — больше, чем партии. Показателен эпизод из кинофильма «Чапаев». Когда легендарного комдива спрашивают, за кого он — за большевиков или за коммунистов, за какой Интернационал — второй или третий, он, не зная, как ответить, отвечает: «Я за Ленина». Крестьяне, не понимая сложного механизма функционирования государства, склонны были воспринимать его как большую семью, которая выполняет защитные функции. В ленинском, а позже в сталинском культе расцвел преувеличенный культ отца, обычный для примитивных обществ. Он достиг такого размаха потому, что в России в 20—30-е годы именно крестьянство, как наиболее массовая социальная группа, оказывало решающее влияние на формирование подобных представлений. Ощущение сплоченной семьи, поддерживаемое «сверху» поощрением слепой преданности лидеру, соответствовало стремлению «маленького человека» найти привычную защиту, которую он имел в семье, теперь уже социуме. Изучение документов свидетельствуют, что Ленин в коллективных представлениях играл роль родового символа, отвечал естественному человеческому стремлению иметь покровителя, который знает, как решить трудные вопросы, и берет на себя бремя ответственности. Он обещал избавить от войны, дать землю, обещал скорое светлое будущее — коммунизм. Эта ипостась отца-защитника в образе Ленина присутствовала во все периоды его культа. В 1924 году одна работница писала в ЦК: «Я уверовала в Ильича... Сейчас я поняла, почему мы так горюем о товарище Ленине: потому что он нам защитник и покровитель всех угнетенных». Молодые родители, в 20-е годы нарекая младенцев именем Владимир, как бы называли его святого покровителя, а иные давали такие имена, как Эди (которое расшифровывалось так: «это дитя Ильича») или Вилор (Владимир Ильич Ленин, Октябрьская революция), Вилен (В.И. Ленин). Восприятие образа Ленина, а позже Сталина как главы большой семьи находило выражение в языке. Семиотический анализ советской лексики позволяет угадать неявные архетипы коллективного бессознательного. В траурные дни 1924 года очень распространенным было выражение: «Осиротели». Для фольклора было характерно обращение к Ленину, как к «батюшке». Например, частушка 60-х годов: Ленин, батюшка, проснись И с Хрущевым разберись. Водка стала двадцать семь, Мяса, масла нет совсем. В этой частушке, заметим, Ленин снова исполняет роль высшего судии. В многочисленных изображениях, где Ленин рисовали с детьми, образ «батюшки» или «дедушки» был обращен к самым простым, основным человеческим чувствам. Многие помнят, что октябрята назывались «внучатами Ильича». Еще в 1920-е годы детская аудитория привлекалась, приближалась к вождю в известных сюжетах участия Ленина в празднике елки в Сокольниках, устройстве новогоднего праздника для деревенских детишек в Горках. Образ Сталина, в котором первоначально преобладали функции политического лидера, с развитием культа также приобретает «теплые», «человеческие» черты «отца». Этот сдвиг в сторону отеческой фигуры можно заметить по школьным учебникам середины 30-х годов, когда художники стали его изображать в обществе детей. В письмах Сталину простые люди обращались к нему: «Дорогой Иосиф Виссарионович, обращаюсь к Вам, как к самому близкому другу и отцу...» Люди старшего поколения помнят плакаты, во множестве висевшие во всех школах и пионерских лагерях: «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!». В годы развенчания культа личности на эту тему был такой анекдот. Да демонстрацию вышла колонна старцев с плакатом «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!». Им кричат: — Дедушки, тогда еще и Сталина-то не было! — Вот за это и спасибо! Но и соратники видели в нем отеческую фигуру. В 1936 году в частной переписке с Орджоникидзе Каганович неоднократно называл Сталина не только «Хозяин», но и «наш родитель». Отеческий образ Ленина воспринимался камерно, интимно, входил в домашнее «измерение». Заслуживают размышления факты появления в 20-х годах изображений Ленина на предметах повседневного обихода, личного пользования. В Музее политической истории в Санкт-Петербурге хранятся платиновое кольцо, золотой медальон, головной платок с изображениями Ленина, относящиеся к 20-м годам. В 1924 году продавались папиросы «Ильич» с изображением силуэта на коробке, выпускались чернильницы в виде Мавзолея, детский конструктор «Мавзолей». Чашки, тарелки с портретами вождя были очень распространены в 20-е годы. Позже изображения Ленина стали чаще помещать на декоративной посуде, вазах, предназначенных для украшения в основном общественных помещений. Итак, в массовом сознании образ вождя предстает в Различных ипостасях, которые отвечают коренным потребностям человека, обусловленным его природой. Образ лидера воплощает доминирующие в обществе Ценности: Гитлер — национальные, Ленин — классовые, Сталин — отеческие. Образ лидера отвечает неким архетипам коллективного бессознательного, отражает очень глубокие, основные человеческие эмоции и инстинкты — такие как стремление к защищенности, к интеграции, потребность в идентификации и любви.
Политические мифы Миф устанавливает простейшие причинно-следственные связи для явлений социального мира. В лучшем случае он — полуправда. Однако сила мифов не в точности объяснения явлений, а в том, что они прежде всего оправдывают некий ход событий или действий. Мифы определяют отношение человека к событиям, его поведение и могут оказывать на него воздействие на протяжении всей жизни. К примеру, существуют мифы, которые объясняют такое явление, как бедность. Первый миф: «бедные — это жертвы системы», второй: «бедные — это те, кто не хочет работать». Очевидно, что в зависимости от того, какого мифа придерживается человек, он по-разному будет вести себя при встрече с нищим, неодинаково станет относиться к социальным программам и даже строить свою жизнь. При этом сторонник любого из этих мифов приведет факты, подтверждающие его правоту. Вспоминается, как в разговоре с автором этих строк знакомый датский профессор сетовал на то, что «в Дании слишком много социализма». В его понимании «социализм — это наличие большого числа бездельников, живущих за счет тех, кто трудится». Он приводил такие факты: в их стране есть семьи безработных, которые (уже не в одном поколении) не проработали ни дня (!), живя на пособие по безработице. Пособия эти достаточно большие за счет высочайших налогов (до 70 %) на богатых. «Я и мне подобные содержим этих бездельников, — сетовал профессор. — Б Англии или в США, где Тэтчер и Рейган снизили налоги на богатых, я с моими нынешними заработками давно бы стал миллионером!» С другой стороны, миф о том, что «бедные — это жертвы системы», поддерживается подавляющим большинством бедных. Свою неблагоустроенность они относят на пороки системы, а не свою безынициативность, а то и обычную лень. При встрече с нищим богатые подают реже, нежели люди малообеспеченные. На вопрос «почему?» богатые обычно говорят: «Работать надо, а не попрошайничать!» Это как раз и говорит об их приверженности мифу «бедные — это те, кто не хочет работать».
Как рождаются мифы В мифе неразрывно связаны содержание и форма, в которой он выражается. Поэтому чрезвычайно важны его язык, стиль изложения. Используя определенные слова, манеру их произнесения, политики вызывают у слушателей специфические фоновые представления, связанные с этими словами, тем самым предопределяя желательную реакцию. В этом отношении очень показателен пример, как создавал свой имидж, став президентом, Джон Кеннеди. Будучи рядовым сенатором, он не прославился ни в законодательной деятельности, ни в парламентских дебатах. Поэтому, чтобы добиться популярности, он должен был либо делать множество похвальных вещей, что не так просто и требует времени, либо попытаться создать себе привлекательный имидж с помощью риторических приемов. Кеннеди пошел по второму пути. Поддержку и признание публики он завоевал, произнеся высокопарную инаугурационную речь. (Политики используют высокопарные речи, когда хотят создать миф о мужественном лидере.) Речь Кеннеди изобиловала патетическими выражениями и метафорами, ассоциациями с библейскими текстами и красноречивыми рассуждениями о прошлом. Тем самым президент как бы ставил себя в один ряд с великими деятелями прошлого и старался вызвать у публики ощущение божественности его миссии. Он обрисовал мир, в котором живет американский народ, как очень опасный, сложившуюся ситуацию — как критическую, а себя — как человека, призванного высшими силами отстоять американские свободы и демократию. Его инаугурационная речь стала одним из знаменательных событий в политической жизни Америки и послужила первым шагом в создании мифа о выдающемся лидере.
Мифы как объединители нации Наряду с мифами, популярными во всех странах и культурах, такими как миф о мужественном и находчивом ГЕРОЕ, огромную роль в политической коммуникации играют мифы, отражающие коллективное сознание общества в рамках той или иной нации. К главным для американских граждан можно отнести мифы об «обществе равных возможностей», «американской мечте», «демократии и свободном предпринимательстве». Таковыми они остаются на протяжении всей истории США.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.23.38 (0.017 с.) |