Как создается «поддержка» избирателей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как создается «поддержка» избирателей



Искусственное завышение статуса кандидата

Монтируются «фотографии» кандидата с известны­ми и влиятельными личностями. Афишируются «встре­чи» с самыми невероятными «покровителями» вплоть до президента страны, митрополита и Папы Римско­го (кстати, снимок с Папой Римским входит в «де­мократическую систему» и стоит всего 5000 долларов; фотографирование осуществляется по предваритель­ной записи, поэтому о таком снимке стоит подумать заранее).

Сюда же можно отнести созданную помощниками кандидата дезинформацию о неиссякаемых денежных вливаниях в его кампанию от могущественных олигар­хов и через оффшорные фирмы. Чем больше названо источников, чем солиднее суммы, тем лучше. Это не­сколько остудит горячие головы конкурентов в отно­шении их перспектив в победе на выборах. Если падут духом — считай, первый шаг к победе уже сделан.

Придумываются и другие «факты». Скажем, от имени кандидата объявляется какая-нибудь инициатива. Например, патрулирование улиц гражданами. Отчеты о патрулировании помещаются в оперативных средствах распространения информации. Естественно, никакого патрулирования не ведется, но и проверить трудно.

Другой манипулятивный прием — выстраивание бла­гоприятных для лидера ассоциаций. Пример — реклам­ный фильм «Это Жириновский». Идет перечисление великих сынов России: Пушкин, Толстой, Королев, Эйзенштейн и... Жириновский! Владимира Вольфовича поставили в один ряд с действительно великими сына­ми России. Согласно авторам рекламы, здесь задейство­вано «правило переноса»: часть лавров великих предков должна перепасть и Жириновскому. Но уж очень плохо он вписывается в предложенный ряд. Этот ассоциатив­ный ряд выстроен очень неудачно, без учета специфи­ческой репутации Жириновского. Это скорее эпатаж публики, нежели тонкая манипуляция. И слава Богу!

 

 

Псевдокритика

Повышение статуса кандидата может осуществлять­ся более изощренным способом.

На выборах президента в Калмыкии в 2002 году один из кандидатов, имярек, чтобы позиционировать себя как «человека президента Путина», приказал расписать сте­ны надписями: «Имяреквыкормыш Путина!», «Имяреккремлевский недобиток!». Потом эти стены, как бы между прочим, показали по федеральным телеканалам с нейт­ральным комментарием о ходе выборов. Дружественные кандидату газеты с соответствующим комментарием опубликовали снимки заборов с надписями. Рейтинг сразу подскочил, особенно среди русского электората.

 

«Чудесное исцеление»

На встрече с избирателями одна из присутствующих заявляет, что у нее год уже течет кран, а водопроводчики ничего не делают. После встречи кандидат идет домой к избирательнице и лично чинит кран. То, что женщину специально подобрали и привели на встречу, не докажешь.

Подобный метод используется довольно широко Особенно кандидатами, имеющими властные полно­мочия. Публично, на встречах, они решают проблемы отдельных избирателей, которые не решались годами

На последних парламентских выборах стало особенно заметно, что депутатами становятся вовсе не профес­сиональные политики, а все больше люди из «верти­кали», «хозяйственники». Эти обещают избирателям проложить дорогу. Но дорогу не к процветанию, а в деревне или в городе (лучше — заасфальтированную). Другими словами, они обещают проделать ту работу, которую должны были давно сделать, но не сделали. И никаких тебе стратегий вывода из кризиса. Да и из­бирателям такие стратегии не нужны. Они смотрят на депутата так, как смотрят на сантехника, пообещав­шего включить горячую воду, подумать только, в раз­гар лета! Таким кандидатам ни к чему избирательные технологии, у них в кармане кое-что поэффективнее -обычный гаечный ключ или административный рычаг.

 

 

«Бесплатный сыр»

Во время встречи с избирателями или в обществен­ных приемных кандидата дают бесплатные юридиче­ские консультации. Иногда эти консультативные услу­ги оформляются в виде методических указаний «Куда и как обращаться в различных случаях». Методичку из­дают массовым тиражом и раздают избирателям.

Имели место и такие акции: закупали и устанавли­вали во дворах «детские городки», у подъездов ставили скамейки, ремонтировали почтовые ящики. Пожилые люди получали медикаменты и продуктовые наборы.

Все — от имени кандидата.

 

 

Материальные стимулы

Организуются тотализаторы. Избирателям выдают билеты тотализатора, похожие на «Русское лото». В слу­чае победы указанного кандидата избирателю обвешают выплатить небольшой выигрыш.

Использование данного приема предполагает, что часть избирателей ради денег проголосует за данного кандидата.

 

 

Как унижают соперников

Основным средством является распространение ком­прометирующих сведений. Это настолько обширное поле деятельности, что пришлось посвятить ей отдель­ный параграф (см. далее «Дискредитация соперников»). Здесь укажем лишь некоторые приемы унижения кон­курентов.

Псевдооправдание. Традиционно почти во всех кам­паниях используется граффити с текстом: «Такой-то — не вор!». Избиратели воспринимают это с точностью наоборот.

Или еще пример фальшивки-«оправдания».

«Штаб кандидата (имярек) официально опровергает, что он (имярек) был вызван на допрос в прокуратуру в связи с обыском, проведенным 28 августа в фирме «Всеоб­щее благоденствие». Обыск действительно проводился, но наш кандидат в это время отсутствовал в офисе. То, что деньги, пропавшие в фирме «Всеобщее благоденствие», пошли на финансирование выборов нашего кандидата, — это наглая ложь. Как и то, что наш кандидат является неофициальным руководителем фирмы «Всеобщее благо­денствие». Голосуйте за нашего кандидата!».

«Наступить на лицо». Когда мы видим в подъезде мятую листовку кандидата, валяющуюся на полу, и на фотографии его — отпечаток грязной подошвы, голо­совать за него наверняка не захочется. Этим и пользу­ются некоторые пиарщики и разбрасывают подобные изделия своего черного промысла по подъездам.

Не правда ли, это более изощренная форма, неже­ли дорисовывание в карикатурном виде фотографий соперника на расклеенных плакатах?

Навешивание ярлыков. Осенью 2000-го на довыбо­рах в Госдуму по 209-му избирательному округу бал­лотировались 9 кандидатов. Единым кандидатом от «Яб­лока» и СПС был зарегистрирован Анатолий Голов. Конкуренты распространили слоган: «Голый решил приодеться».

В это же время проходили выборы губернатора Са­халина. Один из кандидатов, Ф. Сидоренко, строил свою кампанию на встречах с избирателями. Конкуренты запустили слоган: «Все пидоры на встречу к Сидору!»

«Ахиллесова пята». Обнаружив некое слабое место у кандидата, соперники делают его главной мишенью контр­агитации. Например, если баллотируется иногородний то основной лозунг: «Такой-то — go home!». Воздействие? Избирателям не чужд местный патриотизм.

Распространение слухов. Даже в самой чистой кам­пании часть информации доходит до избирателей по «сарафанному радио» и в искаженном до неузнаваемо­сти виде.

Лучшие распространители слухов — это таксисты, пассажиры общественного транспорта, покупатели на рынках, завсегдатаи пивных и рюмочных, стояльцы в любых очередях.

Слухом становится самое бредовое, что только мож­но выдумать. За слухи еще никого не привлекали к ответственности. Во всяком случае у нас.

Главное, чтобы «слухачи» постоянно ссылались на лич­ное свидетельство либо родство с подлинным свидетелем. Вполне приличные и добропорядочные «слухачи» распро­страняют хорошие слухи и агитируют в поддержку «пра­вильного» кандидата, а донельзя исколотая и пропитая публика — в поддержку соперника. Работают, как пра­вило, парами, в режиме громкого диалога. Обе структуры действуют автономно, но иногда сталкиваются и «конф­ликтуют» между собой. Чем больше конфликтов, тем шире расползаются слухи. Поэтому подобные конфликты про­граммируются заранее.

 

Создание «проблем»

Нередко случается, что, «оседлав» некую пробле­му, кандидат «въезжает» на ней в вожделенное крес­ло. На местных выборах, например, это тема «диктата Москвы».

Когда же подходящей проблемы нет, она может быть создана искусственно. О том, как это делается, можно увидеть в следующей истории. Она, хотя и не касается избирательных технологий, показывает возможности создания «проблем» даже в мировом масштабе.

В 1994 году весь мир был шокирован информационными сводками об арестах в разных странах Западной Европы лиц, тайно перевозивших похищенный ими плутоний. Характер сообщений был таким, что трево­га инициировалась не столько даже утечкой откуда-то со складов этого секретного материала для создания ядерного оружия (возможно, подпольного), сколько указанием (по совокупности намеков) на место вывоза этого сырья — ядерные центры России.

Россия категорически отрицала возможность кон­трабанды со своей территории такого материала и даже шла на то, что частично приподнимала завесу секрет­ности в отношении работы режимных организаций и методов обеспечения охраны своих объектов, где вы­рабатывается радиоактивный полуфабрикат для про­изводства атомных бомб. Но факт ареста похитителей, перевозивших через границы в своих кейсах специаль­ные свинцовые ампулы со страшной символикой — череп и скрещенные кости под ним, говорил об об­ратном.

Почти год мировое сообщество пребывало в напря­жении. А в апреле 1995 года стало известно, что всю историю с «российским радиоактивным следом» инс­пирировала германская разведка с целью повлиять на ужесточение охранных мероприятий в таких «закры­тых» городах-комбинатах, как Челябинск-60 и Крас-ноярск-90.

Метод спланированной «проблемы» любим и поли­тиками. Они используют его часто в форме «незапла­нированного события».

Например, Адольф Гитлер таким путем демонстриро­вал любовь нации к себе. Делалось это так. Когда кор­теж главы государства проезжал по улицам, вдоль кото­рых стояли люди, машина, обычно мчавшаяся на довольно большой скорости, «вдруг» в самом неожиданном месте тормозила. Из нее выходил улыбающийся Гитлер, шел не боясь, в самую гущу «своего народа», а женщины и дети бросались к нему на шею, дарили цветы и игрушки.

Идиллия всеобщей радости и любви так умиляла, ре­жиссура этих политических спектаклей была столь пси­хологически выверенной, что даже сейчас, по прошествии Многих лет, просмотр кинохроники не оставляет зрите­лей безучастными.

 

Примеры из российской политической жизни

В практике «черного пиара» используются, как мы видим, и довольно грубые методы. Обычно применя­ется целый их комплекс, о чем свидетельствует опыт прошедших избирательных кампаний. Приведем выдер­жку из журнала «КоммерсантЪ. Деньги»:

«Кошмаров во время выборов в Законодательное собрание Санкт-Петербурга придумал ход с депута­тами-двойниками. В избирательном округе «вероят­ного противника» регистрируется его однофамилец, желательно еще и с теми же инициалами. В избира­тельном бюллетене фамилии таких двойников стоят рядом с фамилиями кандидатов-жертв. Многие изби­ратели, не разобравшись, ставят галочку не в ту гра­фу. В результате двойник оттягивает часть голосов у своей «жертвы».

На тех выборах двойники использовались командой губернатора Яковлева против его противников — С. Бе­ляева, Ю. Болдырева и «яблочников».

При этом двойников Болдырева его противники за­пускали в округа к двум известным питерским «болдыревцам»: ожидалось, что избиратель, симпатизиру­ющий Болдыреву, проголосует скорее за «основателя» (лже-Болдырева), чем за рядового представителя его блока. С двойниками соревновались также экс-спикер Законодательного собрания Юрий Кравцов (ему про­тивостоял студент Александр Кравцов, стоявший в бюллетене на строку выше), Сергей Миронов (у него в округе были два однофамильца) и депутаты Сергей Андреев, Валерий Островский, Михаил Пирогов и другие. Каждый из двойников обошелся штабистам в среднем в $1000. Так, двойнику Сергея Беляева запла­тили $900. А ежемесячное вознаграждение одного из двойников Юрия Болдырев составляло $700 — за 2,5 ме­сяца он заработал чуть больше $1,5 тысячи.

Помимо использования двойников большой популярно­стью пользовалась перекупка групп поддержки — как це­ликом, так и отдельных ее членов. В целях шпионажа или саботажа перевербованные штабисты срывали предвыборные мероприятия своего кандидата или уходили от него. Использовались и агитаторы-провокаторы. Их за­дачатак вести «работу» от лица кандидата, чтобы у избирателей пропало всякое желание за него голосовать, к примеру, наклеивать рекламные листовки на автомо­били таким клеем, который отдирается только со слоем краски: владельцы пострадавших машин на выборах шли голосовать за кого угодно, только не за «лицо с листов­ки». Аналогичный эффект имели «агитационные» звонки по телефону среди ночи.

Некоторые выборные штабы собирали на вокзалах бомжей и выдавали по 100 рублей за «мелкую услугу». Представьте: вечером вам звонят в дверь, вы открыва­ете и видите неопрятную личность неопределенного возраста. Личность шамкает беззубым ртом: «Я дядя кандидата в депутаты такого-то. Не одолжите ли де­сять рублей под честное слово депутата». Расходы ми­нимальные, а «обработанные» таким способом райо­ны немедленно охладевали к кандидату, имеющему столь неприятных «родственничков».

Еще способ. Закон разрешает избирателям сделать свой выбор досрочно, и этим пользуются многие пред­выборные штабы. При досрочном голосовании на из­бирательных участках еще нет наблюдателей и прес­сы. Потому можно безопасно подкупить избирателя (в Санкт-Петербурге за один голос платили от 25 до 250 рублей) и проверить, сделал ли он «правильный выбор». Говорят, например, что досрочно стал депу­татом Законодательного собрания Петербурга ныне аре­стованный по подозрению в организации убийств Юрий Шутов».

 

 

Брянск

Процитируем письмо, пришедшее в «Комсомольскую правду» от читателя из Брянска Алексея Тютюнникова. Он, как и его земляки, выбирал нового губернатора. Свои впечатления изложил «Комсомолке»:

«Это были современные выборы по-русски. Реаль­ных кандидатов — трое. Первый — действующий губер­натор, ставленник прокоммунистического движения Патриотическая Брянщина» Юрий Лодкин, второй — выдвиженец местного «Единства», директор ОАО «Пти­цефабрика Снежка» Николай Денин.

В середине лета к нам в Брянск приехала команда профессиональных политических пиарщиков, которая в кратчайшие сроки организовала раскрутку некоего Юрия Демочкина, представителя движения «Соци­альная помощь и поддержка». Он и стал третьим.

Команда Демочкина тут же организовала издание в области трех бесплатных газет общим тиражом около 1 миллиона экземпляров. Для сравнения: общий тираж всех брянских газет, включая «районки», не превыша­ет 250 тысяч экземпляров. На каждой первой полосе газеты — мудрый лик «вождя», товарища Демочкина. Заголовки соответствующие: «Демочкин и зайцы», «Демочкин и печник». Даже анекдоты шли под рубрикой «От Демочкина».

Дальше — больше. На канале ТНТ по выходным транс­лируется программа неизвестного прежде ведущего «60 минут с Эдуардом Брянским». Каждые пять минут на экране появлялась надпись «Лодкин», которая, по­качнувшись, разваливалась, как карточный домик, и заменялась надписью «До конца правления Лодкина осталось... дней». Редактор ближайшего к Лодкину из­дания был назван «голубым», сам губернатор фигури­ровал как «ЮРЛО» (Юрий Лодкин). Были также мно­гочисленные импровизации на тему «яиц Денина».

Но не дремали и конкуренты. Вскоре стала выходить газета «Брянское дело». Она, в свою очередь, пестрела заголовками типа «Эдик — педик» и анекдотами, где герои носили фамилии Мудемочкин, Муденин, Соеалов. Вскоре подтвердилось, что газету выпускает ко­манда Лодкина, — в момент тайной выгрузки ее тира­жа были сфотографированы лица из его окружения, причем разгрузка шла у здания областной администра­ции. Смех, да и только...

Еще одна грязная технология — кандидаты-двойни­ки. У нас на Брянщине своих двойников получили все три ведущих кандидата, причем Дениных появилось сразу три. Про одного из Дениных в СМИ тут же по­явилось сообщение: «Денин два раза лечился в ЛТП, отбывал наказание в местах лишения свободы. До настоящего времени поддерживает связь с криминаль-льш миром». Причем все это было правдой!

Еще один ход — анкетирование населения. Вроде безобидная процедура, но в одной из анкет был во­прос: «Как вы относитесь к тому, что Денин зомбиру­ет жителей области, включая особое излучение в авто­бусах (психотропное оружие), которые возят людей на птицефабрику?» (Денин, напомню, директор птице­фабрики).

Много чего еще у нас было. И вот в итоге возникло у меня несколько вопросов:

почему так инертны были избиркомы всех уровней? Законных оснований для отмены регистрации канди­датов было множество;

почему в нашем избирательном законодательстве до­пускается регистрация двойников? К примеру, у нас двойник Лодкина взял почти 7 % голосов, Денина — 5%;

неужели сегодня в любом, особенно в слабом, ре­гионе с помощью больших «бабок» может победить слу­чайный человек?».

В брянской кампании самый невероятный слух — «голубизна» одного из фаворитов гонки. Фальшивка — вброс «левых» номеров газеты «Брянское дело».

 

Самара и «вторая столица»

Вот еще примеры грязного пиара в самом чистом проявлении.

Накануне губернаторских выборов в Самаре на ули­цах города в самых людных местах появились реклам­ные щиты с плакатами. На фоне красной икры — бук­вы, выведенные икрой черной: «Жизнь моя удалась». И подпись — «Костя Титов».

Но самые нечистоплотные выборы, пожалуй, про­шли в Питере. Выборы в городское собрание аналитики так и назвали — турнир провокаторов. Сразу у несколь­ких кандидатов в ходе избирательной гонки появились Двойники. Скажем, в округе, где баллотировался пред­седатель депутатской комиссии по здравоохранению Олег Сергеев, объявились еще два Олега Сергеева. В дру­гом округе также сошлись два кандидата и их двойники. Неискушенный избиратель даже и не подумает разби­раться в таких мелочах, как инициалы...

На тех же питерских выборах накануне первого тура несколько тысяч избирателей получили подписанные своим депутатом и кандидатом приглашения прийти за продуктовыми наборами. Излишне говорить, что никаких наборов у бедняги не было, и все, что он мог сделать, — извиниться перед толпой бедных и разо­зленных старушек за проделку неизвестных «техноло­гов». В соседнем округе за «яблочника» активно агити­ровали националисты из «Русского национального единства» (РНЕ), объявившие его «единственным рус­ским кандидатом». В это время другая «яблочница» удо­стоилась благословения «Свидетелей Иеговы». Среди изобретений питерских «технологов» были и такие нов­шества, как, скажем, ночные звонки к избирателям с предложением ознакомиться с программой кандидата (с вполне предсказуемом реакцией). Или «тонкие» на­меки конкурентам с угрозой ближе к выборам приме­нить еще более «нетрадиционные» методы политиче­ской борьбы: расклеить с помощью прочного клея их листовки на ветровых стеклах авто или дверях квартир.

 

 

Екатеринбург

Губернаторские выборы в Екатеринбурге, как мож­но судить по многочисленным сообщениям прессы и комментариям ПР-специалистов, также не обошлись без «грязи». Вот всего лишь один эпизод из местной предвыборной борьбы.

В Екатеринбурге существовала газета под названием «Республика». Во время губернаторских выборов печат­ный орган закрылся, а его сотрудники почти в полном составе перешли на работу во вновь испеченную газету с названием «Вечерние ведомости». Газета начала яро­стную кампанию против мэра Екатеринбурга Чернецкого, главного соперника действующего губернатора Росселя на выборах главы администрации области. Тех­нология публикаций изобличающих материалов была отработана до совершенства.

Один из номеров газеты: на первой странице фотогра­фия Чернецкого в крайне невыигрышном для него ракурсе. Его лицо сильно напоминает облик Гитлера, а одежда сти­лизована под форму солдат Третьего рейха. На второй странице огромный заголовок: «Партия Аркадия Чернецкого проплачивает кампанию по пропаганде насилия и на­циональной розни». Далее гораздо более мелким шрифтом идет довольно скучный и бессодержательный материал, который большинство читателей наверняка не дочитают до конца. Но в подсознании так или иначе остаются пер­вые впечатления от заголовка, чего авторы и добивались. Остальные материалы выстраиваются по той же схе­ме — невероятно крупный оскорбительный заголовок, гнусное фото и нудный текст. Ради справедливости сле­дует отметить, что команда Чернецкого тоже ничем не брезговала в стремлении очернить своих оппонен­тов. Достаточно упомянуть о нашумевшей статье под заголовком «Хайль, Россель!», где, как уже видно из названия, обыгрываются в оскорбительном ключе не­мецкие корни губернатора.

И так — везде

Другие регионы тоже стремятся «ударить лицом в грязь». Выборы в законодательное собрание Красно­дарского края, довыборы в Госдуму по Московскому округу и выборы в Карачаево-Черкессии, например, внесли весомый вклад в развитие технологий по вбра­сыванию компромата: листовки, «разоблачающие» кри­минальные связи кандидата; рекомендательные пись­ма-призывы от «Бориса Березовского» голосовать за хорошего человека, якобы лучшего друга олигарха; оптовая торговля «голосами» воинских частей и за­крытых заведений.

В арсенале пирщиков появились «психотеррористиче­ские» методы: график ночных звонков избирателям, про­ведение уличной агитации в максимально оскорбительной для соперников форме, организация групп из пары-тройки дюжих молодцев с характерной внешностью «братков», которые, смачно матерясь и задирая прохожих, раздают в людных местах литературу или листовки «от имени» Конкурента.

«Южный темперамент жителей Карачаево-Черкес­сии, — отмечает директор агентства «Обратная связь»

Е. Сорокина, — привнес другие технологии. Выборы прошли в сопровождении локальных взрывов в штабах обоих конкурентов, массового распространения слухов, «слива» компромата и прочих, почти в прямом смысле «взрывных», технологий, применяемых спецслужбами». Вот еще примеры недостойных действий пиарщиков. В тюменской кампании самый невероятный слух (с на­меком на происхождение одного из лидеров гонки Собянина): после прихода его к власти область якобы заполонят тысячи китайцев. Самая мощная фальшив­ка — выпуск двойника газеты «Версия».

В волгоградской кампании самый грязный телеро­лик — работники нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» (яко­бы поддерживающей губернатора Максюту), облачен­ные в форму гестаповцев, мародерствуют в волгоградских деревнях. Самая мощная фальшивка — выход «левого» номера газеты «Советская Россия». Местной прокурату­рой по этим фактам заведены два уголовных дела.

 

Привлечение «звезд»

В том, что артисты участвуют в избирательных кам­паниях, нет ничего удивительного.

Еще в Древнем Риме политики для повышения сво­ей популярности устраивали для народа различные зре­лища и сами принимали в них участие.

Наши политики в период выборов не только орга­низуют выступления артистов, но и принимают учас­тие в различных народных праздниках, как это делали и их античные предшественники.

В районных центрах, население которых последнее время не избаловано развлечениями, любые праздни­ки, проводимые от имени кандидата или с его участи­ем, проходят очень активно и добавляют кандидату популярности.

Однако если прибывает действительно очень извес­тный артист, это становится событием регионального масштаба.

Так случилось, когда в день рождения Александра Лебедя поздравить его прилетел Ален Делон. Естественно, Делон отрицал какую-либо связь между своим визитом и

выборами. Он вот так, по-простому, решил поздравить своего «коллегу-десантника» и прилетел на денек из Па­рижа в Сибирь.

Немедленно для поддержки основного конкурента Лебе­дя из Москвы была послана тяжелая артиллерия. Сама Алла Пугачева прилетела в Красноярск, чтобы агитиро­вать за действующего губернатора Зубова.

Но избиратель решил, что Делон будет покруче Пу­гачевой. На выборах победил Лебедь (очевидно, не толь­ко поэтому, но и данный фактор сыграл свою роль: пиар-акция с участием Делона уж очень выделялась из общего ряда, такого еще не было).

Для привлечения публики и создания атмосферы праздника не обязательно приглашать звезд. Можно ограничиться местными возможностями.

Участие артистов привлекает публику на встречи с кандидатом, придает этим встречам неформальный характер, создает атмосферу хотя и небольшого, но все же праздника. Велика вероятность, что у тех, кто посетил встречи с участием артистов, данный канди­дат будет вызывать некие приятные ассоциации.

Давно известен феномен повышенного доверия пуб­лики к мнению знаменитостей. На встречах с ними пуб­лику интересует весь спектр их мнений, критичность в отношении которых у большинства людей снижена. Им в голову не приходит, что когда артист говорит о том, кого выбирать в депутаты, — это мнение обычного граж­данина. Оно не более весомо, нежели мнение любого другого гражданина. Но такова уж магия популярно­сти: все, что произнесла знаменитость, для многих ис­тина в последней инстанции.

Иногда наряду с артистами для поддержки канди­датов на выборные должности привлекаются знамени­тые спортсмены, другие известные и уважаемые люди. Мишенью пиар-воздействия здесь является желание хоть в чем-то походить на кумира.

Знаменитых артистов приглашают для того, чтобы поставить рядом» с ними кандидата. Концерт для ря­бого зрителя, естественно, бесплатный. Обычно в конце концерта кандидат выходит на сцену и от имени всех присутствующих благодарит артиста за выступление. Артист делает вид, что давно зна­ком с кандидатом, и желает ему победы на выборах.

Иногда эффект еще более усиливают: на афише пи­шут, что знаменитый артист приехал по приглаше­нию именно данного кандидата.

По другой схеме строится выступление артиста, при­ехавшего для прямой поддержки кандидата. Во время выступления артист говорит, что он знает этого кан­дидата, приехал специально, чтобы помочь ему. Он не сомневается в том, что именно этот кандидат должен победить на выборах.

Из общей массы «торгующих лицом» знаменитостей выделяется известный актер и режиссер Никита Ми­халков. Только за последнее время он со своим филь­мом «Сибирский цирюльник» принял участие в не­скольких региональных кампаниях.

Схема привлечения Н. Михалкова к политическому пиару проста.

Жители населенного пункта приглашаются на про­смотр очередного шедевра мастера. Стоимость билетов чисто номинальная. На афише приписка: «Просмотр фильма организован при участии кандидата (имярек)».

Перед началом фильма кандидат говорит пару слов о цели собрания и предоставляет слово Михалкову. Тот на глазах у всех пожимает руку кандидату, а потом говорит о фильме. После сеанса организуется фуршет для узкого круга (приглашается местная элита -- те, кто по замыслу организаторов акции может влиять на мнение избирателей). Во время фуршета кандидат по­стоянно находится рядом с Михалковым, участвует в разговорах и завязывает личные контакты с влиятель­ными гостями.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.063 с.)