Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как создается «поддержка» избирателейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Искусственное завышение статуса кандидата Монтируются «фотографии» кандидата с известными и влиятельными личностями. Афишируются «встречи» с самыми невероятными «покровителями» вплоть до президента страны, митрополита и Папы Римского (кстати, снимок с Папой Римским входит в «демократическую систему» и стоит всего 5000 долларов; фотографирование осуществляется по предварительной записи, поэтому о таком снимке стоит подумать заранее). Сюда же можно отнести созданную помощниками кандидата дезинформацию о неиссякаемых денежных вливаниях в его кампанию от могущественных олигархов и через оффшорные фирмы. Чем больше названо источников, чем солиднее суммы, тем лучше. Это несколько остудит горячие головы конкурентов в отношении их перспектив в победе на выборах. Если падут духом — считай, первый шаг к победе уже сделан. Придумываются и другие «факты». Скажем, от имени кандидата объявляется какая-нибудь инициатива. Например, патрулирование улиц гражданами. Отчеты о патрулировании помещаются в оперативных средствах распространения информации. Естественно, никакого патрулирования не ведется, но и проверить трудно. Другой манипулятивный прием — выстраивание благоприятных для лидера ассоциаций. Пример — рекламный фильм «Это Жириновский». Идет перечисление великих сынов России: Пушкин, Толстой, Королев, Эйзенштейн и... Жириновский! Владимира Вольфовича поставили в один ряд с действительно великими сынами России. Согласно авторам рекламы, здесь задействовано «правило переноса»: часть лавров великих предков должна перепасть и Жириновскому. Но уж очень плохо он вписывается в предложенный ряд. Этот ассоциативный ряд выстроен очень неудачно, без учета специфической репутации Жириновского. Это скорее эпатаж публики, нежели тонкая манипуляция. И слава Богу!
Псевдокритика Повышение статуса кандидата может осуществляться более изощренным способом. На выборах президента в Калмыкии в 2002 году один из кандидатов, имярек, чтобы позиционировать себя как «человека президента Путина», приказал расписать стены надписями: «Имярек — выкормыш Путина!», «Имярек — кремлевский недобиток!». Потом эти стены, как бы между прочим, показали по федеральным телеканалам с нейтральным комментарием о ходе выборов. Дружественные кандидату газеты с соответствующим комментарием опубликовали снимки заборов с надписями. Рейтинг сразу подскочил, особенно среди русского электората.
«Чудесное исцеление» На встрече с избирателями одна из присутствующих заявляет, что у нее год уже течет кран, а водопроводчики ничего не делают. После встречи кандидат идет домой к избирательнице и лично чинит кран. То, что женщину специально подобрали и привели на встречу, не докажешь. Подобный метод используется довольно широко Особенно кандидатами, имеющими властные полномочия. Публично, на встречах, они решают проблемы отдельных избирателей, которые не решались годами На последних парламентских выборах стало особенно заметно, что депутатами становятся вовсе не профессиональные политики, а все больше люди из «вертикали», «хозяйственники». Эти обещают избирателям проложить дорогу. Но дорогу не к процветанию, а в деревне или в городе (лучше — заасфальтированную). Другими словами, они обещают проделать ту работу, которую должны были давно сделать, но не сделали. И никаких тебе стратегий вывода из кризиса. Да и избирателям такие стратегии не нужны. Они смотрят на депутата так, как смотрят на сантехника, пообещавшего включить горячую воду, подумать только, в разгар лета! Таким кандидатам ни к чему избирательные технологии, у них в кармане кое-что поэффективнее -обычный гаечный ключ или административный рычаг.
«Бесплатный сыр» Во время встречи с избирателями или в общественных приемных кандидата дают бесплатные юридические консультации. Иногда эти консультативные услуги оформляются в виде методических указаний «Куда и как обращаться в различных случаях». Методичку издают массовым тиражом и раздают избирателям. Имели место и такие акции: закупали и устанавливали во дворах «детские городки», у подъездов ставили скамейки, ремонтировали почтовые ящики. Пожилые люди получали медикаменты и продуктовые наборы. Все — от имени кандидата.
Материальные стимулы Организуются тотализаторы. Избирателям выдают билеты тотализатора, похожие на «Русское лото». В случае победы указанного кандидата избирателю обвешают выплатить небольшой выигрыш. Использование данного приема предполагает, что часть избирателей ради денег проголосует за данного кандидата.
Как унижают соперников Основным средством является распространение компрометирующих сведений. Это настолько обширное поле деятельности, что пришлось посвятить ей отдельный параграф (см. далее «Дискредитация соперников»). Здесь укажем лишь некоторые приемы унижения конкурентов. Псевдооправдание. Традиционно почти во всех кампаниях используется граффити с текстом: «Такой-то — не вор!». Избиратели воспринимают это с точностью наоборот. Или еще пример фальшивки-«оправдания». «Штаб кандидата (имярек) официально опровергает, что он (имярек) был вызван на допрос в прокуратуру в связи с обыском, проведенным 28 августа в фирме «Всеобщее благоденствие». Обыск действительно проводился, но наш кандидат в это время отсутствовал в офисе. То, что деньги, пропавшие в фирме «Всеобщее благоденствие», пошли на финансирование выборов нашего кандидата, — это наглая ложь. Как и то, что наш кандидат является неофициальным руководителем фирмы «Всеобщее благоденствие». Голосуйте за нашего кандидата!». «Наступить на лицо». Когда мы видим в подъезде мятую листовку кандидата, валяющуюся на полу, и на фотографии его — отпечаток грязной подошвы, голосовать за него наверняка не захочется. Этим и пользуются некоторые пиарщики и разбрасывают подобные изделия своего черного промысла по подъездам. Не правда ли, это более изощренная форма, нежели дорисовывание в карикатурном виде фотографий соперника на расклеенных плакатах? Навешивание ярлыков. Осенью 2000-го на довыборах в Госдуму по 209-му избирательному округу баллотировались 9 кандидатов. Единым кандидатом от «Яблока» и СПС был зарегистрирован Анатолий Голов. Конкуренты распространили слоган: «Голый решил приодеться». В это же время проходили выборы губернатора Сахалина. Один из кандидатов, Ф. Сидоренко, строил свою кампанию на встречах с избирателями. Конкуренты запустили слоган: «Все пидоры на встречу к Сидору!» «Ахиллесова пята». Обнаружив некое слабое место у кандидата, соперники делают его главной мишенью контрагитации. Например, если баллотируется иногородний то основной лозунг: «Такой-то — go home!». Воздействие? Избирателям не чужд местный патриотизм. Распространение слухов. Даже в самой чистой кампании часть информации доходит до избирателей по «сарафанному радио» и в искаженном до неузнаваемости виде. Лучшие распространители слухов — это таксисты, пассажиры общественного транспорта, покупатели на рынках, завсегдатаи пивных и рюмочных, стояльцы в любых очередях. Слухом становится самое бредовое, что только можно выдумать. За слухи еще никого не привлекали к ответственности. Во всяком случае у нас. Главное, чтобы «слухачи» постоянно ссылались на личное свидетельство либо родство с подлинным свидетелем. Вполне приличные и добропорядочные «слухачи» распространяют хорошие слухи и агитируют в поддержку «правильного» кандидата, а донельзя исколотая и пропитая публика — в поддержку соперника. Работают, как правило, парами, в режиме громкого диалога. Обе структуры действуют автономно, но иногда сталкиваются и «конфликтуют» между собой. Чем больше конфликтов, тем шире расползаются слухи. Поэтому подобные конфликты программируются заранее.
Создание «проблем» Нередко случается, что, «оседлав» некую проблему, кандидат «въезжает» на ней в вожделенное кресло. На местных выборах, например, это тема «диктата Москвы». Когда же подходящей проблемы нет, она может быть создана искусственно. О том, как это делается, можно увидеть в следующей истории. Она, хотя и не касается избирательных технологий, показывает возможности создания «проблем» даже в мировом масштабе. В 1994 году весь мир был шокирован информационными сводками об арестах в разных странах Западной Европы лиц, тайно перевозивших похищенный ими плутоний. Характер сообщений был таким, что тревога инициировалась не столько даже утечкой откуда-то со складов этого секретного материала для создания ядерного оружия (возможно, подпольного), сколько указанием (по совокупности намеков) на место вывоза этого сырья — ядерные центры России. Россия категорически отрицала возможность контрабанды со своей территории такого материала и даже шла на то, что частично приподнимала завесу секретности в отношении работы режимных организаций и методов обеспечения охраны своих объектов, где вырабатывается радиоактивный полуфабрикат для производства атомных бомб. Но факт ареста похитителей, перевозивших через границы в своих кейсах специальные свинцовые ампулы со страшной символикой — череп и скрещенные кости под ним, говорил об обратном. Почти год мировое сообщество пребывало в напряжении. А в апреле 1995 года стало известно, что всю историю с «российским радиоактивным следом» инспирировала германская разведка с целью повлиять на ужесточение охранных мероприятий в таких «закрытых» городах-комбинатах, как Челябинск-60 и Крас-ноярск-90. Метод спланированной «проблемы» любим и политиками. Они используют его часто в форме «незапланированного события». Например, Адольф Гитлер таким путем демонстрировал любовь нации к себе. Делалось это так. Когда кортеж главы государства проезжал по улицам, вдоль которых стояли люди, машина, обычно мчавшаяся на довольно большой скорости, «вдруг» в самом неожиданном месте тормозила. Из нее выходил улыбающийся Гитлер, шел не боясь, в самую гущу «своего народа», а женщины и дети бросались к нему на шею, дарили цветы и игрушки. Идиллия всеобщей радости и любви так умиляла, режиссура этих политических спектаклей была столь психологически выверенной, что даже сейчас, по прошествии Многих лет, просмотр кинохроники не оставляет зрителей безучастными.
Примеры из российской политической жизни В практике «черного пиара» используются, как мы видим, и довольно грубые методы. Обычно применяется целый их комплекс, о чем свидетельствует опыт прошедших избирательных кампаний. Приведем выдержку из журнала «КоммерсантЪ. Деньги»: «Кошмаров во время выборов в Законодательное собрание Санкт-Петербурга придумал ход с депутатами-двойниками. В избирательном округе «вероятного противника» регистрируется его однофамилец, желательно еще и с теми же инициалами. В избирательном бюллетене фамилии таких двойников стоят рядом с фамилиями кандидатов-жертв. Многие избиратели, не разобравшись, ставят галочку не в ту графу. В результате двойник оттягивает часть голосов у своей «жертвы». На тех выборах двойники использовались командой губернатора Яковлева против его противников — С. Беляева, Ю. Болдырева и «яблочников». При этом двойников Болдырева его противники запускали в округа к двум известным питерским «болдыревцам»: ожидалось, что избиратель, симпатизирующий Болдыреву, проголосует скорее за «основателя» (лже-Болдырева), чем за рядового представителя его блока. С двойниками соревновались также экс-спикер Законодательного собрания Юрий Кравцов (ему противостоял студент Александр Кравцов, стоявший в бюллетене на строку выше), Сергей Миронов (у него в округе были два однофамильца) и депутаты Сергей Андреев, Валерий Островский, Михаил Пирогов и другие. Каждый из двойников обошелся штабистам в среднем в $1000. Так, двойнику Сергея Беляева заплатили $900. А ежемесячное вознаграждение одного из двойников Юрия Болдырев составляло $700 — за 2,5 месяца он заработал чуть больше $1,5 тысячи. Помимо использования двойников большой популярностью пользовалась перекупка групп поддержки — как целиком, так и отдельных ее членов. В целях шпионажа или саботажа перевербованные штабисты срывали предвыборные мероприятия своего кандидата или уходили от него. Использовались и агитаторы-провокаторы. Их задача — так вести «работу» от лица кандидата, чтобы у избирателей пропало всякое желание за него голосовать, к примеру, наклеивать рекламные листовки на автомобили таким клеем, который отдирается только со слоем краски: владельцы пострадавших машин на выборах шли голосовать за кого угодно, только не за «лицо с листовки». Аналогичный эффект имели «агитационные» звонки по телефону среди ночи. Некоторые выборные штабы собирали на вокзалах бомжей и выдавали по 100 рублей за «мелкую услугу». Представьте: вечером вам звонят в дверь, вы открываете и видите неопрятную личность неопределенного возраста. Личность шамкает беззубым ртом: «Я дядя кандидата в депутаты такого-то. Не одолжите ли десять рублей под честное слово депутата». Расходы минимальные, а «обработанные» таким способом районы немедленно охладевали к кандидату, имеющему столь неприятных «родственничков». Еще способ. Закон разрешает избирателям сделать свой выбор досрочно, и этим пользуются многие предвыборные штабы. При досрочном голосовании на избирательных участках еще нет наблюдателей и прессы. Потому можно безопасно подкупить избирателя (в Санкт-Петербурге за один голос платили от 25 до 250 рублей) и проверить, сделал ли он «правильный выбор». Говорят, например, что досрочно стал депутатом Законодательного собрания Петербурга ныне арестованный по подозрению в организации убийств Юрий Шутов».
Брянск Процитируем письмо, пришедшее в «Комсомольскую правду» от читателя из Брянска Алексея Тютюнникова. Он, как и его земляки, выбирал нового губернатора. Свои впечатления изложил «Комсомолке»: «Это были современные выборы по-русски. Реальных кандидатов — трое. Первый — действующий губернатор, ставленник прокоммунистического движения Патриотическая Брянщина» Юрий Лодкин, второй — выдвиженец местного «Единства», директор ОАО «Птицефабрика Снежка» Николай Денин. В середине лета к нам в Брянск приехала команда профессиональных политических пиарщиков, которая в кратчайшие сроки организовала раскрутку некоего Юрия Демочкина, представителя движения «Социальная помощь и поддержка». Он и стал третьим. Команда Демочкина тут же организовала издание в области трех бесплатных газет общим тиражом около 1 миллиона экземпляров. Для сравнения: общий тираж всех брянских газет, включая «районки», не превышает 250 тысяч экземпляров. На каждой первой полосе газеты — мудрый лик «вождя», товарища Демочкина. Заголовки соответствующие: «Демочкин и зайцы», «Демочкин и печник». Даже анекдоты шли под рубрикой «От Демочкина». Дальше — больше. На канале ТНТ по выходным транслируется программа неизвестного прежде ведущего «60 минут с Эдуардом Брянским». Каждые пять минут на экране появлялась надпись «Лодкин», которая, покачнувшись, разваливалась, как карточный домик, и заменялась надписью «До конца правления Лодкина осталось... дней». Редактор ближайшего к Лодкину издания был назван «голубым», сам губернатор фигурировал как «ЮРЛО» (Юрий Лодкин). Были также многочисленные импровизации на тему «яиц Денина». Но не дремали и конкуренты. Вскоре стала выходить газета «Брянское дело». Она, в свою очередь, пестрела заголовками типа «Эдик — педик» и анекдотами, где герои носили фамилии Мудемочкин, Муденин, Соеалов. Вскоре подтвердилось, что газету выпускает команда Лодкина, — в момент тайной выгрузки ее тиража были сфотографированы лица из его окружения, причем разгрузка шла у здания областной администрации. Смех, да и только... Еще одна грязная технология — кандидаты-двойники. У нас на Брянщине своих двойников получили все три ведущих кандидата, причем Дениных появилось сразу три. Про одного из Дениных в СМИ тут же появилось сообщение: «Денин два раза лечился в ЛТП, отбывал наказание в местах лишения свободы. До настоящего времени поддерживает связь с криминаль-льш миром». Причем все это было правдой! Еще один ход — анкетирование населения. Вроде безобидная процедура, но в одной из анкет был вопрос: «Как вы относитесь к тому, что Денин зомбирует жителей области, включая особое излучение в автобусах (психотропное оружие), которые возят людей на птицефабрику?» (Денин, напомню, директор птицефабрики). Много чего еще у нас было. И вот в итоге возникло у меня несколько вопросов: почему так инертны были избиркомы всех уровней? Законных оснований для отмены регистрации кандидатов было множество; почему в нашем избирательном законодательстве допускается регистрация двойников? К примеру, у нас двойник Лодкина взял почти 7 % голосов, Денина — 5%; неужели сегодня в любом, особенно в слабом, регионе с помощью больших «бабок» может победить случайный человек?». В брянской кампании самый невероятный слух — «голубизна» одного из фаворитов гонки. Фальшивка — вброс «левых» номеров газеты «Брянское дело».
Самара и «вторая столица» Вот еще примеры грязного пиара в самом чистом проявлении. Накануне губернаторских выборов в Самаре на улицах города в самых людных местах появились рекламные щиты с плакатами. На фоне красной икры — буквы, выведенные икрой черной: «Жизнь моя удалась». И подпись — «Костя Титов». Но самые нечистоплотные выборы, пожалуй, прошли в Питере. Выборы в городское собрание аналитики так и назвали — турнир провокаторов. Сразу у нескольких кандидатов в ходе избирательной гонки появились Двойники. Скажем, в округе, где баллотировался председатель депутатской комиссии по здравоохранению Олег Сергеев, объявились еще два Олега Сергеева. В другом округе также сошлись два кандидата и их двойники. Неискушенный избиратель даже и не подумает разбираться в таких мелочах, как инициалы... На тех же питерских выборах накануне первого тура несколько тысяч избирателей получили подписанные своим депутатом и кандидатом приглашения прийти за продуктовыми наборами. Излишне говорить, что никаких наборов у бедняги не было, и все, что он мог сделать, — извиниться перед толпой бедных и разозленных старушек за проделку неизвестных «технологов». В соседнем округе за «яблочника» активно агитировали националисты из «Русского национального единства» (РНЕ), объявившие его «единственным русским кандидатом». В это время другая «яблочница» удостоилась благословения «Свидетелей Иеговы». Среди изобретений питерских «технологов» были и такие новшества, как, скажем, ночные звонки к избирателям с предложением ознакомиться с программой кандидата (с вполне предсказуемом реакцией). Или «тонкие» намеки конкурентам с угрозой ближе к выборам применить еще более «нетрадиционные» методы политической борьбы: расклеить с помощью прочного клея их листовки на ветровых стеклах авто или дверях квартир.
Екатеринбург Губернаторские выборы в Екатеринбурге, как можно судить по многочисленным сообщениям прессы и комментариям ПР-специалистов, также не обошлись без «грязи». Вот всего лишь один эпизод из местной предвыборной борьбы. В Екатеринбурге существовала газета под названием «Республика». Во время губернаторских выборов печатный орган закрылся, а его сотрудники почти в полном составе перешли на работу во вновь испеченную газету с названием «Вечерние ведомости». Газета начала яростную кампанию против мэра Екатеринбурга Чернецкого, главного соперника действующего губернатора Росселя на выборах главы администрации области. Технология публикаций изобличающих материалов была отработана до совершенства. Один из номеров газеты: на первой странице фотография Чернецкого в крайне невыигрышном для него ракурсе. Его лицо сильно напоминает облик Гитлера, а одежда стилизована под форму солдат Третьего рейха. На второй странице огромный заголовок: «Партия Аркадия Чернецкого проплачивает кампанию по пропаганде насилия и национальной розни». Далее гораздо более мелким шрифтом идет довольно скучный и бессодержательный материал, который большинство читателей наверняка не дочитают до конца. Но в подсознании так или иначе остаются первые впечатления от заголовка, чего авторы и добивались. Остальные материалы выстраиваются по той же схеме — невероятно крупный оскорбительный заголовок, гнусное фото и нудный текст. Ради справедливости следует отметить, что команда Чернецкого тоже ничем не брезговала в стремлении очернить своих оппонентов. Достаточно упомянуть о нашумевшей статье под заголовком «Хайль, Россель!», где, как уже видно из названия, обыгрываются в оскорбительном ключе немецкие корни губернатора. И так — везде Другие регионы тоже стремятся «ударить лицом в грязь». Выборы в законодательное собрание Краснодарского края, довыборы в Госдуму по Московскому округу и выборы в Карачаево-Черкессии, например, внесли весомый вклад в развитие технологий по вбрасыванию компромата: листовки, «разоблачающие» криминальные связи кандидата; рекомендательные письма-призывы от «Бориса Березовского» голосовать за хорошего человека, якобы лучшего друга олигарха; оптовая торговля «голосами» воинских частей и закрытых заведений. В арсенале пирщиков появились «психотеррористические» методы: график ночных звонков избирателям, проведение уличной агитации в максимально оскорбительной для соперников форме, организация групп из пары-тройки дюжих молодцев с характерной внешностью «братков», которые, смачно матерясь и задирая прохожих, раздают в людных местах литературу или листовки «от имени» Конкурента. «Южный темперамент жителей Карачаево-Черкессии, — отмечает директор агентства «Обратная связь» Е. Сорокина, — привнес другие технологии. Выборы прошли в сопровождении локальных взрывов в штабах обоих конкурентов, массового распространения слухов, «слива» компромата и прочих, почти в прямом смысле «взрывных», технологий, применяемых спецслужбами». Вот еще примеры недостойных действий пиарщиков. В тюменской кампании самый невероятный слух (с намеком на происхождение одного из лидеров гонки Собянина): после прихода его к власти область якобы заполонят тысячи китайцев. Самая мощная фальшивка — выпуск двойника газеты «Версия». В волгоградской кампании самый грязный телеролик — работники нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» (якобы поддерживающей губернатора Максюту), облаченные в форму гестаповцев, мародерствуют в волгоградских деревнях. Самая мощная фальшивка — выход «левого» номера газеты «Советская Россия». Местной прокуратурой по этим фактам заведены два уголовных дела.
Привлечение «звезд» В том, что артисты участвуют в избирательных кампаниях, нет ничего удивительного. Еще в Древнем Риме политики для повышения своей популярности устраивали для народа различные зрелища и сами принимали в них участие. Наши политики в период выборов не только организуют выступления артистов, но и принимают участие в различных народных праздниках, как это делали и их античные предшественники. В районных центрах, население которых последнее время не избаловано развлечениями, любые праздники, проводимые от имени кандидата или с его участием, проходят очень активно и добавляют кандидату популярности. Однако если прибывает действительно очень известный артист, это становится событием регионального масштаба. Так случилось, когда в день рождения Александра Лебедя поздравить его прилетел Ален Делон. Естественно, Делон отрицал какую-либо связь между своим визитом и выборами. Он вот так, по-простому, решил поздравить своего «коллегу-десантника» и прилетел на денек из Парижа в Сибирь. Немедленно для поддержки основного конкурента Лебедя из Москвы была послана тяжелая артиллерия. Сама Алла Пугачева прилетела в Красноярск, чтобы агитировать за действующего губернатора Зубова. Но избиратель решил, что Делон будет покруче Пугачевой. На выборах победил Лебедь (очевидно, не только поэтому, но и данный фактор сыграл свою роль: пиар-акция с участием Делона уж очень выделялась из общего ряда, такого еще не было). Для привлечения публики и создания атмосферы праздника не обязательно приглашать звезд. Можно ограничиться местными возможностями. Участие артистов привлекает публику на встречи с кандидатом, придает этим встречам неформальный характер, создает атмосферу хотя и небольшого, но все же праздника. Велика вероятность, что у тех, кто посетил встречи с участием артистов, данный кандидат будет вызывать некие приятные ассоциации. Давно известен феномен повышенного доверия публики к мнению знаменитостей. На встречах с ними публику интересует весь спектр их мнений, критичность в отношении которых у большинства людей снижена. Им в голову не приходит, что когда артист говорит о том, кого выбирать в депутаты, — это мнение обычного гражданина. Оно не более весомо, нежели мнение любого другого гражданина. Но такова уж магия популярности: все, что произнесла знаменитость, для многих истина в последней инстанции. Иногда наряду с артистами для поддержки кандидатов на выборные должности привлекаются знаменитые спортсмены, другие известные и уважаемые люди. Мишенью пиар-воздействия здесь является желание хоть в чем-то походить на кумира. Знаменитых артистов приглашают для того, чтобы поставить рядом» с ними кандидата. Концерт для рябого зрителя, естественно, бесплатный. Обычно в конце концерта кандидат выходит на сцену и от имени всех присутствующих благодарит артиста за выступление. Артист делает вид, что давно знаком с кандидатом, и желает ему победы на выборах. Иногда эффект еще более усиливают: на афише пишут, что знаменитый артист приехал по приглашению именно данного кандидата. По другой схеме строится выступление артиста, приехавшего для прямой поддержки кандидата. Во время выступления артист говорит, что он знает этого кандидата, приехал специально, чтобы помочь ему. Он не сомневается в том, что именно этот кандидат должен победить на выборах. Из общей массы «торгующих лицом» знаменитостей выделяется известный актер и режиссер Никита Михалков. Только за последнее время он со своим фильмом «Сибирский цирюльник» принял участие в нескольких региональных кампаниях. Схема привлечения Н. Михалкова к политическому пиару проста. Жители населенного пункта приглашаются на просмотр очередного шедевра мастера. Стоимость билетов чисто номинальная. На афише приписка: «Просмотр фильма организован при участии кандидата (имярек)». Перед началом фильма кандидат говорит пару слов о цели собрания и предоставляет слово Михалкову. Тот на глазах у всех пожимает руку кандидату, а потом говорит о фильме. После сеанса организуется фуршет для узкого круга (приглашается местная элита -- те, кто по замыслу организаторов акции может влиять на мнение избирателей). Во время фуршета кандидат постоянно находится рядом с Михалковым, участвует в разговорах и завязывает личные контакты с влиятельными гостями.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.168.10 (0.011 с.) |