Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
глас народа» и виртуозы пиара↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 86 из 86 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Когда исходят лишь из выгоды, то множат злобу. Конфуций Приемов «черного» пиара в бизнесе — множество. Они зависят от профессионализма пиарщиков, от их личной заинтересованности (прежде всего — материальной) в исходе дела. Успех компании — это и их успех. Они тоже работают на свой имидж. Используемые ими техники продемонстрируем на примерах «открытых писем» и использования конференций в целях пиара.
«Открытое письмо» Наглядный пример «черного» пиара — «отрытое письмо» в центральных газетах. Оно представляет собой текст, размещенный на правах рекламы и содержащий возмущение происходящим, а также апелляцию к общественности или руководству страны, региона. «Открытое письмо» начинается с указания адресата (обычно это президент, глава правительства или по меньшей мере генеральный прокурор) и заканчивается подписью автора или авторов. Смысл написания «открытого письма» очень прост: избавляет от необходимости размешать негативные публикации, если надо обратить внимание общественности на опасное поведение противников или конкурентов. К примеру, открытые письма часто пишут представители трудового коллектива или миноритарные акционеры предприятия, возмущенные политикой разграбления их завода, проводимой генеральным директором. Все выглядит гораздо правдоподобнее, если под обвинительным текстом стоят подписи нескольких представителей простого народа, а не только олигархических групп. Но откуда у трудового народа возьмутся деньги, чтобы разместить на четверть полосы рекламное объявление в центральной газете? В таких случаях здесь всегда может красоваться подпись руководителя профсоюза. Иногда корпоративным пиар-службам не нужна никакая казуистика — они публикуют «открытое письмо» за своей подписью. В том, что сверху и слева от текста стоит пометка «на правах рекламы», нет ничего страшного: если письмо большое, читатель все равно заметит его в газете и прочтет, желая полакомиться очередным скандалом. Да и с юридической службой газеты можно будет столковаться: перед каждым ругательством лишь вставить слова: «по нашему мнению», или «ни для кого не секрет, что...». Уместны такие приемы, как апелляция к нынешней политике руководства страны, которую тормозят «местечковые олигархи», «красные директора» или «обыкновенные уголовники». Вот отрывок из подобного письма, подготовленного пиар-службой крупной российской корпорации в период борьбы за поглощение очередного завода. «Открытое письмо Президенту Российской Федерации В.В. Путину, Генеральному прокурору РФ В.В. Устинову, председателю Российского фонда федерального имущества В.В. Малину. Уважаемый господин Президент, уважаемые господин Генеральный прокурор и господин председатель РФФИ! Уже более двух месяцев продолжается раздуваемый руководством завода скандал вокруг одного из крупнейших предприятий российской химической промышленности ОАО «Новопитерский фосфор». За этот период, создав вокруг завода осадное положение, генеральный директор А. Б. Краснов под предлогом защиты интересов трудового коллектива проводит политику, ведущую к краху производственной и хозяйственной деятельности предприятия. С нашей стороны, возможно, излишне еще раз перечислять факты махинаций, о которых сегодня рассказывают средства массовой информации города Новопитерска и всей области, СМИ федерального масштаба. Тем не менее хотелось бы напомнить наиболее вопиющие из них. За последние семнадцать лет А.Б. Краснов сосредоточил в своих руках необъятную власть в городе, пользуясь градообразующим характером предприятия и временным ослаблением вертикали государственной власти в стране и регионе. Сегодня много говорят о масштабных махинациях с финансами завода. Создав в 1999 году подконтрольную лично себе структуру с иезуитским названием «Содружество», А.Б. Краснов и его правая рука В.Г. Подлизовский смогли наладить через нее масштабную скупку акций предприятия. При этом, как показывают события последних дней, гендиректор действовал напрямую в интересах американской посреднической фирмы «Supaerdollar Inc.», которой Краснову пришлось передать всю долю акций «Содружества» в доверительное управление. Такой пакет акций, безусловно, вряд ли будет использован в интересах Российского государства. Очень горько смотреть, как огромные средства, заработанные тяжелым трудом более чем семитысячного коллектива «Фосфора», направляются на счета иностранных фирмочек. Согласно реестру акционеров и исходя из рыночной стоимости акций, лично А.Б. Краснову и его семье принадлежит сегодня акций завода на сумму более чем 7миллионов долларов. Средства массовой информации не раз высказывали предположения о покупке семьей Красновых виллы на Женевском озере в Швейцарии. Элементы красивой жизни ежедневно демонстрируются жителям Новопитерска — шикарный белый «мерседес», многочисленная вооруженная охрана, с помощью которой А.Б. Краснов пытается отстраниться от тысяч своих сограждан, живущих за чертой бедности. Мы, акционеры и члены трудового коллектива ОАО «Новопитерский фосфор», просим Вас, руководителей высшего ранга, представляющих государственную власть, закон и правопорядок, напрямую вмешаться в конфликт вокруг «Фосфора». До каких пор директорат, местечковые олигархи будут чувствовать себя как за каменной стеной за дверьми своих приемных? Уверены, что конец их всевластию близок. Акционеры и члены трудового коллектива ОАО «Новопитерский фосфор»: Левин, Кравцов, Лазарев, Лысенко, Зинченко и др. (всего более 200 подписей). Данное письмо построено по всем правилам классического жанра и адресовано, уж конечно, не Президенту и его непосредственным подчиненным, а массовому читателю делового издания, в котором оно опубликовано. Обращает на себя внимание композиция письма. Текст начинается кратким описанием ситуации, чтобы те, кто еще не слышал о скандале, получили о нем представление. Затем читателю дают понять, что уже все вокруг наслышаны, каким мерзавцем оказался директор завода. А уж если читатель не слышал об этом, вот вам конкретные факты: перечисляются так называемые «финансовые махинации». Деньги, конечно, уходили за рубеж, что еще больше чернит и без того неприглядный имидж директора, а упоминание американской фирмы, наживающейся, как всегда, на нашем российском добре, и вовсе смешивает директора и его политику с грязью. Потом — о его личной жизни. Разумеется, население живет «за чертой бедности». Понятно, что директор — человек небедный и, возможно, действительно предпочитает «мерседес» белого цвета. Что касается виллы на Женевском озере, то московское издание ни за что не пропустило бы эту откровенную гнусность в печать, если б не было публикации об этой вилле, заблаговременно размещенной в одном из региональных изданий. Это изданьице получило большие деньги и напечатало банальную клевету, но теперь любая даже самая солидная газета может использовать эту информацию, так как она почерпнута из СМИ и тем самым юридически оправданна. Ну а в конце, безусловно, призыв в смысле: «доколе?» Упоминание слова «олигарх» как нельзя более кстати. Что касается количества подписей, то при необходимости пиар-служба, размещавшая открытое письмо через подставных лиц, могла представить хоть тысячу подписей — все они исполнены двумя-тремя лицами. В последние годы именно такого сорта открытые письма все чаще появляются в центральных деловых и общественно-политических газетах. Как орудие конкурентной и политической борьбы они зарекомендовали себя отлично, и их эффект еще долго, видимо, будет опережать эффект обычной статьи, написанной с аналогичной целью.
Пиар на конференциях Вот рекомендации опытных пиарщиков, как сделать так, чтобы выступление вашего начальника на некой конференции получило отзвук в деловом мире. Для начала рекомендуется подружиться с организаторами конференции. Обязательно условьтесь, каким по счету выступающим будет ваш начальник: не говоря уже о первых троих, обычно представляющих государство, в президиуме могут появиться еще несколько солидных престарелых начальников, которых так и подмывает что-нибудь сказать. Отсеките их! Если в программе сказано, что ваш босс идет по списку четвертым, он должен выступить четвертым, хоть костьми лягте у трибуны! Естественно, о прессе вам придется тоже позаботиться самим. Во-первых, постараться как следует проанонсировать выступление своего шефа, да и само мероприятие в целом. Неплохо, если в колонке «Сегодня» на деловых страницах газет появится упоминание о том, что, скажем, «Олег Архов, президент Группы «РосГигант», выступит сегодня в Москве с докладом, посвященным...» Все отраслевые журналисты и сотрудники информационных агентств должны быть заранее приглашены на мероприятие и обеспечены пропусками или иной возможностью проникнуть в зал (охрана может и не пустить некоторых из них «по несоответствию» внешнего вида). Кроме того, и это главное, необходимо заинтересовать представителей свободной прессы в происходящем. Прошли те времена, когда средствам массовой информации было интересно наблюдать за скоплениями людей в одинаковых костюмах и галстуках. Теперь, если на мероприятии нет звезд эстрады или крупнейших политиков, журналистам становится скучно уже через десять минут. Большинство из них пригнали сюда насильно по заданию редакции или они пришли, чтобы сделать одолжение вам лично: темы конференции не знают, да и в выступлениях смысла не видят. Журналист ищет глазами фуршетные столы, а телеоператор своим видом вызывает смешанные чувства у охранников. Долг телеоператора — заснять трибуну с одним из выступающих (обычно самым первым докладчиком), «взять» камерой президиум, «поймать» несколько заинтересованных лиц из зала, а если повезет, снять лицо спящего в аудитории человека. С тем и уехать. Этого ни в коем случае нельзя допускать. Журналисты должны появиться в зале лишь за пятнадцать минут до выступления вашего шефа. Они настраивают камеры, достают блокноты и готовятся. Оператор занимает место, указанное вами. Как только шеф начинает говорить (текст писали вы, поэтому выступление получается ярким и в то же время доступным для понимания), камера направлена только на него. По итогам каждый из журналистов так или иначе будет делать репортаж. Договоритесь, чтобы в одном из репортажей присутствовала цитата из речи вашего руководителя, а уж фрагменты его речи по телевидению — это сам Бог велит организовать. Через неделю вашему боссу будет казаться, что его участие в мероприятии стало действительно событием, которое долго еще будут помнить в деловом сообществе. Работу такого виртуозного пиарщика мне довелось однажды наблюдать. Это было на одном из региональных банковских форумов, спонсорами которого выступили два солидных зарубежных банка, давно и плотно работающих в России. Они предварительно расклеили по всему залу свои рекламные винилы, в том числе самый яркий — на стене сразу за трибуной, они же пригласили на форум большое количество представителей прессы. И вот за день до открытия форума в конференц-зале появляется тихий молодой человек небольшого роста, представившийся организаторам как Андрей Гурьев, пиар-менеджер одного из небольших московских банков. Менеджер побродил по залу, одобрительно отнесся к качеству оргработы по подготовке форума, после чего предложил одному из организаторов выпить чашечку кофе. За этой чашечкой организатор получил в свое владение купюру с портретом и принял к рассмотрению просьбу повесить плакат означенного банка где-нибудь на свободном месте на стене. «Понимаешь, — попытался он было объяснить, пряча купюру в нагрудный карман, — у нас же повсюду висит этот Herrmann-Bank, главный спонсор. Они заплатили семь тысяч долларов за спонсорский пакет». «Но я же не прошу вешать плакат за трибуной, — мягко возразил пиар-менеджер Андрей Гурьев, — где-нибудь слева-справа...» На следующее утро, когда начали собираться гости, скромный плакат малоизвестного банка уже висел слева от трибуны. Гостей и прессу организаторы встречали в фойе и провожали в зал. А в зале журналистов уже поджидал Андрей Гурьев, который со всеми знакомился, представлялся одним из организаторов форума и вкрадчиво объяснял телеоператорам, где лучше всего расположить камеру для ведения качественной съемки. Самым лучшим оказалось почему-то именно то место, откуда в кадр попадала не только трибуна с выступающим, но и тот самый скромный плакат. С руководителями съемочных групп и журналистами печатных изданий Андрей говорил минут по пять, иногда вручал кому-нибудь по купюре или по две, и дело было сделано. Уже вечером этого дня на городских телеканалах прошли репортажи с банковского форума, из которых становилось понятно, что никакой Herrmann-Bank там и рядом не валялся, а ключевым участником мероприятия был небольшой московский банк, который только начинал работу в этом городе. В том же духе высказались назавтра и газеты. Может быть, для кого-то спонсорский пакет участия в форуме обошелся в семь или более тысяч долларов, в то время как пиар-менеджер Андрей Гурьев больше тысячи не затратил. Разумеется, описанные выше приемы создают лишь внешнюю оболочку. Для появления вашего «гиганта мысли» на трибуне все вроде бы готово, но будет ли его речь достаточно убедительной для тех, кто сидит в зале и не до конца разбирается в существе проблемы, ради которой все сегодня собрались? Это тоже зависит от работы пиар-подразделения: всегда важно не только содержание выступления, но и какой эффект оно имеет. В докладе непременно должна быть какая-нибудь изюминка, чтобы присутствующие действительно слушали его. Много коричневых и серых пиджаков уже подходили к микрофону, чтобы тихо, склонив голову над бумажкой, монотонным голосом зачитать показатели достижений собственного ведомства. Они никогда не запомнятся слушателям. Зато люди помнят Демосфена, Цицерона, Святого Бернара из Клерво, Савонаролу и других великих ораторов прошлого, все искусство которых состояло в том, чтобы простую мысль донести до аудитории красиво. На наших современных конференциях даже чуть более громкий и резкий голос будет звучать ярче, нежели голоса основной массы ораторов. Неплохо, если докладчик обрушится с какой-нибудь мелочной претензией на правительство: слегка покритиковать его — всегда в моде, а доля здорового фрондерства не помешает тому, кто хочет выглядеть смелым и независимым. В российских компаниях за написание президентских докладов иногда садятся отделы маркетинга и даже производственные отделы. Они выуживают из закромов множество цифр после запятой, высчитывают сложные проценты и приводят их в докладе в сравнении с 1990 годом. Они наполняют доклад столь наукообразными подробностями, что у собравшихся начинает возникать ощущение, будто они вернулись в студенческие годы и слушают одну из самых занудных лекций. Большинство сразу же вступят в разговоры друг с другом, начнут рисовать на листках бумаги бессмысленные картинки, строить дикие рожи или просто дремать. Конечно, найдутся два-три человека, которые будут с упорством записывать все услышанное. Но доклад такой не запомнится по существу никому, и корпоративные деньги будут выброшены на ветер. Поэтому лучше всего взять числовые данные у маркетологов и самостоятельно их проработать. Это поистине творчество. В службе пиара всегда должен быть человек, которому Богом дан дар — умение писать. Он может не знать проблем вашей отрасли или не интересоваться ими, но дайте ему фактическую информацию, назовите ему проблему — и он напишет речь, в которой будет и яркое начало, и завязка основного конфликта, и кульминация действа, и счастливое разрешение (или риторический вопрос) под конец. От такой речи пиджаки в зале зарыдают, как дети. Что и требуется. Очень хорошо проходят реплики с места в ходе доклада со стороны подставных лиц в зале. Этот метод хорошо отработан в телевизионных ток-шоу. Какая-нибудь женщина сразу же после речи вашего шефа вскакивает со своего места и вопит: «Правильно, Олег Александрович! Действительно, сколько можно прятать голову в песок?!». Или придумайте что-нибудь в этом роде, по обстоятельствам. Когда председательствующий скажет свое знаменитое: «Вопросы к докладчику?», надо, чтобы человек пять обязательно задали вопросы. Этим тоже привлекается внимание к персоне докладчика, увеличивается время нахождения его на трибуне. Обычно на конференциях вопросы задавать никому нет охоты, и небольшая полемика заведомо привлечет внимание, особенно журналистов и телевизионщиков.
12.2. СМИ и пиарщики: кто кого? Верный способ быть обманутым — это считать себя хитрее других. Ф. Ларошфуко Взаимоотношения между пиарщиками и средствами массовой информации — тоже предмет «черного» пиара. Те и другие заинтересованы друг в друге. Для пиар-служб СМИ — необходимый канал распространения нужных сведений. Редакции их заинтересованы в информации, а еще больше — в деньгах. Именно деньги нередко побуждают журналистов иногда использовать прием, который можно назвать «любовью со взломом». Намеченной жертве (пиар-службе) предлагается «купить площадь» на страницах их издания. В случае же отказа в сотрудничестве, они переходят на шантаж, угрожая публикацией негативных материалов на страницах своих изданий или в эфире, прозрачно намекая на то, что ваш конкурент все уже давным-давно заказал. Но и в подобных случаях найдутся контрмеры. Однажды в кабинет вице-президента крупного холдинга вошел сотрудник одной из московских общественно-политических газет. Он держался уверенно и всем своим видом свидетельствовал и неподкупность, и непреклонность, с легкой ноткой презрения к собеседнику. Вице-президент по привычке встретил его улыбкой, но газетчик не улыбался. Он сел на стул, огляделся с враждебным видом и сообщил: — Вы приобрели комбинат в Липецкой области. — Да, — ответил вице-президент. — Здесь не поспоришь. Хотите кофе? — Мы предлагаем вам сотрудничество, — продолжал газетчик. — Мы готовы предложить вам две полосы в месяц для размещения публикаций о вашем холдинге, это — Прекрасно! Я с удовольствием изучу ваше предложение. Если можно, вышлите мне по факсу или по е-мейлу ваши расценки. Я посмотрю ваш тираж: и систему распространения, изучим ваш рейтинг в Липецке и примем решение. Думаю, можно внести какие-то совместные проекты уже в план второго квартала. Но газетчик был непреклонен: — Если вы согласитесь сотрудничать с нами, мы не станем публиковать большой негативный материал о вашей компании, который пришел к нам от наших липецких корреспондентов. Это уже был явный шантаж. — Хорошо, как только вы направите мне расценки на площадь в вашей газете, мы еще раз подумаем о сотрудничестве, — якобы не устоял вице-президент, пиарщик ушлый. В течение последующих двух месяцев газетчик раза четыре направлял по факсу расценки, звонил десяток раз. Однако он не знал, что самый действенный способ борьбы с шантажистом — это игнорировать его угрозы. Если бы речь зашла о размещении действительно опасного материала, можно было бы выбить у руководства средства на масштабную контркампанию, но с этой газетой ни о каком сотрудничестве не могло быть и речи. Возможно, со второго квартала газетка и получила бы что-нибудь. «Оттяжка» — вообще излюбленный способ работы московских пиарщиков с изданиями, которые не слишком благосклонно относятся к данной финансово-промышленной группе. В редакции регионального издания, еженедельно громящего «московских олигархов», появляется вежливый молодой человек, который разыгрывает перед главным редактором явную капитуляцию: «Мы готовы на любое сотрудничество, только не надо больше негатива про нашу и без того несчастную компанию». Редактор выдвигает финансовую оферту: «Берите у нас на коммерческой основе по две полосы в каждом номере в течение полугода, за 30 тысяч долларов, и негатив на наших страницах превратится в позитив». «Отлично! — восклицает московский пиарщик. — Мы подпишем договор на ваших условиях!» В течение пяти дней редакция составляет договор, заранее предвкушая грядущие дни финансового благоденствия. Еще неделя уходит на попытки отправить этот договор на московский адрес электронной почты, нопиарщик перезванивает и сообщает, что «пока не дошло». Когда же Москва все же получает договор, пиарщик снова звонит в редакцию: он очень извиняется, но юридическая служба должна провести экспертизу договора, таков порядок в компании. Потом дело станет за утверждением и подписанием контракта, но генеральный директор, как назло, уехал в отпуск. Все это время редакция журнала не смеет публиковать ничего негативного в адрес компании, опасаясь разрушить радужный совместный проект. Это и есть «оттяжка», с помощью которой вполне можно дождаться момента, когда никакие негативные публикации компании уже не повредят.
Поджигатели» и «пожарные» В ОДНОМ ФЛАКОНЕ Укрываться от дождя дырявым зонтиком столь же безрассудно и глупо, как чистить зубы наждаком. Козьма Прутков В развитие сказанного в параграфе 9.3 приведем несколько примеров. В начале 1981 года внимание фирмы «Колгейт-Палмолив» (Малайзия) привлекли сообщения в нескольких газетах и утверждения о том, что в производстве зубной пасты «Колгейт» используется свиной жир. Цель разгоревшейся злобной кампании — заставить мусульман не пользоваться пастой «Колгейт». Внимание компании привлекло также официальное заявление правительственной ассоциации о том, что пользование пастой «Колгейт» противоречит исламу. В результате было принято осмотрительное решение с программой, включавшей в себя 1) беседы с мусульманскими лидерами; 2) направление писем директорам мусульманских школ; 3) ограниченную рекламу с помощью исламской прессы. Е. Пашинцев (см. список литературы) приводит пример из книги Г. Афанасьева, который при всей кажущейся простоте отражает содержание и специфику работы «кризисников». «Предположим, — пишет Афанасьев, — что в некоем американском или европейском городке живут два булочника-конкурента: скажем, Ганс и Юрген. Пусть у Ганса булочки лучше, цены ниже, и он начинает забивать Юргена в конкурентной борьбе. Тогда у Юргена остается один выход — нанять команду кризисников. Западная кризисная команда будет работать следующим образом. Первое, за что она примется, — устранит слабые места в работе булочной самого Юргена. Они, как правило, есть, иначе Юрген не стал бы проигрывать конкурентную борьбу Гансу. Это первый из трех «китов», на котором стоит кризисный менеджмент, так называемый реинженеринг, — вывод клиента на максимум конкурентоспособности за счет правильной организации внутренней работы. Если слабых мест нет или Юрген не хочет, чтобы этим занималась команда кризисников, и надеется сам устранить недостатки в собственном бизнесе, — тем лучше. Одновременно идет работа над «вторым китом»: создается мнение в целевой аудитории. Это клиентура Ганса. О посетителях булочной собирают информацию. Пусть, например, в нее входят обычные провинциальные обыватели. Для такой среды характерны слухи, пересуды, сплетни и т.п. Попутно накапливаются сведения и о Гансе. Выясняется, например, что у него есть 20-летний сын, который ведет нормальный для его возраста образ жизни (девушки, вечеринки, танцы и т.п.) и вдобавок помогает отцу в пекарне. Очень хороший молодой человек. Очень светлый образ. Но только не для кризисников. Они начинают потихоньку внедрять в среду постоянных покупателей булочной Ганса такую вот информацию. Тезис первый: «сын Ганса вчера танцевал с одной девушкой, сегодня долго гулял по парку с другой...» Тезис второй: «сын Ганса часто возится с хлебом в булочной». Отклонений от истины нет, привлечь к суду за клевету невозможно. Однако эти тезисы при помощи специальных технологий формирования мнений в данной целевой аудитории дадут следующие результаты. 1. Постоянные покупатели Ганса сами придут к мнению, что сын Ганса ведет «разгульную жизнь». 2. По цепочке обычных для человека ассоциаций они сами придут к выводу, что при «разгульной» жизни можно заразиться дурной болезнью, и по законам массовой психологии предположение перерастет в уверенность, что сын Ганса «болен дурной болезнью». 3. Сопоставив этот вывод с информацией, что сын Ганса часто бывает в пекарне, обыватель сам приходит к мнению, что хлеб в булочной Ганса лучше не В результате покупателей у Ганса станет меньше, торговый оборот упадет. Разумеется, если бы клиентура Ганса была другой по составу, например семьи ученых в университетском городке, то для них были бы использованы совершенно другие тезисы. Например: «сын Ганса хотел поступить в химический колледж, да отец не дал», «сын Ганса тайком от отца продолжает скрывать свои опыты от отца, вынужден бегать в пекарню, не вымыв руки и не переодевшись после химических опытов». В итоге появится мнение, что хлеб в булочной Ганса может быть загрязнен химреактивами, опасными для здоровья... Но и это еще не все. Потому что дальше в игру включается «третий кит» — лоббирование, или влияние, основанное на созданном ранее мнении. Собирается информация о бургомистре и его окружении. Находится какой-нибудь помощник (а лучше, несколько), у которых есть знакомые среди клиентуры Ганса. И через этих знакомых до ушей помощников, а далее и до ушей самого бургомистра доводится информация: мол, те жители городка, которые живут рядом с булочной Ганса и вынуждены ходить к нему за хлебом, недовольны тем, что бургомистр «сквозь пальцы» смотрит на существование такого источника заразы. Нет, от бургомистра никто ничего не требует, но у него формируется мнение: «Для Ганса они— клиенты, а для меня — избиратели». Как бы их недовольство не вышло для него боком на выборах. Это, кстати, второе мнение, подготовленное для целевой аудитории, состоящей из одного человека — бургомистра. А когда оно создано, когда бургомистр «готов», к нему отправляется заботливо (но негласно) организованная кризисниками депутация жителей. И, опираясь на общественное мнение, депутация требует закрыть рассадник заразы и разврата — булочную Ганса. Если выборы близко, а бургомистр в своей победе не уверен, вполне может оказаться достаточным одной депутации. Ну а если будет недостаточно... К бургомистру может явиться представитель какого-нибудь фонда Красного Креста, или христианских дам-благотворительниц, или чего-нибудь в этом духе и предложить (Боже упаси, не взятку!) «благотворительный взнос городу» на какие-либо цели. Правда, наличными, без расписок и прямо бургомистру в руки... Но при одном непременном условии: «Вы же понимаете, что пока у вас в городе существует этот рассадник заразы и разврата (булочная Ганса), наши высокоморальные дамы-благотворительницы ну никак не могут пожертвовать эту сумму...» Если бургомистр упорствует, его дочь или жену соблазняет «случайно» появившийся профессиональный фат-ловелас, а в самый пикантный момент «случайно» оказавшийся рядом фотограф газеты делает снимок. Редактор газеты, естественно, по-дружески советуется с бургомистром. «Конечно, мы снимок можем опубликовать. А можем и не публиковать... Кстати, а как там с булочной Ганса? Моя племянница у него хлеб не покупает, и все ждут, когда же булочную закроют». Худший вариант — бургомистр продолжает упорствовать. Но и это еще не поражение кризисников. Снимок публикуется в газетах, разворачивается кампания по созданию общественного мнения, но уже против самого бургомистра: точно по той же технологии выходят на вышестоящего чиновника, или суд, и заставляют его отдать соответствующий приказ бургомистру, или сместить его... И так далее. Все это кончается тем, что булочную Ганса закрывают. Как источник заразы. По требованию жителей городка. Юрген приходит к Гансу, покупает у него по дешевке помещение и оборудование (потому что никому другому Ганс их продать «почему-то» не может — об этом тоже позаботились кризисникиХ, делает там впечатляющий ремонт с непременным освещением в местной газете (кризисники проводят так называемые реабилитационные мероприятия, то есть вышибают из памяти граждан воспоминания о «заразности» этого места) — и торжественно открывает в бывшей булочной Ганса свой филиал. Все. Finita la comedia и премия команде кризисников за выполненный заказ. Вот это — crisis management; западного образца по полной программе. Заметим: «западного образца». Иными словами, описываемые технологии широко применяются в конкурентной борьбе и тому есть немало свидетельств в специальной литературе. Нет сомнения, что «поджигатели» и «пожарные» в одном лице всегда будут иметь спрос на рынке». От себя добавим следующее. Чтобы избежать ответственности, специалисты по «черному» пиару могут работать под псевдонимами, или выдавать себя за других людей, или оставаясь в тени, толкать «на дело» нанятых исполнителей. «Я не халявщик, я партнер». — гордо заявлял Леня Голубков с экрана телевизора. Вроде бы все понимали, что рано или поздно пирамида «МММ» рухнет, но... дивиденды росли как на дрожжах, граждане не торопились забирать свои вклады, рассчитывая обогатиться еще больше. Пирамида рухнула неожиданно, как и положено по законам жанра, из разряда «партнеров» люди моментально попали в ряды «обманутых вкладчиков». Еще долго наши граждане будут вспоминать АО «на три буквы»... В данном случае «партнеры» переложили всю ответственность на С. Мавроди и его фирму, а когда система приказала долго жить, вся сила народного гнева обрушилась на него.
Вместо эпилога Именно для того, чтобы наши люди не становились жертвами пиара (тем более — «черного») и написана эта книга. Граждане имеют право знать, когда и как ими манипулируют, чтобы быть настороже и уметь защищаться. С другой стороны, жертвы манипуляции тоже небезгрешны. Они тоже несут свою долю ответственности, поскольку позволяют собой манипулировать, возлагая ответственность за свои поступки на манипуляторов: «Я не виноват, меня зомбировали». Автор постарался показать не только возможности пиара, его многочисленные приемы и находки, но и то, что наиболее эффективные из них строятся по схеме скрытого управления людьми: сбор информации + воздействие на мишени и приманки на фоне созданной аттракции + побуждение к принятию (нужного пиарщикам) решения. Осознание скрытых механизмов явления обычно способствует более широкому его практическому осмыслению. Поэтому позволим себе надеяться, что освоение пиар-специалистами технологии скрытого управления будет способствовать открытию новых возможностей позитивного пиар-воздействия. Итак, бдительность и еще раз бдительность! Не позволяйте манипулировать собой!
Литература Бинецкий А.Э. Паблик рилейшнз: Защита интересов и репутации бизнеса: Учеб.-практ. пособие. — М.: ИКФ «ЭКМОС», 2003. - 240 с. Блажное Е.А. Паблик рилейшнз: Приглашение в мир цивилизованных рыночных и общественных отношений: Учеб. пособие для деловых людей. — М.: ИМА-пресс, 1994. — 152с. Блэк С. Введение в паблик рилейшнз. — Ростов н/Д: Феникс, 1998. — 320 с. Богданов Е.Н. Психологические основы «Паблик рилейшнз» — СПб.: Питер, 2003. — 203 с. Варакута С.А., Егоров Ю.Н. Связи с общественностью: Учеб. пособие. — М.: Инфра-М, 2001. — 246 с. Война по правилам и без... (Технологии изготовления предвыборных миражей): Учеб.-практ. пособие /Автор-сост. АА. Максимов. — М.: Дело, 2003. — 320 с. Иванченко Г.В. Реальность паблик рилейшнз. — М.: Смысл, 1999.- 153с. Королька В.Г. Основы паблик рилейшнз. — М.: «Рефл-бук»; Киев: «Ваклер», 2000. — 528 с. Лукашев А.В., Пониделко А.В. «Черный РК» как способ овладения властью или борьба для имиджмейкера. — СПб.: Издат. дом «Бизнес-пресс», 2001. — 176 с. Марков С. РК в России больше чем РК: Технологии и версии. — М.: ООО «Изд-во АСТ»; ООО «Изд-во Астрель», 2001.— 288с. Музыкант В.Л. Реклама и РК-технологии в бизнесе, коммерции, политике. — М.: Армада-пресс, 2001. — 688 с. Ниренберг Дж., Калеро Г. Читать человека — как книгу. — М.: Экономика, 1990. — 48 с. Ольшанский Д.В. Политический РК. — СПб.: Питер, 2003. — 544с. Паблик рилейшнз: Связи с общественностью в сфере бизнеса. — М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд-во ЭКМОС, 1999. — 352 с.
Пашенцев Е.Н. Паблик рилейшнз: От бизнеса до политики. — М.: Финпресс, 2000. — 240 с. Пашковская П. Г. Политика и информация в трансформационном обществе. — Мн.: Веды. 2001. — 80 с. Лиз А. Язык телодвижений. — Н. Новгород: Аи кью, 1992. — 160с. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. — М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 2000. — 624 с. Раис Э., Раис Л. Расцвет пиара и упадок рекламы / Пер. с англ. Т. Китаиной. — М.: ООО «Изд-во АСТ», ЗАО НПП «Ермак», 2004.— 313с. Санаев А. Русский РК в бизнесе и политике. — М.: Ось-98, 2003. - 237 с. Цуладзе А.М. Политические манипуляции, или Покорение толпы. — М.: Книжный дом «Университет», 1999. — 144 с. Шейное В.П. Как управлять другими. Как управлять собой. — Мн.: Амалфея, 1996. — 368 с. Шейное В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. — Мн.: Амалфея, 1996. — 288 с. Шейное В.П. Искусство убеждать. — М.: Приор, 1998. — 304 с. Шейное В.П. Скрытое управление человеком: Психология манипулирования. — Мн.: Харвест, 2000. — 848 с. Шейное В.П. 12 секретов успеха. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 416 с. Шейное В.П. Психология обмана и мошенничества. — Мн.: Харвест, 2001.— 512с. Шейное В.П. Психология влияния. — М.: Ось-89,2002. — 720 с. Шейное В.П. Секретарь: Секреты професии. — М.: Ось-89, 2002. - 208 с. Шейное В.П. Как защититься от обмана и мошенничества — Мн.: Харвест, 2003. — 528 с. Шейное В.П. Психология власти. — М.: Ось-89, 2003. — 528 с. Шейное В.П. Эффективная реклама: Секреты успеха. — Мн.: Ось-89, 2003. — 448 с. Шейное В.П. Искусство управлять людьми.— Мн.: Харвест, 2004.— 512с. Шейное В.П. Искусство торговли: Эффективная продажа товаров и услуг. — Мн.: Харвест, 2004. — 416с. Шейное В.П. Психотехнологии влияния. — М.: АСТ, 2005. — 448с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.19.224 (0.019 с.) |