Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Соответствие каналам коммуникацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте Важную роль играет способность политика подстраиваться к главным каналам коммуникации. Первым «радио-президентом» стал Франклин Рузвельт с его еженедельными «беседами у камина». С появлением телевидения важной составляющей избирательной кампании становятся внешние характеристики поведения кандидата. Меняется и ораторский стиль: теперь обращаются не к массе людей, собравшихся послушать живого оратора, "а к телезрителям, сидящим где-то в своих креслах у себя дома. Политик — уже актер, умеющий, с одной стороны, даже рассмешить зрителя, а с другой — убедить избирателя, что именно он может решить все его проблемы. К примеру, Маргарет Тэтчер оценивают сегодня как настоящую актрису. Вот что пишет о ней Леонид Замятин, посол в Великобритании в период правления Горбачева: «Не сомневаюсь: если бы Тэтчер не была крупным политическим деятелем, она вполне могла бы стать актрисой. Впрочем, она таковой и была— в политике». Политик должен порождать яркие, зрелищные ситуации, которые хорошо смотрелись бы по телевидению. Скажем, Билл Клинтон помогает толкать застрявшую машину — эти кадры сразу же создают впечатление открытости кандидата в президенты. Он же и активно участвовал во всех ток-шоу, в многочисленных встречах с электоратом, показывая себя человеком, которому небезразличны чаяния людей. Сегодняшний политик должен уметь наравне с актером владеть своим телом, выдавая наружу только ту информацию о себе, которая требуется в данный момент. К.С. Станиславский так описывает актерские возможности: «В творческом состоянии большую роль играет телесная свобода, отсутствие всякого мышечного напряжения и полное подчинение всего физического аппарата приказам воли артиста. Благодаря такой дисциплине получается превосходно организованная творческая работа, при которой артист может свободно и беспрепятственно выражать телом то, что чувствует душа». Современные научные исследования подтверждают это наблюдение великого режиссера — большую часть информации зритель получает в значительной степени через подсознание: не в словах, которые он слышит, а именно посредством невербальных сигналов. Общепризнанными основными компонентами имиджа современного политика являются не вещные признаки власти, а «черепно-лицевые» (лицо, прическа и т.п.). Затем — одежда и аксессуары, затем — мимика и пантомимика, жесты и жестикуляция, затем— речь: Дикция, тембр голоса, темп и особенности речи, ее образность, афористичность и т.д. В социальной психологии давно установлено, что именно первые секунды чисто внешнего восприятия другого человека формируют общее позитивное или, напротив, негативное отношение к нему — грубо говоря, «любовь» или «нелюбовь» с первого взгляда. Ленинградской психологической школой А.А. Бодалева выявлено: на формирование этого первого впечатления уходит несколько секунд, тогда как на его изменение подчас требуются годы: людям свойственно «цепляться» за уже сложившееся впечатление даже вопреки очевидным фактам. (Так, жена, когда-то полюбившая сегодняшнего пьяницу, будет многие годы винить за губительную привычку не столько его самого, сколько его дружков, ситуацию и т.п.) Анализ характеристик личности наиболее крупных политиков показывает, что они удовлетворяют многим из перечисленных выше качеств. Так, пытаясь понять, почему Гитлер столь сильно влиял на свое окружение, известный психолог и социолог Э. Фромм называет несколько причин: непоколебимая уверенность в своих идеях; простота речи; актерское дарование; совершенное владение тембром и эмоциональными оттенками своего голоса; неподдельность эмоций; исключительная память; умение рассуждать на любую тему. Политик не должен выглядеть слишком умным. По мнению американских аналитиков, коэффициент интеллектуальности (1(2) политика не должен превышать 10 среднего избирателя более чем на 25 —30 %, При излишне большом отличии 1<2 политик теряет поддержку электората (российские примеры — Кириенко, Явлинский).
Харизматические лидеры Харизма
Есть особый тип властвования над умами: господство, осуществляемое не столько на основе силы, сколько на основе духовного, личного влияния, — харизматическая власть. Традиционно слово «харизма» относят обычно к священной личности, той, которая облегчает страдания верующего, несет живое слово пророка, которое трогает сердца, перед которой — мудрым любимым Учителем — благоговеют ученики. Сегодня слово «харизма» стало столь популярным, что его используют даже газеты с большим тиражом, полагая, что их читатели понимают его. Этот успех во многом обязан неясности и неточности самого понятия. Харизмой следует называть качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, некими особыми силами и свойствами, не присущими другим людям. Она рассматривается как «посланная Богом» или как образец, ею обладают прорицатели, мудрецы-исцелители, военные герои. Общая черта носителей харизмы состоит в том, что любой из них отличается от других людей, он ни на кого не похож. Речь идет о даре, которому нет прецедента и который никто не обретает по собственной воле. Достояние абсолютно личное, оно привлекает души людей и подчиняет их себе. Легитимность в данном случае покоится на вере в магическую власть, на откровении или культе героев. Считается, что харизматический лидер обладает особыми качествами, выходящими за пределы обычного. Но отношения, устанавливаемые с ним, отношения личного порядка, субъективные, разумеется, основаны на иллюзии взаимности. Они позволяют каждому индивиду в толпе представить себе, что он находится в непосредственном контакте с человеком, которыми все восхищаются. Для этого ему достаточно однажды увидеть своего кумира, приблизиться, дотронуться до него где-нибудь на поле сражения или когда тот общается с народом. И человек говорит: «Я Его видел, я до Него дотронулся»; «Он со мной говорил». Так, солдаты наполеоновской гвардии рассказывали, что были возле пирамид, в Аустерлице или на Березине «с Ним». Массы инстинктивно ищут человека, способного оказать влияние на ход событий, связать идеальное и реальное, невозможное и возможное. В общем, изменить существующий несовершенный порядок вещей и вести общество к настоящей цели. Тогда и возникает необходимость в лидерах, обладающих харизмой, отвечающих этим требованиям.
Идейная база
Кроме незаурядных личных качеств обладателя харизмы отличает наличие идеи. Идеи, которую он сформулировал или которая овладела им. Она и есть основа его суждений о мире и собственной роли в нем. Для Христа это была идея морального очищения человечества, для Александра Македонского — идея завоевания всего мира, для Ленина — переустройства общества в мировом масштабе, для Петра I— величия России, для Жанны д'Арк, Махатмы и Индиры Ганди (отца и дочери) — независимости страны» освобождения ее от поработителей, для Гитлера — завоевания «жизненного пространства», а также превосходства арийской расы, для Чингисхана — установления незыблемого порядка в анархическом обществе, для Сталина — победы социализма во всемирном масштабе.
Ситуативные условия
Отличительной чертой лидерства харизматической личности является, прежде всего, опора на сугубо эмоциональный компонент в сознании его приверженцев и последователей. Наиболее удобные моменты для этого — переходные состояния человеческой психики, сопровождающиеся эмоциональной неустойчивостью, тревогой и страхом за свое будущее. Такой страх легче всего вызвать у людей невежественных, чем и пользуются харизматические лидеры при всяком удобном случае. В романе Болеслава Пруса «Фараон»- таким невежеством воспользовался древнеегипетский жрец Херихор, чтобы доказать богоизбранность его касты. Он и его помощники спровоцировали нападение толпы на храм незадолго до наступления солнечного затмения, «—Ломайте ворота!— кричали сзади, и град камней полетел в сторону Херихора и его свиты, Херихор поднял обе руки. Когда же толпа снова стихла, верховный жрец громко воскликнул: — Боги! Под вашу защиту отдаю святые храмы, против которых выступают изменники и святотатцы. Внезапно где-то над храмом прозвучал голос, который, казалось, не мог принадлежать человеку: — Отвращаю лик свой от проклятого народа, и да И свершилось нечто ужасное. С каждым словом солнце утрачивало свою яркость... При последнем же стало темно как ночью. В небе зажглись звезды, а вместо солнца стоял черный диск в кольце огня... Ли одно проигранное сражение не кончалось еще такой катастрофой, — Боги! Боги! — стонал и плакал народ. — Пощадите — Осирис! — воскликнул с террасы Херихор. — Яви лик свой несчастному народу. — В последний раз внемлю я мольбе моих жрецов, ибо я милосерд, — ответил неземной голос из храма. В ту же минуту тьма рассеялась, и солнце обрело прежнюю яркость. Новый крик, новые вопли, новые молитвы прозвучали в толпе. Опьяненные радостью люди приветствовали воскресшее солнце. Незнакомые падали друг другу в объятия. Я все на коленях ползли к храму приложиться к его благословенным стенам». В наибольшей степени эмоциональная неустойчивость свойственна нациям в переходные периоды. В двадцатом веке власть харизмы наиболее ярко проявлялась в двух случаях: в периоды модернизации (Сталин в России, Мао Цзэдун в Китае) и в период преодоления страной общенационального кризиса (Франклин Рузвельт в США, де Гол ль во Франции). В современной России в роли такого лидера поначалу выступал Ельцин, что позволило ему получить почти неограниченный кредит доверия со стороны сограждан. Кредит, который, к сожалению, был бездарно растрачен.
Личное обаяние
Личное обаяние — один из признаков харизмы. Лица, обладающие обаянием, способны передавать свои идеи и чувства тем, кто их окружает. И те им повинуются, как повинуются, например, хищные звери своему укротителю, хотя они легко могли бы его разорвать. Великие вожаки толпы Будда, Магомет, Лютер, Жанна д'Арк, Наполеон — обладали в высшей степе ни именно такой формой обаяния и благодаря ей под. Чиняли себе толпу. Боги, герои и догматы не подлежат обсуждению, в них просто верят Великие люди, о которых мы только что упомянули, без этого обаяния не могли бы стать знаменитыми. Конечно, Наполеон, находясь в зените своей славы, обрел огромное обаяние благодаря своему могуществу, но оно было присуще ему и тогда, когда он не имел никакой власти и был никому не известен. Вот эпизод из его биографии. Благодаря протекции Бонапарт был назначен командовать армией в Италии и попал в круг очень строгих старых воинов-генералов, готовившихся оказать довольно-таки сухой прием молодому выскочке, посаженному им на шею. Но с первой же минуты, с первого свидания, без каких-либо слов, угроз или жестов, будущий великий человек покорил их. Приведем из мемуаров современника Бонапарта следующий интересный рассказ об этом свидании: «Дивизионные генералы, в том числе Ожеро, старый вояка, грубый, но героичный, очень гордившийся своим высоким ростом и своей храбростью, прибыли в главную квартиру весьма предубежденными против выскочки, присланного из Парижа. Ожеро заранее возмущался, уже составив себе мнение о нем по описанию и готовясь не повиноваться этому «фавориту Барраса», «генералу Вандемьера», «уличному генералу», на которого все смотрели как на медведя, потому что он всегда держался в стороне и был задумчив, притом этот малорослый генерал имел репутацию математика и мечтателя. Их ввел и. Бонапарт заставил себя ждать. Наконец он вышел, опоясанный шпагой, и, надев шляпу, объяснил генералам свои намерения, отдал приказания и отпустил их. Ожеро безмолвствовал, и только когда они уже вышли на улицу, он спохватился и разразился своими обычными проклятиями, соглашаясь вместе с Массеной, что этот маленький генерал внушил ему страх и он решительно не может понять, почему с первого взгляда он почувствовал себя уничтоженным перед его превосходством».
Настойчивость в действиях
Признак, позволяющий предположить наличие у человека исключительных способностей, призвания к руководящей роли, — настойчивость в действиях. Этот человек должен выделяться беспримерной энергией и непоколебимым упорством. Выражая постоянно одни 4 те же идеи, повторяя в избытке одни и те же жесты, такие люди изгоняют из окружающих любую неуверенность и вялость. Они воспринимаются как люди, целиком вовлеченные в решение задачи — любой ценой обеспечить триумф армии, религии, партии, нации. Их решимость идти до конца производит неизгладимое впечатление. Об этом, в частности, свидетельствуют их современники. Например, те, кто присутствовал при спорах Сократа или Христа с их судьями, спорах, закончившихся смертью этих великих людей.
Искренность Признак искренности — согласие между словами и делами. Французский историк Франсуа Фюре замечает, говоря о Робеспьере, личности харизматической: «В то время как Мирабо или другой виртуоз революционного красноречия Дантон были раздвоившимися, двуязычными лицедеями, Робеспьер — это пророк: он верит в то, что говорит, и выражает то, что говорит на языке Революции... А это значит, что для него власть не отделена от борьбы за интересы народа: они совпадают по определению». Таким образом, ощущение слияния индивидуальной и коллективной судьбы, убежденность в необходимости эту судьбу реализовать побуждают, таких лю-дей к действиям, перед которыми другие отступают: Ленина— начать революцию, несмотря на колебания своих сторонников, Цезаря — перейти Рубикон, де Голля — покинуть Францию и призвать французов к сопротивлению, когда все вокруг поддались малодушию, Моисея — высечь на скрижалях Десять заповедей для еврейского народа, уставшего от скитаний в пустыне и желавшего вернуться в рабство. Настойчивые действия являются призывом, они заставляют верить, что появилась новая, неведомая до сих пор сила, инициирующая подобные действия, нарушающие общепринятые каноны. Потому люди присоединяются к ней, преисполненные энтузиазма и веры.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.011 с.) |