Соответствие каналам коммуникации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соответствие каналам коммуникации



Важную роль играет способность политика подстраиваться к главным каналам коммуникации. Первым «ра­дио-президентом» стал Франклин Рузвельт с его еже­недельными «беседами у камина».

С появлением телевидения важной составляющей избирательной кампании становятся внешние харак­теристики поведения кандидата. Меняется и ораторский стиль: теперь обращаются не к массе людей, собрав­шихся послушать живого оратора, "а к телезрителям, сидящим где-то в своих креслах у себя дома. Политик — уже актер, умеющий, с одной стороны, даже рассме­шить зрителя, а с другой — убедить избирателя, что именно он может решить все его проблемы.

К примеру, Маргарет Тэтчер оценивают сегодня как настоящую актрису. Вот что пишет о ней Леонид За­мятин, посол в Великобритании в период правления Горбачева: «Не сомневаюсь: если бы Тэтчер не была крупным политическим деятелем, она вполне могла бы стать актрисой. Впрочем, она таковой и была— в политике».

Политик должен порождать яркие, зрелищные ситу­ации, которые хорошо смотрелись бы по телевидению. Скажем, Билл Клинтон помогает толкать застрявшую машину — эти кадры сразу же создают впечатление открытости кандидата в президенты. Он же и активно участвовал во всех ток-шоу, в многочисленных встречах с электоратом, показывая себя человеком, которому небезразличны чаяния людей.

Сегодняшний политик должен уметь наравне с акте­ром владеть своим телом, выдавая наружу только ту информацию о себе, которая требуется в данный мо­мент. К.С. Станиславский так описывает актерские воз­можности: «В творческом состоянии большую роль иг­рает телесная свобода, отсутствие всякого мышечного напряжения и полное подчинение всего физического аппарата приказам воли артиста. Благодаря такой дис­циплине получается превосходно организованная твор­ческая работа, при которой артист может свободно и беспрепятственно выражать телом то, что чувствует душа». Современные научные исследования подтверж­дают это наблюдение великого режиссера — большую часть информации зритель получает в значительной сте­пени через подсознание: не в словах, которые он слы­шит, а именно посредством невербальных сигналов.

Общепризнанными основными компонентами имид­жа современного политика являются не вещные при­знаки власти, а «черепно-лицевые» (лицо, прическа и т.п.). Затем — одежда и аксессуары, затем — мимика и пантомимика, жесты и жестикуляция, затем— речь: Дикция, тембр голоса, темп и особенности речи, ее образность, афористичность и т.д.

В социальной психологии давно установлено, что именно первые секунды чисто внешнего восприятия другого человека формируют общее позитивное или, напротив, негативное отношение к нему — грубо гово­ря, «любовь» или «нелюбовь» с первого взгляда. Ле­нинградской психологической школой А.А. Бодалева выявлено: на формирование этого первого впечатле­ния уходит несколько секунд, тогда как на его изменение подчас требуются годы: людям свойственно «цеп­ляться» за уже сложившееся впечатление даже вопре­ки очевидным фактам. (Так, жена, когда-то полюбив­шая сегодняшнего пьяницу, будет многие годы винить за губительную привычку не столько его самого, сколько его дружков, ситуацию и т.п.)

Анализ характеристик личности наиболее крупных политиков показывает, что они удовлетворяют мно­гим из перечисленных выше качеств.

Так, пытаясь понять, почему Гитлер столь сильно влиял на свое окружение, известный психолог и со­циолог Э. Фромм называет несколько причин: непоко­лебимая уверенность в своих идеях; простота речи; ак­терское дарование; совершенное владение тембром и эмоциональными оттенками своего голоса; неподдель­ность эмоций; исключительная память; умение рассуж­дать на любую тему.

Политик не должен выглядеть слишком умным. По мнению американских аналитиков, коэффициент ин­теллектуальности (1(2) политика не должен превышать 10 среднего избирателя более чем на 25 —30 %, При из­лишне большом отличии 1<2 политик теряет поддерж­ку электората (российские примеры — Кириенко, Яв­линский).

 

Харизматические лидеры

Харизма

 

Есть особый тип властвования над умами: господ­ство, осуществляемое не столько на основе силы, сколько на основе духовного, личного влияния, — ха­ризматическая власть. Традиционно слово «харизма» относят обычно к священной личности, той, которая облегчает страдания верующего, несет живое слово пророка, которое трогает сердца, перед которой — мудрым любимым Учителем — благоговеют ученики.

Сегодня слово «харизма» стало столь популярным, что его используют даже газеты с большим тира­жом, полагая, что их читатели понимают его. Этот успех во многом обязан неясности и неточности са­мого понятия.

Харизмой следует называть качество личности, при­знаваемое необычайным, благодаря которому она оце­нивается как одаренная сверхъестественными, сверх­человеческими или, по меньшей мере, некими особыми силами и свойствами, не присущими другим людям. Она рассматривается как «посланная Богом» или как обра­зец, ею обладают прорицатели, мудрецы-исцелители, военные герои.

Общая черта носителей харизмы состоит в том, что любой из них отличается от других людей, он ни на кого не похож. Речь идет о даре, которому нет преце­дента и который никто не обретает по собственной воле. Достояние абсолютно личное, оно привлекает души людей и подчиняет их себе. Легитимность в дан­ном случае покоится на вере в магическую власть, на откровении или культе героев.

Считается, что харизматический лидер обладает осо­быми качествами, выходящими за пределы обычного. Но отношения, устанавливаемые с ним, отношения личного порядка, субъективные, разумеется, основа­ны на иллюзии взаимности. Они позволяют каждому индивиду в толпе представить себе, что он находится в непосредственном контакте с человеком, которыми все восхищаются. Для этого ему достаточно однажды увидеть своего кумира, приблизиться, дотронуться до него где-нибудь на поле сражения или когда тот обща­ется с народом. И человек говорит: «Я Его видел, я до Него дотронулся»; «Он со мной говорил». Так, солдаты наполеоновской гвардии рассказывали, что были воз­ле пирамид, в Аустерлице или на Березине «с Ним».

Массы инстинктивно ищут человека, способного оказать влияние на ход событий, связать идеальное и реальное, невозможное и возможное. В общем, изме­нить существующий несовершенный порядок вещей и вести общество к настоящей цели. Тогда и возникает необходимость в лидерах, обладающих харизмой, от­вечающих этим требованиям.

 

Идейная база

 

Кроме незаурядных личных качеств обладателя харизмы отличает наличие идеи. Идеи, которую он сформулировал или которая овладела им. Она и есть основа его суждений о мире и собственной роли в нем.

Для Христа это была идея морального очищения чело­вечества, для Александра Македонского — идея завоева­ния всего мира, для Ленина — переустройства общества в мировом масштабе, для Петра I— величия России, для Жанны д'Арк, Махатмы и Индиры Ганди (отца и доче­ри) — независимости страны» освобождения ее от пора­ботителей, для Гитлеразавоевания «жизненного про­странства», а также превосходства арийской расы, для Чингисханаустановления незыблемого порядка в анар­хическом обществе, для Сталинапобеды социализма во всемирном масштабе.

 

Ситуативные условия

 

Отличительной чертой лидерства харизматической личности является, прежде всего, опора на сугубо эмо­циональный компонент в сознании его приверженцев и последователей. Наиболее удобные моменты для этого — переходные состояния человеческой психики, сопровож­дающиеся эмоциональной неустойчивостью, тревогой и страхом за свое будущее. Такой страх легче всего вызвать у людей невежественных, чем и пользуются харизмати­ческие лидеры при всяком удобном случае.

В романе Болеслава Пруса «Фараон»- таким невеже­ством воспользовался древнеегипетский жрец Херихор, чтобы доказать богоизбранность его касты. Он и его по­мощники спровоцировали нападение толпы на храм неза­долго до наступления солнечного затмения,

«—Ломайте ворота!— кричали сзади, и град камней полетел в сторону Херихора и его свиты,

Херихор поднял обе руки. Когда же толпа снова стих­ла, верховный жрец громко воскликнул:

Боги! Под вашу защиту отдаю святые храмы, про­тив которых выступают изменники и святотатцы.

Внезапно где-то над храмом прозвучал голос, который, казалось, не мог принадлежать человеку:

Отвращаю лик свой от проклятого народа, и да
низойдет на землю тьма!

И свершилось нечто ужасное. С каждым словом солнце утрачивало свою яркость... При последнем же стало темно

как ночью. В небе зажглись звезды, а вместо солнца стоял черный диск в кольце огня...

Ли одно проигранное сражение не кончалось еще такой катастрофой,

Боги! Боги! — стонал и плакал народ. — Пощадите
невинных!

Осирис! — воскликнул с террасы Херихор. — Яви лик свой несчастному народу.

В последний раз внемлю я мольбе моих жрецов, ибо я милосерд, — ответил неземной голос из храма.

В ту же минуту тьма рассеялась, и солнце обрело преж­нюю яркость.

Новый крик, новые вопли, новые молитвы прозвучали в толпе. Опьяненные радостью люди приветствовали вос­кресшее солнце. Незнакомые падали друг другу в объятия. Я все на коленях ползли к храму приложиться к его бла­гословенным стенам».

В наибольшей степени эмоциональная неустойчи­вость свойственна нациям в переходные периоды. В двадцатом веке власть харизмы наиболее ярко про­являлась в двух случаях: в периоды модернизации (Сталин в России, Мао Цзэдун в Китае) и в период преодоления страной общенационального кризиса (Франклин Рузвельт в США, де Гол ль во Франции). В современной России в роли такого лидера понача­лу выступал Ельцин, что позволило ему получить почти неограниченный кредит доверия со стороны сограждан. Кредит, который, к сожалению, был без­дарно растрачен.

 

 

Личное обаяние

 

Личное обаяние — один из признаков харизмы. Лица, обладающие обаянием, способны передавать свои идеи и чувства тем, кто их окружает. И те им повинуются, как повинуются, например, хищные звери своему ук­ротителю, хотя они легко могли бы его разорвать.

Великие вожаки толпы Будда, Магомет, Лютер, Жанна д'Арк, Наполеон — обладали в высшей степе ни именно такой формой обаяния и благодаря ей под. Чиняли себе толпу. Боги, герои и догматы не подлежат обсуждению, в них просто верят Великие люди, о которых мы только что упомянули, без этого обаяния не могли бы стать знаменитыми.

Конечно, Наполеон, находясь в зените своей сла­вы, обрел огромное обаяние благодаря своему могу­ществу, но оно было присуще ему и тогда, когда он не имел никакой власти и был никому не известен.

Вот эпизод из его биографии.

Благодаря протекции Бонапарт был назначен ко­мандовать армией в Италии и попал в круг очень стро­гих старых воинов-генералов, готовившихся оказать довольно-таки сухой прием молодому выскочке, поса­женному им на шею. Но с первой же минуты, с перво­го свидания, без каких-либо слов, угроз или жестов, будущий великий человек покорил их.

Приведем из мемуаров современника Бонапарта сле­дующий интересный рассказ об этом свидании:

«Дивизионные генералы, в том числе Ожеро, старый вояка, грубый, но героичный, очень гордившийся сво­им высоким ростом и своей храбростью, прибыли в глав­ную квартиру весьма предубежденными против выскоч­ки, присланного из Парижа. Ожеро заранее возмущался, уже составив себе мнение о нем по описанию и готовясь не повиноваться этому «фавориту Барраса», «генералу Вандемьера», «уличному генералу», на которого все смотрели как на медведя, потому что он всегда держался в стороне и был задумчив, притом этот малорослый генерал имел репутацию математика и мечтателя. Их ввел и. Бонапарт заставил себя ждать. Наконец он вышел, опо­ясанный шпагой, и, надев шляпу, объяснил генералам свои намерения, отдал приказания и отпустил их. Оже­ро безмолвствовал, и только когда они уже вышли на улицу, он спохватился и разразился своими обычными проклятиями, соглашаясь вместе с Массеной, что этот маленький генерал внушил ему страх и он решительно не может понять, почему с первого взгляда он почув­ствовал себя уничтоженным перед его превосходством».

 

 

Настойчивость в действиях

 

Признак, позволяющий предположить наличие у человека исключительных способностей, призвания к руководящей роли, — настойчивость в действиях. Этот

человек должен выделяться беспримерной энергией и непоколебимым упорством. Выражая постоянно одни 4 те же идеи, повторяя в избытке одни и те же жесты, такие люди изгоняют из окружающих любую неуверен­ность и вялость. Они воспринимаются как люди, цели­ком вовлеченные в решение задачи — любой ценой обеспечить триумф армии, религии, партии, нации. Их решимость идти до конца производит неизглади­мое впечатление.

Об этом, в частности, свидетельствуют их совре­менники. Например, те, кто присутствовал при спорах Сократа или Христа с их судьями, спорах, закончив­шихся смертью этих великих людей.

 

 

Искренность

Признак искренности — согласие между словами и делами. Французский историк Франсуа Фюре замеча­ет, говоря о Робеспьере, личности харизматической: «В то время как Мирабо или другой виртуоз революци­онного красноречия Дантон были раздвоившимися, двуязычными лицедеями, Робеспьер — это пророк: он верит в то, что говорит, и выражает то, что говорит на языке Революции... А это значит, что для него власть не отделена от борьбы за интересы народа: они совпа­дают по определению».

Таким образом, ощущение слияния индивидуаль­ной и коллективной судьбы, убежденность в необхо­димости эту судьбу реализовать побуждают, таких лю-дей к действиям, перед которыми другие отступают: Ленина— начать революцию, несмотря на колебания своих сторонников, Цезаря — перейти Рубикон, де Голля — покинуть Францию и призвать французов к сопротивлению, когда все вокруг поддались малоду­шию, Моисея — высечь на скрижалях Десять заповедей для еврейского народа, уставшего от скитаний в пус­тыне и желавшего вернуться в рабство.

Настойчивые действия являются призывом, они за­ставляют верить, что появилась новая, неведомая до сих пор сила, инициирующая подобные действия, на­рушающие общепринятые каноны. Потому люди присо­единяются к ней, преисполненные энтузиазма и веры.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.76 (0.021 с.)