Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Идеологический пиар в фашистской ГерманииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Власть старается наиболее эффективно использовать каналы наиболее массовой коммуникации. В фашистском Рейхе таким каналом было радио. Исключительное значение придавалось военным сообщениям. Вот как об этом пишет Р.Э. Герцштейн («Война, которую выиграл Гитлер». Смоленск, Abba, 1996. С.- 235-236). «Прерывались все программы. Сообщение предварялось коротким призывным звуком фанфар, после чего следовала бравурная «Прелюдия» Листа. Затем диктор читал военное коммюнике, содержащее сведения об очередном германском триумфе. Когда диктор заканчивал чтение, специальное сообщение завершалось пением маршевой бравурной песни. Это могла быть, например, «Мы маршируем по Англии», одна из самых популярных в 1940—1942 годах. Эти специальные сообщения начались во время норвежской операции и продолжались в 1941 году, воспевая великие победы вермахта в России». Геббельс пришел в негодование, когда один из иллюстрированных еженедельников поместил снимок, как велась запись фанфар на магнитную ленту. Он считал, что это могло привести к утрате торжественно-загадочной атмосферы, и пригрозил виновникам, что отправит их в концлагерь. Значимыми были не только отдельные сообщения. Планированию подлежала стратегия коммуникации. «Геббельс сознавал, что люди слушают радио для успокоения, отдыха и для того, чтобы просто послушать музыку с тем же интересом, с каким они слушают известия с фронтов. Еще в 1934 году министр своим указом постановил, что после сильнейшего эмоционального воздействия, которые слушатели получили после партийного съезда в Нюрнберге, радио в течение нескольких недель должно передавать легкую музыку. Программы, задуманные как наставление массам, должны быть, конечно, содержательными, но не слишком уж дидактичными, а «добрый немецкий разговор» должен оказаться полезным для отдыха». Контекст обусловливал и ограничения на содержание радиопередач. Однако требования, исходящие «сверху», и требования низов иногда расходятся. «Несмотря на свои изысканные вкусы, Геббельс поощрял устремления работников радио без конца передавать немецкую маршевую музыку. Эти агрессивные марши в период предстоящих великих побед и предстоящих выступлений нацистских бонз, по-видимому, должны были встряхивать наиболее апатичных сограждан, но их полное несоответствие ситуации, сложившейся в Германии после Сталинграда, делало передачи просто бессмысленными». Значение кинохроники как средства политического пиара до начала Второй мировой войны понимали и в гитлеровской Германии. Хотя ее население не было в большинстве своем безграмотным, хронику все смотрели с не меньшим интересом, доверяя ей. Схожесть режимов в СССР и Германии подчеркивала и одинаковость видеосюжетов. В обеих странах чисто одетые рабочие с энтузиазмом трудились на заводах и стройках, руководители постоянно были среди простого народа, а армии демонстрировали грозную технику и прекрасную выучку.
Режим тирании Даже при деспотическом правлении — тирании — есть место пиару. Наполеон говорил: «На штыках можно прийти к власти. Но сидеть на них невозможно». Не случайно известные в истории правители-тираны (Наполеон, Сталин, Гитлер, Чингисхан, Тимур (Тамерлан) и др.) вызывали у современников ужас, смешанный с благоговением. Разве не результатом пиар-акций является создание многими диктаторами мнения в народе, что он, диктатор, «не знает» о беззакониях, творимых его подчиненными? Несмотря на разнообразие исторических и социальных условий разных эпох, есть то общее, что облегчает тиранам, диктаторам создание своего привлекательного образа в народе. И известно оно было давным-давно. Вот что мы находим у Фомы Аквинского (XIII век н.э.): «Чтобы сохранить тиранию, надо умертвить самых могущественных и богатых людей, потому что подобные люди смогут восстать против тирана благодаря своему авторитету. Необходимо также избавиться от знающих и, ученых людей, потому что благодаря своим знаниям они могут найти средство погубить тиранию. Не следует даже терпеть школ ни других сообществ, при помощи которых можно изучить науки, потому что ученые питают склонность к великому и благодаря этому мужественны и великодушны, а подобные люди легко восстают против тиранов. Чтобы сохранить тиранию, тираны должны устроить так, чтобы их подданные обвиняли друг друга в преступлениях и устраивали внутренние смуты, чтобы друг преследовал друга и чтобы возникали раздоры между бедным людом и богачами, а также разногласия между богачами. Действительно, в этом случае у них благодаря их разногласиям будет меньше возможностей восстать. Следует также сделать подданных бедными для того, чтобы им благодаря этому стало труднее восставать против тиранов. Надо установить подати, то есть большие и многочисленные налоги, потому что таким образом можно вскоре сделать подданных бедными. Тиран должен также возбуждать войны между своими подданными и даже между иностранцами, для того чтобы они не могли задумать ничего против него. Царства сохраняются с помощью друзей, но тиран не должен доверять никому, чтобы сохранить свою тиранию». Вам это ничего не напоминает? Следующая мысль Фомы Аквинского имеет прямое отношение к пиару: «Для сохранения тирании тиран не должен казаться своим подданным жестоким. Действительно, если он будет казаться им таким, то станет ненавистным, а это может побудить их восстать против него. Он должен добиться уважения благодаря какой-нибудь выдающейся добродетели, потому что добродетели подобает всяческое уважение, и если он не обладает этим превосходным качеством, то он должен притвориться, будто им обладает. Тиран должен вести себя так, чтобы его подданные думали, будто он обладает некой выдающейся добродетелью, которой у них нет, и из-за которой они относятся к нему с уважением. Если он не обладает добродетелями, то пусть поступает так, чтобы они думали, будто он таковыми обладает». Может, и это вам что-нибудь напоминает?
Информационные войны Взять в плен армию противника лучше, чем ее уничтожить. Одержать сотню побед в сражениях — это не предел искусства. Покорить противника без сражения — вот венец искусства. Сунь-Цзы (Трактат «Искусство войны»). Наряду с объективными причинами поражения СССР в «холодной войне» (экономического, идеологического и другого характера) были и субъективные. Прежде всего — недооценка военно-политическим руководством СССР роли и значения информационных факторов. В начале 80-х годов роль информационно-психологического воздействия на население страны в системе национальной безопасности США резко возросла. Сразу же после прихода в Белый дом президент Р. Рейган выдвинул свою концепцию стратегии национальной безопасности, состоящей из четырех компонентов: дипломатического, экономического, военного и информационного. При Рейгане информационное воздействие стало принципиально иным. Началась эра глобальной борьбы за овладение сознанием народов с использованием новейших информационных технологий на основе координации деятельности всех государственных структур. При Рейгане государственные органы стали во все большей степени использоваться в качестве координационных и направляющих центров информационно-психологического воздействия на людей и целые народы. Центральную роль в процессе координации деятельности таких структур США стал занимать Совет национальной безопасности (СНБ). В доктрине «Психологическая пропаганда и национальная безопасность» СНБ классифицируется как центральное звено в системе психологических операций наряду с Госдепартаментом, Пентагоном, ЦРУ, а также ЮСИА. На сегодняшний день 70% мировых коммуникаторов — американские. Упор на информационный компонент был сохранен и в последующем. Безусловно, скоординированная деятельность структур (государственных, общественных коммерческих), осуществляющих информационно-психологическое воздействие, принесли свои плоды. США сейчас доминирует в мировом информационном пространстве. Преодоление монополии США потребует немалого времени и огромных затрат. Соединенные Штаты десятилетиями целенаправленно готовили свою информационную базу и накопили достаточно большой опыт в данной сфере.
Информационное оружие Чем большими информационными возможностями обладает государство, тем вероятнее (при прочих равных условиях) оно может добиться стратегических преимуществ. В этом контексте становятся понятной оценка военно-политическим руководством США информации как стратегического ресурса и объяснимыми причины постоянного увеличения ассигнований на создание информационного оружия, развитие и совершенствование информационных технологий. Так, если в 1980 году на их создание и приобретение затрачено около 8 миллиардов долларов, то в 1994 году — уже свыше 25 миллиардов. Причем затраты на приобретение информационных технологий стали основными в военно-политических программах США. Термин «информационное оружие» начали использовать в американских военных кругах в 1991 году, после окончания войны в Персидском заливе, когда явно обозначились преимущества и эффективность такого оружия. К числу первых официальных документов Пентагона по этой проблеме можно отнести директиву МО США ТЗбОО.1 от 21 декабря 1992 года под названием «Информационная война». В 1993 году в директиве Комитета начальников штабов № 30 уже были изложены основные принципы ведения информационной войны. И, наконец, в 1997 году было дано следующее ее определение: «Действия, предпринятые для достижения информационного превосходства в интересах национальной стратегии и осуществляемые путем влияния на информацию и информационные системы противника при одновременной защите собственной информации и своих информационных систем». В директиве намечались основные задачи по подготовке к подобного рода войнам. В 1995 году вышел Устав ВС США по информационной войне, а в Национальном университете обороны была завершена подготовка первой группы специалистов в этой области. За последние десять лет общая доля расходов США на информатику и подготовку к информационной войне возросла в три раза и достигла 20 % военного бюджета. Как считают специалисты, по мере развития информационной техники и коммуникационных технологий «горячие войны» будут все более вытесняться и уже вытесняются «холодными», в которых решающую роль играет информационное оружие. В конце 1998 года Комитет начальников штабов ВС США издал документ — «Доктрина проведения информационных операций» (Joint Doctrine of Information Operation). В нем впервые официально подтверждался факт подготовки США к проведению наступательных информационных операций. Ранее представители Пентагона всегда подчеркивали оборонительную направленность мероприятий США в информационной сфере. Новым документом предусматривается возможность проведения наступательных информационных операций не только в военное, но и в мирное время. При этом представители США, комментируя эти положения, утверждают, что наступательное информационное оружие будет использоваться при полном соблюдении соответствующих международных норм и Договоров. Однако на сегодняшний день подобные международные соглашения либо отсутствуют, либо находятся на ранних стадиях проработки. Предложения - МИД России Организации Объединенных Наций по правовому регулированию мировой информационной сферы встретили жесткое сопротивление США.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.216.15 (0.013 с.) |