Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Закон эскалации конфликтогеновСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Большую опасность представляет игнорирование очень важной закономерности — эскалации конфликтогенов. На конфликтоген в наш адрес мы стараемся тить более сильным конфликтогеном. Действие данной закономерности объясняет механизм возникновения случайных конфликтов.
…
Рис. 2.2. Схема возникновения случайных конфликтов Схема, приведенная на рис. 2.2, помогает понять, почему в большинстве случаев конфликты возникают вопреки желанию их участников. Первый конфликтоген нередко ситуативен, проявляет себя помимо воли людей, а дальше вступает в действие закон эскалации конфликтогенов — и вот уже конфликт налицо. Для предотвращения конфликтов надо каким-либо образом прервать цепочку конфликтогенов. Как именно? Для этого есть специальные правила, приведенные ниже.
Правила бесконфликтного поведения 1. Не используйте конфликтогены. Чтобы выполнять первое правило, ставьте себя всегда на место собеседника: не обиделись бы вы, услышав подобное? И допустите вероятность того, что Положение этого человека в чем-то уязвимее вашего. 2. Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген. Способность к сопереживанию, постижению эмоционального состояния другого человека называется эмпатией. 3. Проявляйте эмпатию к собеседнику. Существует понятие, противоположное понятию конфликтогена. Это благожелательные посылы в адрес собеседника. Сюда относится все, что поднимает настроение человеку: похвала, комплимент, дружеская улыбка, внимание, интерес к личности, сочувствие уважительное отношение и т.д. 4. Делайте как можно больше благожелательных посылов собеседнику. Несколько слов о гормональной основе нашего внутреннего состояния. Конфликтогены настраивают нас на борьбу, а это сопровождается выделением в кровь норадреналина, придающего нашему поведению агрессивность. И наоборот, благожелательные посылы настраивают нас на комфортное, бесконфликтное общение, при этом выделяются так называемые «гормоны удовольствия» — эндорфины. Любой из нас нуждается в положительных эмоциях, поэтому человек, одаривающий благожелательными посылами, становится желанным собеседником.
Как прекратить разговор, не обидев собеседника Цена бестактности Желание завершить деловой контакт может возникать у собеседников не одновременно. Например, по мнению инициатора разговора, все вопросы уже решены, но его собеседнику еще хочется поговорить. Продолжать беседу — значит, во-первых, тратить на это время, которого и так не хватает, а во-вторых, что еще более важно, снизится эффект беседы. Оборвав же разговор, не считаясь с желанием собеседника, можно обидеть его, испортить впечатление от встречи. А возможно, и перечеркнуть уже достигнутый результат. Ведь бесцеремонное окончание беседы может быть расценено партнером как «деляческое отношение» к нему. Итак, прервать беседу желательно тактично. Как это сделать?
Практические приемы
Поблагодарите собеседника (за содержательную беседу} за информацию, за откровенность, за то, что нашел время зайти, и т.п.). Большинство людей правильно понимают этот намек. Для тех, кто пропускает его мимо ушей, есть другие приемы. Кратко объясните, как собираетесь поступить, и сделайте движение, показывающее, что собираетесь сделать это немедленно (куда-то пойти, или позвонить, или взяться за написание согласованного в разговоре документа и т.п.). Предложите собеседнику срочно сделать что-то, объяснив, почему это лучше сделать безотлагательно (например, связав это с чьим-то возможным уходом, командировкой и т.п.). Встаньте, пожмите собеседнику руку, попрощайтесь с ним. Проводите посетителя до двери. Этот набор приемов в 99 % случаев освободит вас от собеседников, не вызывая их недовольства. Но есть и такие назойливые посетители, избавиться от которых можно лишь с помощью приема, который автору этой книги не очень нравится. Однако, учитывая, что прием этот используется с гуманной целью (оградить партнера по общению от отрицательных эмоций), он имеет право на существование. Прием таков: разработайте с секретарем (с помощником, с кем-то из коллег) соглашение об освобождении вас от назойливого посетителя. Например, определенное число звонков секретарю (помощнику) означает, что нужно зайти в кабинет и сказать, что вас срочно вызывают к руководителю. Если у вас нет отдельного кабинета, можно подобное соглашение заключить с кем-нибудь из сотрудников-соседей.
Варианты с телефоном
Разговоры по телефону также могут нуждаться в ускорении их завершения. Первые три приема, описанные выше, вполне пригодны и для беседы по телефону, но есть и специфические приемы. Желая закончить разговор, скажите собеседнику «У меня сейчас начинается совещание, люди уже собираются..." Если после «совещания» раздается звонок и тот же голос бесцеремонно продолжает прежний разговор) мешая вам работать, можно воспользоваться приемом о котором поведал в одном из своих интервью известный американский специалист по технике личной работы Алек Маккензи. Вы говорите: «Что-то плохо слышно. Вообще у нас в последнее время что-то с телефоном проис...» — и нажимаете на рычаг аппарата. Через минуту абонент перезванивает: «Увас телефон отключился?» — «Да, в последнее время у нас телефон бара..» — и вновь нажимаете на рычаг. Больше назойливый собеседник не позвонит. Не исключено, что он проклинает телефонную сеть, но ваши отношения с ним не пострадали.
Феномен первого впечатления От плохого начала и конец бывает плохой. Еврипид Все мы знаем, как важно первое впечатление. «Встречают по одежке» — вековая народная мудрость. Она же утверждает, что «провожают по уму». Естественно, возникает вопрос: насколько первое впечатление влияет на все последующее восприятие человека? Способствует или препятствует раскрытию истинных качеств человека?
Впечатление и мнение Эксперименты показали, что наполовину устойчивое мнение о человеке формируется в течение первых полутора минут общения. В частности, изучение бесед при приеме на работу подтвердило и дополнило этот вывод. Установлено, что, как бы долго ни длился разговор, положительное или отрицательное решение относительно кандидата складывается в течение первых 3—4 минут разговора. После этого вопросы задают в зависимости от сложившегося мнения: при положительном мнении — позволяющие человеку раскрыться с лучшей стороны, при отрицательном — «на засыпку». То есть проводящие беседу фактически создают условия, чтобы их первоначальное мнение было подкреплено последующими фактами. Все это свидетельствует о большой важности первого впечатления. Поэтому важно выявить, какие факторы на него влияют, положительные они или отрицательные, истинные или ложные. Вполне естественно при этом сосредоточиться не на всем знакомых фактах, а на малоизвестных и особенно на ошибках первого впечатления. Все приведенное ниже подтверждено многими исследователями экспериментальным путем.
«Звучание» имени В формировании первого впечатления большую роль играет имя, наименование, брэнд. Как представитель брэнда исполнительный директор крупной корпорации находится в таком же положении, как теле- или кинозвезда. Простое, короткое, запоминающееся имя способствует успеху того или иного брэнда. Именно поэтому многие знаменитости взяли себе новые имена: Ален Кенигсберг стал Вуди Алленом, Ширлин Саркисян — Шер, Том Мапотер — Томом Крузом, Иссур Демски — Керком Дугласом, Реджинальд Дуайт — Элтоном Джоном. Неудачное название компании, фирмы может негативно сказаться на их судьбе. Зачем понадобилось называть авиакомпанию, совершающую полеты вдоль восточного побережья Соединенных Штатов, «Киви Интернэшнл эрлайнс»? Киви — Название растения, а также новозеландской птицы, которая не умеет летать; какой смысл давать такое название американской авиакомпании? В 1996 году, спустя четыре года после того как появилась на свет «Киви» обанкротилась и «вылетела» с рынка авиаперевозчиков. Брэнды создаются в сознании потребителей главным образом с помощью средств массовой информации. Что, по-вашему, в первую очередь хотел бы спросить журналист у руководства авиакомпании «Киви»? Почему они дали авиакомпании из Нью-Джерси новозеландское название? Название зачастую полностью меняет дело. Компания «Master Charge», до того как она сменила название на «Мастеркард», была ведущей кредитной платежной системой в стране. Второе место занимала компания «Бэнк америкард» (Bank Americard). Сегодня доля рынка, принадлежащая «Виза», в два раза превышает долю «Мастеркард». Почему? С одной стороны, многие банки не желали пользоваться платежной системой, в названии которой присутствовало имя их конкурентов («Банк Америкард»). С другой стороны, в названии «Виза» слышится намек на шикарную жизнь и заграничные поездки, чего нельзя сказать о «Мастеркард».
Презентационные документы Когда речь идет о престиже, фирмы стараются предусмотреть все. Большинство крупных компаний оформляют все свои презентационные документы в виде очень дорогих, прекрасно иллюстрированных журналов. Именно они являются «лицом фирмы», их привлекательность всегда обращает на себя внимание, вызывает аттракцию. В августе и сентябре 1991 года кооператив «МММ» подарил москвичам трехдневный бесплатный проезд в метро, подтвердив тем самым лозунг своей агрессивной рекламной кампании, гласивший: «У «МММ» нет проблем!» - Пожалуй, это была первая акция в России, направленная на создание привлекательного образа фирмы в глазах общественности.
Личностные факторы
В трудах известного психолога А.А. Бодалева описана динамика формирования первого впечатления, которое играет важную роль в формировании установки на личность и отношения к ней. Отмечены и личностные факторы, способствующие формированию благоприятного первого впечатления. Опора на них при обучении и психологической подготовке пиар-специалистов обязательно даст нужный практический результат: в процессе общения люди непременно будут относиться к ним с симпатией. Каковы же эти качества? Их обычно структурируют по динамике формирования первого впечатления. Благоприятное или положительное первое впечатление производят люди: обладающие привлекательной внешностью, с хорошей самопрезентацией, осанкой; аккуратные, со вкусом одетые, предпочитающие консервативный стиль в одежде; уверенные в себе, но весьма доброжелательные, в чем-то похожие на вас в поведении; общительные, внимательные, умеющие слушать; готовые быстро включиться в совместную деятельность. Именно к таким людям и возникает симпатия. Она значительно усиливается, если человек обладает обаянием. Наиболее информативным компонентом с точки зрения бытового, повседневного восприятия человека является его лицо. Как установлено социально-психологической школой А.А. Бодалева, в первую очередь люди выделяют отнюдь не глаза, как обычно принято считать (дескать, «глаза — зеркало души»). Проводились специальные эксперименты: на глаз испытуемого помещали особую присоску, с помощью которой фиксировали движение его глаза по предложенной фотографии. «Элементом, несущим наибольшую информацию при опознавании лица... были волосы и вообще верхняя часть головы. Испытуемые выделяли их в изображении лица в первую очередь, и порог их узнавания оказался лежащим в пределах 0,03—0,004 секунды». (Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 41.) После прически испытуемые выделяли лоб, брови глаза, уши, нос, губы, подбородок. Однако речь здесь идет именно об узнавании лица. Значит, если политик хочет, чтобы его всегда узнавали, прежде всего он не должен менять прическу и брови. Отсюда понятно внимание Ельцина к тщательной укладке волос или отказ Брежнева подстригать брови (отчего и получил прозвище «бровеносец в потемках»). В отличие от «узнавания» при определении отношения к человеку последовательность несколько иная. Психологически «расшифровка» лица оказывается вторым этапом, следующим за его узнаванием или неузнаванием. Если узнавание происходит с первого, беглого взгляда, то распознавание требует разглядывания чужого лица. Опытным путем установлено, что в восприятии эмоционального состояния человека по выражению лица более важными оказались губы. Это соответствует законам, открытым еще в Древней Греции. Как известно, актеры в древнегреческом театре надевали маски, различавшиеся прежде всего формой рта. После губ анализируется носогубная складка. Затем — лоб, прическа. Потом взгляд спускается ниже, до глаз. Наконец, в завершение он воспринимает овал лица, включая уши и подбородок (еще один распространенный миф — о «волевом» подбородке). Именно поэтому главное, что требуется от политика, — улыбаться, улыбаться и еще раз улыбаться, ведь в первую очередь воспринимаются губы. На втором месте — требования к прическе и пресловутому «высокому лбу» (обычно именно «высоколобых» в народе считают «слишком учеными» и «шибко образованными», а в политике их недолюбливают).
Привлекательная внешность Человеку свойственно воспринимать привлекательное лицо как знакомое ему, говорят психологи. Они предъявили участникам тест-группы 80 фотопортретов попросили указать, кто им знаком. Оказалось, что «узнавали» симпатичные лица, даже если участники Кандидату в избирательной кампании эффект узнавания очень важен. Привлекательная внешность очень помогает ему в этом плане. Но не только. Оказывается, привлекательная внешность способствует тому, что окружающие наделяют человека рядом положительных качеств. Мужчин и женщин, которых компетентное жюри отнесло к наиболее красивым, испытуемые оценили и как более уверенных в себе, счастливых, искренних, уравновешенных, энергичных, любезных, находчивых, утонченных и более богатых духовно. Кроме того, испытуемые-мужчины оценили красивых мужчин и женщин, фотографии которых они видели, как более расположенных к другим людям, заботливых и внимательных к ним. Сейчас уже не одним исследованием доказано, что ореол физической привлекательности вызывает сдвиг в оценках не только тогда, когда объектом их оказываются черты личности, но и когда оценивается конкретный результат деятельности человека или его отдельный поступок. Молодым людям предлагали оценить очерк, написанный женщиной, портрет которой прилагался. Автор эксперимента использовал в одних группах испытуемых портрет женщины с привлекательной внешностью, в Других — портрет «дурнушки». Результат? Оценивали очерк более высоко, когда считали, что его написала Красивая женщина. Студенткам университета, которые готовились стать педагогами, были даны описания проступков, которые совершили семилетние мальчики и девочки, сфотографированные крупным планом. Студентки должны были высказать свое отношение к каждому из них и к их поведению. Они оказались более снисходительными к тем, у кого была более привлекательная наружность. Привилегированное положение красивых осознаю? даже 4-летние дети. Отвечая на соответствующий вопрос, они говорят: «Если будешь красивым, тебя все будут, любить и не будут обижать». Дети обоего пола от 2 лет 9 месяцев до 6 лет 1 месяца значительно чаще просили дать на экране, демонстрирующем результаты эксперимента, изображение красивого сверстника. В книге «Психология эмоциональных отношений» Л.Я. Гозман рассказывает о следующем эксперименте: группе «судей» сообщили информацию о проступке, совершенном незнакомым им человеком и давали его фотографию. Задача состояла в том, чтобы на основании имеющихся сведений сделать вывод об особенностях личности «обвиняемого» и определить ему наказание. Во всех экспериментальных группах были вынесены более жесткие решения, приписано больше негативных качеств в случаях, когда проступок совершил некрасивый человек. (К слову, обычай стричь наголо обвиняемых, а также нынешняя мода на бритье головы, судя по этому эксперименту, ведет к ужесточению наказаний, поскольку такая «прическа» изменяет внешность подозреваемых в большинстве случаев не в лучшую сторону.) Вряд ли стоит продолжать описания экспериментов, подтверждающих проявление названной тенденции при формировании первого впечатления о человеке. Важно подчеркнуть другое: психологам известно множество фактов, доказывающих, что «эффект красоты» сказывается лишь на предварительном этапе. В последующем оценка человека окружающими определяется характером взаимодействия их с этим человеком, его поведением, реальной ценностью в их глазах его деятельности.
Телосложение Особенности телосложения, конституция человека также влияют на создаваемое им первое впечатление. Видя полного, с округлыми формами, мужчину чаше всего утверждают, что он несильный, старомодный, болтливый, сердечный, добродушный, сговорчивый, доверчивый, эмоциональный, открытый людям, любящий житейский комфорт и большой любитель поесть. О мускулистом, атлетического сложения мужчине обычно говорят, что он сильный, мужественный и смелый, уверенный в себе, энергичный, дерзкий, инициативный. О высоком, худощавом и на вид очень хрупком мужчине опрашиваемые говорили чаще всего, что он худой, нервный, честолюбивый, подозрительный, чувствительный к боли, любящий уединение и скрытный. Высказываясь о каждом из трех типов мужчин, испытуемые называли их возраст. При этом полного мужчину они считали намного более старым, чем он был на самом деле, а худощавый им, как правило, казался моложе своих лет.
|
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 1294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.161.115 (0.014 с.) |