Писать ли текст выступления? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Писать ли текст выступления?



 

Античные теоретики ораторского искусства счита­ли единственно верным способом подготовки речей их написание.

Цицерон, к примеру, утверждал, что нужно как можно больше писать: «Ибо как внезапная речь науда­чу не выдерживает сравнения с подготовленной и об­думанной, так и эта последняя заведомо будет усту­пать прилежной и тщательной письменной работе. Сверх того, кто вступает на ораторское поприще с привыч­кой к письменным работам, тот приносит с собой спо­собность даже без подготовки говорить как по писано­му. А если ему случится и впрямь захватить с собой какие-нибудь письменные заметки, то он и отступить от них сможет, не меняя характера речи. Как движу­щийся корабль даже по прекращении гребли продол­жает плыть прежним курсом, хотя напора весел уже нет, так и речь в своем течении, получив толчок от письменных заметок, продолжает идти тем же ходом, даже когда заметки уже иссякли».

«Лишь с помощью написания можно достигнуть лег­кости речи», — уверял другой знаменитый римский оратор Квинтиллиан. «Импровизаторы, — говорил он, — хотят казаться умными людьми перед дураками, но вместо этого оказываются дураками перед умными людьми».

А вот мнение выдающегося российского судебного оратора П.С. Проховщикова (П. Сергеича):

«Мы не будем повторять старого спора: писать или не писать речи. Знайте, читатель, что, не исписав несколько сажен или аршин бумаги, вы не скажете сильно речи по сложному делу.

Если только вы не гений, примите это за аксиому и готовьтесь к речи с пером в руке.

Отдавшись вдохновению, вы можете упустить суще­ственное и даже важнейшее. Можете выставить невер­ное положение и дать козырь противнику. У вас не будет надлежащей уверенности в себе».

Однако есть и другая точка зрения, что писать речь не нужно, — мол, лишняя трата времени, причем не­производительная. Кроме того, появится соблазн зачи­тать речь, а это ухудшит впечатление от выступления.

Каждый выбирает то, к чему больше лежит его душа. Автор считает, что написание речи — действительно прекрасная школа. Прежде всего школа логических рассуждений. На бумаге легче выстроить более убедитель­ную логическую цепочку, отбросить лишнее, увидеть недостающее.

Рельефнее всего слабые стороны написанного вид­ны, например, на следующий день. Исправив их, вы уже не совершите ошибок в выступлении.

Конечно, писать текст выступления — дело трудо­емкое. Поэтому многие неохотно берутся за это, пред­почитая держать речь в уме. А между тем подготовка письменного текста имеет много преимуществ. Напи­санную речь можно проверить, исправить. Ее можно показать коллегам, дать на просмотр специалисту, до­биваясь, таким образом, улучшения содержания и фор­мы изложения.

Написанная речь легче запоминается и дольше удер­живается в памяти, нежели не оформленный в окон­чательном виде материал. Кроме того, написанный текст дисциплинирует оратора, дает ему возможность избежать ненужных повторов, неряшливых формули­ровок, оговорок, заминок, делает его речь более убе­дительной и т.п.

Итак, стоит все же прислушаться к словам тех, кто советует писать тексты речей от начала до конца в ли­тературно обработанной форме. Сначала можно писать начерно, не обращая внимания на стилистические шероховатости, а затем переписать, исключая все лиш­нее, исправляя неправильные и неточные выражения. Писать лучше не в тетради, а на отдельных листах — так легче компоновать части выступления.

 

Тезисы

 

Альтернативой написанию полного текста речи яв­ляется подготовка тезисов. При определенном опыте и хорошем знании темы этого вполне достаточно для хорошего выступления.

Автор исходя из своего опыта обращает внимание читателя на необходимость фиксирования ключевых слов. Если они удачны, хороши, кратко и точно излагают мысль, их использование лишь улучшает изложение. Поэтому в тезисах эти ключевые или ударные слова должны быть подчеркнуты или выделены.

Относительно объема тезисов можно привести мне­ние уже упоминавшегося нами П.С. Проховщикова (П. Сергеича): «Чем меньше отдельных тезисов, тем луч­ше, чем больше положений, тем легче могут присяж­ные забыть некоторые из них. Но каждое из них долж­но быть... подтверждено множеством доказательств».

 

Название речи

 

Дать название выступлению для автора не всегда яв­ляется легким делом. Оно должно быть коротким, вы­разительным, благозвучным и привлекательным. Как эти требования совместить? Обычно наиболее удачное название приходит на заключительном этапе работы над текстом выступления. Нередко краткая формули­ровка стержневой идеи подсказывает наиболее удач­ное название. Желательно иметь и подзаголовок, уточ­няющий краткое название. Это позволяет избежать недоразумений и возможных разочарований слушате­лей, ожидавших услышать нечто другое,

 

Объем выступления

 

Не пытайтесь «втиснуть» слишком много материала в ограниченное время. Еще Шекспир сказал: «Где мало слов, там вес они имеют». Просрочка отведенного вре­мени и перескакивание с одного на другое в процессе выступления может непоправимо испортить его.

Чтобы рассчитать объем текста речи, надо исходить из того, что чтение одной страницы текста, напеча­танного 12-м кеглем (шрифтом) через полтора интер­вала, занимает две минуты, если не делаются отступ­ления.

 

Стержневая идея

 

В любой речи должна быть стержневая идея, кото­рую необходимо сформулировать в самом ее начале. Когда слушатели знают цели, которые преследует вы­ступающий, это усиливает их внимание к тому, что они услышат.

Стержневая идея имеет большое значение и для са­мого выступающего, являясь связующим звеном для отдельных положений его речи.

Выступление может иметь несколько стержневых идей, но не более трех, если они не взаимосвязаны.

 

Первые слова

 

От того, как выступающий начнет говорить, насколь­ко ему удастся заинтересовать аудиторию, во многом зависит успех выступления. Неудачное начало приво­дит к снижению интереса слушателей к теме, рассеи­ванию их внимания.

Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Оно решает важную психологическую задачу — настроить слушателей на восприятие того, что им излагают.

Одних слушателей, скажем, интересует тема выступ­ления, они надеются получить ответы на интересую­щие их вопросы. Других обязали быть на этом мероприятии. Слушатели второй группы пришли с установкой не слу­шать, а заниматься своими делами (читать, разгадывать кроссворды и т.п.). Но оратору необходимо завоевать вни­мание всей аудитории, в том числе и не желающих слу­шать. Это, бесспорно, трудное дело. Поэтому особое внимание уделяется началу речи, первым фразам.

Опытные ораторы рекомендуют начинать с инте­ресного примера, пословицы и поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания, хлесткой цитаты.

Пробуждает интерес к выступлению и рассказ о ка­ких-либо значительных событиях, имеющих отноше­ние к данной аудитории, к теме выступления.

Эффективное средство завоевания внимания слуша­телей — вопросы к аудитории. Они позволяют оратору втянуть слушателей в активную умственную деятельность.

 

Парадоксальное цитирование

 

Прием парадоксального цитирования использовал для создания определенного эмоционального настроя слушателей, для подготовки аудитории к восприятию своих идей один из лекторов, выступавших по пробле­мам молодежи. Обращаясь к аудитории, он прочитал такие цитаты:

«Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважа­ет стариков»;

«Я потеряю всякую надежду относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыно­сима, невыдержанна, просто ужасна»;

«Наш мир достиг критической стадии. Дети уже не слушают своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек»;

«Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут по­ходить на молодежь былых времен. Младое поколение се­годняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру».

Когда часть слушателей аплодисментами поддер­жала высказанные суждения, так как они совпадали с их собственными оценками современной молоде­жи, лектор назвал имена авторов цитат. Первая за­имствована у Сократа (470—399 гг. до н.э.), вторая — у Гесиода (720 г. до н.э.), третье изречение принадле­жит египетскому жрецу, жившему за 2000 лет до н.э., четвертое обнаружено на глиняном горшке, найден­ном среди развалин Вавилона, «возраст» горшка — свыше 3000 лет.

 

Ответы на незаданные вопросы

 

Аудитория нередко пытается оценить, насколько вы компетентны в излагаемом вами вопросе. Стоит удов­летворить ее любопытство! Кратко, как бы между де­лом, опишите историю ваших «отношений с вопро­сом». В любом случае найдутся выигрышные стороны. Главное — четко и уверенно сказать о том, что вас действительно связывает с темой выступления, а вы­вод слушатель сделает сам.

Ваши слушатели непременно постараются найти скрытые за вашими словами мотивы. «Чего он хочет? Что ему нужно от нас? Или ничего не нужно? Может быть, это формальная речь, произносимая только по­тому, что ее положено произнести?»

Не заставляйте людей гадать, откройте ваши цели! Это расположит к вам аудиторию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 483; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.0.53 (0.01 с.)