Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Писать ли текст выступления?Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Античные теоретики ораторского искусства считали единственно верным способом подготовки речей их написание. Цицерон, к примеру, утверждал, что нужно как можно больше писать: «Ибо как внезапная речь наудачу не выдерживает сравнения с подготовленной и обдуманной, так и эта последняя заведомо будет уступать прилежной и тщательной письменной работе. Сверх того, кто вступает на ораторское поприще с привычкой к письменным работам, тот приносит с собой способность даже без подготовки говорить как по писаному. А если ему случится и впрямь захватить с собой какие-нибудь письменные заметки, то он и отступить от них сможет, не меняя характера речи. Как движущийся корабль даже по прекращении гребли продолжает плыть прежним курсом, хотя напора весел уже нет, так и речь в своем течении, получив толчок от письменных заметок, продолжает идти тем же ходом, даже когда заметки уже иссякли». «Лишь с помощью написания можно достигнуть легкости речи», — уверял другой знаменитый римский оратор Квинтиллиан. «Импровизаторы, — говорил он, — хотят казаться умными людьми перед дураками, но вместо этого оказываются дураками перед умными людьми». А вот мнение выдающегося российского судебного оратора П.С. Проховщикова (П. Сергеича): «Мы не будем повторять старого спора: писать или не писать речи. Знайте, читатель, что, не исписав несколько сажен или аршин бумаги, вы не скажете сильно речи по сложному делу. Если только вы не гений, примите это за аксиому и готовьтесь к речи с пером в руке. Отдавшись вдохновению, вы можете упустить существенное и даже важнейшее. Можете выставить неверное положение и дать козырь противнику. У вас не будет надлежащей уверенности в себе». Однако есть и другая точка зрения, что писать речь не нужно, — мол, лишняя трата времени, причем непроизводительная. Кроме того, появится соблазн зачитать речь, а это ухудшит впечатление от выступления. Каждый выбирает то, к чему больше лежит его душа. Автор считает, что написание речи — действительно прекрасная школа. Прежде всего школа логических рассуждений. На бумаге легче выстроить более убедительную логическую цепочку, отбросить лишнее, увидеть недостающее. Рельефнее всего слабые стороны написанного видны, например, на следующий день. Исправив их, вы уже не совершите ошибок в выступлении. Конечно, писать текст выступления — дело трудоемкое. Поэтому многие неохотно берутся за это, предпочитая держать речь в уме. А между тем подготовка письменного текста имеет много преимуществ. Написанную речь можно проверить, исправить. Ее можно показать коллегам, дать на просмотр специалисту, добиваясь, таким образом, улучшения содержания и формы изложения. Написанная речь легче запоминается и дольше удерживается в памяти, нежели не оформленный в окончательном виде материал. Кроме того, написанный текст дисциплинирует оратора, дает ему возможность избежать ненужных повторов, неряшливых формулировок, оговорок, заминок, делает его речь более убедительной и т.п. Итак, стоит все же прислушаться к словам тех, кто советует писать тексты речей от начала до конца в литературно обработанной форме. Сначала можно писать начерно, не обращая внимания на стилистические шероховатости, а затем переписать, исключая все лишнее, исправляя неправильные и неточные выражения. Писать лучше не в тетради, а на отдельных листах — так легче компоновать части выступления.
Тезисы
Альтернативой написанию полного текста речи является подготовка тезисов. При определенном опыте и хорошем знании темы этого вполне достаточно для хорошего выступления. Автор исходя из своего опыта обращает внимание читателя на необходимость фиксирования ключевых слов. Если они удачны, хороши, кратко и точно излагают мысль, их использование лишь улучшает изложение. Поэтому в тезисах эти ключевые или ударные слова должны быть подчеркнуты или выделены. Относительно объема тезисов можно привести мнение уже упоминавшегося нами П.С. Проховщикова (П. Сергеича): «Чем меньше отдельных тезисов, тем лучше, чем больше положений, тем легче могут присяжные забыть некоторые из них. Но каждое из них должно быть... подтверждено множеством доказательств».
Название речи
Дать название выступлению для автора не всегда является легким делом. Оно должно быть коротким, выразительным, благозвучным и привлекательным. Как эти требования совместить? Обычно наиболее удачное название приходит на заключительном этапе работы над текстом выступления. Нередко краткая формулировка стержневой идеи подсказывает наиболее удачное название. Желательно иметь и подзаголовок, уточняющий краткое название. Это позволяет избежать недоразумений и возможных разочарований слушателей, ожидавших услышать нечто другое,
Объем выступления
Не пытайтесь «втиснуть» слишком много материала в ограниченное время. Еще Шекспир сказал: «Где мало слов, там вес они имеют». Просрочка отведенного времени и перескакивание с одного на другое в процессе выступления может непоправимо испортить его. Чтобы рассчитать объем текста речи, надо исходить из того, что чтение одной страницы текста, напечатанного 12-м кеглем (шрифтом) через полтора интервала, занимает две минуты, если не делаются отступления.
Стержневая идея
В любой речи должна быть стержневая идея, которую необходимо сформулировать в самом ее начале. Когда слушатели знают цели, которые преследует выступающий, это усиливает их внимание к тому, что они услышат. Стержневая идея имеет большое значение и для самого выступающего, являясь связующим звеном для отдельных положений его речи. Выступление может иметь несколько стержневых идей, но не более трех, если они не взаимосвязаны.
Первые слова
От того, как выступающий начнет говорить, насколько ему удастся заинтересовать аудиторию, во многом зависит успех выступления. Неудачное начало приводит к снижению интереса слушателей к теме, рассеиванию их внимания. Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Оно решает важную психологическую задачу — настроить слушателей на восприятие того, что им излагают. Одних слушателей, скажем, интересует тема выступления, они надеются получить ответы на интересующие их вопросы. Других обязали быть на этом мероприятии. Слушатели второй группы пришли с установкой не слушать, а заниматься своими делами (читать, разгадывать кроссворды и т.п.). Но оратору необходимо завоевать внимание всей аудитории, в том числе и не желающих слушать. Это, бесспорно, трудное дело. Поэтому особое внимание уделяется началу речи, первым фразам. Опытные ораторы рекомендуют начинать с интересного примера, пословицы и поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания, хлесткой цитаты. Пробуждает интерес к выступлению и рассказ о каких-либо значительных событиях, имеющих отношение к данной аудитории, к теме выступления. Эффективное средство завоевания внимания слушателей — вопросы к аудитории. Они позволяют оратору втянуть слушателей в активную умственную деятельность.
Парадоксальное цитирование
Прием парадоксального цитирования использовал для создания определенного эмоционального настроя слушателей, для подготовки аудитории к восприятию своих идей один из лекторов, выступавших по проблемам молодежи. Обращаясь к аудитории, он прочитал такие цитаты: «Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков»; «Я потеряю всякую надежду относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна»; «Наш мир достиг критической стадии. Дети уже не слушают своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек»; «Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Младое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру». Когда часть слушателей аплодисментами поддержала высказанные суждения, так как они совпадали с их собственными оценками современной молодежи, лектор назвал имена авторов цитат. Первая заимствована у Сократа (470—399 гг. до н.э.), вторая — у Гесиода (720 г. до н.э.), третье изречение принадлежит египетскому жрецу, жившему за 2000 лет до н.э., четвертое обнаружено на глиняном горшке, найденном среди развалин Вавилона, «возраст» горшка — свыше 3000 лет.
Ответы на незаданные вопросы
Аудитория нередко пытается оценить, насколько вы компетентны в излагаемом вами вопросе. Стоит удовлетворить ее любопытство! Кратко, как бы между делом, опишите историю ваших «отношений с вопросом». В любом случае найдутся выигрышные стороны. Главное — четко и уверенно сказать о том, что вас действительно связывает с темой выступления, а вывод слушатель сделает сам. Ваши слушатели непременно постараются найти скрытые за вашими словами мотивы. «Чего он хочет? Что ему нужно от нас? Или ничего не нужно? Может быть, это формальная речь, произносимая только потому, что ее положено произнести?» Не заставляйте людей гадать, откройте ваши цели! Это расположит к вам аудиторию.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 557; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.108.201 (0.013 с.) |