Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тональность и эмоциональность речи

Поиск

 

Стержневая идея выступления дает возможность за­дать определенную тональность речи. Вот перечень возможных ее интонационных окрасок: мажорная; лег­кая, юмористическая; шутливая; сердитая, упрекаю­щая; мрачная; торжественная; предостерегающая: про­сительная.

Речи выдающихся ораторов дают образцы убедитель­ности, достигаемой в значительной степени благодаря использованию эмоционального фактора.

Бернарду Шоу принадлежат слова: «Написать «да» и «нет» можно одним способом, а сказать их можно с пятьюдесятью оттенками».

Известен и такой факт: в студенческие годы А.П. Че­хов был под большим впечатлением от лекций извес­тного терапевта, профессора Г.А. Захарьина. Когда же лекции были изданы и Антон Павлович прочитал их, свое новое впечатление выразил словами: «Увы! Есть либретто, но нет оперы. Нет той музыки, какую я слышал, когда был студентом».

 

Репетиция

Очень важно увидеть и услышать себя со стороны. Поможет докладчику в этом магнитофонная запись ре­петиции выступления, а тем более видеозапись. Особен­но отчетливо недостатки видны, если прослушать за­пись через несколько дней после репетиции. Известные ораторы посвящали немало времени подготовке своих речей. Блестящие «экспромты» на деле нередко являют­ся не более чем удачными домашними заготовками.

Полезно пригласить на одну из заключительных ре­петиций кого-либо из своих друзей, способных указать на недостатки вашего выступления: манеру держаться и в особенности на слова-паразиты («короче», «так сказать», «это самое» и т.п.).

Репетируют речь потому, что не хотят зачитывать ее перед аудиторией — это не принесет успеха оратору. Слушатели плохо воспринимают чтение с листа, от­сутствует живой контакт между оратором и аудитори­ей. К тому же зачитывание речи у многих ассоциируется с недостаточным знанием предмета и неразвитос­тью оратора.

Эта мысль, в частности, нашла отражение в одном из знаменитых указов Петра I, гласившего: «Указую: господам сенаторам речь в присутствии схода держать не по писаному, а токмо словами, дабы дурь каждого вид­на была».

Зачитывая текст, выступающий надеется донести содержание своего сообщения в наиболее полном виде. Однако при этом совершенно игнорируется эмоцио­нальная сторона восприятия: когда докладчик погру­жается в чтение, ему трудно удерживать долгое время внимание слушателей, так как письменный и устный — это разные языки. Одни слушатели погружаются в сон, другие борются с ним.

Иногда приходится заучивать речь, когда нужно быть точным в формулировках, но читать не позволяет си­туация. Если речь небольшая, сделать это сравнитель­но нетрудно. Если же большая (лекция, доклад), то выучить текст не каждому по силам. В этом случае по­могает использование следующих приемов.

1. Написанный текст хорошо осмысливается, не­сколько раз прочитывается (в том числе и вслух), фик­сируются в памяти основные моменты.

2. Сам текст речи размечается (например, цветными фломастерами): выделяются ключевые фразы и слова, фамилии, наименования, наиболее важные цифровые
данные, цитаты.

Таким текстом легко пользоваться во время выступ­ления. Достаточно мельком взглянуть на страницу, что­бы восстановить ход мыслей, найти нужный материал. Выступление с опорой на текст создает впечатление свободного владения материалом, дает оратору уверен­ность в общении со слушателями.

О пользе тезисов мы уже говорили.

Отношение к слушателям

Еще один вопрос, который всегда присутствует в подсознании слушателей: «Как оратор к нам относит­ся? Что он о нас думает?». Если люди почувствуют пренебрежение, а тем более — презрение, они воспримут выступление «с точностью наоборот» и постараются впредь не иметь с вами дела. К такому же эффекту приведет заискивание. Очень раздражают «менторские» нотки, как, впрочем, и «ученические».

Наилучшая модель взаимоотношений с аудитори­ей — отношения уважающих и ценящих друг друга, равных по статусу коллег. («Я больше знаю в одной об­ласти, вы — в другой, мне интересно и важно ваше мнение».) Прямо или косвенно свое отношение нужно обязательно выразить словами: «Для меня важно знать ваше мнение...» или «Мне интересно выступать перед такой аудиторией», — эти слова никогда не будут лиш­ними. Можно использовать слова типа «мы», «вы и я», «мы знаем, что...» У слушателей возникает ощущение общности с вами.

Отношение к слушателям выдает наличие или от­сутствие визуального контакта с ними. О том, как его достичь, рассказано ниже.

Конечно, ничем нельзя заменить достоверную, ос­новательную и глубокую информацию, на которой ос­новывается ваша речь. Но, готовясь к выступлению, переговорам, постарайтесь найти гармоничную пропор­цию между ее элементами. И тогда вы будете не только давать информацию, но и убеждать слушателя.

 

Этапы выступления. Прежде чем начать...

 

Многие выступающие обнаруживают свое волнение тем, что, получив слово, сразу же начинают говорить, хотя аудитория еще не настроилась на восприятие. По­этому вначале необходима некоторая пауза, достаточная, по крайней мере, для установления полной тишины. В то же время можно окинуть взглядом присутствующих, пристально посмотреть на людей, которые еще не ус­покоились. Не следует делать замечания или просить тишины, ибо нравоучения не нравятся слушателям. Иногда полезно и пошутить, например: «Пожалуйста, проходите вперед. Здесь есть свободные места, где вы можете вздремнуть так же хорошо, как и сзади».

Особое значение в публичном выступлении имеет обращение к слушателям. Оно выполняет связующую функцию, как бы объединяя оратора с аудиторией и превращая ее в группу его поддержки.

Одним из классических можно считать мастерски скон­струированное обращение Сталина к советскому народу вско­ре после начала Великой Отечественной войны. Он начал так: «Соотечественники и соотечественницы! Граждане и гражданки! Братья и сестры! К вам обращаюсь я, друзья мои!»

Обратим внимание, вначале была определена со­единяющая слушателей общность — единое Отечество, затем — принадлежность к одному государству, после чего — родственная общность, и, наконец, использо­вана общность друзей. Каждому было приятно почув­ствовать себя другом великого Сталина! Эффект тако­го обращения оказался сильнейшим — нация сплотилась в борьбе с врагом.

 

 

Вступление

Как уже говорилось, успех выступления в значитель­ной степени зависит от его вступительной части. Неред­ко она больше всего запоминается слушателям, и по­этому первые фразы должны быть тщательно продуманы.

Во вступлении дается название темы и расшифро­вывается подзаголовок с целью точного определения содержания речи. Необходимо четко сформулировать стержневую идею. Однако не «засиживайтесь» на вступ­лении, оно должно быть кратким.

 

Основная часть

 

Все излагаемое в ней должно вращаться вокруг стерж­невой идеи. Рассматриваются различные аспекты, спо­собствующие ее лучшему осмыслению слушателя­ми. При этом очень важно не перерасходовать время, обязательно оставив его для заключения. В связи с этим выступающему рекомендуется иметь в запасе сокращен­ный вариант основной части и воспользоваться им, если он не укладывается в отведенное время. Это луч­ше, чем торопиться изложить как можно больше фак­тического материала и в итоге скомкать заключитель­ную часть или вообще лишиться ее.

 

Методы изложения материала

Индуктивный метод изложение материала от ча­стного к общему. Выступающий начинает речь с част­ного случая, а затем подводит слушателей к обобще­ниям и выводам.

Дедуктивный метод — изложение материала от об­щего к частному. Оратор в начале речи излагает те или иные положения, потом разъясняет их смысл на кон­кретных примерах, фактах.

Метод аналогии — сопоставление различных явле­ний, событий, фактов. Обычно параллели проводят с тем, что хорошо известно слушателям. Это способству­ет лучшему пониманию излагаемого материала, помо­гает восприятию основных идей, усиливает эмоцио­нальное воздействие на аудиторию.

Концентрический метод— изложение материала от центральной, главной проблемы, поднимаемой ора­тором, с переходом к более конкретному и углублен­ному анализу различных ее аспектов.

Ступенчатый метод последовательное изложе­ние одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже не возвращается к ней.

Хронологический метод изложение материала в исторической последовательности, с описанием и ана­лизом изменений во времени.

Использование различных приемов изложения ма­териала в одном и том же выступлении позволяет сде­лать структуру основной части речи оригинальной, нестандартной. Каким бы методом ни пользовался ора­тор, его речь должна быть доказательной, суждения — убедительными. Особенно тщательно следует продумать сочетание логических и психологических приемов, воз­действующих на аудиторию.

Логические приемы обращены к разуму слушателей, психологические — к их чувствам.

 

Заключение

 

Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом.

В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части речи, которые вызва­ли интерес слушателей.

Некоторые ораторы в конце речи начинают изви­няться перед слушателями за то, что у них не было достаточно времени на подготовку речи, поэтому им не удалось, вероятно, сообщить аудитории что-либо новое и интересное... Этого не следует делать.

Плохо, если оратор заканчивает выступление шут­кой, не относящейся к теме выступления. Такое за­ключение отвлекает внимание аудитории от главных положений речи.

В процессе восприятия речи действует «закон края»: лучше запоминается то, что дается в начале и конце сообщения. Поэтому и рекомендуется в заключении по­вторить основную мысль, ради которой произносится речь, суммировать наиболее важные ее положения. В заключении подводят итог сказанному, делают вы­воды, ставят конкретные задачи.

 

Последние слова

 

Продумывая заключение, особенно тщательно по­работайте над последними словами выступления. Если первые слова оратора должны привлечь внимание слу­шателей, то последние призваны усилить эффект вы­ступления.

Если речь заканчивается лозунгом, призывом, то слова лозунга произносятся высоким тоном, эмоцио­нально.

 

Цифровой материал

 

Цифровые данные, поясняющие стержневую идею, для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Обязательным атрибутом демонстра­ции является указка.

Когда в устном выступлении количество цифрово­го материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как цифры скорее утом­ляют слушателей, нежели вызывают интерес. Однако выводы из цифровых данных являются наиболее ар­гументированной частью выступления, поэтому желательно, чтобы они имели прямое отношение к стерж­невой идее.

Чтобы снять сомнения слушателей в точности при­водимых цифр, рекомендуется называть их, «подгля­дывая» в текст, — даже в случае, если вы помните их наизусть.

 

Речевые инструменты

 

В выступлениях не рекомендуется использовать (с целью произвести впечатление на аудиторию) ус­ложненные слова. Для точной передачи стержневой идеи рекомендуется применять тщательно продуман­ные варианты повседневных фраз. Напыщенными фра­зами можно оттолкнуть аудиторию.

 

Шутки

 

Их значение таково, что слова сами складываются в рифму:

Шутки оживляют восприятие,

Смех активизирует мозги.

Так важны нам эти обстоятельства,

Что без них успеха и не жди!

Они являются эффективным инструментом речи, так как большинство людей ценят добрую шутку. Однако хорошо шутить могут далеко не все. Шутка в процессе выступления, если она не всем пришлась по вкусу, может испортить впечатление.

При продолжительном выступлении шутка снимает усталость у слушателей, дает импульс для дальнейшей работы.

Шуткой можно отделить один важный вопрос от другого. Удачно сказанная шутка помогает подчеркнуть стержневую идею. Неплохо, если это уместно, закон­чить выступление на юмористической ноте: и аудито­рия остается в хорошем настроении, да и выступление в целом производит благоприятное впечатление. Найти наиболее подходящую шутку, байку легче, если имеет­ся их изрядный запас. Профессиональные ораторы име­ют таковой и постоянно его пополняют.

Однако в отношении юмора необходимо знать меру, иначе докладчика сочтут легкомысленным человеком.

Начинающим докладчикам советуем руководствовать­ся следующими правилами:

отрепетируйте шутку, убедитесь, что вы запомнили ее;

шутите с самым серьезным видом: контраст между формой высказываемого и его содержанием будет ва­шим союзником. (Блестящие примеры невозмутимого исполнения шуток, анекдотов давал Юрий Никулин.);

сделайте небольшую паузу, перед тем как произнес­ти ключевые слова шутки, чтобы драматизировать ее, и паузу после ее произнесения.

Имея дело с западными фирмами, проводящими обучение деловых людей, автор обратил внимание, что руководство фирмы требует от своих преподавателей («инструкторов»), чтобы в каждом их выступлении было определенное число шуток (в зависимости от длитель­ности выступления). Причем приветствуется использо­вание стандартных шуток, «изготовленных» в фирме. (Автор, не скрою, был шокирован такой стандартиза­цией, но это суть дела не меняет.) Рекламные букле­ты таких фирм обязательно включают фотографии, изображающие смеющуюся аудиторию и лектора (ин­структора этой фирмы) на трибуне.

Но даже если выступающий обладает чувством юмо­ра, шутка не должна быть обидной никому из присут­ствующих. Неумелый юмор даст обратный результат. С трибуны всякая фальшь, неестественность выглядит гипертрофированной, вызывая у слушателей неприят­ное чувство, обрывая нити возникшего контакта.

 

О пяти «НЕ»

 

• НЕ анонсируйте шутку, так как при этом теряется
элемент ее внезапности.

• НЕ зачитывайте ее.

• НЕ объясняйте существо шутки и не извиняйтесь за нее.

• НЕ используйте не принятую терминологию, жар­
гон, не рассказывайте сомнительных историй.

• НЕ расстраивайтесь, если не услышите смеха; воз­
можно, слушатели все же получили удовольствие от
вашей шутки, а это и было вашей целью.

 

 

Повторения

 

Важным средством донесения до слушателей основ­ной мысли и ее запоминания являются повторения. В отличие от письменной речи, где повторение одних и тех же слов считается признаком бедности словарно­го запаса, в выступлении оно психологически оправ­дано, недаром говорят: «Повторение — мать учения». Не стоит полагать, что важная мысль, произнесенная однажды, сразу будет осознана слушателями.

Повторения постепенно внедряют проповедуемую мысль в сознание слушателя. Как это происходит? По словам, приписываемым выдающемуся немецкому уче­ному Александру Гумбольдту, сначала «Какая чушь!», затем — «В этом что-то есть!», наконец — «Кто же это­го не знал?!».

 

Наглядные материалы

 

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» — это утверждение справедливо и для выступлений. К тому же, как считают психологи, человек запоминает в сред­нем 10 % того, что слышит, и 50 % того, что видит. Поэтому для облегчения усвоения слушателями изла­гаемого материала используются такие наглядные по­собия, как диаграммы, рисунки, схемы, графики, де­монстрируемые на экране. В коре головного мозга слушателей появляется еще один очаг возбуждения — участок, отвечающий за переработку зрительной ин­формации.

Наглядный материал, кроме того, — как бы «ске­лет» выступления, помогающий оратору не сбиться с мысли. Однако плохо подготовленный наглядный ма­териал будет только раздражать слушателей. Например, если текст написан мелким шрифтом и его трудно про­честь. Цветные, качественно исполненные слайды зна­чительно улучшают восприятие и впечатление от выс­тупления.

Конечно, подготовка наглядных материалов требу­ет сил, времени, средств. Но проигрыш от того, что не удалось ни в чем убедить аудиторию, — это по суще­ству потерпеть фиаско.

 

Цифровые данные и факты

Качество восприятия устной речи определяется объе­мом оперативной (кратковременной) памяти человека. Как показывают исследования, объем его оператив­ной памяти ограничен и характеризуется так называе­мым магическим числом 7 (±2). В среднем именно та­ким является предельное количество объектов, которые человек может запомнить после однократного воспри­ятия. Объектом может быть любое монолитное по смыс­лу единство — слово, число, смысловая часть сообще­ния и т.п. Исходя из этого можно рекомендовать, например, чтобы выступление охватывало не более 7 различных принципиальных вопросов, то есть не бо­лее 7 смысловых комплексов (групп).

Что касается восприятия и запоминания цифр, то здесь необходимо учитывать существование так назы­ваемого антицифрового барьера. В связи с этим, неза­висимо от продолжительности выступления, рекомен­дуется приводить не более 20 цифр, объединенных в смысловые группы (не более 7), каждая из которых содержит не более 2—3 цифр.

Чтобы аудитория легче воспринимала и запоминала числовые данные, следует их округлять. Например, вместо «рост на 46 процентов» можно говорить «рост в полтора раза» (разумеется, если такое округление впол­не допустимо исходя из сущности излагаемого).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 984; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.23.59 (0.014 с.)