Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тональность и эмоциональность речиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Стержневая идея выступления дает возможность задать определенную тональность речи. Вот перечень возможных ее интонационных окрасок: мажорная; легкая, юмористическая; шутливая; сердитая, упрекающая; мрачная; торжественная; предостерегающая: просительная. Речи выдающихся ораторов дают образцы убедительности, достигаемой в значительной степени благодаря использованию эмоционального фактора. Бернарду Шоу принадлежат слова: «Написать «да» и «нет» можно одним способом, а сказать их можно с пятьюдесятью оттенками». Известен и такой факт: в студенческие годы А.П. Чехов был под большим впечатлением от лекций известного терапевта, профессора Г.А. Захарьина. Когда же лекции были изданы и Антон Павлович прочитал их, свое новое впечатление выразил словами: «Увы! Есть либретто, но нет оперы. Нет той музыки, какую я слышал, когда был студентом».
Репетиция Очень важно увидеть и услышать себя со стороны. Поможет докладчику в этом магнитофонная запись репетиции выступления, а тем более видеозапись. Особенно отчетливо недостатки видны, если прослушать запись через несколько дней после репетиции. Известные ораторы посвящали немало времени подготовке своих речей. Блестящие «экспромты» на деле нередко являются не более чем удачными домашними заготовками. Полезно пригласить на одну из заключительных репетиций кого-либо из своих друзей, способных указать на недостатки вашего выступления: манеру держаться и в особенности на слова-паразиты («короче», «так сказать», «это самое» и т.п.). Репетируют речь потому, что не хотят зачитывать ее перед аудиторией — это не принесет успеха оратору. Слушатели плохо воспринимают чтение с листа, отсутствует живой контакт между оратором и аудиторией. К тому же зачитывание речи у многих ассоциируется с недостаточным знанием предмета и неразвитостью оратора. Эта мысль, в частности, нашла отражение в одном из знаменитых указов Петра I, гласившего: «Указую: господам сенаторам речь в присутствии схода держать не по писаному, а токмо словами, дабы дурь каждого видна была». Зачитывая текст, выступающий надеется донести содержание своего сообщения в наиболее полном виде. Однако при этом совершенно игнорируется эмоциональная сторона восприятия: когда докладчик погружается в чтение, ему трудно удерживать долгое время внимание слушателей, так как письменный и устный — это разные языки. Одни слушатели погружаются в сон, другие борются с ним. Иногда приходится заучивать речь, когда нужно быть точным в формулировках, но читать не позволяет ситуация. Если речь небольшая, сделать это сравнительно нетрудно. Если же большая (лекция, доклад), то выучить текст не каждому по силам. В этом случае помогает использование следующих приемов. 1. Написанный текст хорошо осмысливается, несколько раз прочитывается (в том числе и вслух), фиксируются в памяти основные моменты. 2. Сам текст речи размечается (например, цветными фломастерами): выделяются ключевые фразы и слова, фамилии, наименования, наиболее важные цифровые Таким текстом легко пользоваться во время выступления. Достаточно мельком взглянуть на страницу, чтобы восстановить ход мыслей, найти нужный материал. Выступление с опорой на текст создает впечатление свободного владения материалом, дает оратору уверенность в общении со слушателями. О пользе тезисов мы уже говорили. Отношение к слушателям Еще один вопрос, который всегда присутствует в подсознании слушателей: «Как оратор к нам относится? Что он о нас думает?». Если люди почувствуют пренебрежение, а тем более — презрение, они воспримут выступление «с точностью наоборот» и постараются впредь не иметь с вами дела. К такому же эффекту приведет заискивание. Очень раздражают «менторские» нотки, как, впрочем, и «ученические». Наилучшая модель взаимоотношений с аудиторией — отношения уважающих и ценящих друг друга, равных по статусу коллег. («Я больше знаю в одной области, вы — в другой, мне интересно и важно ваше мнение».) Прямо или косвенно свое отношение нужно обязательно выразить словами: «Для меня важно знать ваше мнение...» или «Мне интересно выступать перед такой аудиторией», — эти слова никогда не будут лишними. Можно использовать слова типа «мы», «вы и я», «мы знаем, что...» У слушателей возникает ощущение общности с вами. Отношение к слушателям выдает наличие или отсутствие визуального контакта с ними. О том, как его достичь, рассказано ниже. Конечно, ничем нельзя заменить достоверную, основательную и глубокую информацию, на которой основывается ваша речь. Но, готовясь к выступлению, переговорам, постарайтесь найти гармоничную пропорцию между ее элементами. И тогда вы будете не только давать информацию, но и убеждать слушателя.
Этапы выступления. Прежде чем начать...
Многие выступающие обнаруживают свое волнение тем, что, получив слово, сразу же начинают говорить, хотя аудитория еще не настроилась на восприятие. Поэтому вначале необходима некоторая пауза, достаточная, по крайней мере, для установления полной тишины. В то же время можно окинуть взглядом присутствующих, пристально посмотреть на людей, которые еще не успокоились. Не следует делать замечания или просить тишины, ибо нравоучения не нравятся слушателям. Иногда полезно и пошутить, например: «Пожалуйста, проходите вперед. Здесь есть свободные места, где вы можете вздремнуть так же хорошо, как и сзади». Особое значение в публичном выступлении имеет обращение к слушателям. Оно выполняет связующую функцию, как бы объединяя оратора с аудиторией и превращая ее в группу его поддержки. Одним из классических можно считать мастерски сконструированное обращение Сталина к советскому народу вскоре после начала Великой Отечественной войны. Он начал так: «Соотечественники и соотечественницы! Граждане и гражданки! Братья и сестры! К вам обращаюсь я, друзья мои!» Обратим внимание, вначале была определена соединяющая слушателей общность — единое Отечество, затем — принадлежность к одному государству, после чего — родственная общность, и, наконец, использована общность друзей. Каждому было приятно почувствовать себя другом великого Сталина! Эффект такого обращения оказался сильнейшим — нация сплотилась в борьбе с врагом.
Вступление Как уже говорилось, успех выступления в значительной степени зависит от его вступительной части. Нередко она больше всего запоминается слушателям, и поэтому первые фразы должны быть тщательно продуманы. Во вступлении дается название темы и расшифровывается подзаголовок с целью точного определения содержания речи. Необходимо четко сформулировать стержневую идею. Однако не «засиживайтесь» на вступлении, оно должно быть кратким.
Основная часть
Все излагаемое в ней должно вращаться вокруг стержневой идеи. Рассматриваются различные аспекты, способствующие ее лучшему осмыслению слушателями. При этом очень важно не перерасходовать время, обязательно оставив его для заключения. В связи с этим выступающему рекомендуется иметь в запасе сокращенный вариант основной части и воспользоваться им, если он не укладывается в отведенное время. Это лучше, чем торопиться изложить как можно больше фактического материала и в итоге скомкать заключительную часть или вообще лишиться ее.
Методы изложения материала Индуктивный метод — изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Дедуктивный метод — изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи излагает те или иные положения, потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Метод аналогии — сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллели проводят с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию. Концентрический метод— изложение материала от центральной, главной проблемы, поднимаемой оратором, с переходом к более конкретному и углубленному анализу различных ее аспектов. Ступенчатый метод — последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже не возвращается к ней. Хронологический метод — изложение материала в исторической последовательности, с описанием и анализом изменений во времени. Использование различных приемов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру основной части речи оригинальной, нестандартной. Каким бы методом ни пользовался оратор, его речь должна быть доказательной, суждения — убедительными. Особенно тщательно следует продумать сочетание логических и психологических приемов, воздействующих на аудиторию. Логические приемы обращены к разуму слушателей, психологические — к их чувствам.
Заключение
Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части речи, которые вызвали интерес слушателей. Некоторые ораторы в конце речи начинают извиняться перед слушателями за то, что у них не было достаточно времени на подготовку речи, поэтому им не удалось, вероятно, сообщить аудитории что-либо новое и интересное... Этого не следует делать. Плохо, если оратор заканчивает выступление шуткой, не относящейся к теме выступления. Такое заключение отвлекает внимание аудитории от главных положений речи. В процессе восприятия речи действует «закон края»: лучше запоминается то, что дается в начале и конце сообщения. Поэтому и рекомендуется в заключении повторить основную мысль, ради которой произносится речь, суммировать наиболее важные ее положения. В заключении подводят итог сказанному, делают выводы, ставят конкретные задачи.
Последние слова
Продумывая заключение, особенно тщательно поработайте над последними словами выступления. Если первые слова оратора должны привлечь внимание слушателей, то последние призваны усилить эффект выступления. Если речь заканчивается лозунгом, призывом, то слова лозунга произносятся высоким тоном, эмоционально.
Цифровой материал
Цифровые данные, поясняющие стержневую идею, для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Обязательным атрибутом демонстрации является указка. Когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как цифры скорее утомляют слушателей, нежели вызывают интерес. Однако выводы из цифровых данных являются наиболее аргументированной частью выступления, поэтому желательно, чтобы они имели прямое отношение к стержневой идее. Чтобы снять сомнения слушателей в точности приводимых цифр, рекомендуется называть их, «подглядывая» в текст, — даже в случае, если вы помните их наизусть.
Речевые инструменты
В выступлениях не рекомендуется использовать (с целью произвести впечатление на аудиторию) усложненные слова. Для точной передачи стержневой идеи рекомендуется применять тщательно продуманные варианты повседневных фраз. Напыщенными фразами можно оттолкнуть аудиторию.
Шутки
Их значение таково, что слова сами складываются в рифму: Шутки оживляют восприятие, Смех активизирует мозги. Так важны нам эти обстоятельства, Что без них успеха и не жди! Они являются эффективным инструментом речи, так как большинство людей ценят добрую шутку. Однако хорошо шутить могут далеко не все. Шутка в процессе выступления, если она не всем пришлась по вкусу, может испортить впечатление. При продолжительном выступлении шутка снимает усталость у слушателей, дает импульс для дальнейшей работы. Шуткой можно отделить один важный вопрос от другого. Удачно сказанная шутка помогает подчеркнуть стержневую идею. Неплохо, если это уместно, закончить выступление на юмористической ноте: и аудитория остается в хорошем настроении, да и выступление в целом производит благоприятное впечатление. Найти наиболее подходящую шутку, байку легче, если имеется их изрядный запас. Профессиональные ораторы имеют таковой и постоянно его пополняют. Однако в отношении юмора необходимо знать меру, иначе докладчика сочтут легкомысленным человеком. Начинающим докладчикам советуем руководствоваться следующими правилами: отрепетируйте шутку, убедитесь, что вы запомнили ее; шутите с самым серьезным видом: контраст между формой высказываемого и его содержанием будет вашим союзником. (Блестящие примеры невозмутимого исполнения шуток, анекдотов давал Юрий Никулин.); сделайте небольшую паузу, перед тем как произнести ключевые слова шутки, чтобы драматизировать ее, и паузу после ее произнесения. Имея дело с западными фирмами, проводящими обучение деловых людей, автор обратил внимание, что руководство фирмы требует от своих преподавателей («инструкторов»), чтобы в каждом их выступлении было определенное число шуток (в зависимости от длительности выступления). Причем приветствуется использование стандартных шуток, «изготовленных» в фирме. (Автор, не скрою, был шокирован такой стандартизацией, но это суть дела не меняет.) Рекламные буклеты таких фирм обязательно включают фотографии, изображающие смеющуюся аудиторию и лектора (инструктора этой фирмы) на трибуне. Но даже если выступающий обладает чувством юмора, шутка не должна быть обидной никому из присутствующих. Неумелый юмор даст обратный результат. С трибуны всякая фальшь, неестественность выглядит гипертрофированной, вызывая у слушателей неприятное чувство, обрывая нити возникшего контакта.
О пяти «НЕ»
• НЕ анонсируйте шутку, так как при этом теряется • НЕ зачитывайте ее. • НЕ объясняйте существо шутки и не извиняйтесь за нее. • НЕ используйте не принятую терминологию, жар • НЕ расстраивайтесь, если не услышите смеха; воз
Повторения
Важным средством донесения до слушателей основной мысли и ее запоминания являются повторения. В отличие от письменной речи, где повторение одних и тех же слов считается признаком бедности словарного запаса, в выступлении оно психологически оправдано, недаром говорят: «Повторение — мать учения». Не стоит полагать, что важная мысль, произнесенная однажды, сразу будет осознана слушателями. Повторения постепенно внедряют проповедуемую мысль в сознание слушателя. Как это происходит? По словам, приписываемым выдающемуся немецкому ученому Александру Гумбольдту, сначала «Какая чушь!», затем — «В этом что-то есть!», наконец — «Кто же этого не знал?!».
Наглядные материалы
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» — это утверждение справедливо и для выступлений. К тому же, как считают психологи, человек запоминает в среднем 10 % того, что слышит, и 50 % того, что видит. Поэтому для облегчения усвоения слушателями излагаемого материала используются такие наглядные пособия, как диаграммы, рисунки, схемы, графики, демонстрируемые на экране. В коре головного мозга слушателей появляется еще один очаг возбуждения — участок, отвечающий за переработку зрительной информации. Наглядный материал, кроме того, — как бы «скелет» выступления, помогающий оратору не сбиться с мысли. Однако плохо подготовленный наглядный материал будет только раздражать слушателей. Например, если текст написан мелким шрифтом и его трудно прочесть. Цветные, качественно исполненные слайды значительно улучшают восприятие и впечатление от выступления. Конечно, подготовка наглядных материалов требует сил, времени, средств. Но проигрыш от того, что не удалось ни в чем убедить аудиторию, — это по существу потерпеть фиаско.
Цифровые данные и факты Качество восприятия устной речи определяется объемом оперативной (кратковременной) памяти человека. Как показывают исследования, объем его оперативной памяти ограничен и характеризуется так называемым магическим числом 7 (±2). В среднем именно таким является предельное количество объектов, которые человек может запомнить после однократного восприятия. Объектом может быть любое монолитное по смыслу единство — слово, число, смысловая часть сообщения и т.п. Исходя из этого можно рекомендовать, например, чтобы выступление охватывало не более 7 различных принципиальных вопросов, то есть не более 7 смысловых комплексов (групп). Что касается восприятия и запоминания цифр, то здесь необходимо учитывать существование так называемого антицифрового барьера. В связи с этим, независимо от продолжительности выступления, рекомендуется приводить не более 20 цифр, объединенных в смысловые группы (не более 7), каждая из которых содержит не более 2—3 цифр. Чтобы аудитория легче воспринимала и запоминала числовые данные, следует их округлять. Например, вместо «рост на 46 процентов» можно говорить «рост в полтора раза» (разумеется, если такое округление вполне допустимо исходя из сущности излагаемого).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 984; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.23.59 (0.014 с.) |