Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Что такое «мишень воздействия»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Мишени воздействия — это те особенности адресатов, их слабости, потребности и желания, на которые воздействует инициатор, чтобы стимулировать адресата к принятию нужного решения. В качестве мишеней могут быть выбраны универсальные побудители — чувство достоинства индивида, его стремление к осуществлению своих желаний, к успеху, получению материальной выгоды, удовольствия, комфорта, желание быть здоровым, иметь благополучную семью и т.п. В одном психологическом исследовании мужчинам было предложено оценить свою способность «вести дела с другими людьми». Все опрошенные оценили их выше среднего, при этом 60 % из них отнесли себя к лучшим 10 % совокупности, а 25% посчитали, что входят в 1% самых способных в этом плане людей. (Сравнение с объективными данными об испытуемых показало, что большинство из них переоценивают свои способности.) В другом исследовании 70 % испытуемых отнесли себя к лучшим по способности к лидерству (а их 25 %) и лишь 2 % посчитали, что их лидерские способности ниже средних. Даже в той области, где большинству мужчин трудно обмануться, 60 % заявили, что они входят в число лучших по атлетическим данным и только 6 % признали, что ниже среднего в этом отношении. Когда лицам обоего пола предложили оценить себя по шкалам хороший — плохой, умный — глупый, красивый — некрасивый, подавляющее большинство респондентов сочли себя выше среднего уровня. Все это свидетельствует о том, что хорошее мнение людей о себе и соответственно поддержание ими своего реноме служит надежной мишенью для скрытого управления ими. Мишенью воздействия может стать присущая многим жажда прославиться, запечатлеть свое имя. В гипертрофированном виде эта потребность проявилась в поступке Герострата, сжегшего храм Артемиды Эфесской только лишь с целью обессмертить свое имя. В «Ревизоре» Гоголя помещик Бобчинский имел только одну просьбу к Хлестакову: «Я прошу вас покорнейше, как поедете в Петербург, скажите всем там вельможам разным, сенаторам и адмиралам, что вот, ваше сиятельство или превосходительство, живет в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский. Так и скажите: живет Петр Иванович Бобчинский». Мишени могут формироваться и самим инициатором воздействия. Например, некоторые руководители способствуют неадекватной самооценке (заниженной или завышенной) у своих подчиненных, дабы облегчить управление ими. Очень часто мишенью воздействия становится чувство вины. Манипуляторами оно эксплуатируется особенно охотно, для чего чувство вины у жертвы создают искусственно. А нередко мишенью воздействия являются зависть, страх, осознание объектом своей слабости в чем-либо. И то, и другое, и третье подогревается манипулятором для достижения своекорыстных целей. Используются и низменные влечения человека или его агрессивные устремления, чувство собственника, неустойчивость перед искушением деньгами, властью, славой. Чем шире аудитория, на которую необходимо оказать воздействие, тем универсальнее должны быть используемые мишени. Точная направленность массового воздействия обеспечивается тогда, когда инициатору известны специфические качества интересующей его группы людей. Соответственно, чем малочисленнее предполагаемая аудитория, тем точнее должна быть «подстройка» под ее особенности. В случаях, когда такая «подстройка» по каким-либо причинам невозможна (дорого, некогда), в ходу снова оказываются универсальные побудители: чувство достоинства индивида, его стремление к успеху, материальной выгоде, получению удовольствия, комфорту, желание быть здоровым, иметь благополучную семью и т.п. Более «продвинутые» способы скрытого управления предполагают предварительное культивирование мнений или желаний, закрепление их в групповом сознании или в представлениях, чтобы затем обращаться к ним. Например, создается миф о заботливом директоре или о респектабельности предприятия, фирмы; человека убеждают в том, что ему хотят помочь или что ему угрожает опасность. В соответствии со своими намерениями, изучив объект воздействия, его инициатор уже знает, какого рода мишень можно использовать в том или ином случае.
Мотивы и потребности людей
Одной из наиболее значимых мишеней воздействия на адресата является обещание удовлетворить какую-то из его потребностей.
Иерархия потребностей
Психолог А. Маслоу предложил классификацию человеческих потребностей, которая помогает выявить побудительные мотивы в пиар-воздействиях. Согласно А. Маслоу, человеческие потребности подчиняются определенной иерархии, появление новой потребности основывается на предварительном удовлетворении предыдущей — более существенной или более сильной. Предложенная им иерархия потребностей выглядит так: 1) физиологические потребности (питание, питье, одежда, жилище, отдых и т.д.); 2) потребность в самосохранении (безопасность, здоровье); 3) потребность в любви (привязанность, духовная близость, отождествление себя с другими, потребность принадлежать к некой общности); 4) потребность в уважении (чувство собственного достоинства, престиж, одобрение со стороны общества); 5) потребность в самоутверждении (самореализация, самовыражение). Фактически большинство членов нашего общества способны лишь частично удовлетворить свои основные потребности. Иллюстрируя свою мысль, А. Маслоу говорит, что физиологические потребности среднего гражданина удовлетворяются, вероятно, на 85 %, потребности в самосохранении — на 70, в любви — на 50, в уважении — на 40, а в самоутверждении — на 10 %. Потребность в самосохранении. Угроза оказаться жертвой диких животных, разбойных нападений, зверских избиений и деспотизма в нашем высокоорганизованном обществе в некоторой мере изжила себя. Однако благодаря всеобщей осведомленности (а то и личным представлениям) о преступных актах и терроризме мысль о самосохранении продолжает оставаться важной мотивационной силой. Наиболее явную угрозу самосохранению несут с собой болезни и инвалидность, низкие зарплата и пенсия, безработица, потеря средств к существованию. Потребность в безопасности. Безопасность семьи и дома — наряду с личной безопасностью — продолжает оставаться действенной мотивационной силой в жизни большинства людей. Потребность граждан в безопасности удовлетворяется пиар-специалистами посредством позиционирования продвигаемого ими лица как сильной, волевой личности. Представлению В. Путина как человека жесткого, склонного к силовым решениям, благоприятствовала вся его биография: офицер КГБ, директор ФСБ. Оно было многократно усилено в ходе предвыборной президентской кампании 2000 года, когда В. Путина показывали в основном в армейских декорациях (подводная лодка, кабина сверхзвукового истребителя, боевые части в Чечне и т.п.). Впервые за всю историю политических кампаний 1980—1990-х годов число таких показов превысило число изображений политика в традиционно мирных мизансценах (например, с детьми, семьей, домашними животными и т.п.). Принадлежность к общности. Каждый человек испытывает потребность чувствовать себя членом группы, вызывающей всеобщее уважение. Вот несколько примеров того, как это используется для скрытого управления людьми. Когда Андрея Дмитриевича Сахарова лишили наград и выслали в Горький, Академии наук предписали исключить его из числа академиков. На общем собрании Президент АН СССР А.П. Александров сказал: «Сейчас мы должны рассмотреть вопрос об исключении А.Д. Сахарова из состава Академии. Правда, такого прецедента в академиях наук еще не было». Но тут академик Петр Капица, лауреат Нобелевской премии, заметил: «Неправда, такой прецедент был — в 1933 году Эйнштейна исключили из Прусской академии». Александров помедлил и сказал: «Итак, переходим к следующему вопросу повестки дня». Ремарка Капицы обозначила мишень — моральное воздействие на участников собрания: теперь всякий выступивший (в угоду власти) за исключение Сахарова становился в один ряд с прусскими учеными, прислуживавшими Гитлеру или по крайней мере проявившими беспринципность в отношении великого физика. Наоборот, те, что промолчали, не поддались нажиму ЦК КПСС, организовавшего преследование Сахарова, попадали в разряд людей, проявивших гражданское мужество. Президент Академии воспользовался возникшей паузой как «свидетельством нежелания» академиков исключать Сахарова из своих рядов. Формально же он поручение ЦК выполнил: вопрос был вынесен на обсуждение Общего собрания Академии, но не получил поддержки. Чтобы малыши быстрее и, главное, послушнее расставались со своими сосками, в Дании заведена традиция — в каждом городе есть дерево, куда дети собственноручно вешают свое изжеванное сокровище. Мишень воздействия на детей — желание каждого из них побыстрее стать взрослым (то есть принадлежать к сообществу взрослых). Архитектору, который построил дом одному купцу в Минске, не заплатили. Поэтому следующий заказ — общественный туалет в центре города — архитектор выполнил как уменьшенную копию дома купца. Дела последнего благодаря молве пошли хуже. Весь город узнал о его нечестности. Явная принадлежность к сообществу обманщиков оттолкнула от него деловых партнеров. Посещение Хрущевым США вылилось в грандиозную пиар-акцию. Его популярность в Америке была намного выше, чем на родине. Если дома ему давали всякие прозвища и делали персонажем многочисленных анекдотов, то визит его в США поднял рейтинг Первого секретаря ЦК КПСС в этой стране до уровня, превысившего рейтинг тогдашнего президента Кеннеди. Простота, с какой он вел себя, ошеломила миллионы американцев. На фоне лощеных политических деятелей Хрущев в мешковатом костюме, с манерами провинциального фермера и грубоватым юмором выглядел «человеком из народа», а это и импонирует большинству людей. Мишень воздействия на американцев — их вера, что простой человек может пробиться к вершинам власти. В английских газетах сообщалось о «концерте тишины», который дал однажды некий безвестный пианист. Шумная реклама сделала свое дело — в день концерта зал был полон. Виртуоз садится за рояль и «играет», но поскольку все струны сняты, не раздается ни единого звука. Люди в зале косятся друг на друга. Каждый ждет, что сделает сосед, и в результате вся аудитория сидит, затаив дыхание. После двух часов гробовой тишины концерт заканчивается. Пианист встает и кланяется. Его провожают бурными аплодисментами. «Пианист» столкнулся с конформизмом. Так называется психологический феномен зависимости участника группы от общего мнения. Отстаивая свое мнение, мы принимаем на себя ответственность за его правильность. Поддаваясь общему мнению, мы снимаем с себя ответственность. Каждому памятны истории из школьного детства, подобные этой. Сорван урок, весь класс с него сбежал. Идет разбор происшествия. Завуч: Иванов, почему ты ушел с урока?! Иванов: Все пошли и я пошел. В нашем недавнем советском прошлом, когда, скажем, на собрании каждый в отдельности был «против», а все вместе — «за», конформизм подпитывался еще и чувством страха перед властями, не церемонившимися с инакомыслящими. Людям льстит, когда их что-то объединяет с великими или просто известными людьми. Они десятилетиями хранят фотоснимки, на которых они «засветились» рядом с какой-нибудь знаменитостью, и готовы при случае похвастаться этим. Зная о такой потребности, «Комсомольская правда» ввела рубрику «Я и великие», где публиковались соответствующие снимки и рассказы читателей. Потребность в уважении. Самоуважение возрастает, по мере того как человек приближается во всем к стандартам, установленным им для самого себя. В основе самоуважения лежат сильные стороны характера, достижения человека, его способность стать тем, кем он хочет, возвыситься в собственных глазах и в глазах других. Почему люди небольшого роста стараются покупать большие вещи? Почему значительная часть руководителей — выходцы из глухих населенных мест? Почему большинству детей предоставлено гораздо больше возможностей, чем было у их родителей? Почему многие душевнобольные воображают себя Наполеоном? Почему потенциальный покупатель оживляется и начинает проявлять заинтересованность, когда слышит: «Вот каким образом эта услуга обеспечит вам преимущество перед другими»? Скрытой причиной возникновения всех этих стремлений и является желание человека быть уважаемым. Поскольку слава есть нечто отраженное, мы постоянно смотрим на других в поисках сигналов, подтверждающих, что они видят нас такими, какими мы хотим быть, — преуспевающими, умными, привлекательными, милосердными, представительными, любезными, дружелюбными, искушенными, хорошо осведомленными. Потребность в одобрении со стороны общества, с одной стороны, основывается на желании принадлежать к той или иной группе, а с другой — завоевать уважение других. Чтобы завоевать уважение других, человек изыскивает способы сообщить тем, другим, каков он «на самом деле». Сказать им об этом прямо было бы нескромно и неловко, поэтому прибегают к косвенным формам рассказа о себе. Одна из немаловажных причин традиционного уважения к президенту США среди населения (даже теми, кто голосовал на выборах за другого кандидата) — это уверенность в том, что каждый, кто напишет президенту, как минимум получит ответ с благодарностью за высказанное мнение, ведь наличие ответа свидетельствует об уважении президента к простому гражданину. Отвечают на все письма и конгрессмены, и сенаторы. То есть по рекомендации политтехнологов в США есть вполне «организованное» удовлетворение (хотя бы формальное) потребности избирателя в уважении к нему. Без этого не получишь ответного уважения со стороны избирателя, а значит, и его голоса на выборах. Потребность в самоутверждении. Даже если все перечисленные выше потребности окажутся в достаточной мере удовлетворенными, человека может не покидать гложущее чувство недовольства собой и обеспокоенности. Недовольство появляется, когда люди чувствуют, что делают меньше, чем могли бы, что они делают не то, что могут и что позволяют их таланты и способности. А. Маслоу называет это потребностью в самоутверждении и характеризует ее как стремление к самореализации, к полному раскрытию своих возможностей. Личность испытывает желание как можно ближе подойти к своему идеалу, быть тем, кем она способна стать. Для многих членов общества идея самоутверждения имеет чрезвычайно важное, даже приоритетное значение. У разных людей эта потребность приобретает различные формы. У мужчин это прежде всего самоутверждение посредством достижения успехов в работе, карьере, бизнесе, за счет авторитета и высокого социального статуса. У женщин в одних случаях это может быть желание стать идеальной женой и матерью, в других — деловой женщиной, делающей карьеру, в иных — сохранять свое здоровье или привлекательность. Все эти мотивы используются в пиар-акциях.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 852; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.72.229 (0.008 с.) |