Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как «читать» лицо собеседника Выражение лица.

Поиск

Мимика

 

Это главный показатель чувств человека. Легче всего распознаются положительные эмоции — счастье, лю­бовь, удивление; труднее, как правило, негативные — гнев, отвращение.

Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом:

удивление — поднятые брови, широко открытые гла­за, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот-страх— приподнятые и сведенные над переноси­цей брови, широко открытые глаза, уголки губ опуще­ны и несколько отведены назад, губы растянуты в сто­роны, рот может быть открыт;

гнев — брови опущены вниз, лоб сморщен, глаза прищурены, губы сомкнуты, зубы сжаты;

отвращение — брови опущены, нос сморщен, ниж­няя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верх­ней губой;

печаль — брови сведены, глаза потухшие; иногда внешние уголки губ слегка опущены;

счастье — глаза спокойные, внешние уголки губ при­подняты и обычно отведены назад.

Художникам и фотографам давно известно, что лицо человека асимметрично, в результате чего левая и пра­вая стороны лица отражают наши эмоции по-разному. Исследователи объяснили это тем, что левая и правая стороны лица находятся под контролем различных по­лушарий мозга.

Левое полушарие контролирует речь и интеллектуаль­ную деятельность, правое управляет эмоциями, вообра­жением и сенсорной деятельностью. Работа доминиру­ющего левого полушария отражается на правой стороне лица, ее выражение поддается большему контролю. По­скольку работа правого полушария мозга отражается на левой стороне лица, то на ней труднее скрыть свои чув­ства. Положительные эмоции отражаются практически равномерно на обеих сторонах лица, отрицательные эмо­ции более отчетливо выражены на левой его стороне. Однако оба полушария мозга функционируют совместно, поэтому описанные различия касаются лишь нюансов.

 

 

Глаза

 

С помощью глаз передаются самые точные и откры­тые сигналы из всех сигналов человеческой коммуни­кации. Поэтому очень важно во время разговора конт­ролировать поведение своих глаз.

Чтобы построить хорошие отношения с собеседни-1сом, вы должны встречаться с ним глазами в течение не менее 60—70 % всего времени общения. Неудиви­тельно, что скованный собеседник, избегающий встре­чи прямых взглядов или смотрящий на вас менее тре­ти времени общения, редко пользуется доверием.

 

Взгляд

 

Взгляд является наиболее естественным средством неречевого общения.

Деловой взгляд: ведя деловой разговор, смотрите в центр лба вашего собеседника; это говорит о вашем серьезном подходе к делу, и собеседник будет это чув­ствовать. Правда, это верно при условии, что ваш взгляд не будет опускаться ниже его глаз.

Социальный взгляд: глаза опускаются ниже уровня глаз собеседника, взгляд концентрируется в треугольнике между его глазами и ртом — так создаются условия для общения на социальном уровне.

Интимный взгляд: при близком общении взгляд опус­кается до уровня груди, при отдаленном — до про­межности.

Взгляд может сказать о многом.

 

 

Взгляд и сопутствующие движения Значение взгляда
Голова поднята, взгляд вверх «Подожди минуту, подумаю»
Улыбка и, возможно, легкий наклон головы «Понимаю, мне нечего доба­вить»
Ритмичное кивание головой «Ясно. Понял, что тебе нужно»
Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику Желание подчинить себе
Взгляд в сторону Пренебрежение или недоверие
Взгляд в пол Страх или желание уйти
Движение головой, насуп­ленные брови «Не понял, повтори»

 

 

Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу, но не более 10 секунд. И даже такой непродолжительный, но в визуальном контакте кажущийся вечным «взаимный взгляд» крайне редок — в самом начале после первых произнесенных фраз. В дальнейшем чем неприятнее разговор, тем более кратковременным он становится.

Настойчивый, назойливый взгляд вызывает у лю­дей внутренний протест, как вторжение в сферу лич­ных переживаний. Более того — слишком пристальный взгляд многими воспринимается как признак враждеб­ности.

Если говорящий то смотрит в глаза слушающего, то отводит взгляд в сторону, это означает, что он еще не закончил говорить. По завершении своей речи говоря­щий, как правило, прямо смотрит в глаза собеседнику, как бы сообщая: «Я все сказал, теперь ваша очередь».

 

Зрачки

 

Если искушенные собеседники способны сдержи­вать свои эмоции с помощью жестов и телодвижений, то уж никому не под силу контролировать состояние своих зрачков. Они непроизвольно расширяются или сужаются и тем самым сигнализируют о реакции на услышанное.

Когда человек радостно возбужден, его зрачки уве­личиваются в четыре раза против нормального состоя­ния. Наоборот, когда он сердится или у него мрачное настроение, его зрачки сужаются.

Поэтому, когда вы разговариваете, обязательно смот­рите в зрачки вашего визави. Этим приемом пользуют­ся опытные предприниматели. К примеру, китайские и турецкие торговцы назначают цену товара, ориенти­руясь на зрачки покупателя: если тот удовлетворен це­ной и получает желаемое, зрачки его расширяются.

 

Глаза — зеркало мыслей

В 70 % случаев по непроизвольным движениям глаз можно прочесть мысли собеседника, Нижеследующие результаты получены в экспериментах для «правшей» (для «левшей» они могут оказаться неверными).

 

В приводимых описаниях (рис. 2.1) движение глаз указано с позиций человека, за которым ведется на­блюдение.

 

 

2 1

4 3

6 5

 

 

Рис. 2.1. Анализ движения глаз собеседника

 

Если вы задаете собеседнику какой-то вопрос и ви­дите, что движение его глаз— влево—вверх (1), это говорит о погружении человека в какой-то известный ему образ. Речь в данном случае идет о так называемых визуальных воспоминаниях. Например, если попросить партнера по общению представить себе его зубную щет­ку, наиболее вероятно именно данное направление взгляда.

Иная ситуация сложится, если вы попросите своего собеседника представить, что его зубная щетка начала прыгать по комнате. В данном случае направление дви­жения глаз будет вправо—вверх (2), что говорит о кон­струировании субъектом зрительного образа, не, встре­чавшегося в его прошлом опыте.

Движения глаз в горизонтальном направлении гово­рят об обращении к слуховым образам: влево (3) — со­беседник вспоминает опять-таки знакомые ему звуко­вые ассоциации, вправо (4) — конструирует новые звуковые сочетания. Например, движения глаз в на­правлении 3 может быть связано с проигрыванием в Уме знакомой мелодии, в направлении 4— например, когда человек пытается представить неизвестный ему «шум космоса».

В последнем случае возможна и «расфокусировка» зрения: ваш собеседник находится и внутри звукового образа, и кое-что конструирует, достраивает в нем. Например, он может «слышать» знакомую мелодию и пытаться встроить в нее голос певца.

Движение глаз влево—вниз (5) связано с процессом оценки и принятия решения вашим партнером. В этом случае у него возможен также «внутренний диалог» самим собой, в процессе которого взвешиваются аргументы «за» и «против».

Движение глаз вправо—вниз (6) свидетельствует 0 работе его кинестетической системы, связанной с теми или иными ощущениями. Так, человек может предста­вить, как после тяжелого рабочего дня он с удоволь­ствием погружается в теплую ванну

Возможен, наконец, и неподвижный (человека, как бы ушедшего в себя) или, наоборот, в пространство взгляд, свидетельствующий о процессе извлечения со­ответствующего образа из памяти.

Губы

Они способны многое сказать о состоянии человека. Плотно сжатые губы означают глубокую задумчивость, изогнутые — сомнение, сарказм.

О роли улыбки мы уже говорили выше. Она, как правило, выражает дружелюбие, способствует обще­нию. Но нужно проявлять осторожность в ее истолко­вании. Так, чрезмерная улыбчивость может быть про­явлением болезненной потребности в одобрении или уничижительности перед начальством, а то и вовсе ничего не выражать — быть своеобразной вежливой вы­веской, маской.

Когда улыбка натуральная, естественная, сокраща­ется нижняя часть круговой мышцы глаза. При этом поднимается нижнее веко. Когда же она деланая, улы­баются только губами.

Существует непосредственная связь между душев­ным и физическим состоянием человека и его улыб­кой. Если на душе скверно, и улыбка будет страдаль­ческой. Если хорошо, улыбка радостная. Душевное спокойствие всегда отражается в улыбке. Люди благо­дарно воспринимают улыбку, выражающую приветли­вость или дружелюбие. В жизни всегда имеется немало проблем, но с меньшими душевными и физическими потерями их преодолевают те люди, которые умеют улыбаться.

 

 

Язык жестов и поз

 

Жесты более достоверно передают информацию о человеке, потому что они неосознанны и непроизволь­ны. При несовпадении вербальных и невербальных сиг­налов говорящего слушатели подсознательно полага­ются в большей степени на невербальные сигналы.

Поэтому, с одной стороны, во время деловых встреч, бесед, переговоров необходимо, чтобы произвести наи­лучшее впечатление и выглядеть более убедительным, контролировать свои жесты и мимику, блокируя не­дружественные сигналы. А с другой — уметь правильно «прочитать» реакции партнеров по общению.

 

 

Жесты открытости

 

Они свидетельствуют об искренности собеседника, его доброжелательности и желании говорить откровенно. К этой группе знаков относятся жесты «раскрытые руки» и «расстегивание пиджака».

«.Раскрытые руки»: говорящий сделал жест рукой (или двумя) в сторону слушателя, при этом его ладонь на мгновение оказалась обращенной кверху (этот жест особенно нагляден у детей: когда они гордятся своими достижениями, то открыто показывают свои руки. Если же чувствуют свою вину, то прячут руки либо за спи­ну, либо в карманы).

Жест «раскрытые руки» демонстрирует желание идти навстречу, установить, контакт. Лучше всего начинать этот жест как бы из глубины, с уровня живота, на­правляя руки немного вверх в сторону собеседника.

«Расстегивание пиджака»: люди открытые и дру­жески к вам расположенные часто расстегивают и даже снимают пиджак в вашем присутствии; наблюдения по­казывают, что соглашение между собеседниками в рас­стегнутых пиджаках достигается гораздо чаще. Когда Человек меняет свое отношение к собеседнику в благо-Приятную сторону, он разжимает руки и автоматиче­ски расстегивает пиджак.

Когда становится ясно, что возможно соглашение или положительное решение обсуждаемого вопроса, а также когда создается положительное впечатление от совместной работы, обычно расстегивают пиджаки распрямляют ноги и передвигаются на край стула ближе к столу, который отделяет их от собеседника.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 571; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.90 (0.012 с.)