Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Преувеличение и односторонность чувствСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Каковы бы ни были чувства толпы, хорошие или дурные, характерными их чертами являются односторонность и преувеличение. В этом отношении, как и во многих других, индивид в толпе приближается к примитивным существам. Для него тут нет ни оттенков, ни переходов, он воспринимает все впечатления в целом. В толпе преувеличение чувств обусловливается еще и тем, что это самое чувство, распространяясь очень быстро посредством внушения и «заразы», вызывает всеобщее одобрение, которое и содействует в значительной степени увеличению его силы. «Односторонность и преувеличение чувств толпы, — говорит Г. Лебон, — ведут к тому, что она не ведает ни сомнений, ни колебаний. Подобно женщине, толпа всегда впадает в крайности. Высказанное подозрение тотчас превращается в неоспоримую очевидность. Чувство антипатии и неодобрения, едва зарождающееся в отдельном индивиде, в толпе тотчас же превращается у него в самую свирепую ненависть». «Сила чувств толпы еще более увеличивается отсутствием ответственности, особенно в толпе разнокалиберной. Уверенность в безнаказанности, тем более сильная, чем многочисленнее толпа, и сознание значительного, хотя и временного могущества, обусловленного численностью, дает возможность скопищам людей проявлять такие чувства и совершать такие действия, которые невозможны для отдельного человека. В толпе дурак, невежда и завистник освобождаются от сознания своего ничтожества и бессилия, заменяющегося у них сознанием грубой силы, преходящей, но безмерной. К несчастью, преувеличение чаще обнаруживается в дурных чувствах толпы, атавистических остатках инстинктов первобытного человека, которые подавляются у изолированного и ответственного индивида боязнью наказания. Это и является причиной легкости, с которой толпа совершает самые худшие насилия». Из этого не следует, однако, что толпа не способна к героизму, самоотверженности и высоким добродетелям. Она даже более склонна к ним, нежели изолированный индивид.
Ограниченность суждений Нельзя утверждать, что толпа вообще не склонна к рассуждениям и не подчиняется им. Но аргументы, используемые ею, и те, которые на нее действуют, с точки зрения логики разве что только на основании аналогии можно назвать суждениями. Суждения толпы, несмотря на свою ограниченность, тоже основываются на ассоциациях, как и суждения более возвышенного рода, но они связаны между собой лишь кажущейся аналогией и последовательностью. Впечатлительность и воображение Обратимся опять к Г. Лебону: «Как у всех существ, не способных к рассуждению, воспроизводительная способность воображения толпы очень развита, очень деятельна и очень восприимчива к впечатлениям. Вызванные в уме толпы каким-нибудь лицом образы, представление о каком-нибудь событии или случае по своей живости почти сравнимы с реальными образами. Для толпы, не способной ни к размышлению, ни к рассуждению, не существует поэтому ничего невероятного, а ведь невероятное-то всегда и поражает всего сильнее. Толпа, способная мыслить только образами, восприимчива только к образам. Только образы могут увлечь ее или породить в ней ужас и стать движителями ее поступков. Театральные представления, где образы предстают перед толпой в самой явственной форме, всегда имеют на нее огромное влияние. Хлеб и зрелища некогда составляли для римской черни идеал счастья, и она больше ничего не требовала. Века прошли, но этот идеал мало изменился. Ничто так не действует на воображение толпы любой категории, как театральные представления». Возникновение паники Кому знакомо это чувство, тот знает, что это не просто трусость, какую можно в себе перебороть исходя из сознания долга и голоса рассудка. Нет, это есть нечто такое, что охватывает, подобно острейшей заразе, почти внезапно огромную массу лиц: это ощущение неминуемой опасности, против которого совершенно бессилен разум и которое можно объяснить только внушением некой идеи то ли вследствие неожиданных зрительных впечатлений (пожар, внезапное появление неприятельских войск и др.), то ли брошенным в толпу злонамеренно или случайно словом. Когда вдруг такая опасность осознается всеми, достаточно малейшего толчка, действующего подобно внушению, чтобы началась паника. А когда так случается, это становится нередко причиной огромных бедствий. В театрах, церквах и в других многолюдных собраниях достаточно произнести слово «пожар!», как тут же эпидемия страха, или паника, быстро охватывает все собрание и почти неминуемо приводит к многочисленным жертвам. Так как паника является следствием внушенной или неожиданно привитой мысли о неминуемой опасности, то, очевидно, никакие рассуждения и убеждения не способны устранить ее, пока сама очевидность не рассеет внушенной идеи. Вот почему военачальники более всего опасаются паники в войсках, обычно ведущей к печальным последствиям. Перечисленные особенности массы (толпы) людей показывают, что этот человеческий конгломерат легко может стать объектом манипулирования. И действительно нередко часто становится им. В истории известны многочисленные случаи действий провокаторов, засылаемых на митинги, шествия, — они неизменно приводили к массовым беспорядкам. В тоталитарных режимах психология массы эксплуатировалась довольно успешно. О том, как это делалось, пойдет речь далее. Сейчас ограничимся лишь тремя примерами. Чтобы ускорить вхождение молодежи в состояние безответственной толпы, наставники молодых фашистов поощряли их к уличному насилию, ношению ножей и кастетов. Сам фюрер заявил: «Да, мы варвары, и хотим ими быть. Это почетное звание. Мы омолодим мир». (Конечно, «учиться, учиться и учиться» гораздо скучнее.) Мао Цзэдун, чтобы расправиться со старой партийной гвардией, поднял против «засевших в штабах» толпы молодежи — хунвейбинов. Беснующиеся юнцы прекрасно справились с заданием «великого кормчего». Психология массы использовалась и в СССР. В те времена родился анекдот: «Что такое единодушное одобрение? Это когда каждый в отдельности — против, а все вместе — за». Вот типичная сценка. На собрании обсуждается некий вопрос. Несколько «сознательных» (партийных) товарищей, выполняя поручение руководства, выступают за решение, которое нужно «протащить» на собрании. После этого председательствующий говорит: - Голосуем. Кто за? — и первым поднимает руку. Следом дружно — весь президиум, партийцы, начальники, активисты. Многие в зале также поднимают руки, рассуждая: «Плетью обуха не перешибешь», «Ругаться с начальством — все равно что плевать против ветра...» Председательствующий: — Кто против? Нет. (Тут уж каждый рассуждает) «А мне что, больше всех надо? (Вон, никто не против».) — Кто воздержался? Нет. Принято единогласно. Чтобы подготовить психическое заражение, перед собранием вопрос обсуждал партком (бюро) и коммунистам сообщали о решении, которое они должны поддержать. Так что в зале всегда были группы людей, задающих тон голосованию.
О безответственности толпы Преступления толпы всегда вызваны каким-нибудь очень сильным внушением, и индивиды, принявшие участие в совершении этого преступления, убеждены, что они исполнили свой долг. Погромы и поджоги, как правило, совершались беснующейся толпой. Однако историки зафиксировали немало случаев в российской действительности, когда подобные действия происходили по иному сценарию. Вот что, например, пишет английский историк русского крестьянства Т. Шанин о насилии 1907 года: «Поджоги часто следовали теперь особому сценарию. Решение о них принималось на общинном сходе и затем, при помощи жребия, выбирались исполнители из числа участников схода, в то время как остальные присутствующие давали клятву не выдавать поджигателей». Сход сельской общины — внешне схожее скопление людей, но контрастное толпе. Особенно если сход готовится к насильственным действиям (например, разгрому имения помещика). Отличие в том, что сход — собрание в высокой степени структурированное системой статусов, уважения и авторитета. Это именно собрание, налагающее на каждого огромный груз ответственности. Поскольку действия индивида в толпе более безответственны, то в законодательстве предусмотрены более строгие наказания за правонарушения, совершенные в составе групп. Сделано это, надо понимать, для того, чтобы воспрепятствовать вхождению индивида в преступную группу, где его действия будут более безответственными.
Как говорить с толпой Оратор, желающий увлечь толпу, не должен никогда пытаться доказывать что-либо рассуждениями. Г. Лебон Как мы увидим далее, политики-демагоги, а также манипуляторы разного рода добивались и добиваются успехов, злоупотребляя сильными выражениями, преувеличивая, утверждая и повторяя то, чего и ждет аудитория. Кто этому не следовал, тот терпел поражение. В российской действительности первых олицетворяет Жириновский, вторых— Гайдар, говоривший с экрана телевизора так, как будто перед ним члены лишь ученого совета, разбирающиеся в макроэкономических моделях.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.6.176 (0.011 с.) |