Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Памятка при работе выпускника над анализом текста

Поиск

Памятка при работе выпускника над анализом текста

Читая текст в первый раз,

1) обращайте внимание на все непонятные слова и выражения; помните о том, что лексическое значение незнакомого слова может быть подсказано содержанием всего текста;

2) ведите диалог с автором текста; по ходу чтения ставьте вопросы к автору (герою) и выдвигайте предположения о дальнейшем его содержании;

3) проверяйте верность выдвинутых вами предположений при чтении последующих частей текста;

4) спорьте с автором, выдвигайте свои контрдоводы;

5) старайтесь выделять в тексте главное, существенное; найдите важную информацию, делайте выписки основных идей, положений, обращайте внимание на фразы, выделенные курсивом или жирным шрифтом;

6) особое внимание уделяйте первым фразам каждого абзаца, так как именно они, как правило, выражают обобщающие, «узловые» суждения автора;

7) обращайте внимание на слова, употребленные в переносном значении; это поможет вам не только выполнить задания, связанные с анализом средств выразительности, но и лучше понять прочитанный текст

 

Памятка при работе выпускника над сочинением по тексту

Приступая к работе над сочинением, еще раз прочитайте текст. При этом

1) постарайтесь сформулировать главную мысль текста, его основные положения (тезисы), охарактеризуйте его проблематику, способы освещения и решения проблем;

2) прочитайте повторно трудные для вас части текста, убедитесь в правильности их понимания;

3) выработайте собственное отношение к предмету речи, продумайте аргументы в обоснование своей точки зрения;

4) постарайтесь соотнести прочитанное с другой известной вам информацией по той же теме, определить сходство и расхождение;

5) обобщая полученные сведения, сформулируйте собственные выводы на основе прочитанного текста.

 

Как правильно понять исходный текст

II Текст

1. О чем? (ты увидишь тему)

  1. 2. Какие вопросы рассматривает автор? (ты найдешь проблемы)
  2. 3. Над каким вопросом рассуждает больше всего? (ты найдешь основную проблему)
  3. 4. Зачем автор написал текст? (ты определишь цель)

V. 5. Как автору удалось помочь тебе определить цель? (здесь ты увидишь роль языковых средств)

VI. 6. Как сам автор отвечает на проставленные вопросы (проблемы)? (Это поможет тебе понять авторскую позицию)

IIIКакие существуют виды информации в тексте?

 

Виды информации в тексте Что содержит информация Роль данной информации
Фактуальная События, факты, герои, время и место действия, движение сюжета… Позволяет увидеть внешнюю сторону текста. (Автор отбирает эту информацию и использует, чтобы передать то, что его волнует, изложить свои мысли).
Концептуальная Замысел автора, его позицию, систему взглядов, подход к фактам. Служит объединяющим началом текста, создает текст как в единое целое. (Без авторской мысли текст представлял бы себе ряд разрозненных фрагментов, фактов и событий).
Подтекстовая Скрытая, дополнительная информация, смысл которой содержится в отдельных словах, предложениях, фрагментах текста и становится понятным лишь в процессе переработки и анализа фактуальной и контекстуальной информации. Может основательно изменить истолкование текста, позволяет иначе, по-новому увидеть и понять его концептуальную информацию либо непосредственно, либо через фактуальную информацию.

 

IV. Роль вступления и заключения в сочинении-рассуждении

Вступление может Заключение
1) Вводить в тему текста. 1) Должно быть органично связано с текстом, с его проблематикой, с предыдущим изложением.  
2) Сообщать об основной проблеме текста. 2) Должно завершить сочинение, еще раз обратив внимание эксперта на самое главное.
3) Быть основным тезисом, который ты будешь аргументировать. 3) Должно быть логическим завершением твоих рассуждений по поводу темы, проблем, поставленных автором.
4) Быть основанием для объяснения основной проблемы. 4) Может содержать твое решение проблемы, поставленное автором.
5) Быть формулировкой твоего понимания авторской позиции 5) Может отражать твое личное отношение к теме текста, его героям, проблеме.
6) Содержать сведения о своеобразии худ. мира автора текста (если это своеобразие нашло отражение в теме, в идее, проблематике текста). 6) Может дополнять мысль автора.
7) Определять круг проблем, затронутых автором. 7) Может содержать рассуждение о злободневности рассматриваемых темы и проблем.
8) Содержать твой взгляд на основные вопросы, рассматриваемые автором. 8) Может содержать этически корректное возражение автору.  
9) Содержать общую точку зрения по теме, поднимаемой автором. 9) Может представлять развернутую или логически завершенную мысль, высказанную во вступлении.

 

VI. Формулировка основной проблемы исходного текста.

Помните, что от первого шага – определения основной проблемы текста – зависит содержание всего сочинения: выделенную проблему следует прокомментировать, сформулировать позицию автора (по выделенной основнойпроблеме!), а также выразить свое отношение к авторской мысли. Таким образом, неверно выделенная проблема ставит под угрозу всю вашу работу.

- Как правильно сформулировать проблему текста?

§ Автор рассуждает над проблемой…

§ В тексте поднимается проблема…

§ Текст заставляет из нас задуматься над проблемой…

§ Автор затрагивает проблему «отцов и детей».

§ В центре внимания автора проблема экологии культуры.

§ В поле зрения автора проблема воспитания молодого поколения.

§ Автор обращает внимание читателей на проблему ответственности человека перед самим собой.

§ Автор предлагает для всеобщего обсуждения проблему патриотизма.

§ Прочитанный текст заставил меня задуматься над проблемой влияния человека на природу.

Или:

§ Возможно ли гармоничное сочетание духовного и материального, «поэзии» и «прозы» в жизни человека? Этой сложной проблеме посвящает свой текст писатель Ю.Нагибин.

§ Автор текста размышляет над судьбой русского языка и предлагает читателям задуматься над следующей проблемой: обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?

§ Что может помочь не только выжить в нечеловеческих условиях, но и не утратить человеческого достоинства? Эту проблему рассматривает автор на примере сложной судьбы замечательного русского ученого А.Лосева.

Словарь

1) Проблема (Чего?): войны мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования…

 

2) Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность, сложность какой-либо проблемы.

3) Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, изучить, исследовать, обсудить, решить какую-либо проблему.

 

4) Коснуться какой-либо проблемы.

 

5) Какая-либо проблема возникает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.

 

6) НЕ ПИШИТЕ СТАТЬЯ, ЗАМЕТКА, РАССКАЗ! НУЖНО ПИСАТЬ ТЕКСТ, ОТРЫВОК, ФРАГТЕНТ.

 

VII. Комментируем основную проблему текста.

Обычно они:

§ Нравственные

§ Экологические

§ Социальные

§ Психологические

§ Философские

§ Социально-психологические

§ Социально-философские…

Проблема, рассматривая автором, может быть:

§ Общественно значимой

§ Социальной

§ Философской

§ Политической

§ Идеологической

§ Нравственной

§ Межнациональной

§ Морально-этической

§ Злободневной

§ Животрепещущей

§ Актуальной

§ Жизненной

§ Насущной

§ Острой

§ Важной

§ Серьезной

§ Спорной

§ Неотложной

§ Основной

§ Глубокой

§ Назревшей

§ Неразрешимой

§ Наболевшей

§ Мучительной

§ Жгучей

§ Первоочередной

§ Принципиальной

§ Главной…

Начиная комментировать проблему, ты можешь указать:

1) к какой категории относится избранная автором проблема;

2) насколько она злободневна;

3) что делает ее злободневной;

4) традиционна ли эта проблема или нова;

5) если нова, что стало причиной ее появления»; жизнеспособна ли она (прогноз на будущее); объясни, что позволяет тебе сделать такие выводы;

6) как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме;

7) как характеризует автора выбор данной проблемы (настоящий гражданин своего Отечества; не безразличный наблюдатель, а человек активной жизненной позиции; интернационалист; глубокий знаток человеческой души…).

 

Образец рассуждения № 1

Образец рассуждения № 2

Перед тобой фрагмент Нобелевской лекции А.И.Солженицына. Перед тобой таблица, в которой тезисно сформулированы рассуждения об основной проблеме, напиши сочинение-рассуждение, развернув связный комментарий.

(1) Скажут нам: что же может литература против безжалостного натиска открытого насилия? (2) А не забудем, что насилие не живет одно и не способно жить одно: оно непременно связано с ложью. (3) Между ними самая родственная, самая природная глубокая связь: насилию нечем прикрыться, кроме лжи, а лжи нечем удержаться, кроме как насилием. (4) Всякий, кто однажды провозгласил насилие своим методом, неумолимо должен избрать ложь своим принципом.

(2) (5) Рождаясь, насилие действует открыто и даже гордится собой. (6) Но едва оно укрепится, утвердится – оно ощущает разрежение воздуха вокруг себя и не может существовать дальше иначе, как затуманиваясь в ложь, прикрываясь ее сладкоречием. (7) Оно уж не всегда, не обязательно прямо душит глотку, чаще оно требует от поданных только присяги лжи, только сочувствия во лжи.

(3) (8) И простой шаг простого мужественного человека: не участвуйте во лжи, не поддерживайте ложных действий! (9) Пусть это приходит в мир и даже царит в мире – но не через меня. (10) Писателям же и художникам доступно больше: победить ложь! (11) Уж в борьбе-то с ложью искусство всегда побеждало, всегда побеждает! (12) Против многого в мире может выстоять ложь – но только не против искусства! (13) А едва развеяна будет ложь – отвратительно откроется нагота насилия – и насилие дряхлое падет.

(4) (14) Вот почему я думаю, друзья, что мы способны помочь миру в его раскаленный час. (15) Не отнекиваться безоружностью, не отдаваться беспечной жизни – но выйти на бой!

(5) (16) В русском языке излюблены пословицы о правде. (17) Они настойчиво выражают немалый тяжелый народный опыт, и иногда поразительно: (18) В одно слово правды весь мир перетянет. (19) Вот на таком мнимо-фантастическом нарушении закона сохранения масс и энергий основана и моя собственная деятельность, и мой призыв к писателям всего мира.

 

Проблемы Предлагаемый материал
Проблема противостояния литературы тоталитарному режиму. «Власть отвратительна, как руки брадобрея» (И.Мандельштам), потому что: § лишает человека не только внешней, но и внутренней свободы; § обезличивает его; § считает себя вправе распоряжаться человеческими судьбами; § рождает страх в людях; § заставляет всех не только поддерживать, но и пропагандировать ложь; § уничтожает инакомыслящих людей…
Проблема насилия и нравственной непоколебимости, лжи и правды. Почему необходимо, чтобы не умолк голос правды в океане лжи? § Общество должно увидеть итог пути, по которому оно идет. § Оно должно понять, какими средствами пользуется власть, делая их «счастливыми». § Рабская мораль, порождаемая тоталитарным режимом, унизительна, недостойна человека…
Проблема внутренней духовной свободы. § Роман «Мы» Е.Замятина – роман предвидение того, что ждет Россию в будущем, в том числе культ личности, процессы против» врагов народа», сталинские лагеря, в которых люди имели не имена, а номера, обезличенное общество «советских людей»… § Рассказы М.Зощенко, учившие противостоять безнравственному порядку; неспроста в 1958 году Зощенко запишет в дневнике: «Страх (властей) перед литературой максимальный». § Повесть М.Булгакова «Собачье сердце» - предупреждение о том, что попытка превратить собаку в человека безуспешна, как и революционный элемент большевиков с их лозунгом «Кто был никем – тот станет всем». § А.Ахматова создала «Реквием» жертвам тоталитарного режим. § Рассказы В.Шаламова «Шоковая терапия обнажили страшную, шокирующую правду о сталинских лагерях. § Произведения А.Солженицына были проникнуты ответственностью за судьбы миллионов жертв советской власти, за судьбу России.

Словарь

Различные способы формулирования позиции автора:

§ Позиция автора такова…

§ Автор считает, что…

§ Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…

§ Автор убеждает нас в том, что…

§ В тексте доказывается мысль о том, что…

§ Основная мысль текста заключается в том, что…

 

IX. Что такое аргументация?

В сочинении ЕГЭ тезис – это позиция автора текста, которую вы стараетесь обосновать, доказать или опровергнуть.

Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения, - словом, все, что может подтвердить тезис.

От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что…»

Основные типы аргументов:

§ Факты, события

§ Ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений

§ Пословицы и поговорки

§ Примеры из личной жизни и жизни окружающих

§ Примеры из художественной литературы.

 

Образцы аргументации

1)Тезис. Человек должен воспитывать в себе «талант доброты».

Аргумент (на примере худ. произведений). Я думаю, каждый здравомыслящий человек согласиться с автором. Русская классическая литература всегда защищала нравственные ценности. Именно «таланту доброты» учили своих читателей многие русские писатели. Например, Ф.М.Достоевский в романе «Преступление и наказание» изображает героя, которого, как это ни странно, толкает на преступление желание помочь окружающим. Однако писатель показывает, что Раскольников, стремящийся облагодетельствовать человечество, не задумывается о том, что в душе его нет добра, а есть только эгоистическое желание стать властелином судьбы. Так Достоевский дает своим читателям нравственный урок: подлинное добро – это искреннее, бескорыстное желание помочь другому, а с этими поступками в нас крепнет и растет тот самый «талант доброты», о котором рассуждает автор.

Ссылки на авторитет.

§ Выдающийся борец за гражданские права Лютер Кинг учил, что…

§ Гениальный русский ученый Д.И.Менделеев однажды сказал, что…

§ Еще Петр I говорил, что…

§ Любой историк скажет вам, что…

§ Большинство врачей считает, что…

§ Как установлено японскими учеными…

3)Ссылка на конкретное лицо. Косвенная речь.

Любопытную мысль высказал Д. Гранин в одной из своих книг. Он писал, что время и сейчас распределяется так же, как и две тысячи лет назад. Большая часть нашей жизни уходит на ошибки и дурные поступки, значительная часть протекает в бездействии, и почти вся жизнь в том, что мы делаем не то, что надо.

4) Пословицы и поговорки. В русском языке излюблены пословицы о правде. Они настойчиво выражают немалый тяжелый опыт народа, и иногда поразительно: одно слово правды весь мир перетянет. «Терпя и горшок надсядется», «Терпя и камень треснет» - едко, но метко говорят народные пословицы. Триста лет под татарами, триста лет под Романовыми выработали не только терпение героическое, кончавшееся народными взрывами, но и терпение холопское – притерпелость.

5) Рассуждение с дефиницией (дефиниция – краткое определение какого-либо понятия, отражающего существенные признаки предмета или явления, толкование слова).

§ Кто такой писатель? Это человек, который может писать? Нет. Писать умеет каждый грамотный человек.

§ Может это человек, который пишет грамотно? Нет. Правильно умеют писать все образованные люди.

§ Это то, кто пишет интересно? Нет. Автором интересного текста может быть журналист, ученый, политик.

§ Писатель – это человек, который создает худ. произведения.

6) Силлогизм (дедуктивное умозаключение).

Все люди смертны. Сократ – человек. Значит, Сократ смертен.

7) Аналогия (умозаключение, при котором свойства, присущие одному объекту, переносятся на другой объект того же класса).

Вспомните знаменитый монолог профессора Преображенского из повести М.Булгакова «Собачье сердце».

- Что такое это ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампочки? Да ее вовсе не существует.

- Это вот что: если я, вместо того чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха.

IX.Обобщаем сказанное

Образец работы

Текст. На дворе стоял 1940 год. В то время мы учительствовали в селе Карыж Глушковского района Курской области.

До полного благополучия было еще далеко, но в детдоме стали появляться первые признаки перемен. Дети понемногу становились доверчивее, добрее. Потихоньку крепла дисциплина. И все же здесь по-прежнему держались старые порядки.

Сижу в учительской. Входит завхоз. Прервав разговор, обращается к завуч:

- Нина Петровна, дай какую-нибудь девочку. Пусть ко мне домой ведро отнесет.

Голос у завхоза тусклый, ровный. Ни волнения, ни сомнения в не мнет. Обычное дело – отнести домой ведро ворованного сахара. Только и всего.

То, что завхоз нечист на руку, тут знают все. Привыкли. Никто не подает голоса. И все-таки смотрю на Нину Петровну. Может быть, хоть на этот раз взволнуется ее сердце. Неужели даже не укорит! Очень живо себе представляю, как встанет у окна и гневно бросит ему в лицо:

- Слушай, Владимир Иванович, раз уж тащишь, так тащил бы хотя бы сам. Постыдись.

Но Нина Петровна к просьбе завхоза относится с полным пониманием. Ведро-то тяжелое, а годы у человека не юношеский, как не помочь. Она выходит в коридор. Выискивает глазами кого-то и зовет:

- Лида, поди сюда. Помоги Владимиру Ивановичу отнести ведро.

Девочка покорно берет доверху наполненное ведро и, изогнувшись, волочит его вслед за размеренно вышагивающим завхозом.

Никаких продуманных намерений у меня не было. Все вышло само собой. Быстро, словно кто-то толкнул меня, я бросилась вперед и загородила завхозу путь. Задыхаясь, заговорила ему прямо в лицо:

- Куда вы сахар потащили? А ну живо несите назад! Совсем обнаглел! Средь бела дня детей обкрадывает. Только попробуй еще.

На щеках у меня были красные пятна. Не послушается, вцеплюсь в ведро, драться буду, кусаться, а сахар не отдам.

Несколько секунд он смотрит на меня, словно пытаясь понять, какая муха меня укусила. Кажется, понимает. Молча мнется с ноги на ногу, и даже подобие румянца выступает на небритых щеках. Ничего не говорит, берет из Лидиных рук ведро, возвращается назад и подрагивающими руками послушно высыпает сахар назад.

Я ждала мести, подвохов, ругательств за своей спиной…Получилось совсем иначе. Буквально через несколько дней завхоз подал заявление и по собственному желанию покинул наш детский дом. Словно он только и ждал, пока кто-нибудь напомнит ему, что красть нехорошо.

Как мало понадобилось, чтобы пресечь это зло! Ни борьбы, ни нервов, ни жертв. Наверное, итог был бы в точности таким же, очутись на моем месте любой другой человек. Почему же воспитатели ничего не замечали? Оглядываясь назад, я и сейчас склонна думать, что молчание это даже худшее зло, чем воровство нашего недобросовестного завхоза. Быть может, и не пропащий он человек. Поймай он хоть раз чей-то укоризненный взгляд, услышь слово осуждения из уст своих коллег, ничего бы такого вообще не случилось. Но молчание (столь удобное для ленивых душ) одного сделало жуликом, на других бросило тень соучастия.

Ф.Соколова

Ø Начинаем работу над сочинением!

Ø 1) Пишем вступление (главная задача вступления – подведение к основной проблеме).

Приходилось ли вам молча проходить мимо распоясавшихся молодых парней, сквернословящих в общественных местах? Вспомните, всегда ли вы одергивали людей, обижающих того, кто моложе или слабее. Конечно, в жизни каждого из нас были случаи, когда можно было вмешаться, заступиться, помочь, однако мы предпочли спокойное бездействие. Проблему равнодушного отношения людей к окружающему их злу поднимает в своем тексте Ф. Соколова.

2) Следующий этап - комментарий (помните, что комментарий должен подвести к позиции автора).

Автор описывает ситуацию из жизни детского дома: учительница заставила завхоза вернуть ворованный сахар, в то время как ее коллеги, прекрасно понимавшие, что на их глазах происходит воровство, промолчали. Рассказчица искренне удивлена равнодушным молчанием завуча и воспитателей. Ее поступка было достаточно для того, чтобы нечестный человек оставил работу: «Как мало надо для того, чтобы пресечь это зло!» В размышлениях героини звучит мысль о том, что равнодушие удобно для «ленивых душ». А ведь именно в душе человека заложено стремление к добру и справедливости. К сожалению, люди далеко не всегда прислушиваются к внутреннему голосу, который призывает бороться со злом

3) Третий этап – переход к формулированию позиции автора.

Так, Ф.Соколова убеждает нас в том, что человеческое равнодушие – это тоже зло, которое сродни соучастию в преступлении: «молчание…одного сделало жуликом, на других бросило тень соучастия».

4) Следующий этап – изложение собственной позиции, подкрепленной двумя аргументами.

Я полностью согласен с позицией автора. (1 аргумент) К сожалению, многие люди живут по пословице «Моя хата с краю – ничего не знаю», однако обижаются, когда окружающие остаются безучастными к их бедам. Конечно, можно подумать: «Мне какое дело! Меня это не касается», - и промолчать или пройти мимо. Однако наше бездействие способствует тому, что зло торжествует.

(2 аргумент)Правоту автора подтверждает и знаменитее высказывание писателя Ясенского: «Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство».

5) Осталось подвести итог (заключение должно быть продумано).

Итак, бороться со злом трудно: плыть по течению куда проще, чем против течения. И все же, вступая на путь борьбы со злом, мы помогаем людям, увеличиваем количество добра и, что немаловажно, остаемся в ладу со своей совестью.(300 слов)

Запомни: объем сочинения 150\300 слов

Развернутым ответом

Критерии оценивания ответа на задание С Баллы
I.К1 Формулировка проблем исходного текста 1)Экзаменуемый верно сформулировал одну из проблем текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. 2)Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем текста  
К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста 1)Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок нет. 2)Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована, но допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанных с пониманием исходного текста 3)Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована или допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанных с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментария дан простой пересказ текста, или в качестве комментария цитируется большой фрагмент исходного текста.  
К3 Отражение позиции автора исходного текста 1)Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок нет. 2)Позиция автора сформулирована неверно или Позиция автора исходного текста не сформулирована.    
К4 Аргументация экзаменуемым собственного текста по проблеме 1) Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел 2 аргумента), опираясь на художественные произведения… 2) Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел 1 аргумент), опираясь на художественные произведения… 3) Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), не аргументировал или мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен\не согласен с автором), или вообще не отражено в работе. 2.

 

II.К5 Речевое оформление сочинения Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения 1) Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: § логические ошибки отсутствуют и последовательностью изложения не нарушена. § в работе нет нарушений абзацного членения. 2) Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста. 3) В работе просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.            
К6 Точность и выразительность речи 1) Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грам. форм. 2) Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грам. строя речи. 3) Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грам. строя речи. 2.      
К7 Грамотность Соблюдение орф.норм. 1) орф. ошибок нет 2) допущена 1 ошибка 3) допущено более 1 ошибки    
К8 Соблюдение пункт. норм 1) пункт. ошибок нет 2) допущены 1-2 ошибки 3) допущено боле 2 ошибок  
К9 Соблюдение языковых норм 1) грам. ошибок нет 2) допущены 1-2 ошибки 3) допущено более 2 ошибок  
К10 Соблюдение речевых норм 1) допущено не более 1 речевой ошибки 2) допущены 2-3 ошибки 3) допущено более 3 ошибок  
К11 Соблюдение этических норм 1) этические ошибки отсутствуют 2) Допущены этические ошибки (1)  
К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале 1) фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют 2) допущены фактические ошибки (1)  
  Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1-К12) – 20 баллов  

2 часть

Практика

Текст 1

 

Мы знаем, что люди живут на Земле тысячелетия. Они многое передумали. Они многое узнали.

Но ведь люди не только думают. Они просто улыбают­ся, печалятся и плачут, радуются солнцу и глазеют на звезды. Они учатся верно любить и непримиримо ненави­деть. Как можно научиться верно любить и непримиримо ненавидеть? Понимать красоту звезд и красоту человече­ского лица?

Раздумья человечества о красоте и богатстве мира сохранились в наиболее волнующей сердце человека фор­ме - в искусстве.

Художники решали все те же вопросы, которые челове­чество на новом этапе решает и сегодня: в чем заключается красота человека? Где канон, закон, к которому должен стремиться человек? И с этими представлениями об идеале человека неразрывно связана другая группа вопросов: в чем смысл жизни человека? Для чего мы живем? Для чего живу я - сегодня, сейчас задающий этот вопрос?

(А. Жукова)

 

 

Вступление Ряд риторических вопросов, созвучных теме сочинения Как научиться вечно любить и непримиримо ненавидеть? Как понимать красоту человека и красоту окружающего нас мира? В чем заключается идеал, к которому должен стремиться человек? На размышления именно по этим вопросам пытается подтолкнуть нас А. Жукова в своем тексте. Позиция автора Искусство, по мнению автора, побуждает задумываться о вечных проблемах: о нравственном и эстетическом идеале, о смысле жизни.
Проблема Автор предлагает для всеобщего обсуждения проблему назначения искусства. Аргументы 1.Тезис Я согласна с позицией автора, потому что автор данного текста, говоря о красоте человеческого лица, подразумевает красоту духовного образа. И именно искусство учит нас воспринимать и понимать такую красоту, любоваться ею. 2. Ссылка на авторитет Не случайно Достоевский говорил о том, что красоту спасет мир. Искусство задает каноны и законы красоты, идеалы в жизни, учит нас верно любить и непримиримо ненавидеть, делает нас духовно богатыми и счастливыми.
Комментарий Жукова рассказывает о наиболее волнующей сердце человека форме, об искусстве, в которой сохранились раздумья человечества о красоте и богатстве мира. Заключение Яркое сравнение, подводящее итог рассуждения. Мы уже давно твердим, красота спасет мир. Следовательно, гибель духовной красоты людей приведет к гибели всего человечества. Единственное, что может остановить гибель, – это искусство!

 

Текст 2

 

Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Что ж, верно, ибо противоестественно сближение самих этих по­нятий. Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством - в обычном, мирном смысле этого слова. Ну а те, что выросли в послевоенном мире, - надо ли учить их памяти о войне, нарушать безмятежность их юных лет? Я убежден: необходимо. Память - наша история. Каким будет взгляд на нее ребенка, таким будет наш завтрашний день. Стерев прошлое, мы стираем будущее. Конечно, исто­рия войны писалась кровью, и, чем дальше уходит время, тем спокойнее будут воспринимать люди, в том числе дети, жесточайшие ее факты. Но никогда не должны они пере­стать волноваться, узнавая о них.

Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, пе­реломом во всей дальнейшей судьбе. С этими воспоминани­ями всегда связаны открытия в самом себе и других лю­дях. Война живет в душе переживших ее такими воспоми­наниями, и они никогда не смогут забыть ее, как не смогут забыть, что родились когда-то.

По-моему, помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое досто­инство, но и чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным. Поэтому войну будут помнить, писать о ней, как стремились сохранить в летописях наши предки все детали древней истории, – это самоутверждение человека, поэтому и через сто лет школьники с гордостью и волнением будут писать о своем прадеде, который был фронтовиком.

(Е. Линд)

 

 

Вступление Ряд риторических вопросов Зачем ворошить самые печальные и жестокие моменты истории? Нужно ли рассказывать детям о тех странных и кровавых событиях войны? Конечно, необходимо! «Ведь память – это историческое достояние», - так утверждает С. Линд. Позиция автора С.Линд убежден, что нужно помнить историю своего народа, чтобы сохранить человеческое достоинство, чтобы знать смысл своей жизни.
Проблема Автор в своем тексте поднимает проблему исторической памяти о войне. Люди не хотят говорить о войне своим детям, боясь показать жестокость и ненависть людей друг к другу. Аргументы 1.Ссылка на авторитет Я согласна с позицией автора. Еще Римский поэт Цецилий Стаций учил, что нужно чтить следы прошлого. Память о войне должна затрагивать не только участников военных событий, но и всех людей страны, ведь это и их история, их прошлое 2.Силлогизм Война – память человечества. Память – прошлое человека. Следовательно, война касается каждого человека, как прямо- участников войны, так и косвенно – людей, которые только слышали об этих кровавых битвах. Дети должны понимать всю жестокость, насилие, боль военных годов ради избежания новых войн.
Комментарий Размышляя над проблемой исторической памяти о войне, о роли прошлого в судьбе народа и страны, автор рассуждает о том, что будущее строится на прошлом, дети – это будущее страны, и они должны знать всю ее историю, она должна их волновать. Заключение Обзор всех положений, которые мы осмыслили в основной части. Итак, память – это наша история, а память о войне – это история всей страны, всего человечества. Наше будущее должно знать наше прошлое.

 

Текст 3

 

Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой.

Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, – он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…

Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека. Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость! Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть? Не тому помочь, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждаются в помощи? Если ты врач, то может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает у самых лучших врачей. Но в сумме ты все-таки помог больше, чем не помог. От ошибок никто не застрахован. Но самая большая ошибка, ошибка роковая – неправильно выбранная главная задача в жизни.

Ставя себе задачу карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».

Поэтому главной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.

(По Д. Лихачеву)

 

 

Вступление Цитата «Судьба человека – в руках человека. Вот в чем ужас», – эту фразу В. Гжеш


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.130.127 (0.013 с.)