Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
V. Образцы написания вступлений и заключений
Текст
(1) Если бы какие-нибудь вселенские диверсанты были посланы уничтожить все живое на Земле и превратить ее в мертвый камень, если бы они тщательно разработали эту свою операцию, они не могли бы действовать более разумно и коварно, чем действуем мы, живущие на Земле люди и не только не считающие себя диверсантами, но мнящие себя друзьями природы.
(2) Говорят, что мы сбрасываем в Мировой океан ежегодно 10 000 000 тонн нефти.
(3) Говорят, Рейн несет в своих водах каждые сутки столько же ядовитых веществ, сколько могут перевезти 1000 железнодорожных составов.
(4) Говорят, одна только средней мощности электростанция, работающая на мазуте, выбрасывает в сутки в окружающий воздух 500 тонн серного ангидрида, который, соединяясь с любой водой, тотчас дает серную кислоту.
(5) Цифры, если их собрать, потрясающие; картина, если ее нарисовать, ужасна.
(6) Остановиться уже нельзя. (7) Но я сейчас думаю не о точке остановки, а о точке начала, о той пружине, которая дала первый толчок и подвигнула человека на этот пагубный путь.
(7) Лев, нападая на стадо антилоп, убивает только одну. (9) Сытый лев пропускает мимо себя стадо антилоп, не пошевелив ухом.
(10) Ястреб не будет заниматься бесцельным истреблением птиц, например, перепелят.
(11) Он схватит только одного и улетит, чтобы насытиться, утолить голод, утолить потребность в пище, запрограммированную в нем от века.
(12) Насекомоядная птица по своей прожорливости могла бы съесть сразу всех каких-нибудь там личинок, однако ее возможности ограничены самой природой.
(13) Но вот я разглядываю картинки в книге Дорста «До того, как умрет природа».
(14) Люди расстреливают стадо бизонов с вертолета. (15) Тысячи туш остаются лежать и гнить в степи, потому что людям нужны только шкуры.
(16) Врезавшись в одуревшее стадо на вертолете, люди стреляют, пока есть патроны либо пока есть бизоны.
(17) Лежбище котиков. (18) Люди ходят между беззащитными зверями и палками избивают их. (19) Избиение продолжается до тех пор, пока есть силы или есть котики.
(20) Под угрозой истребления киты, слоны, страусы, крокодилы, носороги, многие виды животных и птиц.
(21) Истреблена морская корова, истреблена птица гага, истреблены – практически – зубры, если не считать нескольких штук в Беловежской пуще.
(22) Бей, пока есть патроны, бей, пока видишь, бей, пока шевелится, бей, если можешь убить и … положить в карман гладкий холодный кружочек золота.
(23) Да, как не печально это сознавать, но первым толчком, подвигнувшим человека на путь так называемого технического прогресса, была неутолимая, ненасытная жадность.
(24) Можно оскорбиться и обидеться в этом месте, но перешагните уязвленное самолюбие, посмотрите внимательно на действия человека в разные эпохи и в разных условиях, проанализируйте его действия от охотника за жемчугом до Александра Македонского, от золотоискателя на Аляске до Наполеона, от собирателя грибов до собирателя миллионов, и вы увидите, что именно жадность была основным двигателем человеческой истории.
(25) Кто-то убил последний экземпляр морской коровы, последний экземпляр гаги.
(26) Кто-то убьет последний экземпляр кита и лебедя.
(27) Но ведь именно от этого тянулись назад и вперед цепочки поколений.
(28) О теперь осталась только эта цепочка – назад.
(29) Нитки поколений перерезаны жадностью человека.
В.Солоухин
Вступление может быть написано в форме:
| Пример
| 1) Лирического размышления.
| Как хороша наша Земля, сфотографированная космонавтами, в черной бездне Вселенной! Она сияет всеми оттенками от нежно-голубых до темно-фиолетовых, и цвета эти не кажутся холодными: наша планета – теплый маячок, единственная родная гавань для тех, кто смотрит на нее из иллюминатора космического корабля, восторженно замирая от невероятной красоты. Исчезни Земля – и потеряет Галактика самый яркий свой бриллиант. Но какая-то неведомая космическая сила бережет свое сокровище – нашу планету – от потока метеоритов-убийц, от столкновений с кометами, сохраняя все живущее на Земле, в том числе и нас. А мы? Как мы сами храним то, что давно и привычно именуем своим домом? В.Солоухин рисует страшную картину нашего «хозяйствования».
| 2) Ряда риторических вопросов, созвучных теме (проблеме) текста.
| Кто из живущих ныне людей может себе представить, что он позволит своим детям есть отравленную рыбу? Пить ядовитую воду? Кто обрадуется пыльной буре за окном, кружащейся несколько дней?
Кто захочет поехать за город, чтобы отдохнуть там в веселом березовом лесу, а вместо него найти лишь безобразные пни? Никто не хочет. А ведь это ждет нас в будущем, если мы продолжим относиться к природе так, как об этом рассказывает В.Солоухин.
| 3) Рассуждение о заглавии, которое ты бы дал данному тексту. (Не забудь: в заглавии должна прозвучать тема текста; оно может указывать на основную идею текста или отражать главный конфликт).
| «ЗАКЛЯТЫЕ ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ» - ВОТ НАЗВАНИЕ, КОТОРОЕ Я БЫ ДАЛ ПРЕДЛОЖЕННОМУ ТЕКСТУ. Парадоксально, скажете вы? А разве то, о чем пишет в своей статье В.Солоухин, не является жутким парадоксом? Обратимся хотя бы вот к этому факту.
| 4) Диалога с воображаемым собеседником о теме (проблеме) текста.
| Давай возьмем с тобой Красную книгу и перелистаем ее. Удивляешься тому, что она такая большая и тяжелая? Еще бы: ты посмотри, сколько представителей флоры и фауны стали ее постоянными, вечными жителями…Нет, не всемирный потоп, и не ледниковый период, и не коварные смертоносные вирусы стали причиной их гибели. Да и вряд ли они смогли бы наделать столько зла. Хочешь знать, кто и почему стал для природы страшнее всех? Тогда давай вместе прочитаем статью В.Солоухина, писатель даст нам исчерпывающий ответ.
| 5) Ряда назывных предложений, создающих образную картину, возникающую по ассоциации в связи с проблематикой текста.
| Черная обугленная земля до самого горизонта…
Запах смерти…Мертвая тишина… Ощущение дикого, вселенского одиночества…
Все это ждет человечество, если оно продолжит тот пагубный путь, о котором пишет В.Солоухин в своей статье.
| 6)Может начинаться с цитаты, выбранное высказывание должно содержать основную мысль текста, либо служить способом выхода на его проблематику.
| «Судьба человечества – в руках человека. Вот в чем ужас». Эту фразу В. Гжешика, поразившую меня своей парадоксальностью, я вспомнил сразу же, как только прочитал текст В.Солоухина о тех перспективах, которые ждут человечество в результате его безнравственного отношения к природе.
| 7) Может начинаться с ключевого слова текста (именительной темы).
| Жадность. Один из отвратительных пороков, который владеет человеческими душами. О растлевающем влиянии жадности писали и А.С.Пушкин («Скупой рыцарь»), и Н.В.Гоголь («Мертвые души»), и О.Бальзак («Гобсек»). Но одно дело, когда это моральная червоточина одного человека (да и то она выглядит отвратительно!), и совсем другое, когда овладевает душами тысяч людей. О том, к каким немыслимым по масштабам последствиям может привести человечество эта роковая страсть, повествует в своей статье В.Солоухин.
| 8) Иллюстрации каким-либо фактам основной мысли или основной проблемы текста.
| Довелось мне в прошлом году вместе с отцом пролетать на вертолете над нашей дальневосточной тайгой. Честно признаться, было такое впечатление, что смотрю на экран, где идет фильм-катастрофа: гектарами вырубленный лес, а остальное – покорежено, повалено, ободрано… Приземлились у небольшой реки, пошли набирать чистой воды для чая – горы тухлой горбуши, выловленной браконьерами ради икры. Представьте себе огромные (тонны!) кучи дальневосточного лосося, кишащие червями. Ради чего совершенно это варварство? Ответ ясен каждому, но писатель В.Солоухин в своем тексте особенно жестко, открыто, горько напоминает нам о том, в кого мы превратились в погоне «за гладким холодным кусочком золота»
| 9) Описательного утверждения.
| Когда мы запрокидываем голову, разглядывая ночное небо, то пытаемся представить, что в этой удивительной бездне есть жизнь, подобная нашей. Да, наверно есть. Но едва ли найдется еще одна такая планета, которую бы так варварски, так дикарски уничтожали ее самые разумные обитатели… Что движет ими, что заставляет совершать такие безумные поступки? Об этом с горечью и болью рассуждает писатель В.Солоухин.
| Заключение может быть написано в форме
| Пример
| 1) Обзора всех положений, которые ты осмыслил в основной части, особенно если тема или проблема требовали разнообразного материала или цепочки доказательств.
| Итак, грязные реки и озера, искореженная земля, леса и Оля, опустевшие без животных и птиц, воздух, который порой вызывает страшные заболевания, - вот тот мир, в который приведет человечество его алчность, не знающая предела.
| 2) Этически корректного возражения автору исходного текста.
| Сложно не согласиться с В.Солоухиным, но есть факты, которые дарят надежду на то, что человечество все-таки понемногу освобождается от жажды наживы, от власти денег: американцы свои леса, озера, реки считают национальной ценностью; японцы активно занимаются восстановлением морских ресурсов; европейские государства законодательно вводят высокие штрафные санкции против тех, кто нарушает экологию… Радует и то, что многие виды растений, птиц, животных занесены в Красную книгу, уже не значатся как исчезающие. Конечно, еще пока рано рисовать оптимистические картины, но человечество, кажется, начало отличать истинные ценности от ложных.
| 3) Спора с воображаемыми критиками позиции автора.
| Не все, наверно, согласятся с позицией В.Солоухина. Наверно, найдутся те, кто скажет, что слишком уж пессимистична картина, нарисованная автором в самом начале текста. Но разве не страшен тот факт, что за последние десятилетия исчезли сотни маленьких речек? А это следствие беспощадной вырубки леса вдоль берегов, осушения болот… Кто-то скажет, что мало верит в такое загрязнение Мирового океана. А разве не убедительны случаи массовой гибели морских животных и птиц? Разве не убедительно и то, что у нас все меньше и меньше природных запасов чистой питьевой воды? И уж нужно быть совсем слепым упрямцем, отрицая тот факт, что многие природные катаклизмы (самые очевидные из них – пожары, наводнения) – результат безнравственного отношения человека к природе.
| 4) Цитаты, если она является итоговым суждением, отражающим идею или проблематику текста, но она должна быть обязательно прокомментирована.
| Отношение к природе, ко всему живому очень точно выразил Е.Евтушенко:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже маленькую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Без соблюдения этой нравственной заповеди, без побед над собой, над своими пороками вряд ли каждый из нас может считать себя человеком разумным, бережно охраняющим свое жилище - Землю.
| 5) Яркого примера, обобщающего твои суждения.
| Когда-то я читала сказку о жадном человеке, страстно мечтавшем о том, чтобы все, к чему он прикасается, превращалось в золото. Бог решил «осчастливить» этого глупца и выполнил его просьбу. Итог страшен: человек умер от голода и жажды. Не повторяем ли его роковую ошибку, стремясь к наживе? Думаю, что это тот самый случай, когда очень не хочется, чтобы сказка стала былью.
| 6) Иллюстрации, облегчающей понимание высказанных (-ого) положений (-ия).
| О человеке, который, плывя по морю, усердно ковыряет дырку в лодке, или о том, кто рубит сук, на котором сидит, каждый из нас скажет, что это безумцы. А чем разумнее их мы, «живущие на Земле люди…, мнящие себя друзьями природы» и бездумно обрывающие те ниточки, которые связывают нас с жизнью?
| 7) Вывода-впечатления.
| Одна из крайних сущностей денег – быть платой за убийство всего живого. Об этом невольно думаешь, прочитав текст В.Солоухина. А что потом человечество будет делать с желтым металлом на мертвой планете? Неужели мои потомки будут знать многие растения, животных, рыб, птиц лишь по рисункам в токсичных пластиковых книгах? Даже страшно подумать о том, куда ведет нас путь наживы…
| 8) Яркого сравнения, подводящего итог рассуждениям.
| Мы уже давно твердим: природа – наш дом. Следовательно, ее гибель можно сравнить с разрушением собственного жилища. Но если дом мы можем построить, отремонтировать, то вряд ли это можно сделать с окружающей нас природой. Тогда почему наш дом полуразрушен?
| 9) Развернутого рассуждения об идее текста, которая сформулирована в одном или нескольких предложениях.
| «Вселенские диверсанты…не могли бы действовать более разумно и коварно, чем действуем мы, живущие на Земле люди», перерезая своей «ненасытной жадностью» «нитки поколений». Наверное, наделяя человека умом, природа не думала, что человек обратит эту награду против нее, сделав свое самое большое достояние не добрым, а коварным, усилив его жадностью и жестокостью. Но вряд ли станет отрицать, что в природе все взаимосвязано, и, уничтожая связующие нити, мы когда-нибудь в азартной погоне за деньгами отрежем и ту, что связывает нас с жизнью.
|
|