Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VI. Формулировка основной проблемы исходного текста.

Поиск

Помните, что от первого шага – определения основной проблемы текста – зависит содержание всего сочинения: выделенную проблему следует прокомментировать, сформулировать позицию автора (по выделенной основнойпроблеме!), а также выразить свое отношение к авторской мысли. Таким образом, неверно выделенная проблема ставит под угрозу всю вашу работу.

- Как правильно сформулировать проблему текста?

§ Автор рассуждает над проблемой…

§ В тексте поднимается проблема…

§ Текст заставляет из нас задуматься над проблемой…

§ Автор затрагивает проблему «отцов и детей».

§ В центре внимания автора проблема экологии культуры.

§ В поле зрения автора проблема воспитания молодого поколения.

§ Автор обращает внимание читателей на проблему ответственности человека перед самим собой.

§ Автор предлагает для всеобщего обсуждения проблему патриотизма.

§ Прочитанный текст заставил меня задуматься над проблемой влияния человека на природу.

Или:

§ Возможно ли гармоничное сочетание духовного и материального, «поэзии» и «прозы» в жизни человека? Этой сложной проблеме посвящает свой текст писатель Ю.Нагибин.

§ Автор текста размышляет над судьбой русского языка и предлагает читателям задуматься над следующей проблемой: обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?

§ Что может помочь не только выжить в нечеловеческих условиях, но и не утратить человеческого достоинства? Эту проблему рассматривает автор на примере сложной судьбы замечательного русского ученого А.Лосева.

Словарь

1) Проблема (Чего?): войны мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования…

 

2) Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность, сложность какой-либо проблемы.

3) Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, изучить, исследовать, обсудить, решить какую-либо проблему.

 

4) Коснуться какой-либо проблемы.

 

5) Какая-либо проблема возникает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.

 

6) НЕ ПИШИТЕ СТАТЬЯ, ЗАМЕТКА, РАССКАЗ! НУЖНО ПИСАТЬ ТЕКСТ, ОТРЫВОК, ФРАГТЕНТ.

 

VII. Комментируем основную проблему текста.

Обычно они:

§ Нравственные

§ Экологические

§ Социальные

§ Психологические

§ Философские

§ Социально-психологические

§ Социально-философские…

Проблема, рассматривая автором, может быть:

§ Общественно значимой

§ Социальной

§ Философской

§ Политической

§ Идеологической

§ Нравственной

§ Межнациональной

§ Морально-этической

§ Злободневной

§ Животрепещущей

§ Актуальной

§ Жизненной

§ Насущной

§ Острой

§ Важной

§ Серьезной

§ Спорной

§ Неотложной

§ Основной

§ Глубокой

§ Назревшей

§ Неразрешимой

§ Наболевшей

§ Мучительной

§ Жгучей

§ Первоочередной

§ Принципиальной

§ Главной…

Начиная комментировать проблему, ты можешь указать:

1) к какой категории относится избранная автором проблема;

2) насколько она злободневна;

3) что делает ее злободневной;

4) традиционна ли эта проблема или нова;

5) если нова, что стало причиной ее появления»; жизнеспособна ли она (прогноз на будущее); объясни, что позволяет тебе сделать такие выводы;

6) как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме;

7) как характеризует автора выбор данной проблемы (настоящий гражданин своего Отечества; не безразличный наблюдатель, а человек активной жизненной позиции; интернационалист; глубокий знаток человеческой души…).

 

Образец рассуждения № 1

Рассмотрим это на следующей проблеме – проблема межнациональной розни.

 

К какой категории можно отнести эту проблему? Нравственной, морально-этической.
Какая это проблема? Актуальная, злободневная…
Почему мы выбрали именно эти определения? Потому что в последнее время она является одной из центральных проблем нашей жизни, все чаще дает себя знать кровавыми хулиганскими столкновениями, убийствами.
Что приводит к подобным страшным событиям? Национализм – отвратительнейшее проявление мнимого превосходства одной нации над другой.
Чем опасны националисты? Спекулируя на чувствах неприязни к другим национальностям, на религиозных чувствах, они уверяют, что многие проблемы и неудобства возникают из-за мигрантов, что приводит к разжиганию национальной розни.
Почему для России эта проблема особенно актуальна? В ней проживает около двухсот народов и народностей, и обострение межнациональных отношений может привести к трагическим последствиям.
Отчего автору особенно горько от возникшей проблемы? Россия веками традиционно складывалась как многонациональное государство, славившееся своей единой литературой, культурой, наукой, и попытки уничтожить все это – не могут не вызывать авторской боли.
Традиционна ли эта проблема? Да, к сожалению, когда распался Советский Союз, Россия оказалась страной со множеством накопившихся экономических, политических, социальных проблем, причины которых многие националисты видят именно в том, что слишком много «понаехало» людей из бывших союзных республик.
Кто из писателей, публицистов обращался к ней? Д.Лихачев, А.Приставкин, А.Солженицын…Их возмущали проявления национализма, вызывая горечь, боль, тревогу за судьбу страны и желание объяснить читателям последствия, к которым может привести национализм.

 

Проблема может заставить читателя:

§ Глубоко задуматься

§ Серьезно размышлять

§ Рассуждать вместе с автором

§ Лучше понять себя и окружающих (трагизм происходящего, красоту мира и хрупкость мира, природы…)

§ Серьезнее относиться к…

§ Переосмыслить свое отношение к…

§ По-иному просмотреть на…

§ Критичнее относиться к…

§ Поделиться мыслями о…

§ Оценить истинный масштаб чего-либо

§ Оценить собственную позицию

§ Открыто выразить свое отношение к…

Запомни: ты комментируешь одну из проблем!!! Основную!!!

Образец рассуждения № 2

Перед тобой фрагмент Нобелевской лекции А.И.Солженицына. Перед тобой таблица, в которой тезисно сформулированы рассуждения об основной проблеме, напиши сочинение-рассуждение, развернув связный комментарий.

(1) Скажут нам: что же может литература против безжалостного натиска открытого насилия? (2) А не забудем, что насилие не живет одно и не способно жить одно: оно непременно связано с ложью. (3) Между ними самая родственная, самая природная глубокая связь: насилию нечем прикрыться, кроме лжи, а лжи нечем удержаться, кроме как насилием. (4) Всякий, кто однажды провозгласил насилие своим методом, неумолимо должен избрать ложь своим принципом.

(2) (5) Рождаясь, насилие действует открыто и даже гордится собой. (6) Но едва оно укрепится, утвердится – оно ощущает разрежение воздуха вокруг себя и не может существовать дальше иначе, как затуманиваясь в ложь, прикрываясь ее сладкоречием. (7) Оно уж не всегда, не обязательно прямо душит глотку, чаще оно требует от поданных только присяги лжи, только сочувствия во лжи.

(3) (8) И простой шаг простого мужественного человека: не участвуйте во лжи, не поддерживайте ложных действий! (9) Пусть это приходит в мир и даже царит в мире – но не через меня. (10) Писателям же и художникам доступно больше: победить ложь! (11) Уж в борьбе-то с ложью искусство всегда побеждало, всегда побеждает! (12) Против многого в мире может выстоять ложь – но только не против искусства! (13) А едва развеяна будет ложь – отвратительно откроется нагота насилия – и насилие дряхлое падет.

(4) (14) Вот почему я думаю, друзья, что мы способны помочь миру в его раскаленный час. (15) Не отнекиваться безоружностью, не отдаваться беспечной жизни – но выйти на бой!

(5) (16) В русском языке излюблены пословицы о правде. (17) Они настойчиво выражают немалый тяжелый народный опыт, и иногда поразительно: (18) В одно слово правды весь мир перетянет. (19) Вот на таком мнимо-фантастическом нарушении закона сохранения масс и энергий основана и моя собственная деятельность, и мой призыв к писателям всего мира.

 

Проблемы Предлагаемый материал
Проблема противостояния литературы тоталитарному режиму. «Власть отвратительна, как руки брадобрея» (И.Мандельштам), потому что: § лишает человека не только внешней, но и внутренней свободы; § обезличивает его; § считает себя вправе распоряжаться человеческими судьбами; § рождает страх в людях; § заставляет всех не только поддерживать, но и пропагандировать ложь; § уничтожает инакомыслящих людей…
Проблема насилия и нравственной непоколебимости, лжи и правды. Почему необходимо, чтобы не умолк голос правды в океане лжи? § Общество должно увидеть итог пути, по которому оно идет. § Оно должно понять, какими средствами пользуется власть, делая их «счастливыми». § Рабская мораль, порождаемая тоталитарным режимом, унизительна, недостойна человека…
Проблема внутренней духовной свободы. § Роман «Мы» Е.Замятина – роман предвидение того, что ждет Россию в будущем, в том числе культ личности, процессы против» врагов народа», сталинские лагеря, в которых люди имели не имена, а номера, обезличенное общество «советских людей»… § Рассказы М.Зощенко, учившие противостоять безнравственному порядку; неспроста в 1958 году Зощенко запишет в дневнике: «Страх (властей) перед литературой максимальный». § Повесть М.Булгакова «Собачье сердце» - предупреждение о том, что попытка превратить собаку в человека безуспешна, как и революционный элемент большевиков с их лозунгом «Кто был никем – тот станет всем». § А.Ахматова создала «Реквием» жертвам тоталитарного режим. § Рассказы В.Шаламова «Шоковая терапия обнажили страшную, шокирующую правду о сталинских лагерях. § Произведения А.Солженицына были проникнуты ответственностью за судьбы миллионов жертв советской власти, за судьбу России.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.39.85 (0.009 с.)