Самоконтроль. Самовнушение. Самообладание 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Самоконтроль. Самовнушение. Самообладание



 

Самоконтролю и самовнушению как умственно-психоло­гическим усилиям в заботах о здоровье Йога отводит зна­чительную роль. Наш организм по разным причинам (целиком или частично) иногда неточно выполняет возложен­ные на него обязанности. Вот тогда-то, по мнению йогов, и должна прийти на помощь классическая триада: разум, чувство, воля.

Если твердо, сосредоточенно и доброжелательно (как врач внушает пациенту) обратиться с увещеванием к лю­бому органу или группе клеток, то они вернутся не только к нормальной работе, но и улучшат ее в большой степени. В таком самовнушении ничего антинаучного нет, роль второй сигнальной системы (слово, речь) в жизнедеятель­ности организма общеизвестна.

Вы поранили палец, и сразу эта досадная нечаянность вызывает автоматическую реакцию всего организма. Ваше внимание тут же сосредоточивается на месте пореза до тех пор, пока не исчезнет боль. Дело сделано, к ранке устремился поток «строительных материалов» для «задел­ки пробоины». Это сработала автоматика природы. Но по­чему бы ни привлечь и сосредоточенность, и волевое вну­шение к работе внутренних органов по своему намерению? И можно и нужно, если, разумеется, делается это не ради забавы или каких-то фокусов. К таким деяниям Йога относится с презрением. Ведь ее задачи другие: только достижение гармонии тела и духа, получение здоровья на пользу себе, а значит, и обществу. А в случае уводящих в сторону соблазнов должны прийти на помощь самодис­циплина, самообладание.

Есть ли какие-то специальные упражнения, тренирую­щие способность к самовнушению? Да, безусловно. Но луч­ше мы не будем залезать в дебри, а обратимся к тому, что лежит рядом. Я имею в виду все виды упражнений, советы относительно питания, гигиены, дыхания -— словом, все то, о чем рассказывалось в других разделах. Ведь в каждом их элементе заложена возможность тренировки самоконт­роля, самодисциплины, самовнушения. Указано, что и как контролировать, каким образом внушать органам своего тела: будь здоровым, выполняй свою работу хорошо, а уж я позабочусь о доставке хорошей пищи, достаточно свежих воды и воздуха. Так вот, если вы добьетесь, что самодисциплина в выполнении любых обязательств станет крепкой, это и будет означать, что вы достигли успеха в самовнушении, укрепили самоконтроль. Кстати, того же добиваются и врачи, рекомендуя и внедряя аутогенную тренировку...

Вот почему самообладание надо понимать не в привыч­но-бытовом значении: «смотри, как он владеет собой, на диво сдержан!» Чудо самообладания заключается в боль­шой внутренней работе, как говорим мы, работе над собой. С таких вот позиций и желательно оценивать умение вла­деть собой.

Эффект достигается лишь после длительного и терпе­ливого труда. Зато и результаты переоценить трудно. Тело, как послушный музыканту инструмент, чутко отзывается на любое веление мысли. Вырабатывается глубокая и твердая уверенность в своих силах, всегдашняя готовность взяться за нелегкое дело, благожелательное отношение к менее сильному и желание прийти ему на помощь. По­пробуйте и сами сможете убедиться в этом.

Йога не признает насилия. Она учит: вот эти качества у вас врожденные, но вы их, если захотите, можете улуч­шить, а от этих лучше избавиться в своих и общих инте­ресах, используя определенную группу правил и рекомендаций.

Если вы приметесь за дело в зрелом возрасте, после рождения ваших детей, то выработанные качества оста­нутся только при вас как благоприобретенные, но и тогда вы будете хорошим примером для окружающих вас лю­дей, истинным помощником ближнему.

Если успех придет к вам в юности, то не исключено, что ваши дети пойдут дальше вас, по законам биологии, внеся свою лепту, в «запасе прочности» будущих поколе­ний. Никакой мистики здесь нет, речь идет о безусловных законах эволюции.

В жизни можно увидеть немало тому примеров. Смот­ришь иной раз на малыша и диву даешься, откуда у него, шестилетки, такой твердый характер верховода. Рядом с ним такие же сверстники, а вот поди же, заправляет всем он один, другие, лишь подчиняются. Мы говорим тогда, что причиной тому гены. Верно. Много поколений гото­вили для малыша бесценное свойство уверенности в своих силах, в себе, ценности своего Я. Но только лишь гены? Нет, конечно. И непосредственное окружение — родители, дед, бабушка, и вся социальная среда работают на формирование личности, лепят из ребенка своеобразный тип. В течение жизни человека среда может и прибавить ему способности к самообладанию и убавить. А у тех, кто только подчинялся чужой воле, характер может распря­миться.

Хотя это все прописные истины, забывать их не сле­дует, и тому, кто захочет укрепить тело и душу, они очень помогут.

СОСРЕДОТОЧЕНИЕ. СОЗЕРЦАНИЕ

 

Время от времени кто-нибудь из духовных лидеров йоги напоминает: ежедневно, поутру, после сна сосредо­точьтесь на каком-то одном предмете. Хотя бы минут на 10 — 15. Постарайтесь проникнуть в его суть, попробуйте понять его во взаимосвязи с окружающим миром. Чем глубже и шире, тем лучшие.

Например, карандаш; что он такое, как и из чего сде­лан, для чего применяется, какиерисунки карандашом вы можете вспомнить, в чем разница между графитовым и цветным карандашом и т. д., и т. п. Каждый может взять в качестве объекта сосредоточения что-то свое в меру зна­ний, интересов и, способностей.

3ачем это нужно? Оказывается, за этими действиями стоит важный результат: приходят в равновесие все психо­физические процессы в организме. Сделать это не так про­сто. Попробуйте-ка сосредоточиться наодном предмете — уже через секунду, в голову полезут непрошеные мысли. Ничего не поделаешь - таковы законы ассоциаций в мыш­лении. И все же, раз цель благая, научиться сосредоточению нужно. Наверное, каждый былсвидетелем или участником такой ситуации, когда огромная увлеченность творческой задачей, любимым делом - настолько поглощала ваши внимание, мысли и чувства, что никакие внешние помехи, «шумы», не могли вас вывести из этого углубленного состояния.

Сторонний наблюдатель отметил бы ваше по-особому просветленное выражение лица, особую позу (нет, не в смысле эффектности). Просто при глубокой сосредоточенности вы спокойны и почти неподвижны. Именно в эти мгновения приходят в равновесие физиологические и пси­хические стороны деятельности организма. А в таком со­стоянии, человеку намного легче решатьсложные задачи. Впрочем, не только их. В состоянии глубокого сосредото­чения человек ощущает, как говорится, мир в душе. Пона­блюдайте за собой, и вы убедитесь в правдивости этих слов...

Для более глубокого сосредоточения и скорейшего его наступления по воле человека нужны исходные условия. Какие же? В первую очередь полное дыхание, гигиена, упражнения, правильное питание. Словом, (не устает по­вторять йога), ни один из элементов Йоги, взятый в от­дельности, — это еще не здоровье, не психофизический комфорт и... не Йога. Вот почему с возможной тщатель­ностью надо выполнять все правила Йоги. Тогда способ­ность к сосредоточению по своей воле, умение «отключать» ассоциации и окружающие раздражители проявятся ско­рее и увеличатся.

Напомним, любая асана, дыхательное или иное упраж­нение, завтрак или купание могут послужить средством тренировки. Достаточно сосредоточить благожелательное внимание на определенном органе или точке тела.

Умение сосредоточиваться необходимо всем, всегда и во всем. Выработанная способность в наикратчайшее время сконцентрировать в единстве внимание, энергию тела и ду­ши— это самое высокое достижение и проявление нашего «я»: глубокое и быстрое сосредоточение спортсмена перед прыжком или стометровкой; ученого перед решением слож­ной задачи; художника перед выбором единственной кра­ски и т. д.

Сосредоточенность нужна и при занятиях Йогой. Чем ее больше, тем лучше результаты. Не изводите себя мыс­лями о вчерашних и завтрашних делах. Прошлое все рав­но не изменишь, а будущее еще не настало. К тому же завтрашние дела, без сомнения, удадутся лучше, если на­кануне привести себя в психофизическое равновесие, т. е. глубже сосредоточиться.

Воспитание сосредоточенности взаимосвязано с воспи­танием души и чувств. Например, когда мы зорко всмат­риваемся в природу, любовно стараясь понять, почему и как раскрываются цветы, поют птицы, летают насекомые, качаются деревья и т. д. Разве, сосредоточиваясь на этом, мы не становимся спокойнее, глубже, чище сердцем и урав­новешеннее!

А когда слушаем музыку, удобно расположившись, из­бавившись от напряжения, ритмично дыша! Кстати, не пытайтесь профессионально «понимать» музыку, а просто отдавайтесь восприятию, которое рождают музыкальные звуки и образы. Это очень хорошо отзовется на вашем самочувствии, в том числе и на психике.

Помогают достичь сосредоточения и великие произведе­ния живописи и скульптуры. Погрузитесь, как в музыку, в созерцание картины, объемной фигуры. Настолько глубоко, как будто вы и объект созерцания слитны, едины. Вспом­ните: вы ведь бывали в таких состояниях...

Словом, созерцайте все прекрасное. Оно непременно вызовет трепетный отзвук в вашей душе, поможет стать, совершеннее телу.

НАСТРОЕНИЕ

 

Вряд ли стоит много говорить об особой важности на­строения. Всем известны выводы ученых о связи некоторых тяжелых и часто неизлечимых заболеваний с тяжелыми расстройствами психики, душевного состояния. И, наобо­рот, с налаживанием радостного, уверенного состояния ду­ха появляется надежда на выздоровление. Именно к этому-то налаживанию и стремятся врачи: во что бы то ни стало ободрить пациента, сознательно вну­шить ему мысль, что болезнь пройдет, если выполнять врачебные предписания.

В оценке настроения для жизнедеятельности Йога не претендует на оригинальность, но она придает особое зна­чение внушению и самовнушению. Даже если бы йоги учи­ли людей только тому, как поправлять настроение, избав­ляться от гневливости, зависти, любыхдурных чувств и не допускать их больше,— только одно это уже означало бы выполнение ею главного долга перед человечеством.

Как же она его выполняет? Ответ на этот вопрос вам уже известен. Все, что рекомендует Йога, чтобы сделать равновесие внутри, опираясь на законы природы, мы уже изложили. Умелое сочетание физических и дыхательных упражнений, рациональное питание и правила гигиены, верное чередование отдыха (и сна) с трудом, ритмика и сосредоточение — если всему этому следовать постоянно, то дурному настроению или чувству возникнуть нелегко, а то и вовсе невозможно. А если уж причина ему будет слишком весомой, то ухудшение душевного состояния не выведет вас из равновесия. В таких случаях рекомендую повышенные порции физических нагрузок. Положительное воздействие их, по закону единства и взаимосвязи процес­сов физиологии и психологии, несомненно. И еще: для снижения остроты реакций полезно на день-два отказать­ся от пищи. Впрочем, разве вы и сами не замечали естест­венной воли организма: стоит расстроиться, как у вас тут же пропадает аппетит?

РИТМЫ

 

Ежесуточно день сменяется ночью. С определенной ско­ростью Земля несется в пространстве по орбите вокруг Солнца. Планеты солнечной системы, да и сама она вертится вокруг пространственной точки в среде нашей Га­лактики...

Все движется в ритмичном взаимодействии с другим в каждый данный миг. Любое проявление жизни на пла­нете подчиняется определенной ритмике. И все живое ей подчиняется безоговорочно: весной возрождается, к зиме замирает, с нуля развивается, проходит цикл и распадает­ся перед новыми возрождениями в иных сочетаниях эле­ментов. Подчиняясь ритму природы, человеческий организм выработал механизмы приспособления, выживания и луч­шей жизнедеятельности: ночью сон, чтобы произвести не­обходимые починки и регулировки, днем активная деятель­ность и т. п.

Трудно вообразить, в какой бы все пришло хаос, если бы биоритмы не регулировали жизнь на Земле.

Но человек, подчас пренебрегая законами природы, пы­тается идти наперекор им. Что ж, если речь идет о выра­ботке способов приложения сил в материальной и мораль­ной сферах, это еще не беда. Нот вот когда он сбивается с биологического, миллионами лет проверенного природой ритма (днем спит, а ночью работает, ест когда и что придется, дышит как попало, забывает про «ритмичные» порции воды и т. д., и т. п.), тогда приходят болезни, раннее старение, неспособность к творческому усилию, хи­лое потомство и т. п. Тогда клетки организма не получают необходимых условий для своей работы, нарушается гар­мония целого и частного.

Особенно невыгодно сказывается нарушение ритма на питании, режиме сна и бодрствования. Конечно, наш ор­ганизм благодаря выработанной в нем поколениями слож­ной системе приспособления может выносить, например, не погибая, большую разность температур и перегрузки, вся­ческие экстремальные условия. Но ведь всему бывает предел...

Получается, образно говоря, примерно так: дисципли­нированно заучив расписание по указанию «центра», ор­ганизм к определенному часу настраивает свою работу, расставляет по местам «исполнителей». Ты, поджелудоч­ная железа, готовь свой сок, ты, желудок свой, ты, пе­чень, перерабатывай «мусор»... И так далее, и тому по­добное.

Что же получается, когда все приготовления оказались напрасными? Все «исполнители» отвыкают безоговорочно слушаться сигналов из «центра», они вяло работают, не выкладываются во имя целого. А это целое, триада «ра­зум, чувство, воля» расплачивается по способу бумеранга. Вялое настроение — стало быть, дурной обмен, в общем все проявления жизни идут как попало. Так не лучше ли наладить ритм жизни?

Почему мы говорим об этих широко известных предме­тах, рассказывая о Йоге? А потому, что она всем своим ав­торитетом подтверждает особую важность ритмов в жиз­недеятельности всего живущего, в том числе и человека.

Кое-кто говорит, что ритм—это скучища страшная! Дыши ритмично, ешь, пей, чуть ли не думай по распи­санию...

На это можно возразить. Как-то нелогично получается: на работу, например, идти в один и тот же час — это неиз­бежно и потому «не скучно». Значит, то, без чего не обой­тись, чтобы прожить, ни скучным, ни унылым не назо­вешь. А вот сном и отдыхом в определенном ритме, пищей и водой в установленные часы можно пренебречь? Стран­ная позиция. Чем же эти элементы отличаются от «неиз­бежных»? Уверен, ими порой пренебрегают, потому что организм хоть и вкривь - вкось (как дерево, тянущееся из-под скалы), но живет, держится...

Скорее беспорядочная, аритмичная жизнь способна вы­звать скуку. В общем вольному воля: каждый живет, как считает нужным, хотя за неправильный выбор порой рас­плачивается бесценным капиталом — здоровьем.

Но, с другой стороны, мы все заинтересованы в здо­ровье всех членов нашего общества, не так ли? Вот поче­му и даются здесь советы и делаются предостережения. Раз все в природе подчинено ритму, соблюдай его и ты, Человек. А излишки энергии, темперамента обрати на твор­ческие дела, во благо общества. Тогда, кстати, как у вся­кого увлеченного делом, ощущение «скуки» жизни поуба­вится.

Недавно на телевидении специалисты — биологи и вра­чи — рассказывали о малоизвестном: биоритмы — настоль­ко важная штука, что даже отмечена связь, например, между часом дня, когда принимается лекарство, и резуль­татом его воздействия. В 10 утра — одно действие, в 12, 16, 20 — иные. Оказывается, многие расстройства жизне­деятельности организма можно вызвать, если, часто пере­летая на самолете за десятки тысяч километров (теперь это нетрудно), сбивать привычный ритм сна и бодрство­вания.

Так что, с какой стороны ни взглянуть на дело, био­ритмы выгоднее соблюдать, в них таится огромная сила. Как звук струны иной раз может разбить вдребезги ва­зу, как марширующая в ногу рота солдат может обрушить мост — так же при «умном» пользовании природными рит­мами (в дыхании, питании и др.) можно достичь порази­тельных успехов в укреплении здоровья.

Словом, всяческие упражнения особенно полезны, ког­да они проводятся в одни и те же часы.

Не сетуем же мы на монотонность нашей жизни, когда речь заходит о необходимости работать в определенные часы. А ведь упражнения— дело не менее необходимое, ибо тесно связаны с перечисленными только что элементами бытия. Упражнения увеличивают оздоровительное воздей­ствие еды, сна, полезного труда, если ими заниматься ре­гулярно и в специально отведённое время.

Наладив все ритмы, человек затем живет в них с ра­достью, ожидая всякого «расписанного» заранее акта с большой готовностью. Такова сила благих привычек.

Каждому выбирать, какой груз носить: самый легкий на свете — здоровье или самый тягостный — болезни.

ИНТИМНАЯ ЭНЕРГИЯ

 

Теперь о деликатном предмете, которому Йога придает важное значение. Как известно, природа ради воспроизве­дения потомства предусмотрела для каждой особи живот­ного мира специальные органы, назначила определенные сроки. А чтобы приохотить к совершению необходимого акта, сопроводила его ощущением огромного наслаждения. Известно также, что при этом тратится большой запас сконцентрированной энергии, потенциал, исходная сила которой весьма велики. Человек не исключение.

Йога знает об этом и потому советует расходовать её экономно. Ведь злоупотребление половыми актами есть прямое расточительство, приводящее к истощению нервной системы, понижению жизнеспособности, потере трудоспо­собности, болезням. Современные врачи вполне разделяют эту точку зрения.

А куда же девать непрерывно накапливающиеся резер­вы, на что их употребить? Ответ Йоги таков: половую энергию можно научиться направлять на развитие духов­ных начал личности, повышение жизнеспособности. Но как?

Вот один из главных способов (к нему следует прибе­гать, особенно в тех случаях, когда поднимаются жела­ния). Итак, сядьте или лягте в полном спокойствии. Глаза закройте. Начните ритмично дышать. Сосредоточьте все думы на Пране, энергии и гоните прочь все иные помыслы и образы. Делая каждый вдох, думайте о том, что запас энергии, воспроизводящей силы, истекает из половых ор­ганов и вливается в солнечное сплетение, где она преоб­разуется в вашу жизненную силу.

Добивайтесь создания этого образа, настойчиво и ус­пех придет. Повторяю, создавайте образ перетекания энер­гии при каждом вдохе. Когда ритмичность дыхания впол­не установится и в сознании возникнет ясное представле­ние тока Праны, вы сразу начнете ощущать движение энергии к солнечному сплетению и ее благотворное дей­ствие.

Ток энергии можно направить и к другим частям ор­ганизма по своему желанию, например, в мозг, создавая соответствующее представление. Лишняя Прана автома­тически уйдет в солнечное сплетение, важный центр со­средоточения энергии вообще и расходуемой на вегетатив­ную нервную систему.

Попробуйте и не отчаивайтесь, если не все сразу по­лучится как надо. Усилия, затраченные вами, окупятся с ЛИХВОЙ.

УMEНИЕ ОТДЫХАТЬ

 

Умению отдыхать кое-кому придется, пожалуй, учиться заново. Хотя они готовы утверждать, что отдыхать умеют. Для того, мол, существуют курорты, турбазы, а дома к нашим услугам кресло, диван... Нет, речь не об этом.

Понаблюдайте за собой, как вы отдыхаете после работы или во время какой-либо паузы. Сядете на стул, (дома ляжете на кровать), беседуете, иногда чуть вздремнете. Это частичный отдых. А нужен полный, которому-то и УЧИТ Йога.

Какую позу принимать, чтобы достичь глубокого по­коя, рассказывалось в разделе асан. Теперь же несколько комментариев и сравнений.

Когда происходит полный отдых? По-видимому, если максимальное количество клеток, в том числе сердца, нервной системы, мозга, работают на режиме едва-едва (жизнь, обмен не остановишь). Энергия (Прана) почти не тратится, а накопляется. Тогда-то и наступает время пол­ного отдыха. Это состояние можно вызвать у себя всегда, когда захотите: после трудового дня, в перерывах на ра­боте, между спортивными упражнениями и т. д.

Значение такого отдыха огромно. Бывает достаточно нескольких минут и даже секунд, чтобы ощутить, что вы снова бодры и готовы к любому делу. Ради того стоит по­учиться расслабляться, отключать мозг.

Мы когда-то в детстве обладали такой способностью, не мудрствуя лукаво. Теперь лишь взглядываем на ребят с ласковым удивлением: как хорошо они умеют отдыхать! Набегавшись как угорелый, малыш падает, чаще навз­ничь, и на мгновение словно проваливается в небытие. А когда засыпает, то лежит не тугим комочком, а сплош­ной безвольной массой. Берешь на руки, и его тельце хоть узелками завязывай. Все отключено и отдыхает. Да и мозг — разве сразу добудишься такого соню! Лик его без­мятежен и словно испускает сияние. Чувствуется, что та­кой же глубокий покой у него и внутри.

Кратковременный полный покой—это великое благо. Мы, взрослые, способность к нему, увы, растеряли. Одна­ко идля нас не все потеряно. Надо лишь работать над позой полного покоя...

Вы улыбаетесь: значит, и малыш, и мы сами в детстве были йогами? Нет. Различие между поведением ребенка и нашим существенное. Кстати, своего малыша не отучай­те от инстинктивного умения отдыхать. А потом по мере вхождения его в «разумный» возраст приучайте к созна­тельному отключению в любой час по своему желанию.

Итак, уча малыша жизненным премудростям, не забы­вайте учиться у него сами. Чему же? Когда садиться за еду (только при ощущении голода, а не аппетита), когда прекращать ее (не наедаться до отвала); как быть в по­стоянной готовности к физическим упражнениям, как оты­скивать занятие по душе...

Удивительно, право, с каким самомнением, уверенно­стью в непогрешимости, многомудрости мы порой не толь­ко не внимаем примеру детей, но еще и губим здоровые ростки юного дерева... А зря.

Итак, различие в том, что ребенок делает невольное, автоматическое, а мы сознательное, волевое усилие. Это и отличает нас от детей. Такое усилие позволяет надежно отключаться «от мира сего. К сознательно-волевому от­ключению пациента прибегают и врачи-гипнотизеры с по­мощью ритмики движений, усыпляющих слов. Но при этом кое-какие «сторожа» все же в мозгу остаются. А вот настоящего отключения можно достичь тренировками лишь в позе полного покоя.

ПЕРВЫЙ ШАГ

 

Итак, вы все поняли и решили начать. Ибо про Йогу можно читать сколько угодно, но, не попробовав, нельзя определить, что в ней хорошо и что плохо. Нужен личный опыт. Тем более что и снаряжение нужно весьма простое: коврик или циновка на полу. А обстановка? По возмож­ности оградите себя от подглядывания, тогда легче до­биться должной сосредоточенности на упражнениях и в мыслях.

Выкогда просыпаетесь обычно, в шесть, в семь? Лучше ложиться и вставать раньше; Йога настаивает на этом. Словом, хотите, проведем первый день вместе?

...Проснувшись поутру, вы чувствуете инстинктивное желание потянуться. Откликнитесь на этот зов природы. Сделайте полный вдох, задержите его и сладко потяни­тесь, чтоб «аж косточки захрустели». Затем несколько се­кунд выдыхайте, «приходите в себя».

Откинув одеяло (пусть постель проветривается), бодро встаньте, протяните руку к стакану с водой и, прополо­скав рот, с удовольствием выпейте (не быстро, представ­ляя в мыслях, будто вы споласкиваете все внутри).

Хорошо. Наденьте трусики (или смените те, в каких спали). Подойдите к окну и растворите его настежь (ле­том), откройте форточку (зимой). Станьте прямо, ноги вместе. Сделав вдох, медленно и с удовольствием разо­трите себя ладонями, пальцами. О, это очень приятное за­нятие! Сделайте 1—2 полных дыхания йогов, поднимаясь при вдохе на носки и разводя кверху руки, наподобие взмаха крыльями. Создавайте мысленное представление о полёте, о легком парении в выси (оно естественно, не бойтесь его).

И простуды от холодного зимнего воздуха не опасай­тесь. Когда вы дышите полным дыханием, вырабатывается такое количество энергии, вы так хорошо греетесь, что вам нестрашна никакая простуда. Если все же побаивае­тесь, тогда предварительно проветрите комнату и начи­найте сеанс при закрытом окне.

Сделайте 1—2очищающих дыхания и одно голосовое. Так, хватит. Теперь вы готовы и к другим упражнениям. Но проверьте: не остались ли еще следы сонливости. Пред­положим, остались. Тогда в положении стоя, ноги вместе сделайте вдох, задержите его и наклонитесь медленно впе­ред, согнувшись в поясе с вытянутыми вперед руками, ли­цом вперед. Медленно и все сильнее сжимайте в ладонях трость (можно воображаемую) до дрожи в руках. Вот уви­дите, как, с какой быстротой «забегает» кровь по сосу­дам. Взгляните на лицо и руки в специально припасенное зеркало—увидите. Это упражнение можно делать в любой час дня при появлении ощущения вялости, «тумана» в голове.

Успокойте дыхание и переходите к позам.

Не торопясь, начните, скажем, с позыбумеранга. Не все будет получаться. Ничего, со временем, при надлежа­щем терпении и тренировке на промежуточных и подгото­вительных положениях дела пойдут на лад. А ра з вы тре­нируете терпение и настойчивость, стало быть, одно­временно воспитываете и волю, и способность к само­внушению. Вот и выходит: одно взаимодействует с дру­гим.

Теперь отдых. Можно совместить его с такими упраж­нениями, как самообхват (попутно тренирует равновесие и уверенность в себе) или сидение на пятках.

Что вы выбрали из второй группы: позу аиста или «перекрест»? Сделав ее, отдохните, сопроводив одним го­лосовым или очищающим дыханием. Затем следует поза кузнечика (полукузнечика) или кобры. После них опять очищающее дыхание.

Можно дополнить сеанс еще 1—2 упражнениями. На­пример, быстрым подъемом на носки (на один поперемен­но или на два одновременно), как на пружинах. Или, стоя на прямых ногах, достать пол пальцами (ладонями) рук. Однако в первую неделю не перегружайте себя. Контро­лер и советчик — ваше самочувствие. Учитесь правильно оценивать его и внимать ему безоговорочно.

По своему выбору примите заключительную позу пол­ного покоя или позу крокодила.

Итак, самочувствие у вас хорошее, сердцу радостно, а уму интересно! Продолжайте. Если нет ванны, душа, возь­мите хотя бы таз с прохладной водой. Смочите жесткое полотенце, с силой выжмите его и медленно, сосредоточи­ваясь на получаемом удовольствии, разотритесь от шеи до пят (или до пояса). Потом смочите, выжмите и еще раз разотритесь. Помогайте себе пальцами рук, ладонями. Это весьма и весьма приятное занятие, вот увидите. И очень полезное.

Не вытираясь, наденьте дневное белье, (ночное лежит в проветренной уже постели), через секунду-другую вместо ожидаемой новичком прохлады, по телу разливается при­ятное тепло. С первой же пробы вы в этом вполне убеди­тесь. К тому же с этого начинается закаливание орга­низма.

Оденьтесь, выпейте полстакана молока (кому оно нра­вится). Ну, а теперь взгляните на часы: прошло всего четверть часа. Найдете ли вы их в своем бюджете време­ни? Думаю, что да. Если любите понежиться в постели и вскакиваете в последнюю минуту — откажитесь от этой привычки: просыпайтесь на 20 минут раньше и все будете успевать.

Допустим, через полчаса после пробуждения у вас бы­вал завтрак... Впрочем, минутку, забыл сказать важное: еще до занятий упражнениями надо научиться избавляться от отходов пищеварения. Обязательно. Если это не прихо­дит само, научитесь спокойно и твердо внушать эту задачу ободочной и прямой кишке. Не беспокойтесь, при надле­жащей твердости во «внутреннем разговоре» через несколь­ко дней все образуется. И, как от всякого проявления уверенности в себе, еще тверже станут ваши твердость, воля...

Через полчаса завтрак? Или опять некогда? Не сади­тесь за стол, если времени хватает лишь на то, чтобы на­глотаться пищи «без всякого смысла». Приниматься за еду нужно только при чувстве голода (помните, пробуйте на корке черствого хлеба — хочется ее?), а съедать, мед­ленно и с удовольствием пережевывая. «Стоп» — когда она уже не «влетает» в рот, а просовывается языком. Тог­да-то вы поразитесь тому сравнительно малому объему пи­щи, какая вам истинно потребна. Но об этом уже было сказано.

Ну, а если вам не хочется есть, вы еще не готовы к завтраку, ни в коем случае не насилуйте себя. Лучше возьмите с собой бутерброд, яблоко и, отправляясь на ра­боту (по возможности пешком), съешьте их в пути, дыша свежим воздухом. Никогда не ешьте по принуждению, от­того что нужно, получите только вред самочувствию и результатам труда.

Если на дворе очень холодно — все равно не кутайтесь в ворох одежд, а... полное дыхание и шире шаг.

Возле вашего рабочего места пусть всегда стоит стаканчистой воды. Отхлебывайте мелкими глотками время от времени. Ничего, у вас скоро сформируется эта очень хо­рошая привычка. Организм с большой благодарностью отзовется на нее. Ведь таким образом пополняются траты воды на дыхание кожи, легких, на работу почек. Если вы обеспечиваете организму все 8—10 стаканов в сутки, кото­рые ему нужны, откуда, скажите, могут появиться камни в почках и желчном пузыре, застои в крови, хрупкость со­судов и т. д.?

Спору нет, кроме воды многое еще надобно. Но, преж­де всего воздух и вода. Вот почему мы с вами о них не перестаем думать: когда, сколько и как.

Перед самым обедом, с началом перерыва, найдите воз­можность прогуляться, полезнее на свежем воздухе. Вы­пейте стакан воды, подышите по-йоговски, сделайте 1—2 упражнения на ходу и... успокойтесь. Сядьте за стол с чувством голода. Не торопитесь в еде: лучше меньше, но лучше обработав пищу зубами, небом и языком. Вско­ре вам это так понравится, что вы всегда станете тща­тельно и с удовольствием прожевывать, а не заглатывать куски, как раньше. После еды посидите или погуляйте спо­койно.

Возвращаясь с работы домой, непременно пройдите хоть часть пути неторопливым шагом. Если выдался сво­бодный вечер, отправьтесь в кино, театр, на концерт и т. п. И уж совсем хорошо, если вам удастся на часок-другой перед сном прогуляться; на лыжах, коньках, просто пеш­ком. В пути—несколько йоговских дыханий. Что-что, а вот выходить на прогулку перед сном «через не хочу» и можно и должно.

Настала пора ужина. Выбирайте время не позже чем за 2 ч до сна, но до вечерней прогулки. На ночь не чи­тайте, не засиживайтесь перед экраном телевизора, лучше «распустите» все мысли на отдых. Несколько легких упражнений, проветривание комнаты. Теперь не торопясь выпейте стакан воды и ложитесь в позу для сна. Рас­слабьте все и вся, ритмично дышите. Внимание сосредо­точьте на утихающем дыхании. Вот вы и засыпаете: глу­боко, без сновидений. Спокойной вам ночи!

Ну как, сложно, невозможно? Решать вам. Готовы ид­ти дальше? Хорошо. Но поскольку принято считать, что повторение — мать учения, то я снова напомню: не торо­питесь и не «прыгайте» в Йогу, как с вышки в воду. На­ращивайте опыт постепенно, ибо можно и «сорваться». Чего бы мы ни коснулись —физических упражнений, спо­соба дыхания, наружной и внутренней гигиены, солнечных ванн,- все начинается с малых доз.

Теперь о разочарованиях. Если, попробовав Йогу «на зуб», вы почувствуете, что ее требования для вас странны и неисполнимы, отстранитесь, примитесь за другие систе­мы укрепления здоровья. Не казнитесь, стало быть, йога не отвечает вашим склонностям, каждому свое.

Однако, не проверив Йогу в течение сколько-нибудь продолжительного времени (хотя бы 2—3 месяцев), причем добросовестно, сбольшим старанием выполняя всё указания, не выносите суждения о ней с верхоглядных по­зиций. Да, вынося слишком поспешный вердикт, вы нано­сите вред не Йоге, а своему здоровью. Более того, по­верхностным суждением о предмете можете повредить се­бе во мнении людей. И то и другое скверно.

А в общем-то разочарование наступить не может. За­лог тому — положенные в основу Йоги законы природы. Она их синхронизирует с деятельностью вашего организма, и даже кое в чем усиливает их действие. Даже фрагменты Йоги (если по различным причинам лишь они «впишутся» в вашу жизнь) могут принести объективно-субъективную пользу.

Часть 3 ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

ТРОПОЙ ЙОГОВ

 

 

...Удивительно тихо, безмолвно на берегах Ганга. Лишь величаво текут его воды. Солнце еще не показалось, и все в природе притихло в ожидании. Ничто не нарушает тишины и в приречной части города городов — Бенареса... Почему, разве здесь никого нет?

Повсюду вдоль берега расположились неподвижно стоящие, склоненные или сидящие фигурки людей, со спу­танными космами волос, забрызганных речным илом. Едва прикрытые клочками тканей дряблые их тела измождены голодовками до предела: животы ушли под выпирающие ребра — прямо еле душа в теле держится. Тысячи индий­цев прилепились к берегу, устремив взоры на восток, что­бы не упустить первый луч жизни: «кто ежедневно ловит его — тот благословен».

Вот сверкнул, полился сноп первого света. И сразу в джунглях, на той стороне, и возле, рядом весело засвисте­ли, защелкали и запели утреннюю зарю птицы. Испарения над рекой быстро растаяли. Заиграли дивные краски, свет и тени... Все, кто был на берегу, приняли молитвенные позы: кто распростершись ниц, кто стоя, упершись руками в полусогнутые колени или вниз головой, или сидя, скрестив ноги на особый манер. Неисчислимое множество не­движных фигур и странных поз.

Потом все зашевелились и приступили к омовениям в молчании и внутреннем экстазе.

По всей Индии, от края до края у всех озер и рек, свершается то же: сосредоточенное исполнение утреннего ритуала. Молитва, разные позы, омовения и молчаливое сосредоточение в неподвижности... Ежедневно и почти весь день.

Увы, не стану скрывать, примерно такой мне когда-то представлялась Индия, наполненная тропической жарой, экстатическим бездействием людей, которые почти все йоги. И потребовалось время, чтобы это заблуждение. Далеко не все индийцы йоги. А тех, кто могут по праву ими называться, — немного. Куда больше других, исполь­зующих лишь часть советов и правил, заключенных в Хатха-йоге, этом первом, приготовительном классе обширного и глубокого учения йогов. Но даже это немногое позволяет терпеливым «школьникам» стать людьми с повышенной жизнеспособностью, обладающими физическим и душев­ным здоровьем.

Об этом свидетельствуют не только книжные, журналь­ные издания, но и впечатления людей, побывавших в Индии.

ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА

 

Впервые мне удалось ознакомиться с Хатха-йогой в 1933 г., в мои юношеские годы. Прочитал я тогда пере­водную книжку о Хатха-йоге, автором которой был Рамачарака.

А непосредственный толчок моему интересу дал зна­комый инженер Вадим Михайлович Комиссаров, имев­ший 18-летний опыт приобщения к Йоге. Вот некоторые результаты его личной практики. За короткое время он сумел излечить себя (в возрасте 21 года) от начальной стадии легочного туберкулеза, избавился отодной из форм рахита, приостановил облысение, устранил многие серьезные дефекты речи. Кроме того, увеличил свой рост на 3 см, объем легких на 2500 см3 и привел кровь в норму. К 40 годам обладал удивительной глубиной ума поражал повышенной работоспособностью, привлекал окружающих мягким обращением и душевным равновеси­ем. Однажды он добился сращения перелома бедра за 10 дней. Удивительно ведь! А сокращения времени вы­здоровления он достиг мысленно-волевым посылом макси­мального количества «строительных материалов» организма (и в первую очередь Праны) к месту «аварии».

Систематически выполняя указания Хатха-йоги, он не прибегал к услугам больниц и поликлиник. Разве что в зубоврачебный кабинет ходил. Что же было в нем особенного? Как и других последо­вателей Хатха-йоги, его отличали устойчивое физическое и душевное здоровье, повышенная работоспособность, не­изменно хорошее настроение, умение в превосходной сте­пени сосредоточиваться на решении поставленных задач и достигать вследствие того практических результатов в кратчайшее время.

КАК БЫЛО У МЕНЯ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.121.218 (0.078 с.)