Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Что от йоги взять, или немного публицистики↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Первая волна интереса к учению йогов поднялась в России, как и в некоторых других странах, незадолго до первой мировой войны. Настойчивые последователи довольно скоро ощутили на себе пользу этих занятий. Однако войны, социальные катаклизмы надолго вытеснили Йогу из умов и сердец многих людей. Сейчас поднимается новая волна увлечения Йогой, и она охватывает все большее число людей. Хочется думать, она станет удачливее первой. Ценность Йоги основательно проверена и подтверждена длительным опытом многих поколений. Почему же все-таки на иной почве (вне Индии) происходит лишь нерешительное и непрочное его закрепление? Не кроется ли причина (в значительной степени) в стремлении механически пересадить этот опыт на почву по-другому сложившейся жизни? Не потому ли йога вначале вызывает сенсацию, повальное увлечение, затем разочарование и спад интереса. Разумеется, кто тверд и самостоятелен в суждениях, тот не отмахнется от очевидной пользы, но вот масса скороспелых и стихийных приверженцев йоги непременно отстанет. А жаль, им-то Йога, пожалуй, нужнее всего: обществу выгодно, чтобы здоровые корни пустили ростков побольше. Ведь йога дарует здоровье, самоуважение, самодисциплину, высокую работоспособность, отвращает от алкоголя и других заблуждений и вредных привычек. Она рекомендует быть воздержанным, сосредоточиваться на благородных и высоких целях не ради наград, быть правдивым и т. д. Но речь, по-видимому, должна идти об обязательном отборе рекомендаций, согласующихся с нашей действительностью. Особенность нынешнего века — невиданные прежде активность и динамизм. Попробуй тут сосредоточиться только на познавании себя. Хотя работа над собой всегда остается задачей первостепенной важности, однако же, куда важнее сосредоточенность всех на всеобщей цели. Йога не видит смысла в самолюбовании, она учит сосредоточенности одного во имя всех, учит не столько «молиться», сколько делать со всеми и для всех. Так что противопоставлять йогу требованиям коллективистской морали просто неразумно. Теперь вот о чем. Индия вынашивала свое мировоззрение тысячи лет. Срок, внушающий уважение. Но разве по этой причине мы обязаны внимать всему безоговорочно? Вот уж с этим нельзя согласиться. Пусть опыт Йоги широк и глубок. Однако разве мы не вправе принимать ее с поправками на уклад и опыт нашей жизни? Кстати, индийский народ всегда с готовностью брал положительный опыт даже от тех, кто приходил к нему с огнем и мечем, и «вписывал» его в конкретные климатические, социальные и иные условия своей земли. Да, не только в Индии накапливались знания о том, как совершенствовать дух и тело. Если бы взять за труд объединить и систематизировать все взгляды и указания, которые выработаны в нашем народе, хотя бы в виде эпоса, сказаний, легенд, мифов, получились бы не менее всеохватные кодексы оптимального образа жизни. Одних только поговорок и пословиц накоплено десятки тысяч! Вот несколько взятых на удачу: «Дружно не грузно, а один и у каши загинет»; «Под лежачий камень и вода не течет»; «Здоровье тогда оценишь, когда потеряешь»; «В здоровом теле—здоровый дух»; «Что в людях живет и нас не минет»; «Время разум дает»; «На чужой каравай рот не разевай»; «Не рой другому яму — сам в нее попадешь»; «Как аукнется — так и откликнется». В быту нашего народа существуют, и будут существовать незыблемые правила, например, частое проветривание квартир свежим воздухом и прокаливание постельных принадлежностей и всякого белья на солнце и морозе. А скажите, чего добивается и что ищет человек, идущий лесом, степной дорогой, ободренный купанием в тихой речке, когда у него вырываются из груди радостные восклицания, когда он с благодарной улыбкой смотрит на весь этот «божий мир»? Он, безусловно, предчувствует, ощущает существование некоей положительной энергии, животворящей силы. Да, и у нас всегда искали и находили дающую здоровье «свежесть», ощущали и ощущают после глубокого дыхания на природе прилив жизненной силы, прилив все созидающей и все проникающей энергии, Праны (по аналогии с индусской), разлитой во вселенной, разумеется. Мы и сами тоже полезным образом «познавали самих себя» и, живя «своим умом», накопили и накопим еще немало ценного на путях коллективного и личного совершенствования. И все же в учении йогов подкупает нас его законченность, готовность к применению. Удобно взять, поразмыслить, сообразоваться с тем, чем уже сами владеем, да и создать свою Йогу для внутреннего, так сказать, пользования. Но, как и кому, этим заняться? Дело-то большое, одному или нескольким не под силу. Вот почему на ум приходит такое соображение: хорошо бы организовать добровольное общество последователей йоги, некий центр со своим периодическим изданием, годовым или полугодовым журналом. «Опекунами» и научными консультантами могли бы стать Всесоюзное общество «Знание» и Академия медицинских наук СССР. Пусть бы отбиралось и систематизировалось все полезное, что в Йоге есть, а потом выдавалось в виде проверенных рекомендаций желающим получить их. ...До сих пор я говорил о практически здоровом человеке, которому Йога поможет продлить здоровую жизнь, обеспечит трудоспособность, подарит те самые легкость и бодрость, цену за которые никто не отважится назвать достаточно великой. Ну а как быть человеку, уже имеющему хвори и недуги? Что ж, ему, если он не медик, не рекомендую впадать в самооболыцение и лечиться самому. Лучше уж положиться на человека, сведущего в Йоге, желательно врача. К сожалению, наши врачи зачастую не знают ее основ. Вот почему я считаю, что ученый совет Министерства здравоохранения СССР и Академия медицинских наук должны без промедления поставить Йогу на комплексное изучение и выработать необходимые рекомендации врачам; В самом деле, в ряде стран Йога уже стала надежным помощником в лечении заболеваний, а у нас почему-то не торопятся взять от нее все полезное, что она в себе таит. В Чехословакии уже около двадцати лет существуют так называемые физкультурные Комитеты, создаваемые с одобрения и при помощи министерства здравоохранения во многих городах страны: в Оломоуце, Праге, Брно, Ко-шице и др. Цель таких комитетов — подготовка инструкторов Хатха-йоги на полугодовых курсах, а также практическое лечение с помощью ее методов. Обучение идет в хорошо оборудованных помещениях, а лечение в стационарных лечебных учреждениях (клиниках, больницах), где предоставляются койки для пациентов. Учащийся имеет право выбирать профиль своей будущей лечебной работы: — общеоздоровительные задачи; — нормализация нервной системы; — лечение бронхиальной астмы; — лечение диабета; — лечение гинекологических заболеваний и др. Выпускники на первых порах находятся под строгим контролем наставников. Студенты обучаются, как правило, на средства местного Комитета, в орбиту которого входят курсы. Он же отбирает из многих тысяч людей, стремящихся участвовать в пропаганде Хатха-йоги, оздоровлении ближних, наиболее способных к этому. Принятые на курсы должны платить денежные взносы по 50 крон и более в год. Я встречал этих энтузиастов благого дела в разных городах. Кто они? Люди самых разных профессий и общественного положения, а объединяет их, повторяю, единственно желание стать полезными людям, оказывать им бескорыстную помощь. Каждые полгода городская организация представляет отчет о своей деятельности в общегосударственный Комитет. Здесь оценивается работа, отсюда же идет всевозможная помощь «низам». В городах и регионах издаются книги, рассказывающие не только об основах Йоги, но и о специфических и общих проблемах, связанных с внедрением и пользой этого учения. В Венгрии, Германской Демократической Республике, Румынии происходят аналогичные процессы. Особенно хорошо, дело поставлено в ВНР и ГДР, где даже проводятся ежегодные международные конференции по Йоге, имеющие целью обмениваться опытом ее внедрения. При этом в первую очередь обсуждается вопрос о том, что может дать Йога нам, живущим далеко не в йоговском созерцательном покое, но желающим использовать ее практические советы на пользу себе и обществу. Побывав в центрах Йоги, увидев размах и четкость организации дела, я пришел к выводу: не впадая в амбицию оттого, что не мы взялись за освоение Йоги первыми, нам нужно скорее последовать доброму примеру. Однако польза получится лишь тогда, когда все будет поставлено на квалифицированную основу: этому в состоянии помочь, как я говорил ранее, не только создававшиеся бы, Центры (общества) Йоги, но и проникшиеся важностью дела представители Академии медицинских наук и просто отдельные ученые, пожелавшие связать свою судьбу с внедрением благополезной Йоги. Кстати говоря, это помогло бы развеять «авторитет» ныне стихийно расплодившихся «групп» и «кружков», «руководители» которых движимы не всегда бескорыстными мотивами; порой в основе таких «занятий» Йогой лежит элементарная неосведомленность, — она-то как раз может принести немалый вред участникам подобных кружков, и групп.
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ
После публикации цикла моих статей о Хатха-йоге в журнале «Наука и жизнь» и в редакцию и мне пришли тысячи писем, в которых их авторы высказывают свое отношение к Йоге. И, представьте, среди них нет ни одного, хоть сколько-нибудь отрицательного. Писали студенты и рабочие, специалисты разных профилей и ученые, юные возрастом и пожилые. Оказывается, всем необходима Хатха-йога. В этом нет ничего удивительного. Ведь речь идет о здоровье — самом важном элементе нашей жизни. Все видят в Хатха-йоге способ и сохранения здоровья, и поправки его в случае необходимости. А те, кто уже раньше использовал советы Йоги, с большим энтузиазмом сообщают о своих достижениях. Вот что пишет Виталий Павлович Пузанов из Винницы (ему за пятьдесят, занимается йогой поболее 12 лет): «Из тучного, часто болеющего увальня я превратился в крепкого, физически развитого человека». От имени своих друзей и знакомых, занимающихся йогой, он заявляет: «Йога дает оптимизм, любовь ко всему живому, делает человека чистым как физически, так и духовно. Тело наливается юношеской бодростью и силой. Развивается логическое мышление, сдержанность, спокойствие и твердость в достижении благой цели». Того же мнения о Йоге держатся москвичи М. Г. Фадеева, Л. И. Тетерников и А. Г. Тюрин, Ю. Г. Сагайдачный с. группой единомышленников, П. Г. Кузнецов из Сочи, И. М. Собачкин из Свердловска, Ю. Волков из Подмосковья, Ж. Л. Евтихов и В. С. Злобин из Красноярска и многие другие. И все-таки, не побуждает ли Йога к отрыву от коллектива, не замыкается ли человек в самом себе, не отвлекается ли от общественных дел? На этот счет ответ у всех одинаков — никто и не подумал упрекнуть Йогу в подобных грехах. А в отрывке из письма, которое я уже приводил, В. П. Пузанов, со свойственной ему прямолинейностью, назвал эти опасения «чистейшей глупостью». «Я вот, — продолжает он, — и на работе на добром счету, и всегда активно участвую во всех общественных делах, и в семье у нас, если можно так выразиться, дружный коллектив. Можете приехать и сами во всем убедиться. А закончу так: лишь индивидуалист может утверждать подобное. Вот ему-то Хатха-йога нужнее всего, чтобы отучиться от своего индивидуализма». Что к этому добавить? Поистине непростительным расточительством было бы, не воспользоваться тем набором советов и рекомендаций, которые древняя Йога накопила и отобрала для будущих поколений, т. е. для нас с вами, в результате долгого и кропотливого наблюдения, над явлениями окружающего мира в их взаимосвязанности и взаимозависимости. Итак, в путь за добрым здоровьем, друзья! [1] Эффект дыхательных и физических упражнений проверен в специальных медицинских учреждениях Индии по заданию министерства здравоохранения этой страны,
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.194.138 (0.01 с.) |