Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внушение вызовом «полярной реакции»

Поиск

 

Данное внушение производится призывом или предложением к гипотетическому доведению нежелательной суггестору возможной ситуации до логического предела или вообще до абсурда:

· Никогда не обращайтесь в лицензированные фирмы — это опасно. Такие фирмы, по заверениям околоподъездных бабушек, сплошь состоят из бандитов, которые, как никотин, убивают даже лошадей. Вы много видите на улицах города лошадей? Так вот — это они их, родимых… (Реклама).

· Когда поедешь на вещевой рынок, обязательно положи все деньги в один кошелек, а его — в неглубокий наружный карман, да так, чтобы кошелек из кармана выглядывал.

· Если Вас по телефону обозвали дураком / и не стали ждать ответа, бросив трубку на рычаг, / наберите быстро номер из любых случайных цифр / и тому, кто снимет трубку, сообщите: «Сам дурак!» (Г.Остер. «Вредные советы»).

· В принципе, я вообще не сторонник того, чтобы призывать слушать меня. В то время как я буду все это рассказывать, Вы можете не очень прислушиваться, а еще лучше — ходить по кабинету, наливать себе кофе, разговаривать… (Фраза менеджера на совещании).

Как вариацию применения этого способа подачи информации можно привести прием «разоблачение». Предположим, Вы знаете, что человек при общении с Вами может предпринять определенные действия, нежелательные для Вас. Словом или делом — не имеет значения. Сыграйте на опережение:

· Ну ты еще кулаком по столу постучи! Или стакан сока мне в лицо выплесни!

· Да что ты меня уговариваешь это купить? Ты же сейчас, поди, скажешь, что это долларов сто стоит!…

 

 

Иносказательное внушение

 

Внушениями без введения в транс являются также непрямые директивы в виде образных примеров. Данный метод воздействия на подсознание применялся еще древними мудрецами. Необходимая мысль при этом излагается иносказательно — в виде афоризма, аналогии, шутки, анекдота, короткой истории из личной жизни или жизни знакомых, случая из профессиональной практики, притчи, примера из книг, прессы, телевидения — того, что принято называть метафорами. Возникающая при этом у слушателя ассоциация и является внедряемой в его подсознание мыслью.

Метафоры ловко обходят критику разума — ведь с ними невозможно спорить. Они оказывают мощное непрямое воздействие. Книга, изобилующая метафорами, как правило, оказывает гораздо более глубокое влияние, чем оперирующая языком логики. Слушая образную речь, человек невольно представляет картины и звуки, которые она порождает, со всеми личными переживаниями по этому поводу.

Чем ярче и эмоциональнее метафора, тем выше и надежнее внедренный эффект и тем вероятнее, что собеседник применит поучительные выводы.

Простые метафоры предлагают простые сравнения: черный, как уголь; прозрачный, как стекло. В речи любого «обаятельного», «приятного» рассказчика Вы обязательно заметите множество таких метафор. Они помогают просто и эффективно выразить самые сложные идеи, позволяют экономить слова, разъяснять непонятное и делают нашу речь более запоминающейся, живописной. Именно простые метафоры подтолкнули многих ученых к грандиозным открытиям и изобретениям.

Сложные метафоры — это истории, содержащие несколько смысловых уровней. Такой способ воздействия на человека часто называют «входом в мозг не через парадную дверь, а с заднего крыльца». Ораторы, религиозные деятели, писатели всех времен и народов именно с помощью простых историй и на их примере передавали глубочайшие истины. Многие психотерапевты даже успешно лечили официально неизлечимые болезни вышеизложенным методом.

Главная цель использования метафор — не просто пробуждать эмоции, а переводить их в побуждения. Они часто играют роль катализатора решений: купить или не купить, что изменить, как действовать.

Для проведения какой-либо идеи заранее подготовьте соответствующую типовой ситуации метафору, анекдот, притчу, байку, историю с «параллельным действием». Только не совершайте весьма распространенной ошибки: после рассказа не делайте за собеседника никаких морализаторских выводов — он обязательно должен их сделать сам! Основная сила метафор кроется в ассоциациях, которые они вызывают у слушателей.

К достоинствам метафор можно отнести и то, что, передавая нужные идеи, они не возбуждают обид: ведь это отвлеченное повествование в третьем лице или мнение третьей стороны. На кого здесь обижаться?

К особенностям использования метафор можно отнести следующие:

· чрезмерно прямые и реалистичные метафоры могут вызвать слишком явную ассоциацию, а потому оскорбить и породить противоречия;

· проводимая мысль должна быть понятна слушателю, быть для него не слишком туманной;

· использование банальных оборотов речи сведет все усилия на нет: сравнения «с бородой» действуют весьма слабо;

· применяемые метафоры должны соответствовать личности слушателя: приемы, с успехом используемые с незнакомцами, могут быть совершенно никчемными в беседе со старыми друзьями, а аллегории, «сработавшие» в общении с интеллигентом, могут подвести в разговоре с простым рабочим.

 

 

Внушение сомнением

 

Здесь важен элемент актерской игры. Для того чтобы посеять в душе человека сомнение в его взглядах или точке зрения, Вы высказываете мысль, которая Вам не нужна, но отражает настрой объекта, а потом начинаете внутренне сомневаться в этом своем высказывании, но тут же отгоняете сомнение прочь (и смотрите при этом «в сторону», делая вид, что, отгоняя мысль прочь, лукавите и прячете именно истинную мысль):

· Да, Иван Иванович, я соглашусь с Вами: это обыкновенный, ничем не выделяющийся товар. Его нигде не применишь. Хотя… Хотя… Гм, гм… Да нет, нет…

· Не верите? И правильно делаете. (Пауза) Пока — правильно…

Иногда это называется «заронить бациллу сомнения», «инфи-цировать» нужной мыслью. Применение этого приема хорошо описано Б.Окуджавой в его «Автобиографических анекдотах» (рассказ «Любовь навеки»):

Уже было довольно поздно, когда я отправился провожать Алису. Вернулся я не скоро. Вбежал в квартиру, бросился к тете. Она убирала со стола.

Ну что?! — почти закричал я. — Какова, а? Я ведь говорил!… Ты ведь не разочаровалась? Да? Да?…

Ну что ты, — сказала тетя и погладила меня по голове, — она великолепна! Какая фигура! А глаза!… — Ушла на кухню, вернулась:

Да, кстати, может, конечно, мне показалось, но у нее немного кривые ноги… — и тут же поправилась: — ножки… Впрочем, может быть, и показалось… Да это, в сущности, такой пустяк… Не так ли?

Конечно, — выдохнул я оторопело.

Спал плохо. Просыпался и думал про ноги Алисы. Подумаешь, думал я, какая мелочь! Утром, проснувшись, снова подумал о том же. Приехал в университет, встретил свою сокурсницу Катю Ломан. У нее были точеные ножки. Оглядел остальных сокурсниц. У всех были великолепные ноги. В конце коридора показалась Алиса. Приблизилась. Я отчетливо разглядел, что у нее ноги действительно кривые. Не очень, но кривые. Да и походка неуклюжая и странная, словно она ступает по скользкому полу.

Через неделю, встречаясь, мы просто здоровались, я, кивнув, проходил мимо в аудиторию и усаживался рядом с Катей и, оглядев ее, понимал, что это навеки.

Таким образом, кроме прямого внушения, Вам доступны

следующие виды внушения без введения в трансовые состояния:

· Ассоциативная суггестия.

· Информационная суггестия.

· Аффектационная суггестия.

· Комплиментарная суггестия.

· Вопросная суггестия.

· Эмоционально-образное внушение.

· Галлюцинаторное внушение.

· Внушение с отрицанием.

· Внушение вызовом «полярной реакции».

· Иносказательное внушение.

· Внушение сомнением.

Есть и другие приемы внушения. Но, так как наиболее эффективно они могут быть использованы при внушении в трансовых состояниях, о них мы поговорим в следующем разделе.

Как определить, что сработало именно внушение, а не осознанный логический выбор? При малейшей попытке обсуждения внушенной «истины» будет наблюдаться сугубо эмоциональная реакция: все, противоречащее ей, отвергается объектом сразу же, не допуская никакого взвешенного анализа. А чем убедительнее логические доводы, тем сильнее возмущение.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.170.253 (0.007 с.)