Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исследование систем управления
ИССЛЕДОВАНИЕ систем управления Методические указания к выполнению курсовой работы для студентов направления 080500.62 «Менеджмент»
Петропавловск – Камчатский УДК 65.012 ББК 65.050
Рецензент: Ю.С. Морозова, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент» ФГОУ ВПО «КамчатГТУ»
Огий О.Г. Исследование систем управления. Методические указания к выполнению курсовой работы для студентов направления 080500.62 «Менеджмент». - Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2009. – 44 с.
Методические указания к выполнению курсовой работы для студентов направления 080500.62 «Менеджмент» составлены в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников направления 080500.62 «Менеджмент» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом ФГОУ ВПО «КамчатГТУ» (протокол № 1 от 18.09.2009 г.)
УДК 65.012 ББК 65.050
© Огий О.Г., 2009 © КамчатГТУ, 2009 оглавление
ВВЕДЕНИЕ Значимость систем управления в достижении целей организации нельзя переоценить, а значит специалисты в области менеджмента должны обладать знаниями, умениями и навыками их исследования. Квалифицированно проведенные исследования способствуют развитию теории и практики построения новых и совершенствования действующих систем управления. Приобретение студентами в процессе курсового проектирования навыков по исследованию систем управления позволит им на достаточно высоком научно-методическом уровне исследовать различные действующие системы управления и совершенствовать их применительно к меняющимся условиям внешней среды организации. Возрастающая важность практики исследований систем управления определяется развитием двух тенденций в реальной деятельности организаций: - продолжающейся интеграцией функций стратегического развития, маркетинга, менеджмента и контроля в их деятельности; - усложнением технико-организационной среды как системной совокупности методов и технических средств управления; - усложнением структурных взаимосвязей субъектов внешней среды и увеличением количества факторов ее влияния. Управляющей подсистеме для того, чтобы быть и оставаться высокоэффективной необходимо: - осуществлять стратегическое планирование развития на основе прогнозных исследований; - исследовать затраты и находить пути их снижения; - проводить анализ эффективности производства, маркетинга, управления персоналом, инвестиционной деятельности; - совершенствовать организацию и функционирование системы управления. ОБЩИЕ положения Курсовая работа по дисциплине “Исследование систем управления” является одним из основных элементов контроля знаний студентов направления подготовки 080500.62 “Менеджмент ” в рамках указанной дисциплины. Целью курсовой работы является систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний, практическое выполнение студентами одного из видов исследования, развитие аналитических навыков, овладение элементами самостоятельной исследовательской работы. Курсовая работа, выполняемая студентом под руководством преподавателя в области исследований управления, предполагает изучение информационных и нормативных источников, фундаментальной научной литературы, методической литературы, монографий, статей в периодических изданиях.
Качество выполнения студентом курсовой работы будет свидетельствовать об уровне его специальной теоретической подготовки и практических навыков в области методологии исследования, различных методик анализа функционирования системы управления предприятия и принятия верного управленческого решения по различным функциональным направлениям деятельности предприятия. Основные задачи при выполнении курсовой работы: 1) Обоснование актуальности и значимости темы курсовой работы в теории и практике исследований управления. 2) Теоретическое исследование с позиций экономической науки и современной концепции менеджмента состояния взятой к рассмотрению проблемы, раскрытие сущности экономических понятий и управленческих категорий. 3) Овладение современной методикой проведения исследований систем управления, раскрывающей тему курсовой работы. 4) Обеспечение четкой взаимосвязи теоретических и практических аспектов поставленной проблемы при обосновании практической направленности рекомендаций и предложений, разработанных студентами в работе. 5) Обобщение полученных в результате проведенных исследований материалов и формулирование выводов и рекомендаций на основе самостоятельного анализа научных и методических источников. 6) Формирование навыков самостоятельной работы с экономической литературой, цитирования и ссылок на источники, умения грамотно и логически обосновано излагать свои идеи, мысли, обобщать расчеты, строить графики, таблицы, диаграммы. Оформление курсовой работы должно соответствовать ГОСТ 2003 -7.1. Тематика курсовых работ должна соответствовать общей программе курса “Исследование систем управления”. Поэтому студентом должна быть всесторонне изучены, в первую очередь, программа и методические рекомендации по изучению курса, а также конспект лекций, литература по предмету. Название темы курсовой работы студент, исходя из собственных склонностей и научных интересов, практической значимости взятой к рассмотрению проблемы, ее актуальности, формулирует самостоятельно, опираясь на предлагаемую в методических указаниях тематику курсовых работ. Данный перечень не является обязательным. Студенту предоставлено право самостоятельно выбрать тему исследования, представляющую для него интерес. Свой выбор студент согласовывает с преподавателем, являющимся руководителем курсовой работы. Выбирая тему и приступая к курсовой работе, студент должен четко и ясно представлять себе ее место в системе управления организацией и возможность решения конкретных вопросов, опираясь на теоретические основы менеджмента как науки и основы научных исследований. Курсовая работа выполняется на конкретных практических материалах как предприятия (организации), так и какой-либо сферы экономической деятельности, отрасли хозяйства. Рассматриваемые в ней вопросы должны носить проблемный характер. Пути, способы их исследования могут различаться в зависимости от формы, вида и типа исследований систем управления, специфики поставленной в теме проблемы.
Существенное влияние на выбор темы курсовой работы оказывает возможность сбора необходимой информации. Более общие вопросы решаются, если работа выполняется на материалах какой-либо отрасли, крупного акционерного общества и, наоборот, использование данных о работе средних и малых предприятий, подразделений (цехов, отделов) позволяет исследовать узкие и целенаправленные проблемы их управленческой деятельности. Тема курсовой работы требует сбора статистического и иного материала по нескольким источникам. Курсовая работа выполняется индивидуально. В исключительных случаях с разрешения преподавателя курсовая работа, представляющая особую теоретическую, практическую и научную значимость, сложная в выполнении, может быть выполнена группой студентов в виде комплексной курсовой работы. При глубокой теоретической и практической проработке темы, обоснованности и новизне сделанных выводов курсовая работа может быть рекомендована руководителем в качестве научного доклада для выступления на ежегодной студенческой научной конференции, а также в качестве основы выпускной квалификационной работы бакалавра. Каждому студенту выдается задание с указанием темы, содержания работы, сроков начала и окончания, фамилией руководителя работы. Задание подписывают студент и руководитель (форма задания для студентов очной формы обучения представлена в Приложении В, для студентов заочной формы обучения – в Приложении Г). Написанию курсовой работы должно предшествовать тщательное изучение литературы по выбранной теме. При изучении литературы следует ориентироваться на издания последних лет, которые отражают современные взгляды на рассматриваемую проблему. При подборе литературы необходимо использовать каталоги библиотек, в том числе научной библиотеки ФГОУ ВПО «КамчатГТУ», периодические издания. После ознакомления с литературными источниками студент приступает к составлению плана курсовой работы. План отражает содержание работы в виде узловых вопросов и согласовывается с руководителем. Количество вопросов и их порядок в плане определяется в каждом конкретном случае с учетом специфики темы. Порядок изложения материала определяется планом и не должен нарушать его. Не следует дословно переписывать литературный материал, студент должен продемонстрировать умение обобщать, систематизировать, анализировать и критически оценивать материалы первоисточников. Нельзя перегружать работу поверхностным описанием, дополнительным материалом и таблицами, не имеющими отношение к теме работы.
Объем курсовой работы должен составлять в среднем 30-35 страниц машинописного текста. Курсовая работа должна быть подписана студентом с указанием даты выполнения. Подпись должна быть разборчивой. После проверки курсовая работа визируется преподавателем. После завершения курсовая работа сдается на кафедру для регистрации и затем передается руководителю для проверки. Руководитель оформляет допуск работы к защите или возвращает ее на доработку, о чем делается соответствующая запись на титульном листе курсовой работы. Полностью выполненная курсовая работа сдается на рецензирование преподавателю. После рецензирования никакие исправления в работе не допускаются. Защита курсовой работы происходит при предоставлении допущенной к защите работы. Оценка за курсовую работу выставляется дифференцированно, исходя из качества ее выполнения и правильности ответов на поставленные вопросы при защите. Качество выполнения курсовой работы оценивается по пятибалльной шкале оценок (критерии оценки курсовой работы см. в разделе 5 «Критерии оценки курсовой работы»). СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ Курсовая работа включает в себя следующие элементы: - титульный лист (образец оформления титульного листа для студентов очной формы обучения представлен в Приложении А, для студентов заочной формы обучения – в Приложении Б); - бланк рецензии (форма представлена в Приложении Д). Рецензия на курсовую работу в общую нумерацию страниц не включается; - задание (в общую нумерацию страниц не включается, форма задания для студентов очной формы обучения представлена в Приложении В, для студентов заочной формы обучения – в Приложении Г); - содержание (пример оформления содержания на курсовую работу приведен в Приложении И); - введение; - основная часть; - заключение; - список использованных источников; - приложения. Введение. Введение должно содержать: - обоснование актуальности выбранной темы курсовой работы; - определение целей и задач написания курсовой работы; - указание объекта и предмета исследования; - характеристику степени теоретической и методологической разработанности темы курсовой работы; - определение практической направленности курсовой работы Во введении, если это необходимо, может быть приведен аналитический обзор литературы (библиографический обзор) по исследуемому вопросу с краткими выводами. Библиографический обзор следует выполнять в том случае, если работа носит творческий, исследовательский характер и проведение обзора имеет целью выявление решенных и нерешенных проблем, анализа различных точек зрения, существующих в рассматриваемой области. Объем введения не должен превышать 2-3-х страниц печатного текста.
Первая глава. Первая глава является теоретической. В ней теоретически обосновывается тема курсовой работы. Теоретическое обоснование предусматривает формулировку основных понятий, касающихся проведения исследований систем управления, раскрытие их содержания, анализ научных источников по поставленной проблеме. Тем самым создается теоретическая основа для разработки методики и плана будущего исследования. Критически следует оценить опубликованные научные работы российских и зарубежных авторов, особенно если в них излагаются разные точки зрения. Глава может носить полемический характер. Закончить теоретическое обоснование проблемы следует краткими выводами. По своей структуре первая глава должна содержать, как минимум, два параграфа общим объемом до 12-ти страниц печатного текста. Вторая глава. Во второй главе студент разрабатывает методику проводимого исследования. Пункт 2.1 второй главы курсовой работы должен содержать изложение следующих вопросов: - цель и задачи исследования; - вид исследования; - обоснование применения методов сбора информации; - обоснование использования определенных видов информации и их источников; - проектирование выборки; - разработка форм записи собираемых данных. Далее кратко описывается проблемная область. Затем с помощью метода «Граф проблем» формулируется проблема и затем формируется гипотеза. Заключение пункта 2.1 должно содержать подробное описание объекта в той его части, которая составляет предмет исследования. Пункт 2.2 должен содержать анализ общих характеристик объекта исследования – исследуемой организации (предприятия, подразделения, отрасли и т.д.): наименование, организационно-правовая форма, вид(ы) деятельности, миссия, генеральная цель, организационная структура, количество работающих. Затем необходимо провести анализ внешней организации и построить ее профиль. Выделение факторов среды и их оценку проводят с помощью СТЭП (PEST)- анализа (см. рис. 1).
Рис. 1. Факторы внешней среды С – социальные факторы; Т – технологические факторы; Э – экономические факторы; П – политические факторы.
Затем проводится детальный анализ и заполняется для 10-15 факторов среды (табл. 1).
Таблица 1
Форма СТЭП – анализа
Качественные оценки дают на основе экспертного метода и выводится шкала: bi = 1, если влияние очень слабое, 3 - слабое, 5 – существенное, 7 – значительное, 9 – высокое (сильное). Весовые коэффициенты рассчитываются на основе ранговых оценок. Полученные оценки важности откладываются по оси ординат и получается профиль внешней среды (рис. 2). Рис. 2. Профиль внешней среды организации Далее осуществляется анализ полученных данных. В процессе анализа и описания студент должен выделить характеристики объекта, которые обуславливают выбор методов и способов исследования. Кроме того, необходимо учитывать, что выбор применяемых методов определяется избранной темой, поставленными целями и видом исследований систем управления, количеством и качеством собранной информации. По результатам этого анализа студент разрабатывает и обосновывает предлагаемую методику исследования. После того, как методическая часть программы исследования полностью отражена в работе, необходимо в пункте 2.3 представить результаты исследования собственно проблемы, в соответствии с темой курсовой работы. В этой части главы должны быть отражены такие вопросы как: Например, по теме «Исследование управления персоналом на предприятии»
По теме «Исследование организации деятельности на предприятии»
По теме «Исследование рекламной деятельности предприятия»
По теме «Исследование конкурентоспособности предприятия»
По теме «Исследование информационного менеджмента на предприятии»
По теме «Исследование системы управления запасами на предприятии»
По теме «Исследование ценообразования на предприятии»
По теме «Исследование инвестиционной деятельности на предприятии»
В качестве вспомогательных материалов для написания второй главы могут служить материалы выполненных по курсу контрольных работ. Объем второй главы должен быть в пределах 20-ти страниц печатного текста. Третья глава. В третьей главе студент дает рекомендации по результатам анализа, проведенного во второй главе, формирует предложения по области и возможности применения разработанной методики исследования, а также указывает на ограничения в ее применении. Помимо этого, следует сформулировать принципы и требования к организации исследования и (или) планированию процесса исследования. Закончить главу целесообразно расчетом экономической эффективности и краткими выводами, которые должны носить практический характер. Третья глава может быть представлена и в виде рекомендуемых: организационной структуры, программы реорганизации, древа целей, плана маркетинга, плана рекламы, PR-программы, стратегий и др. Третья глава должна содержать два параграфа общим объемом не менее 10-и страниц печатного текста. Заключение. Данный раздел является логическим завершением курсовой работы и должен содержать основные выводы по всем трем главам работы, начиная от теоретического обоснования и заканчивая практическими предложениями. В заключении студенту необходимо отразить степень решения задач курсовой работы, поставленных во введении к ней, полученные результаты; указывается, где и каким образом применение рекомендаций может принести практическую пользу в области внедрения и совершенствования процессов управления организации, отрасли. Заключение должно быть четким и лаконичным. Его основные положения следует представлять в виде отдельных абзацев (тезисно). Объем заключения составляет до 3-х страниц печатного текста. Список использованных источников помещается после заключения. Здесь размещаются все источники, использованные для формирования текста работы, включая и первичные документы с предприятия (Устав, баланс и пр.). Первыми записываются законы, после этого в алфавитном порядке приводятся учебники, справочники, монографии, брошюры, журналы, методические разработки в следующей последовательности: фамилии и инициалы авторов, полное название книги или статьи, место выпуска и наименование издательства, год выпуска, номер журнала, дата газеты, количество страниц. Общее количество должно быть примерно 15-20 позиций. Правила оформления см. в разделе 4 «Требования к оформлению курсовой работы», п. 4.10. Пример оформления списка использованных источников приведен в Приложении К. Приложения. Этот раздел включается в курсовую работу по усмотрению автора, содержит дополнительную к тексту информацию или информацию, слишком громоздкую (например, занимающую три четверти площади страницы и более) для размещения в основном тексте (например, схема организационной структуры), в объеме курсовой работы не учитывается. При этом в основном тексте следует оставлять только те вспомогательные материалы, которые позволяют непосредственно отразить сущность и раскрыть содержание исследуемой темы. Объем приложений не ограничивается. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ 1. Исследование инвестиционной деятельности на предприятии. 2. Исследование ценообразования на предприятии. 3. Исследование системы управления запасами на предприятии. 4. Исследование информационного менеджмента на предприятии. 5. Исследование конкурентоспособности предприятия. 6. Исследование рекламной деятельности предприятия. 7. Исследование организации деятельности на предприятии. 8. Исследование управления персоналом на предприятии. 9. Исследование организационной культуры предприятия. 10. Анализ эволюции фирмы. 11. Конкурентный анализ управления двумя фирмами. 12. Анализ совместимости персонала в подразделении фирмы. 13. Анализ конкурентных преимуществ фирмы. 14. Исследование стилей руководства в фирме и выбор адекватного стиля. 15. Исследование динамических свойств системы управления. 16. Исследование мотивации. 17. Контроль и диагностика конфликтов в исследовании управления. 18. Исследование целеполагания и критериев управления. 19. Проектирование систем управления. 20. Анализ эффективности инвестиционной деятельности. 21. Организация экспертного опроса для оценки морально-психологического климата в подразделениях систем управления. 22. Экспертная процедура оценки организационной культуры фирмы. 23. Диагностический анализ фирмы (7 аспектов). 24. Экономическая диагностика и построение модели фирмы. 25. Оценка положения фирмы в цикле ее жизни. 26. Построение решетки компетентности фирмы. 27. Оценка эффективности организационно-технических мероприятий в фирме (статистический подход). 28. Построение и оценка матриц Морено. 29. Построение work-flow. 30. Системное представление СУ организацией. 31. Построение семантического дифференциала фирмы. 32. Анализ недостатков СУ и выделение корневых проблем управления. 33. Применение планирования эксперимента для исследования характеристик СУ фирмой. 34. Метод IDX в диагнозе состояния фирмы. 35. Диагностика необходимости развития организации. 36. Организация обследования СУ на основе интервью. 37. Закономерности организации анкетного обсле
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.251.68 (0.099 с.) |