Надлежащая производственная практика лекарственных средств (GMP) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Надлежащая производственная практика лекарственных средств (GMP)



 

1.2 Надлежащая производственная практика является частью обеспече-ния качества, которая гарантирует, что продукцию постоянно производят и контролируют по стандартам качества, соответствующим ее назначению, а также в соответствии с требованиями регистрационного досье или специфи-кации на эту продукцию.

 

Надлежащая производственная практика связана как с изготовлением (технологическим процессом), так и с контролем качества. Основные требо-вания GMP:

i) все производственные процессы должны быть четко определены; их следует систематически пересматривать с учетом накопленного опыта; необ-ходимо, чтобы была продемонстрирована возможность постоянно произво-дить лекарственные средства требуемого качества в соответствии со специ-фикациями;

 

ii) критические стадии производственного процесса и существенные изменения процесса должны пройти валидацию;

iii) должны быть в наличии все средства для GMP, включая:

 

• обученный персонал, имеющий необходимую квалификацию;

• соответствующие помещения и площади;

• необходимое оборудование и правильное его обслуживание;

• соответствующие материалы, контейнеры (первичные упаковки) и этикетки;

 

• утвержденные методики и инструкции;

• соответствующее хранение и транспортирование;


 

iv) инструкции и методики должны быть изложены в форме предписа-ний ясно и однозначно, они должны быть конкретно применимы к имею-щимся в наличии средствам;

 

v) операторы должны быть обучены правильному выполнению мето-

дик;

vi) во время производства следует составлять протоколы рукописным способом и/или с использованием записывающего прибора, которые доку-ментально подтверждают, что действительно проведены все стадии, требуе-мые установленными методиками и инструкциями, а также что количество и качество продукции соответствуют запланированным нормам. Любые значи-тельные отклонения должны быть полностью запротоколированы и исследо-ваны;

 

vii) протоколы производства, включая дистрибуцию, позволяющие проследить исчерпывающую историю серии, сохраняются в понятной и дос-тупной форме;

viii) при дистрибуции (оптовой продаже) продукции сведен к миниму-му риск снижения ее качества;

 

ix) должна быть в наличии система отзыва любой серии продукции из продажи или поставки;

x) следует рассматривать рекламации на проданную продукцию, выяв-лять случаи дефектов качества и принимать соответствующие меры как в от-ношении дефектной продукции, так и для предотвращения подобных случаев.

 

Контроль качества

 

1.3 Контроль качества – это та часть надлежащей производственной практики, которая связана с отбором проб, спецификациями и проведением испытаний, а также с процедурами организации, документирования и выдачи разрешения на выпуск, которые гарантируют, что действительно проведены все необходимые и соответствующие испытания и что материалы не будут разрешены для использования, а готовая продукция не будет допущена к реализации или поставке до тех пор, пока их качество не будет признано удовлетворительным.

 

К контролю качества предъявляют следующие основные требования:

i) наличие надлежащих средств, обученный персонал и утвержденные методики для отбора проб, контроля и испытаний исходного сырья, упако-вочных материалов, промежуточной, нерасфасованной и готовой продукции,

а также, при необходимости, для контроля окружающей среды в целях вы-полнения надлежащей производственной практики;

 

ii) отбор проб исходного сырья, упаковочных материалов, промежу-точной, нерасфасованной и готовой продукции осуществляется тем персона-лом и теми методами, которые утверждены отделом контроля качества;

iii) методы испытаний должны пройти валидацию;

iv) должны быть составлены протоколы (рукописным способом и/или с помощью записывающего устройства), документально подтверждающие, что все необходимые мероприятия по отбору проб, контролю и методикам испы-


 

таний действительно проведены. Любые отклонения полностью запротоко-лированы и исследованы;

v) в состав готовой продукции должны входить активные ингредиенты

 

и вспомогательные веществаN, соответствующие регистрационному досье по качественному и количественному составу; она должна иметь тре-буемую чистоту, быть вложена в надлежащие контейнеры (упаковки) и пра-вильно маркирована;

 

vi) протоколы, составленные по результатам контроля и испытаний ма-териалов, промежуточной, нерасфасованной и готовой продукции, должны быть официально сопоставлены с требованиями спецификаций. Оценка про-дукции должна включать обзор и оценку соответствующей производствен-ной документации и оценку отклонений от установленных методик;

 

vii) ни одна серия готовой продукции не может быть разрешена для про-дажи или поставки до того, как Уполномоченное лицо удостоверит ее соответ-ствие требованиям регистрационного досье и лицензии на производство;

 

viii) необходимо сохранять достаточное количество контрольных об-разцов исходного сырья и препаратов, которое позволяет проводить испыта-ния продукции в процессе хранения (при необходимости); препарат следует хранить в окончательной упаковке, кроме исключительно больших упаковок.

 

Обзор качества продукции

 

1.4 Необходимо проводить регулярные периодические обзоры качества всех зарегистрированных лекарственных средств, в том числе препаратов, изготовляемых только на экспорт, с целью подтверждения постоянства имеющегося процесса, соответствия действующим спецификациям как на исходное сырье, так и на готовую продукцию, чтобы выявить какие-либо тенденции и чтобы установить возможность усовершенствования продукции

и процесса. Такие обзоры, как правило, следует осуществлять и документи-ровать ежегодно, принимая во внимание предыдущие обзоры; они должны включать, как минимум:

i) обзор исходного сырья и упаковочных материалов, используемых при производстве; особое внимание следует уделять исходному сырью и упаковочным материалам от новых поставщиков;

ii) обзор критических точек контроля в процессе производства и кон-троля готовой продукции;

iii) обзор всех серий, которые не соответствовали установленным спе-цификациям, и результатов соответствующих расследований;

 

iv) обзор всех значительных отклонений или несоответствий, связан-ных с этим расследований, эффективности и результативности принятых корректирующих и предупреждающих мер;

v) обзор всех изменений, внесенных в процессы или аналитические ме-

тодики;

vi) обзор поданных/утвержденных/отклоненных изменений в регистра-ционное досье, в том числе в досье на препараты только для экспорта, подан-ные в другие страны;


 

vii) обзор результатов программы контроля стабильности и каких-либо отрицательных тенденций;

viii) обзор всех связанных с качеством возвратов, рекламаций и отзы-вов, а также проведенных на тот момент расследований;

 

ix) обзор правильности предшествующих корректирующих мер в от-ношении производства или оборудования;

x) обзор пострегистрационных обязательств в случае получения новых регистрационных свидетельств или внесения изменений в регистрационные досье;

xi) квалификационный статус соответствующего оборудования или технических средств, например, системы HVAC (нагрева, вентиляции и кон-диционирования воздуха), систем снабжения водой, сжатыми газами и т.д.;

xii) обзор каких-либо контрактных соглашений (см. раздел 7 части 1), чтобы убедиться в том, что они обновлены.

 

Как производитель, так и владелец регистрационного свидетельства (если это не одно и то же лицо) должны оценивать результаты такого обзора

и делать вывод о необходимости корректирующих и предупреждающих ме-роприятий или проведения ревалидации. Следует документировать причины для таких корректирующих действий. Согласованные корректирующие и предупреждающие действия должны быть осуществлены своевременно и эффективно. Должны быть в наличии руководящие методики в отношении управления и обзора таких действий; эффективность этих методик должна быть подтверждена во время самоинспекции. При научном обосновании об-зоры качества можно группировать по виду продукции, например, твердые лекарственные формы, жидкие лекарственные формы, стерильные препараты

и т.д.

Если владелец регистрационного свидетельства не является производите-лем, должно быть техническое соглашение между сторонами, в котором уста-новлены их соответствующие обязанности в отношении обзора качества. Упол-номоченное лицо, которое несет ответственность за окончательную сертифика-цию серии, вместе с владельцем регистрационного свидетельства должно га-рантировать, что обзор качества проводится своевременно и тщательно.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.181 (0.014 с.)