Тема: изложение повествовательного текста
Похожие статьи вашей тематики
Цели: развивать умения определять тему текста, составлять план текста, определять главную мысль каждой части, передавать содержание текста по вопросам; развивать речь.
Формируемые УУД: п. — осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к. - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — составление плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Назовите тему текста.
— Какова его главная мысль?
— Как вы озаглавили текст?
— Какие глаголы-синонимы вы подчеркнули?
— Написание каких слов вызвало у вас затруднения?
III. Самоопределение к деятельности
— Отгадайте загадку.
Всех на свете я сильнее,
Всех на свете я смелее,
Никого я не боюсь,
Никому не покорюсь. (Огонь.)
— Вы знаете, что огонь — друг человека, но тем не менее он может принести и много горя. В каком случае это может произойти? (Из-за неосторожного обращения с огнём может начаться пожар.)
— По каким причинам может начаться пожар в лесу?
— Чем опасен лесной пожар?
— О чём мы будем писать сегодня изложение? (О пожаре в лесу.)
IV. Работа по теме урока
Знакомство с текстом, беседа по содержанию
Упр. 253 (с. 119).
— Прочитайте текст.
— Определите его тему. (Старого охотника застиг в лесу пожар. Он спасся благодаря зайцу.)
— Какова основная мысль текста? О чём он? (О состоянии человека, который попал в беду, его переживаниях и чувстве благодарности по отношению к зверьку, который спас его от гибели.)
— Озаглавьте текст.
2. Обсуждение структуры текста, лексическая работа, орфографическая подготовка
— Определите, сколько частей в тексте. (Четыре.)
— Прочитайте вводную часть. О чём в ней говорится? (Дед охотился в лесу, и неожиданно начался пожар.)
— Какое предложение говорит о том, что пожар начался недалеко от того места, где охотился дед?
— Что значит «потянуло гарью»?
— Озаглавьте эту часть. (Пожар. Неудачная охота.)
— Назовите орфограммы в словах этой части.
— Прочитайте вторую часть. О чём в ней говорится? (Деду грозит опасность, и вдруг появляется заяц.)
— Какие глаголы и в каком времени использованы в этой части?
— Прочитайте слова, которые говорят, что дед устал.
— Что значит «дым выедал глаза»?
— Почему заяц еле волочил ноги?
— Озаглавьте эту часть. (Опасность рядом.)
— Назовите орфограммы в словах этой части.
— Разберите последнее предложение этой части по членам. (Один ученик работает у доски.)
— Третья часть - самый напряжённый момент. Прочитайте её. О чём в ней говорится? (Старик испытывает состояние страха перед неминуемой гибелью, умоляет зайца бежать тише.)
— Почему Ларион обрадовался зайцу, будто родному?
— Прочитайте последнее предложение этой части. О чём оно говорит? (Дед испытывает сильный страх.)
— Озаглавьте эту часть. (Дед бежал за зайцем.)
— Назовите орфограммы в словах этой части.
— Прочитайте заключение. О чём в нём говорится? (Заяц вывел деда из огня. Дед его вылечил и оставил у себя.)
— Озаглавьте эту часть. (Спасение. Дед оставил зайца у себя.)
— Назовите орфограммы в словах этой части.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
Пересказ текста
Работа над изложением
(Написание изложения. Самопроверка, редактирование текста.)
VII. Подведение итогов урока
— Какие трудности вы испытывали при написании изложения?
Домашнее задание
Подготовиться к проверочной работе по теме «Глагол».
|