Тема: Падежные окончания имён существительных 1-го склонения.
Похожие статьи вашей тематики
Цели: развивать умение распознавать имена существительные 1-го склонения; провести наблюдения над изменением окончаний имён существительных 1-го склонения; учить проверять написание безударных окончаний ударными.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
(Учитель читает группы слов, близких по значению, учащиеся выписывают существительные 1-го склонения.)
1) Сторона, бок, поверхность.
2) Осадок, гуща, муть.
3) Печаль, тоска, горе.
4) Ограда, забор, изгородь.
5) Веселье, радость, потеха.
6) Бой, сражение, баталия.
7) Ошибка, недочёт, оплошность.
8) Миг, секунда, мгновение.
9) Встреча, приём, свидание.
10) Отвага, храбрость, бесстрашие.
11) Юноша, мальчик, парень.
(Самопроверка.)
— Выделите окончания существительных 1-го склонения, определите род.
— Подчеркните орфограммы в словах. Назовите проверочные слова.
— Сделайте звуко-буквенный разбор слова юноша.
— Разберите по составу слово ограда.
(Два ученика выполняют грамматические разборы на откидной доске.)
III. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте словосочетания.
Быстрая река — интересная книга, берег рек.. — страница книг.., плыть по рек.. — читать по книг.., войти в рек.. — смотрю в книг.., туман над рек.. — заинтересовался книг.., построили на рек.. — найти в книг...
— Что вы можете сказать о существительных река и книга? (Это существительные 1-го склонения.)
— Докажите. (Они женского рода, в именительном падеже единственного числа (первая пара словосочетаний) имеют окончание -а.)
— Как определить, какое окончание следует писать? (Ответы детей.)
— Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в распознавании имён существительных 1-го склонения, научиться правильно писать их падежные окончания.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 157(с. 90-91). (Работа в парах. Далее коллективное обсуждение.)
— Какие имена существительные 1 -го склонения вы нашли в тексте загадок? (Песчинка, землю, из воды, звездой, ладошку, водой.)
— Назовите окончания в этих словах.
— Можно ли по этим окончаниям определить склонение? (Нет, они употреблены в косвенных формах.)
— Как вы определили склонение? (По их начальной форме.)
Упр. 158(с. 91).
— Рассмотрите таблицу.
— Прочитайте, какие слова просклоняли в таблице.
— Обратите внимание на ударение. На какую часть слова оно падает?
— Как пишутся ударные и безударные окончания?
— Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».
— Как пишутся ударные и безударные окончания 1-го склонения в одном и том же падеже? (Одинаково.)
— Значит, как можно проверить безударное окончание? (По ударным падежным окончаниям.)
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 159 (с. 92). (Коллективное выполнение с комментированием.)
Упр. 160(с. 92).
— Прочитайте стихотворение выразительно.
— Назовите в стихотворении эпитеты, сравнения.
— Какие чувства выражает автор стихотворения по отношению к оленёнку? Как вы это определили? (Автор употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.)
— Объясните написание слов с пропущенными буквами.
— Определите склонение и падеж выделенных имён существительных.
— Выполните письменные задания к упражнению. (Самопроверка.)
— Назовите части слов серебристой, оленёнок. (Самооценка.)
|