Тема: Состав слова. Значимые части слова (повторение) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Состав слова. Значимые части слова (повторение)



Цели: актуализировать знания о значимых частях слова, их роли; развивать умение распознавать однокоренные слова и зна­чимые части в слове.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и форму­лирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; подведение под понятие; построение логической цепи рассужде­ний; доказательство; к. - инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. - постановка учебной задачи; сличение способа дей­ствия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. - установление связи между це­лью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Чтение и анализ творческих работ.)

III. Актуализация знаний

— Вставьте пропущенные слова и запишите фразеологизмы.

• Выйти сухим из... (воды);

• выносить сор из... (избы);

сапожник без... (сапог);

биться как рыба об... (лёд);

лежачего не... (бьют);

• лучше... (поздно), чем никогда;

• положа руку на... (сердце).

— Подчеркните орфограммы в словах.

IV. Самоопределение к деятельности

— Какие однокоренные слова встретились в этих фразеоло­гизмах? (Сапожник, без сапог.)

— Как образовалось слово сапожник? (С помощью суффик­са -ник.)

Какая ещё часть слова служит для образования новых слов? (Приставка.)

Назовите значимые части слова. (Приставка, корень, суф­фикс, окончание.)

— Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, из каких значи­мых частей состоят слова, какую роль играет в слове каждая из этих частей, научиться разбирать слова по составу, рас­познавать однокоренные слова.)

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр.77 (с. 51).

— Прочитайте. Из какой сказки взят этот отрывок? (Из «Сказ­ке о царе Салтане...».)

— Назовите группы однокоренных слов, встретившихся в тексте. (Корабельщики, кораблик, корабль; пристань, пристать.)

— Докажите, что это однокоренные слова. (Они имеют общий смысл и общую часть.)

— Объясните значение групп однокоренных слов по толково­му словарю.

— Можно ли назвать слова пристань — (с) пристани однокоренными? (Нет, это формы одного и того же слова.)

— Выполните письменные задания к упражнению.

— Запишите в словарик слово корабль, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

— Составьте предложение с этим словом.

(На данном этапе урока можно использовать школьные сло­варики: орфографический, толково-этимологический, словарик трудностей русского языка.)

Упр. 78 (с. 51).

Прочитайте задание.

— Как распознать однокоренные слова? (Сначала необходимо найти слова, имеющие общую часть.)

Можно ли, например, назвать однокоренными слова гора и гореть (Нет, они не похожи по смыслу.)

Назовите однокоренные слова к слову ночь.

Назовите однокоренные слова к слову пять. (И т. д.)

— Сколько получилось групп однокоренных слов? (Пять.) (Самостоятельное выполнение письменных заданий по рядам:

первый ряд записывает слова с корнями -ночь-, -верх-; второй — с корнями -свет-, -грусть; третий — с корнями -ред-, -пять-.) (Самопроверка, самооценка.)

— Какие орфограммы вы встретили в однокоренных словах? (Безударные гласные, парные согласные, непроизносимые со­гласные.)

Назовите в каждой группе проверочное слово.

— Сделайте вывод: как пишется корень в однокоренных сло­вах? (Одинаково.)

— Какими частями речи могут быть однокоренные слова? (Разными.)

(Далее самостоятельное выполнение грамматических разбо­ров. Два ученика работают у доски. Проверка.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику

Упр.79 (с. 52). (Работа в парах. Учащиеся составляют рассказ по таблице, дополняют его своими примерами. Проверка. Две-три пары вы­ступают с сообщениями, класс оценивает.) Упр. 80 (с. 52). (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка, самооценка.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.205.246.61 (0.031 с.)