Тема:Признаки падежных форм имён существительных.
Цели: развивать умение распознавать падежи имён существительных по вопросам, предлогам, роли в предложении; учить распознавать неодушевлённые имена существительные в именительном, родительном и винительном падежах.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникаций; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания (Учащиеся по цепочке объясняют правописание слов с орфограммами, называют падеж имён существительных. Два ученика выполняют на доске грамматические разборы.)
III. Актуализация знаний
- Как называются слова, образованные путём соединения двух корней? (Сложные слова.)
- Какие буквы соединяют корни? (Соединительные о, е.)
- Отгадайте загадки, запишите отгадки. Выделите в словах-отгадках корни, подчеркните соединительные гласные.
Мощный с гор бежит поток,
Образовывая сток,
И вода здесь так шумит,
Что в округе гул стоит. (Водопад.)
Раз в горах я побывал,
Видел там камней обвал.
Перевал весь завалило.
Отгадай, что это было. (Камнепад.)
Шумит река, сильна, грозна,
Большие льдины крушит.
Как широка! Зимой она
Была в три раза уже. (Ледоход.)
Бежит конь вороной,
Много тащит за собой. (Паровоз.)
Как по небу с севера
Плыла лебедь серая,
Плыла лебедь сытая,
Вниз кидала-сыпала
На поля-озерушки
Белый пух да перышки. (Снегопад.)
(Взаимопроверка.)
IV. Самоопределение к деятельности
- Послушайте стихотворение из книги Татьяны Рик «Здравствуйте, Имя Существительное!».
Поворот судьбы удивительный:
Изучаем мы падеж именительный,
И винительный падеж надо знать,
От именительного отличать.
— Как вы думаете, почему надо различать именительный и винительный падежи? (У них есть одинаковый вопрос что?)
— Что вы знаете об именительном падеже? (Имена существительные в именительном падеже отвечают на вопросы кто? что?,в предложении являются подлежащими.)
— Почему именительный падеж мог получить такое название? (Ответы детей.)
Он используется для наименования предмета.
— Назовите вопросы винительного падежа.
— Почему этот падеж мог получить такое название? (Ответы детей.)
Оказывается, объект действия, обозначенный именем существительным в винительном падеже, является причиной, вызывающей само действие.
— Прочитайте предложение. Лёд сковал деревенский пруд.
— Поставьте вопросы к именам существительным. ((Что?) лёд, (что?) пруд.)
— Назовите грамматические признаки этих имён существительных. (Эти имена существительные мужского рода, неодушевлённые.)
— Определите падеж имён существительных. (Ответы детей.)
— В чём состоит трудность определения падежа этих имён существительных? (Они отвечают на один и тот же вопрос, стоят в начальной форме.)
— Как определить падеж в этом случае?
(После обсуждения учащиеся приходят к выводу, что надо определить, какое из слов является в предложении подлежащим. Это существительное в именительном падеже. А существительное, которое является второстепенным членом, употреблено в винительном падеже.)
— Какие ещё падежи имеют одинаковые вопросы? (Родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных имеют вопрос кого?)
— Сформулируйте задачи урока. (Научиться различать имена существительные в именительном, родительном и винительном падежах.)
|