Тема: обобщение по теме «глагол»
Цели: отрабатывать умения распознавать орфограммы в глаголах и других частях речи, обосновывать их написание, определять грамматические признаки глаголов; развивать речь.
Формируемые УУД: п. — структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; построение логической цепи рассуждений; доказательство; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Назовите глаголы.
— Глагола какого времени нет среди выписанных?
— Какие глаголы вы разобрали как часть речи?
(Несколько учеников рассказывают, как они разобрали глаголы. Учитель спрашивает так, чтобы проверить разбор всех глаголов.)
III. Актуализация знаний
— Прочитайте стихотворение.
Гости прыгали и пели,
После сели все в кружок —
Пили чай, конфеты ели
И хвалили пирожок.
Был хорош пирог капустный,
Но куда вкусней другой:
Очень сдобный, очень вкусный,
С ярко-жёлтой курагой.
А потом играли в прятки,
В куклы, салки и лошадки.
А потом все вдруг ушли,
И мы с братишкой спать легли.
Е. Благинина
— Прочитайте первое четверостишие. Найдите глаголы.
— Что вы можете о них сказать? (Это глаголы прошедшего времени, стоят во множественном числе.)
— Выпишите из стихотворения по два слова на каждую орфограмму.
1) Безударный гласный в корне, проверяемый ударением. (Хвалили, с братишкой.)
2) Безударный гласный в корне, не проверяемый ударением. (Пирожок, капустный.)
3) Парный согласный в корне слова. (Прятки, лошадки.)
4) Безударные падежные окончания имён существительных. (В прятки, с братишкой.)
5) Безударные окончания имён прилагательных. (Капустный, сдобный.)
(Проверка. Рассматриваются все варианты ответов. Самооценка.)
IV. Работа по теме урока Работа по учебнику
Упр. 248(с. 117).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Какие буквы вставили на месте пропусков? Объясните почему.
— Какой глагол вы подчеркнули? (Сияет.)
(Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова улыбка. Самооценка.)
Упр. 249(с. 117).
— Прочитайте первую группу слов. Составьте словосочетания.
— Какую букву напишете в слове полоскать в первом случае? Почему? (Букву о, проверочное слово — полощет.)
— Каким словом проверите слово поласкать в словосочетании поласкать ребёнка, какую букву напишете? (Ласка, пишем букву а.)
— Закончите упражнение самостоятельно. (Проверка.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 251 (с. 118).
— Прочитайте текст.
— О чём в нём говорится? Какую картину вы представили?
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Выполнение грамматических разборов у доски. Самооценка.)
Упр. 252 (с. 118).
— Какая погода нравится вам? Чем?
— О каком природном явлении вы можете рассказать?
— Прочитайте темы для пейзажных зарисовок.
— Составьте рассказ.
(Проверка. Заслушиваются несколько рассказов, класс оценивает, учитель отмечает удачные моменты.)
VII. Рефлексия
— Разберите глаголы как части речи. Дружим, прошла, полетят, принести.
(Проверка по образцу.)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Над какой темой мы работали?
— Всё ли вам понятно?
— У кого остались какие-то вопросы по теме?
Домашнее задание
Упр. 250 (с. 117).
|