Упражнение в правописании возвратных глаголов
Похожие статьи вашей тематики
— Замените словосочетания одним словом, запишите. Выделите в глаголах возвратный суффикс, подчеркните мягкий знак.
Допустить ошибку (ошибиться), снять одежду (раздеться), настойчиво спрашивать о чём-то (интересоваться), приходить в негодование (злиться), приветствовать кого-нибудь при встрече (здороваться), испытывать волнение, тревогу (волноваться).
(Проверка по образцу, самооценка.)
VIII. Рефлексия Выборочный диктант
— Выпишите возвратные глаголы в неопределённой форме. Подчеркните мягкий знак перед суффиксом -ся.
1) Чтобы из ручья напиться, надо наклониться. 2) Любишь кататься — люби и саночки возить. 3) Станешь лениться — будешь с сумой волочиться.
(Проверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Какие глаголы называются возвратными?
Домашнее задание
Упр. 213 (с. 103).
Записать в словарик слово командир, составить с ним предложение.
Тема: Правописание возвратных глаголов.
Цели: развивать умение распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме; познакомить с правилом правописания -тся и -ться в возвратных глаголах.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте словосочетания, которые вы записали.
— От каких глаголов можно образовать три формы времени? Назовите их.
— От каких глаголов можно образовать две формы времени? Назовите их.
— Какое слово из словаря вы записали? Назовите орфограммы в этом слове.
— Прочитайте предложение, которое вы составили с этим словом.
III. Актуализация знаний
— Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете?
1) (Не)бравшись за топор, избы (не)срубить. 2) (Не)надевай хомут с хвоста, (не)начинай дело с конца. 3) (Не)сиди сложа руки, так (не)будет и скуки. 4) Своя ноша (не)тянет.
— Спишите, раскройте скобки. Какое правило нужно для этого вспомнить? (Не с глаголами пишется раздельно.)
(Взаимопроверка.)
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте пословицу. Объясните её смысл. Учиться — всегда пригодится.
— Назовите возвратные глаголы. (Учиться, пригодится.)
— Что вы заметили? (Учиться пишется с мягким знаком, а пригодится — без мягкого знака.)
— Как это можно объяснить? (Ответы детей.)
— Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с правилом правописания -тся и -ться в возвратных глаголах.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 215 (с. 103).
— Прочитайте задание.
— Определите формы глаголов продаётся и ложиться. (Продаётся — настоящее время, 3-е лицо, единственное число; ложиться — неопределённая форма.)
— Назовите все знакомые орфограммы в стихотворении.
— Расскажите стихотворные строки друг другу.
(Письмо по памяти. Взаимопроверка по учебнику, взаимооценка.)
Упр. 216 (с. 104).
(Устная работа по вопросам и заданиям учебника.)
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— По каким двум признакам можно определить, какое буквосочетание нужно писать в глаголе?
Упр. 217 (с. 104).
— Прочитайте загадку. Назовите отгадку. (Коромысло.)
— Назовите возвратные глаголы. Объясните их написание.
— Найдите имя существительное с выделенным буквосочетанием. Сравните написание и произношение выделенных буквосочетаний в глаголах и в имени существительном. Что вы можете сказать? (В имени существительном написание и произношение совпадают, а в глаголах нет.)
— Какой можно сделать вывод? (Правописание -шея и -ться в глаголах является орфограммой.)
— Проверьте себя. Прочитайте сведения о языке на с. 105.
— Выполните разбор слова повисли по составу.
VI. Физкультминутка
|