Усвоение возвратных глаголов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Усвоение возвратных глаголов



 

Частица -СЯ служит в русском языке для образования одних гла­голов от других, а также для создания формы пассивного залога. Механизм образования возвратных глаголов и прост, и сложен одновременно. Простота заключается в том, что постфикс -СЯ вслед­ствие своего финального положения в слове легко вычленяется и побои глагольной словоформе, а граница между ним и окончанием обычно очень четкая: умывала-сь, встретили-сь. Легкая вычленяемость постфикса приводит к тому, что он рано может осозна­ваться ребенком в качестве отдельного «строительного» элемента. Сложность, однако, состоит в том, что его вычленяемость может и не опираться на смысловую основу, поскольку постфикс присут­ствует и легко обнаруживается и в тех словах, которые потеряли уже связи со своими производящими и являются в современном языке непроизводными (например, смеяться, улыбаться, плес­тись в значении «медленно идти» и др.).

Ребенок рано начинает пользоваться постфиксом -СЯ как словообразующим элементом, однако из-за того, что в ряде случаев этот элемент оказывается десемантизированным и ощущается в каче­стве некой необязательной добавки, дети зачастую его отбрасыва­ют, деформируя слова нормативного языка.

Постфикс -СЯ служит в качестве словообразовательного фор­манта в разных словообразовательных моделях, иногда чрезвычай­но далеких в смысловом плане. Возвратные глаголы распадаются на ряд словообразовательных разрядов. Собственно возвратные гла­голы указывают, что субъект деятельности одновременно и его объект (действие переходит на себя), например, умываться равно­ценно умывать себя, причесываться причесывать себя. Впро­чем, то, что -СЯ всегда обозначает себя, весьма распространенная иллюзия. На этот факт натолкнулся медвежонок Винни-Пух, ко­торый склонен к размышлениям по поводу языка, то есть к тому, что мы называем метаязыковой рефлексией! Одной из «загадок», над которой Оп ломал голову; был вопрос о том, почему же собака, которая кусается, «себя не кусает однако». В самом деле, -СЯ не всегда тождественно себя. Даже наоборот, таких случаев в языке очень мало (число собственно возвратных глаголов невелико). Это в основном глаголы, обозначающие некоторые физические дей­ствия: купаться, одеваться, причесываться, застрелиться и не­которые другие — их в языке не более десятка.

Совсем немного в современном языке и глаголов так называе­мого взаимно-возвратного значения. Суть их в обозначении дей­ствия, при котором субъект, его производящий, сам подвергается тому же действию со стороны другого субъекта: обниматься - зна­чит обнимать друг друга.

Больше всего с помощью –СЯ образуются так называемые декаузативные глаголы, имеющие общее значение: подвергаться действию, названному производящим глаголом, например ломаться (Я ломаюкарандаш. — Карандаш ломается), открываться (Я открываю дверь. - Дверь открывается). Распространены глаголы, обозначающие действие, направленное на многие (любые) объекты собака кусается (кусает всех, любого), крапива жжется и т. п.

Нужно упомянуть и о глаголах пассивно-качественных передают свойства предметов, заключающиеся в том, что эти предметы подвергаются каким-либо действиям: чашки бьются, т.е. их можно разбить. В некотором смысле эти глаголы противоположны предшествующего типа. В одном случае подлежащее представляет собой объект направленного на него действия, а в другом - это субъект, а объектом действия может стать любое лицо или любой предмет. Приведенный перечень семантических разрядов возвратных глаголов, образованных с помощью постфикса -СЯ, не является исчерпывающим — перечислены лишь основные типы.

Каждая из названных словообразовательных моделей может быть использована ребенком и в прямом, и в обратном направлении, т. е. возможно образование новых глаголов как прибавлением, так и отбрасыванием -СЯ.

Вот собственно-возвратные глаголы, где –СЯ интерпретировано как себя: «НУ, ПОСОСИСЬ, ПОСОСИСЬ», - говорит пятилетняя девочка щенку, который сосет ушибленную лапу. «Вот возьму в себя СТРЕЛЬНУ И УБЬЮСЬ» - угроза, обращенная к обидевшим ребенка взрослым. «После гибели Констанции он хотел УБИТЬСЯ» - изложение содержания фильма «Три мушкетера». «Чуть я сегодня не ПОРУБИЛСЯ», — рассказ мальчика о том, как он устроил аварию (подставил свой велосипед под велосипед другого мальчика). «Ты что, моей щеткой ЧИСТИЛАСЬ?» — вопрос, обращенный к матери по поводу зубной щетки. Пятилетняя девочка берет лист бумаги и заявляет: «Буду РИСОВАТЬСЯ», т. е. буду рисовать свой портрет.

Число подобных зафиксированных примеров достаточно велико при учете того, что фактов аналогичного типа в языке взрослых немного. Это лишний раз свидетельствует о том, что обязательно иметь в своем распоряжении большой материал, чтобы сделать необходимое обобщение — гораздо важнее ясность и логичность семантических и формальных отношений между языковыми единицами.

Взаимно-возвратных глаголов в речи детей немного, поскольку невелико и число обозначенных ими ситуаций, однако при необходимости обозначить такую ситуацию ребенок, не задумываясь, образует нужный ему постфиксальный глагол. Пятилетний мальчик на улице, к удивлению бабушки, вежливо поздоровался с незнако­мой ей женщиной и спустя некоторое время объяснил: «Мы с этой тетей еще ПОМНИМСЯ» (помним друг друга). Оказалось, что два года назад она была воспитательницей в детском саду, куда он ходил. Отец, вернувшийся из командировки, слышит от сына: «Я тебя так давно не видел! Давай ПОСМОТРИМСЯ!» т. е. посмотрим друг на друга. По поводу непонятного поведения соседей высказывается следующее недоуменное замечание: «Вчера еще ОРА­ЛИСЬ, а сегодня уже смеются!» Такая же модель используется и наоборот - путем отбрасывания постфикса: «Меня Лариска ДЕРЕТ», т. е. бьет. Любопытно, что при этом восстанавливается утра­ченное глаголом значение («драть как сидорову козу»).

Наиболее часто дети образуют глаголы декаузативной семанти­ки с общим значением «подвергнуться действию, которое обозна­чено производящим глаголом». Производящий глагол без - СЯ и об­разованный от него постфиксальный глагол составляют так назы­ваемую каузативную оппозицию: ломать - ломаться. Наряду с оппозициями, созданными с помощью -СЯ, существуют и другие, супплетивные (разнокоренные): жечь гореть, кормить — есть: релятивные: смешить - смеяться, поить - пить. Последние оп­позиции представляют собой пары слов, которые исторически были однокоренными, но в настоящее время характеризуются нестандар­тными фонетическими различиями.

В речи детей наблюдается строгая закономерность: все оппози­ции ребенок сводит к одной, создаваемой с помощью постфикса -СЯ (в указанной монографии она именуется деривационной): «Не сме­ши меня, все равно не РАССМЕШУСЬ!» (рассмешить — рассмеять­ся - коррелятивнаяоппозиция); «Ой, ложка УРОНИЛАСЬ!» (уро­нить - упасть - супплетивная оппозиция); «Все кричали, и я РАЗБУДИЛСЯ!» (разбудить - проснуться - супплетивная оппозиция); «Тут пулемет как ЗААВТОМАТИТ, и все фашисты УБИЛИСЬ» (убить - погибнуть - супплетивная оппозиция). Особенно часто встречаются глаголы РАЗБУДИТЬСЯ, ПОГАСИТЬСЯ (вместо по­гаснуть), ВЫСУШИТЬСЯ (вместо высохнуть).

Образованный ребенком глагол оказывается вариантом суще­ствующего в нашем взрослом языке слова. Однако часто бывает и так, что глагола нужной семантики в нашем языке вообще нет, тог­да детское словотворчество оказывается в некотором роде вынуж­денное: «У меня рукав нечаянно ОБЛИЛСЯ!» В этих случаях запол­няются абсолютные лакуны.

На ту же модель дети ориентируются и в многочисленных слу­чаях обратного словообразования, когда они отбрасывают -СЯ от существующего в нормативном языке глагола, реконструируя исходный невозвратный глагол: «Кто это меня ПРОСНУЛ?» На этот вопрос взрослого: «Зачем ты тут уселась?» - следует ответ «Это папа меня УСЕЛ». Еще примеры того же рода: «Куда ты ЗАПРОПАСТИЛА мои фломастеры?»; «Такой сон только Оле-Лукойе может ПРИСНИТЬ». Во время детсадовской прогулки один из мальчиков жалуется воспитательнице на своего товарища, за руку которого держится: «Он сам еле плетется и меня ПЛЕТЕТ». В нормативном языке налицо либо супплетивная оппозиция (разбудить – проснутся), либо коррелятивная (усадить — усесться), либо же действие мыслится как «некаузирумое» (запропаститься, присниться, плестись), и соответствующий глагол поэтому отсутствует вообще.

Часто дети образуют с помощью -СЯ так называемые активные безобъектные глаголы по модели кусать - кусаться. Особенно они нужны ребенку в ситуации, когда он хочет на кого-то пожаловаться: «А Саша опять БЬЕТСЯ!»; «Папа больно в лоб ЩЕЛКАЕТСЯ!»; «Ну что же ты опять ШЛЕПАЕШЬСЯ?»; «Вы не знаете, этот воробышек не КЛЮВАЕТСЯ?» Глаголы подобной семантики редко используются взрослыми, что нисколько не сказывается на продуктивности детских образований.

С помощью -СЯ в речи детей могут быть образованы глаголы не только от переходных (все случаи, рассмотренные выше), но и от непереходных глаголов. Примеры разнообразны, и объяснение для каждого случая индивидуально. Чаще семантического различия между производящим и производным глаголом пет, и -СЯ выступает в качестве пустого добавления: «Чаи уже ОСТЫЛСЯ?» (остыл), «Лед на реке ТРЕСНУЛСЯ» (треснул).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.007 с.)