Тема: Правописание глаголов прошедшего времени
Похожие статьи вашей тематики
Цели: познакомить с правилом правописания безударного суффикса перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени; развивать умение правильно писать глаголы с этой орфограммой.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Учащиеся по цепочке читают предложения, называют окончания глаголов.)
— Как вы проверяли слова с безударными гласными в корне? Какие буквы в них написали?
— У кого получилось самое большое распространённое предложение?
(Учащиеся читают предложения, выбирается самое длинное и самое интересное из них.)
III. Актуализация знаний
Словарный диктант
Принесли, весёлый, лежал, весенний, бегут, сосульки, капель, почернело, гололёд, жилища, воротник.
(Проверка по образцу.)
— Распределите слова по трём группам. (Имена существительные, имена прилагательные, глаголы.)
— На какие группы можно разделить глаголы? (Настоящего и прошедшего времени.)
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте глаголы. Сеяли, пилили, смотрели.
— Сравните глаголы. (Все глаголы стоят в прошедшем времени, во множественном числе, отвечают на вопрос что делали?)
— Выделите суффикс прошедшего времени -л-. Подчеркните букву, которая стоит перед ним.
— Какая это часть слова? Докажите.
— Как вы думаете, почему суффиксы разные? (Ответы детей.)
— Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с правилом правописания гласных перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 239 (с. 113).
(Устная работа по заданиям учебника.)
— Сделайте вывод: как правильно написать безударный суффикс перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени? (Поставить глагол в неопределённую форму, посмотреть, какой суффикс пишется перед -ть, такой же суффикс пишется перед суффиксом -л-.)
— Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».
— Правильный ли вывод вы сделали?
— Запишите в словарик слово свобода, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
— Найдите значение этого слова в толковом словаре.
— Составьте предложение со словом свобода. (На данном этапе урока можно использовать школьный орфографический словарик.)
Упр. 240 (с. 113).
(Первые три глагола разбираются коллективно с записью на доске, остальные — самостоятельно. Взаимопроверка, взаимооценка.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала Свободный диктант
(См.: КИМы, свободный диктант (с. 84-85). Самопроверка, самооценка.)
VIII. Рефлексия Работа по карточкам
— Вставьте пропущенные суффиксы глаголов. Вид.ла, завис..л, слыш.ли, ужал..ли, обманыв.л, зависла, ненавид..ли.
(Проверка по образцу.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Как определить, какой суффикс нужно писать перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени?
Домашнее задание
— Найдите в стихотворении глаголы, определите время, лицо, число, род (что возможно).
Часы пробили восемь.
Сейчас затихнет дом,
Сейчас платок набросим
На клетку со щеглом.
Есть у Маши дочка,
Ей скоро полгодочка.
Она лежит не плачет,
Глаза от света прячет.
Чтоб у нас она спала,
Снимем лампу со стола.
А. Барто
|