Осложнённый словарный диктант
(Учитель называет лексическое значение слов, учащиеся определяют слова и записывают их в два столбика: имена существительные 1 -го и 2-го склонения. Два ученика работают на откидной доске.)
1) Профессия человека, который знает законы земледелия. (Агроном.)
2) Упакованные в дорогу вещи. (Багаж.)
3) Периодическое печатное издание в виде больших листов. (Газета.)
4) Общее название изделий из тяжёлого металла. (Железо.)
5) Здание для обслуживания пассажиров на железнодорожной станции. (Вокзал.)
6) Книгохранилище. (Библиотека.)
7) Совокупность предметов, необходимых в быту. (Хозяйство.)
8) То же, что и разговор. (Беседа.)
9) Крупное морское судно. (Корабль.)
10) Обилие материальных ценностей. (Богатство.)
11) Сооружение в виде ряда ступеней для подъёма и спуска. (Лестница.)
(Коллективная проверка. Учащиеся, работавшие у доски, объясняют, по каким признакам определили тип склонения имён существительных.)
Проверочная работа
VIII. Рефлексия Графический диктант
(Учитель читает словосочетания, учащиеся записывают только окончания имён существительных.)
Вылечить лекарством, учится в институте, птенец ястреба, писать о мужестве, гордиться городом, плыть морем, прощаться с летом.
(Самопроверка по образцу на доске.)
- Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
- Чему вы научились сегодня на уроке?
- Как проверить безударные падежные окончания имён существительных?
Домашнее задание
Упр. 168 (с. 96).
Тема: 3-е склонение имён существительных
Цели: познакомить с признаками имён существительных 3-го склонения; формировать умение распознавать имена существительные 3-го склонения; повторить правила написания мягкого знака на конце существительных после шипящих.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; выдвижение гипотез и их обоснование; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания (Учащиеся по цепочке называют склонение и падеж выделенных имён существительных. Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова орёл.)
— Как вы разобрали первое предложение?
III. Актуализация знаний
Игра «Предложение рассыпалось»
— Составьте предложение из словосочетаний. Берёза (какая?) одинокая, росла (где?) на пригорке.
— Подчеркните орфограммы в словах.
— Разберите предложение по членам предложения.
— Разберите слово (на) пригорке как часть речи.
— Разберите по составу слово одинокая.
(Три ученика выполняют грамматические разборы на откидной доске. Коллективная проверка, самооценка.)
Работа по карточкам
Программный уровень
— Выпишите имена существительные с безударными падежными окончаниями. Укажите склонение имён существительных.
Из вишни, у реки, перед штормом, по аллее, с молоком, к земле, с дороги, в трамвае, о дедушке, на верхушке, за черёмухой, на спине, за полем, с собакой.
— Запишите имена существительные в три столбика: мужского, женского и среднего рода. Выделите окончания.
Молодость, взросление, транспорт, сметана, ручей, полотно, цапля, камень.
— Запишите имена существительные в таком порядке: 1-го склонения, 2-го склонения, все остальные.
Крыльцо, смелость, крапива, карандаш, пузырь, братишка, пекарня, накипь.
|