Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет и метод истории государства и права Дагестана. Цели и задачиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Стория государства и права относится к числу тех общественных наук, которые принято называть историко-правовыми, поскольку они имеют прямое отношение, как к науке истории, так и к науке о государстве и праве. По своему характеру история государства и права – правовая (юридическая) наука, поэтому она входит в число основных учебных курсов, которые представляют собой неотъемлемую часть и необходимый элемент высшего юридического образования. В отличие от общей истории историко-правовые науки не исследуют общество в целом, а имеют предметом своего изучения исторические процессы развития сложной системы государственных и юридических учреждений. В силу конкретно-исторического подхода к государственно-правовым явлениям и процессам, присущим тому или иному обществу на том или ином этапе его развития, история государства и права оперирует множеством фактов, конкретных событий политической жизни, деятельности государств, общин, партий и пр. Но история государства и права не представляет собой простой набор знаний о прошлом государства и права. Она ставит своей целью выявление исторических закономерностей развития государства и права Дагестана. Конкретно-исторические закономерности развития государства и права имеют свою специфику по сравнению с закономерностями развития общества, ибо государство и право занимает в нем особое положение, обладает относительной самостоятельностью. История государства и права тесно связана с другой юридической наукой и учебной дисциплиной – теорией государства и права, также изучающей закономерности развития государства и права. Но теория государства и права с помощью логического метода отражает исторический процесс в абстрактной форме, освобожденной от всех исторических случайностей. Она вырабатывает свою систему общеправовых понятий и категорий, которые широко используются в учебном курсе истории государства и права. В отличие от теории государства и права историко-правовые науки изучают конкретные процессы развития государственно-правовых институтов и явлений, развивающихся в хронологической последовательности и проявляющихся в определенном историческом пространстве. Предмет, цели и задачи. Курс истории государства и права Дагестана посвящен истории возникновения развития и становления государственности и правовых институтов Дагестана. Важность его, прежде всего, определяется тем, что без знания прошлого трудно уяснить смысл настоящего и конечно будущего. Как известно основной задачей истории государства и права является ознакомление с основными моментами истории государства и права с возникновением и развитием государства и права. Этими основными задачами определяется и предмет истории государства и права. История государства и права изучает процесс образования, развития и отмирания государства в его конкретном выражении, т. е. изучает исторические события (в той мере, в какой они связаны с этим процессом), политические учреждения и правовые акты. Причем все это рассматривается ею в живой исторической конкретности, хронологической последовательности, с учетом тех особенностей, которыми они характеризуются у различных народов Дагестана. Поэтому она является исторической наукой, органической частью истории народов. История государства и права, в том числе и Дагестана, имеет и свою специфику, что отличает ее от общей истории. Непосредственным предметом ее исследования и изучения является государство и право и основное внимание, естественно, уделяется истории их развития. Как наука, специально посвященная исследованию истории государственно-правовых институтов в их конкретном проявлении, история государства и права является юридической наукой. История государства и права является единой наукой, это значит, что история государственного строительства и правовые институты одних и тех же республик не может плодотворно изучаться в отрыве от истории других республик и всей РФ в целом. Дагестан является составной частью многонационального государства и поэтому история государства права Дагестана является частью отечественной истории государства и права. Естественно отсюда вытекает, что общие принципы, лежащие в основе курса истории государства и права РФ, распространяются и на курс истории государства и права Дагестана. В то же время, чтобы обобщить во всей полноте исторический опыт государственного и правового развития надо изучить как закономерности, свойственные федеративному многонациональному государству и целом, так и специфические, присущее отдельным субъектам Российской Федерации. Эти объясняются, в основном выделение курса истории государства и права Дагестана и включение его в учебный план юридического факультета ДГУ. В задачу курса входит дать в конкретно-историческом плане представление о государственном строе и правовых институтах Дагестана дореволюционного периода, истории государственного и правового строительства советского Дагестана, а также становление и развитие государства и права Республики Дагестан в современный период. Таким образом, история государства и права Дагестана имеет своей целью исследовать государство и право Дагестана дореволюционного периоды, процесс возникновение и укрепление советской государственности и права Дагестана, а также проблемы становления и развития государственно-правовых институтов Дагстана на современном этапе в конкретно-историческом плане. Периодизация. Одним из обязательных условия исторического подхода к изучению явлений общественной жизни; в том числе государства и права является – их научно обоснованная периодизация. Правильное становление периодов имеет большое значение для выявления закономерностей развития государства и права, для научно обоснованной их характеристики В настоящее время существует много концепций (подходов), объясняющих происхождение и последующую эволюцию государства и права, начиная от религиозных теорий и кончая марксистскими и иными леворадикальными теориями, рассматривающими история государства и права главным образом через призму классовой борьбы. Сейчас, в свете перемен, происходящих в российском обществе и сознании, в научной литературе последних лет показывается ограниченность и односторонность взглядов на историю марксистской пятичленной формационной периодизации исторического процесса. Канонизированный характер господствовавшей исторической схемы дал толчок к поиску других подходов, независимых от воли людей связей производственных, личностных, субъективных. В основе формационной периодизации истории государства и права лежит учение об исторических типах государства и права. Суть этого учения состоит в то что каждой общественно-экономической формации, имеющие классовую структуру общества; присущ свой особый тип государства и права. Теория экономических формаций считалась единственно верной,согласно этой теории, производительные силы, т. е. технология в сочетании с ее производителями, развиваются до тех пор, пока нуждам их развития соответствуют существующие в обществе производственные отношения. Когда это условие начинает нарушаться, развитие производительных сил затормаживается, что вызывает переворот в производственных отношениях, и одна общественная эпоха (формация) сменяется другой. Маркс различал азиатский, античный и буржуазный (капиталистический) способы производства как “прогрессивные эпохи общественной формации”. Позднейшие марксисты заменили понятие “ эпохи общественной формации ” термином “общественно-экономическая формация” применительно не ко всему процессу, как у Маркса, а к каждой отдельной его стадии. И таких стадий (формаций) было вычленено пять: первобытная рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая, которая должна была наступить, ее начальным переходным этапом которой являлся социализм. Расположение государств (а также правовых систем) в определенной последовательности отражает лишь общую закономерность чередования этих типов. Реальная же история дает нам много примеров того, как в той или иной конкретной стране последовательность смены исторических типов государств и право в силу определенных объективных причин оказывается нарушенной. Если через типы государств и права определяются главные этапы их развития, то через качественные изменения формы государств и изменения в праве определяются просто этапы (или периоды) их развития. Общие закономерности возникновения и развития государства и права по-разному проявляются в различных конкретно-исторических условиях. Этого нельзя не учитывать при конкретном решении вопроса о периодизации истории государства и права каждой отдельной страны, а, следовательно, и Дагестана. Прежде всего, необходимо иметь в виду, что политические события 1917 года положила начало новой эпохе в истории народов России, в том числе и Дагестана, принципиально отличной от предшествующей эпохи и поэтому и история государства и права всех народов как учебная дисциплина делится на три основные части. Первая часть ее посвящена дореволюционному периоду, вторая часть – истории советского государства и права, а третья часть – современному периоду. Народы Дагестана не были носителями рабовладельческого уклада, и рабовладельческие государства на территории Дагестана не возникали. При этом надо иметь в виду, что элементы рабовладельческого уклада (как и везде) здесь, ясно наблюдались. Первые феодальные образования на территории Дагестана возникли в начале прошлого тысячилетия. Надо отметить одну особенность Дагестана государственные образования на его территории возникли рано, однако из-за конкретно-исторических условий феодальные отношения здесь развивались чрезвычайно медленно. Поэтому подавляющее большинство политических единиц, существовавших в Дагестане до XIX в. носили характер раннефеодальных монархий, или же находились в условиях, когда патриархальные отношения сохраняли значительное влияние. В XIX в. Дагестан был присоединен к России и с этого периода начинается новый этап в его развитии, в этот период складываются то формы политической и правовой жизни Дагестана, которые в основном просуществовали до известных событий 1917 года. Период от Февральской революции до победы Советской власти в Дагестане был настолько кратковременным, что новая организация не успела надлежащим образом сформироваться. История государства и права Дагестана советского периода проходит в своем развитии ряд этапов. Следует подчеркнуть, что не может быть периодизации истории дагестанского советского государства и права с резко отличающейся от периодизации истории Российского государства и права в целом. Главным критерием ее, безусловно, является периодизация истории развития советского общества в целом, развитие же всех народов Союза, в том числе и Дагестана, при советской власти проходило на общей базе становления и развития социалистического способа производства в условиях советского строя. Однако это не означает, что периодизация истории государства и права отдельных национальных республик должно целиком совпадать с периодизацией истории Российского государства и права. Современный или переходной период выделяется кардинальными изменениями, которые существенно изменили облик государственного устройства Дагестана. Таков в разных интерпретациях формационный подход к истории государства и права. Цивилизационный подход. Многие мыслители считают неправомерным описание истории как линейного поступательного движения к единой цели, в котором все народы идут в одном направлении (что, в принципе, подразумевает формационный подход), обгоняя или отставая друг от друга. Напротив, история для них – это развитие отдельных общественных сущностей более или менее взаимодействующих друг с другом, где смерть одних соседствует с рождением других. “Вместо монотонной картины линейно образной всемирной истории… я вижу феномен множества мощных культур, с первобытной силой вырастающих из недр породившей их страны, … и у каждой своя собственная идея, собственные страсти, собственная жизнь, желания и чувствования и, наконец, собственная смерть”-писал О.Шпенглер. В теориях такого типа непрерывное поступательное движение человечества как целого заменяется на циклическое развитие отдельных локальных цивилизаций. К мыслителям, придерживающимся схожей точки зрения, относится и английский историк XX века Арнольд Тойнби. Л. Н. Гумилев тоже придерживается теории цивилизаций, но в его теории большее место занимает этническая сторона. Попробуем разобраться в цивилизационном подходе к истории. Просветители XVIII столетия, известного под названием “века Просвещения”, первыми ввели в широкий научный оборот понятие цивилизации, которая представляла собой, по их мнению, с одной стороны, определенный этап в развитии человеческого общества, следующий за дикостью и варварством, с другой, – всю совокупность достижений человеческого разума и их воплощений в общественной жизни различных народов. Употребляя термин «цивилизация» в первом его значении, они подчеркивали, что цивилизацию от ранних ступеней развития человечества отличают: возникновение пашенного земледелия, появление государства и писаного права, городов, письменности. Говоря о цивилизации как о совокупности достижений человеческого разума, они имели в виду признание естественных прав человека, уважение его прав и свобод, осознание верховной властью ответственности перед обществом, открытия науки и философии. В частности, просветители называли цивилизацией идеальное общество, основанное на разуме и справедливости. С тех пор, немало ученых работало в этой области, поэтому, приступая к рассмотрению таких вопросов, как цивилизационный подход к изучению общественного развития и его отличия от формационного, следует определить, какой смысл сегодня вкладывается в понятие цивилизация. Понятие цивилизация. Богатый этноисторический материал, полученный в “эпоху путешествий” и обнаруживший огромное разнообразие нравов и культур вне Европы, привели к тому, что в начале XIX в. возникла “этнографическая концепция цивилизаций”, в основу которой было положено представление о том, что у каждого народа – своя цивилизация. Можно согласиться с определением, согласно которому цивилизация есть собственно социальная организация общества, характеризующаяся всеобщей связью индивидов и первичных общностей в целях воспроизводства и приумножения общественного богатства. Возможный синтез подходов. Формация и цивилизация, разные среды в развитии общества как целостной системы. Как нельзя познать механизм развития любого общества, исследуя только базисные факторы и опустив надстроечные, так невозможно и понять секреты управления общественным развитием, ориентируясь либо только на формационный, либо только на цивилизационный аспект в его динамике. Формация – социоэкономическая категория, цивилизация – социокультурная. Понятие формации имеет значение как системообразующего начала всего социально-экономического и политического строя данного общества. Формации различаются по доминирующим формам собственности. Переход от одной формации к другой обусловлен сменой форм собственности на основные средства производства, происходящей под влиянием прогресса производительных сил, открывающего новые материальные возможности для человеческой деятельности, для формирования общественных отношений. В понятии цивилизация объединяются социальные и культурные аспекты жизни общества, цивилизация представляет собой этап истории, начинающийся вместе с выходом истории из естественного, т. е. первобытного, состояния и развивающемся далее на основе им самим создаваемых предпосылок, что она характеризует преемственность в развитии общества. Вместе с тем настойчиво утверждалась мысль, что фактически в истории существуют различные цивилизации, так сказать “формационные”: капиталистическая цивилизация, коммунистическая цивилизация и т. п. В итоге цивилизационный подход терял свою относительную самостоятельность и подчинялся формационному, а понятие цивилизации становилось подсобным, нужным лишь для выполнения некоторых аспектов общественно-экономической формации. Если теория формаций ориентирована на выявление закономерностей, присущих обществу на различных этапах истории, а так же его структуры на каждом из этих этапов, то цивилизационный подход решает совершенно иные познавательные задачи. Главная из них – это анализ социальных механизмов деятельности людей, обеспечивающих саму возможность существования общества на данном, т. е. цивилизованном уровне, уберегающих его от распада и одичания. Эти механизмы постоянно развиваются, совершенствуются или устраняются. Если тот или иной механизм устраняется, то начинается деградация связанных с ним социальных структур. Каждая последующая формация является и шагом вперед в развитии цивилизации, а не посягательством на ее основы. Понятие “цивилизации” шире понятия формации, однако эту ее объемность нельзя рассматривать упрощенно: нельзя, скажем, утверждать, что цивилизация – это формация плюс сфера культуры данного общества. Различия между этими категориями обусловлены еще неадекватностью структурных связей между явлениями и процессами. Каждая из рассматриваемых парадигм необходима и важна, но недостаточна сама по себе. Так, цивилизационный подход сам по себе не может объяснить причины и механизм перехода от одной ступени цивилизации к другой. Подобная недостаточность обнаруживается и при попытках объяснить, почему интеграционные тенденции в прошлой истории тысячелетиями, начиная с рабовладельческого общества, прокладывали себе путь в дезинтеграционных формах. И “ формационщики” и “цивилизационщики” обладают обширными возможностями для преодоления односторонности и обогащения своих концепций. В частности, “формационщикам” наряду с задачей освобождения своей концепции от того, что не выдержало проверку временем, предстоит наверстать длившееся десятилетиями отставание марксизма в разработке проблем, связанных с цивилизацией. Таким образом, оба исторических процесса – переход к цивилизации и переход к первой классовой формации самым существенным образом наложились друг на друга и в совокупности составили такой переворот, который по своей кардинальности можно сравнить только с происходящими ныне процессами социализации в развитых, цивилизованных странах. В этом и заключается синтез формационного и цивилизационного подхода к периодизации истории. История государства и права Дагестана находится на этапе становления. Отказ от монистически-материалистического взгляда на историю и методологический плюрализм характерны и для общественных наук в современном Дагестане. Неоправданно переносимые на весь мир формационные подходы, сложившиеся на базе изучения эволюции европейских обществ, крайне обедняли рассмотрение принципиально важных вопросов истории государства и права восточных стран, отличающихся не только особой, “азиатской”, системой производственных отношений, сопряженной со стойкой многоукладностью, но и глубочайшим влиянием на всю общественную жизнь исламской идеологии, адатов и пр. Необходимо отметить, что источники по дореволюционной истории государства и права Дагестана очень незначительны. Поэтому при изучении истории древней и средневековой истории Дагестана исследователи привлекают отрывочные сведения, содержащиеся в произведениях античных авторов, арабских и персидских (иранских) средневековых историков и географов, немногочисленные, но ценные дагестанские хроники, написанные на арабском языке, сообщения надписей на камнях, письменные сведения из разных источников, используются данные фольклора. Материал истории государства и права Дагестана располагается в хронологической последовательности. В отечественной литературе принято выделять следующие основные эпохи: древний мир, средние века, новое и новейшее время (XX в.). Каждая из этих эпох представляет собой историческую ступень в развитии государства и права. Нами учитывалось то обстоятельство, что эволюция государственных образований Дагестана шла особым цивилизационным путем, отличающим его от развития античных рабовладельческих обществ и феодальных обществ Востока и Запада. Это и делает в значительной мере условными применяемые в пособии понятия – древность и средневековье в отношении Дагестана. Мы использовали данные понятия в чисто методических целях, в силу необходимости периодизации столь длительного исторического периода в развитии стран восточного мира. В основу периодизации были положены не формационные границы, а ряд важных цивилизованных, историко-политических, идеологических и других факторов, используя цивилизационные подходы, больше внимания было уделено влиянию религии, идеологии, ценностных ориентаций тех или иных народов на развитие государства и права в древности и средневековье.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 1311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.76.180 (0.01 с.) |