Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Акт касательно перехода вихлинского чанки в сословие узденей и правовых последствий этого (начало XVIII в.)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Перевод текста Это – разъяснение о том, что произошло у Камшавад6 и Мухаммадали, когда выгнали они жену своего сына, происходившую из узденей (уздан)1, поступив так согласно обычаю-адату2 своих предков: не брать узденек в жены за чанок (ч1анка)3. Сын их, однако, [из любви к жене], признался тут, что в случае совершения в будущим преступлений (джурм), – им самим в отношении кого-либо или же кем-либо в отношении его, – при получении или уплате диятов^ за нанесение ран и пролитие крови, – им самим с кого-либо или кем-либо с него, – при захватах и возвращении ишкилей, а также при других малых и больших делах, он считает себя отныне в числе людей, живущих по нормам местного права (раем), касающихся узденей^ Он и его потомство вошли, таким образом, в число узденей. Отныне и вплоть до дня Страшного суда у них, – не взирая на чанкские корни, – не будет, поэтому ни малейшего превосходства над узденями и не должно быть даже претензий на это. Свидетели: община-джомаат вихлинцев (вихьул) и ученики-жу- таалимы. Записал – бедняга [Мухаммад] Убринский. Соглашение жителей томуралъской волости касательно установления шариата в сфере наследственного права Документ дошел в копии, относящейся к 90-м годам прошлого столетия. Принадлежит эта копия руке «Джабраила – сына Мухаммада, сына Али», которого люди считали ученым шейхом. «Соглашение» от 1710 г. написано на одном из последних листов рукописного сборника, который переписан вышеназванным Джабраилом между 1891 и 1897 гг. (РФ. ДНЦ РАН, ф. 14, №583). Перевод текста Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Аллах – всепрощающий и милосердный! Настоящая мощь и сила имеются только у Аллаха, возвышенного и великого! Хвала – Аллаху, Господу миров! Да благословит и приветствует Аллах господина нашего Мухаммеда, его род и его сподвижников, всех вместе! Да сделает он это много-много раз, на веки вечные! А далее. Общины и [отдельные] жители селений волости томуральцев (т1омурал) – да увеличит всевышний Аллах их превосходство, да умножит Он их количественно, да облагодетельствует их и да сделает Он их людьми совершенными! – простили своим людям, представителям как мужского, так и женского полов, грехи-хакк, которые пали на них по следующим причинам: · Из-за прекращения раздела, оставленных им наследств (тарика] на принципах шариата, а именно из-за ликвидации в своей среде различий в [долях] имущества, составляющего данное конкретное наследство. · Из-за лишения представительниц женского пола [доли] в оставленном наследстве, путем «удаления этих [долей] от этих женщин. Далее, томуральцы, возымев необходимое намерение и дав друг другу соответствующие обещания, в конце концов согласились: · В вопросе установления требуемых различий, при отделении [долей] в оставленных наследствах и последующего раздела этих наследств, между представителями мужского и женского полов руководствоваться благородным мухаммедовым шариатом, а не привычными положениями местного права, а именно – делить оставленные наследства между представителями мужского и женского полов правильно, справедливо по отношению к ним, не лишая представительниц женского пола того, что сам Аллах предназначил им в тексте своей благородной Книги. Томуральцы поступили так в данном вопросе, подчиняясь слову всевышнего Аллаха!Они, клянусь, не смогут стать истинно верующими мусульманами до тех пор, пока не сделают своим судьей Тебя, Господа своего, в тех вопросах, которые являются причиной ссор, царящих между ними. Вне Твоего суда, о Господи, эти томуральцы не смогут найти для себя ни радости, ни настоящего мира. Всевышний Аллах – слава Ему! – сказал правду! Если кто нарушит устав, который дал всевышний Аллах в своей Книге, то проклянут его и Аллах, и Его ангелы, и люди, все вместе. Твердое обещание о введении у себя шариата, подкрепленное текстом данного устава, дано было томуральцами в присутствии посетителя-хаджи Мекки и Медины хаджия Мухаммада – имама Гагарской (Гьагьаб) общины, а также имамов, мулл (кади) и ученых-адмжое, обитающих в селениях волости томуральцев: Мухаммада – сына посетителя Мекки и Медины хаджия Махмуда, Мухаммада – сына Ибрахим-халила, Хусена – сына Мухаммада, Али – сына Шабана, Али – сына Аб-дуллаха. Да сохранит их от существующих бед всевышний и всеода-ряющий Аллах! Записал слова томуральцев и затем отредактировал текст данного документа кудутлинец (ал-Кудуки) Мухаммад – сын Мусы. Да простит его Аллах! Двадцать второе число месяца шабан тысяча сто. двадцать второго (1710) года от хиджры богоизбранного Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует! Светская и духовная власть Государство и право Дагестана, изменение которых непосредственно связан с арабскими завоеваниями во второй половины VII – начале IX в., в последующем претерпели серьезные изменения, эти изменения коснулись и форм владения землей. Освободившиеся от арабской власти дагестанские правители представляли собой как верховных сюзеренов, так и собственников земли. В X в. правитель Серира имел в своем распоряжении «12 тысяч селений, из которых он набирал столько слуг, сколько желал», стало быть, он выступал как верховный собственник обширной территории. Эмиры (султаны) Дербента Х-ХIII вв. четко отражают облик мусульманского правителя периферии халифата. Формально здесь признавались основные способы замещения власти: народное избрание и назначение преемников. При Хашимидах в Дербенте (с 869 г.) власть была наследственной. То же самое при независимом Дербентском эмирате или же в составе государства ширваншахов. В действительности же эти «нормы» нарушались неоднократно, династийные принципы наследования не принимались во внимание. Эмиром города нередко становился ставленник определенных политических сил, группировок, в частности раисов города. Власть эмира была ограничена волей «народа». Реальная власть, реальная сила становилась главным условием признания правителя. В конце ХIV-начале XV вв., в связи с деятельностью Ибрахима I Дербенди (1382-1417) власть правителя Дербента укрепилась. С начала и до конца XV в. века Дербент входил в состав государства ширваншахов, которые и назначали в город эмиров. Хотя формально дербентский эмир был зависим от центральной власти, в действительности же он вел самостоятельную политику. Организация публичной власти в Серире (Хунзахском нуцальстве) также имела к X в. определенные традиции, которые были использованы в ХIII-ХV вв. в процессе восстановления центральной власти при главенствующей роли Хунзаха. В языческом Серире существовало престолонаследие «по первородству», от отца к сыну. В Хунзахском нуцальстве принципы замещения власти в целом сохранились (наследование власти), но расширился круг «правопреемников» на власть, включая род в целом. Наследником становился старший в роде. В знаменитом «Завещании Андуника» (1485) действующий нуцал обратился в «программном завещании» к своему племяннику (сыну брата) Булач-нуцалу как наследнику. К XIV в. система майората была уже признанной, «традиционной» и в Кайтагском уцмийстве. Как сообщает хроника Махмуда Хиналугского, после смерти уцмия Султан Мухаммедхана в конце XIV в. уцмием был избран его сын Беккиши-хан, старший по возрасту, население и область кайтагов подчинились последнему». Эта форма избрания стала обычаем в Кайтаге, и в случае его нарушения «потерпевшая сторона» апеллировала к восстановлению справедливости, и нередко это происходило на межгосударственном уровне. Так, вскоре после смерти Султан Мухаммедхана и избрания уцмием старшего брата притязания на престол предъявил также его младший брат. Начался «конфликт между эмиром эмиров Беккиши-ханом и опорой великих эмиров Илчав Ахмадбахадуром». Вооруженное столкновение между претендентами завершилось победой младшего брата. Тогда Беккиши-хан обратился к своему дяде, газикумухскому шамхалу с просьбой восстановить легитимную власть уцмия. Дипломатическое вмешательство шамхала «восстановило» истину – Ахмадбахадур «нашел, что сопротивление – дело тщетное», и с группой своих сторонников удалился в Ширван, где нашел поддержку у своего дяди Султан Гершаспа (Ибрагим I Дербенди) и обосновался там прочно, получив во владение богатые земельные участки. В Дагестане эти основополагающие положения нашли своеобразное применение. Во всех владениях в течение Х-ХV вв. правление также носило светский характер (правитель это только «светский защитник шариата»). Что касается источников и характера власти, то общепризнанным был принцип престолонаследования (от отца к старшему сыну или старшему в роде), причем идеальным источником власти считалась сопричастность к роду Мухаммада. Пророческий легитизм являлся одним из важнейших доказательств истинности и стабильности власти. Этим и можно объяснить появление генеалогий, т. е. родословий и родословных записей, возводящих род уцмиев, майсумов, шамхалов к одному из дядей пророка – Хамзы или Аббаса. Достоверность этих генеалогий на данном уровне знаний невозможно подтвердить, но важно не это, а сама тенденция, сущность создания определенного рода генеалогий. Генеалогические записи подобного рода были письменно зафиксированы, вошли в дагестанские исторические хроники в качестве их составных частей («История Абу Муслима», «Тарих Дагестан» и др.). В «История Каракайтага», рассказывающем о событиях Х-ХV вв., также особо подчеркивается, что существовал «обычай потомков Хамзы и правило в относительно того, что между ними – в отношении исполнения обязанностей их эмира и их хакима, а также в отношении извлечения ими хараджей и джизьи – с вилайата». Далее имеется интереснейшее сообщение о правилах наследования власти: «После того порешили ставить эмиром и опекуном того, кто будет старейшим из них по возрасту». Этому эмиру должно повиноваться все население, и он ведает административно-налоговым аппаратом: «Все – будь он малым и бедным – без отказа и спора выказывают ему повиновение. Тот эмир берет доходы государства и вилайата. Одну пятую часть он отделяет для себя, а оставшиеся четыре пятых он делит с теми из числа раисов и эмиров этого вилайата, кто вместе с ним и вокруг». Что касается потомков дяди пророка, то обязанность местного населения это «не требовать от их отпрысков, внуков и их потомства диванских хараджей и султанских раисов размером даже с горчичное семя, – которые подают для раятов и низших». Таким образом, все потомки пророка Мухаммеда без исключения причислены к элите дагестанского общества и исключены из сферы налогового обложения. Практика регулирования важнейших внутригосударственных и межгосударственных проблем выдвинула идею «нерегулярных собраний», съездов. Юрисдикция этих собраний (съездов) социально не обозначена, она была гибкой, соответствовала требованию момента. На таком съезде и было одобрено «Завещание Андуника» (1485 г.). Документ этот можно причислить к категории нормативных актов, специально фиксированных и оформление которых осуществлялось в присутствии руководителя мусульманского культа и авторитетных представителей власти и общества «Были свидетели – эмиры, улемы, умные, сведущие и другие люди». Что касается верховной духовной власти, то она представлена мусульманским духовенством, имевшим во всем Дагестане полную поддержку гражданской власти. В духовной жизни общества в мусульманском мире наиболее важными фигурами были кади (кадий, кази от араб. «тот, кто решает», «назначающий», «приговаривающий») и факих («знающий», теолог-законовед, знаток фикха, т. е. мусульманского правоведения, включающей юриспруденцию, а также вопросы религиозной обрядности). В Арабском халифате кади означает «судья», назначаемый правителем для совершения правосудия на основе шариата. Верховный кади назывался «кади ал-кудат», и его назначение относилось к прерогативам верховной власти халифа. Кади ал-кудат («кади кадиев») от имени халифата назначал всех остальных кадиев. В завоеванных землях главного кади от имени халифа назначал наместник халифа или командующий войсками. Так, например, согласно сообщению из «Дербенд наме» Маслами ибн Абдалмалик, арабский полководец назначил кадиев в Табасаран. О назначениях того времени в другие районы Дагестана сообщений не имеется. В Дербенте в Х-ХI вв. кади пользовался громадным авторитетом, а также назначался халифом. Иерархию духовной власти в Дербенте (Баб ал-абвабе) возглавлял верховный судья – кади ал-кудат, который вершил суд на основе шариата и следил за деятельностью кадиев. Так как эмир города считался носителем высшего правового авторитета, то ему была подконтрольна и деятельность верховного судьи. С середины XII в. кади ал-кудат стали назначаться уже эмиром из местных шейхов и их зависимость от правителя города усилилась. В Дербенте обнаружена каменная стела (ныне хранится в ДГУ) на могиле такого главы местного мусульманского духовенства. На ней сохранилась надпись: «шейх, имам кади кадиев Ахмад ибн ал-Хусайн – милость Аллаха над ним». Обращает внимание то обстоятельство, что главы судебной власти ряда владений живли не в столичном селении, а в другом, обычно в соседнем: кади Дарго разбирал дела в селении Бутри, Хайдака, т. е. Кайтага – в селении Хабши, Урчамила в Ургахи, хунзахский же кади – из селение Анди. В конце XIV в. Тимур, покорив силой, область Дарго в Дагестане, «установил власть эмиров над селами и областями» и, назначив своего ставленника в селении Муги (Муха), «вручил ему книгу «ап-Ваджиз», чтобы он руководствовался ею (при управлении) среди населения по справедливости и беспристрастию». Последний пример показывает неразрывную взаимосвязь права и власти, говорит об успешном влиянии внешнеполитических факторов (в частности, политики завоевателей) на судьбы религиозно-правовых школ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.250.160 (0.014 с.) |