А рубеже I-II тысячелетий раннеклассовые отношения утвердились в равнинной и предгорной зонах Дагестана. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А рубеже I-II тысячелетий раннеклассовые отношения утвердились в равнинной и предгорной зонах Дагестана.



На политической карте VIII в. появилось несколько ранних государственных объединений – "царства" Лакз, Табасаран, Сарир, Кайтаг, Гумик и др.

Наиболее полный список восточно-кавказских владетелей этого времени привел Баладзори. Он назвал хакана гор (он же "сахиб ас-сарир"), филан-шаха, табасаран-шаха, "царя Лакза", "царя Маската", лайран-шаха, правителя Зирехгерана (Кубачи) и др. Согласно Ибн аль-Факиху, в этих районах было 13 "стран" ("мамалик"), среди них – страна "сахиб ас-сарир" и Арран, первая страна Армении. Видимо, Албания на севере смыкалась с независимыми горными владениями "при верховной власти Сасанидского Ирана, которую унаследовали арабы" В Агачкалинском /VI-X вв. / и Бежитинском /VIII-X вв. / могильниках на территории Дагестана обнаружены захоронения знатных воинов в сопровождении коней, большого количества конского снаряжения, наконечников копий и стрел, сабель, шлемов. Все это справедливо рассматривается как свидетельство принадлежности погребений конным воинам, представителям дружины Ибн-Рустэ оставил интересное описание дружинников в Серире: некоторые воины с копьями "садятся на коней и облачаются в панцири /джашуан/ и кольчуги". Среди дружинников Северного Кавказа в рассматриваемый период уже существовала определенная иерархия. VI-VII вв. на Северном Кавказе ознаменовались серьезными социальными переменами во многих сциумах. Согласно Баладзори, в Дагестане "выбрал Ануширван царей и назначил их, предоставив каждому из них шахство над отдельной областью… и заключил с ними мир, обязав платить ему подати". Некоторые историки полагали, что это свидетельство "возникновения феодального государства". На наш взгляд, в данном случае речь скорее идет о существовании в Дагестане VI в. налога /для уплаты дани завоевателям/, но не ренты; во главе стояли "правители", а не "цари" в позднейшем значении термина. В VI-VII вв. в Северном Дагестане архаичные институты управления перерождаются в единоличную власть военно-политического вождя конфедерации. Таким образом, на всем Северном Кавказе события развивались почти по одному сценарию. Новая, военная по происхождению, аристократия стремилась к усилению и захвату власти в конфедерации. В борьбе со старой родоплеменной знатью военная аристократия опиралась на силу мировых религий и помощь соседних стран с развитой классовой структурой.

Объективные причины для обострения конфликта между слоями знати были. В тот период особенности понимания "царской" власти отражали скорее ритуально-магическую, нежели административн-политическую функцию первых "царей". Они "обеспечивали" процветание коллектива, не столько управляя им, сколько выполняя строго регламентированные традицией ритуальные акты. Жизнь их превращалась в цепь тяжелых запретов; они все более отстранялись от управления, и реальная власть сосредотачивалась в других руках. К концу I тысячелетия во многих социумах Северного Кавказа военная аристократия потеснила старую знать. Ближайшее окружение правителей составляла дружина. Так, отборный отряд всадников имелся у хазар. По сведениям Ибн-Даста, царь хазар "в походы свои ходит со своим войсками. Воины его красивы собою. Когда войска эти выступают куда бы то ни было, то выступают в полном вооружении, с знаменами и копьями, одетые в прочные брони. Конное царское войско состоит из 10 000 всадников, как обязанных постоянною службою, находящихся на жалованье царя, так выставляемых /как сказано/ людьми богатыми в виде повинности". Масуди, сообщая о том, что "царь хазарский может иметь на жалованьи войска", выделяет "конную гвардию царя; они вооружены латами, касками и кольчугами; среди них есть вооруженные копьями, а также снабженные оружием наподобие мусульманского вооружения". Военно-служилая знать Дагестана в "Худуд-ал-Алам" представлена под разными терминами: тарханы, бактрики, ра'асы. Тарханы и батрики, по предположению А. Р. Шихсаидова – предводители небольших военных отрядов, десятков или сотен. Раисы – близкие к "царю" представители военно-служилой знати.

Как видно, одним из существенных факторов классообразования у народов Северного Кавказа являлось исполнение функций /военного/ руководства, что некоторые исследователи обозначают понятием "власть-собственность". Другой важной общественной функцией, служившей источником формирования господствующего класса, являлось исполнение культовых обрядов. Отчетливо это прослеживается по материалам более поздней эпохи.

Все вместе взятое склоняет к мысли, что в формировании привилегий этого рода существенную роль сыграли культовые обязанности.

Аварских нуцалов исторические предания выводят от местных языческих служителей. С распространением ислама значительной фигурой во многих горских обществах стал кадий. Так, во главе каждого из 5 союзов сельских общин, входивших в Акуша-Дарго, стояли кадии, обладавшие не только духовной, но и светской властью. В свою очередь, эти кадии подчинялись главному акушинскому кадию. Последний передавал власть по наследству членам своего тухума. В период военной опасности главный кадий Акуша-Дарго становился военачальником. Он являлся крупным землевладельцем, обладателем больших стад крупного рогатого скота. В определенной зависимости от кадия находился и Сюрга по показаниям представителей даргинских обществ сословно-поземельной комиссии, прежде каждое селение Сюрга ежегодно давало акушинскому кадию "по одному быку". В других обществах Дагестана кадии также играли важную роль. В Сюргинском и Цудахарском союзах власть кадиев была наследственной. Они получали различные поборы в дни свадеб, похорон, при разделе имущества крестьян, часть зяката, имели много земель и скота. Земли от общин получало духовенство почти во всех джамаатах.

Таким образом, занятие важных общественных должностей способствовало имущественному благосостоянию и в то же время служило самой прочной его гарантией. Усложнение социальных структур и производственных процессов приводили к обособлению организационно-управленческой деятельности от производственной. Расходы, которые община поначалу лишь эпизодически несла на содержание лиц, занятых организационно-управленческими функциями, постепенно превращались в фиксированный налог или даже становились формой эксплуатации. Следовательно, из двух возможных вариантов складывания классового общества: или путем непосредственного отчуждения прибавочного продукта, или путем монополизации общественной должностной функции, для народов Северного Кавказа характерен второй путь.

Одной из особенностей средневековой истории горцев, как отмечалось выше, является разница в темпах общественного развития, асинхронность политогенеза.

Укреплению позиций местной знати содействовали мероприятия арабов. О типологии же этих обществ "до выявления господствовавших там форм эксплуатации говорить нельзя", хотя некоторые историки Дагестана полагают, что в вышеназванных социумах "переход к развитому феодализму имел место в X-XI вв. ". Приведенный материал позволяет сделать вывод о том, что между первобытными и раннефеодальными структурами находилась стадия развития, которую условно можно назвать "раннеклассовым обществом". В этом обществе имелись классы-сословия, аппарат управления; прибавочный продукт у населения изымался посредством даней, полюдья, "добровольных даров", торговых, судебных и иных пошлин, и т. д.

Довольно мощным владением феодального типа в рассматриваемый период предстает уцмийство Кайтагское. Полноправным членом рода уцмиев считался лишь бек, отец и мать которого происходили из этого рода. Следовательно, внутри беков образовалась высшая группа кастового типа. К привилегированному сословию принадлежали также чанка-беки /дети уцмиев и женщин из других родов/ и чанки /дети беков и простолюдинок/.

Как правило, бек владел одним-двумя аулами и передавал их по наследству. Чанка-беки получали какую-то часть из наследства своего отца, в то время как чанки получали лишь надел в общине.

Статус уцмия носил черты переходной эпохи, ибо он был не столько монархом, сколько главой социума. Его избирали из членов рода /еще в ХVII в. уцмиями избирались поочередно старшие и наиболее способные/. Затем избранника возводили на престол на собрании представителей всех общин Кайтага. Власть уцмия была далеко не абсолютной, ритуально поддерживалась некоторыми весьма архаичными обрядами. Ограничивало власть уцмия народное собрание, собираемое для решения важных вопросов. "Конкурентом" уцмия являлся избираемый одновременно с ним его наместник – гаттин, в распоряжении которого находилась дружина из 300 воинов. В сопровождении дружины гаттин собирал подати с общин.

Таким образом, в социальном устройстве Кайтага ХIII-ХVI вв. причудливо переплелись элементы позд состояла из мелкого и крупного рогатого скота. Следующий этап в развитии "горского феодализма" – ХIII-ХVI /ХVII/ вв. д Основным политическим событием рассматриваемого этапа истории горцев стало татаро-монгольское нашествие; оно нанесло страшный удар по народам региона, отбросив их экономику и социальное развитие назад.

§2. Становление раннефеодальных образований Дагестана

В начале первых веков н. э. в Кавказской Албании, где сложились новые институты и правовые нормы, претерпела, как уже указывалось, радикальные перемены в результате вторжений кочевых племен.

Они не только расчленили территорию Албании, захватив приморские районы Дагестана, но и изолировали горную часть от остальной территории страны. Изменившаяся этнополитическая ситуация в регионе повлекла за собой и коренные перемены в социально-экономическом развитии местных народов. Изолированные от остальной территории былой Кавказской Албании, горные районы Дагестана также подверглись центробежным тенденциям, поскольку были нарушены сложившиеся здесь органы власти и социально-экономические связи не только с приморскими районами, захваченными кочевниками, но и с южной частью страны, к югу от Дербента продолжавшей сохранять независимость от кочевников. Подобные коренные перемены былого единства Кавказской Албании повлекли за собой и существенные изменения политического и социально-экономического развития местных народов.

В IV – VI вв. в Дагестане происходило дальнейшее развитие основных отраслей сельского хозяйства: земледелия и скотоводства. Медленно, но неуклонно расширялись площади, занятые под основными полевыми культурами-пшеницей, ячменем, овсом, просом. превращению их в важные торговые и ремесленные центры.

Здесь было развито керамическое и стеклоделательное производство, камнерезный и металлообрабатывающий промыслы, ткачество и проч.

Разложение рядовой общины, продолжавшееся с эпохи бронзы и раннего железа, привело еще в начале нашей эры к образованию территориальной, соседской общины, упрочившей свои позиции к описываемому времени. Особую привелегированную верхушку среди местного населения Дагестана составляли "цари", военачальники и другие лица управления.

В Дагестане в силу ряда причин пути становления феодальной собственности были сложными и многообразными. Этническая карта страны гор рассматриваемого времени отличалась исключительной пестротой и разнообразием. Так, например, средневековые авторы отмечают многонациональный характер населения Дагестана.

Народы, населяющие территорию Дагестана, отличались не только по своему языку, религии и т. д., но и разным уровнем социально-экономического развития. Отсюда вытекают различные пути становления феодальной собственности в стране гор.

Синтез дагестано-албанских общественных отношений способствовал усилению разложения сельской общины, и поэтому становление частной собственности на землю в данном районе протекало сравнительно быстро.

Итак, на территорию Дагестана в это время социальное развитие шло в сторону постепенного зарождения феодальных отношений, когда на основе имущественной и сословной дифференциации внутри общин вычленяются разного рода социальные группы, из которых одни служат основой для оформления класса феодалов, других зависимых крестьян.

Первые политические образования в стране гор, очевидно, сложились в составе Кавказской Албании. К IV в. можно уже констатировать их самостоятельное существование. Наличие в Дагестане государственных образований уже является свидетельством того факта, что здесь родовой строй изжил себя, возникли территориальные объединения, а появление имущественного неравенства способствовало созданию государственных объединений.

Присоединение Албании к Ирану и внутренние процессы, приведшие к дальнейшему усилению социального неравенства сопровождались образованием на территории Дагестана ряда государственных объеди­нений. Это Дербент, Лакз, Табасаран, Серир, Зирихгеран, Кайтаг, Гумик и др.

Из-за отсутствия источников трудно проследить пути станов­ления этих государственных образований. Так из отрывочных сведений, относящихся к V в., мы знаем об "одиннадцати царях" горцев, выступивших против Сасанидского Ирана". К VI в. относится сообщение о "царях" на территории Дагестана. Поэтому, говоря об этом периоде раннесредневекового Дагестана, часто приходится ограничиваться простой констатацией бесспорного факта наличия в Дагестане, "царей", феодалов и зависимых, без определения занимаемого ими моста. в социальной организации дагестанского общества. Вместе с тем, по косвенным источникам, можно высказать предположение о функциях дагестанских правителей. Прежде всего, они выступают в качество военачальников. Во многих политических событиях V-VI вл. дагестанские цари во главе своих войск принимали актив­ное участие. Строительство крепостей, оборонительных сооружений на территории каждого царства являлось также компетенцией правителей. Наличие большого количества городов-крепостей в Дагестане гово­рит об относительно сильной власти царей, способных мобилизовать средства на строительство этих городов и других оборонительных соору­жений. Очевидно, они занимались и комплектованием гарнизонов этих крепостей, снабжением войска и т. д. Дагестанские цари, естественно вступали во внешнеполитические сношения, заключали всевозможные договора. Цари собирали подати с подвластной им территории.

Сбор податей, строительство крепостей и т. д. предполагает наличие в царствах Дагестана определенного государственного аппарата с VII в. положение государственных образований Дагестана вырисовывается более четко, они приобретают определенный терри­ториальный и этнический облик. В горных районах Дагестана, также начались процессы дробления страны, в результате которых возникает ряд новых раннефеодальных государственных образований сформировавшихся по этническому принципу. Новые государственные образования являлись как бы осколками Кавказской Албании, в которых в трансформированном виде сохранились и былые традиции страны в социально-экономическом развитии, а также в формах управления. Однако на новом этапе развития они претерпели существенные изменения не только в структурах власти, но и в правовых нормах.

В приморских районах с приходом пестрого объединения кочевых племен возникает ряд новых политических образований.

Хазарский каганат

Ранние упоминания хазар в связи с событиями в Закавказье (вторая половина VI в.) весьма противоречивы, и уверенности в их достоверности нет, хотя многие современные исследователи принимают их таковыми.

Некоторые ученые, разбирая различные свидетельства поздних источников, считает вероятным, что хазары в 567 г. вместе с другими северокавказскими племенами совершили поход через Чора (Сола) в пределы Кавказской Албании. На юге Восточной Европы в VI в. утверждается верховная власть сначала единого Тюркского, а затем, с 588 г. (приблизительно), Западнотюркского каганатов. Центр последнего располагался в Семиречье, а главная арена деятельности находилась в Средней Азии, где тюрки постоянно конфликтовали с Ираном. Но и племена Предкавказья, по крайней мере, восточной его части, зависели от хакана тюрок и вовлекались войны с Ираном.

Таким образом, во второй половине VI в. на Северном Кавказе функционировали несколько политических объединений, одним из которых было хазарское. Но все они, видимо, в той или иной мере признавали верховную власть Тюркского каганата.

В источниках для второй половины VI в. упоминается великий хакан. Это хакан тюрок, поскольку его резиденции были где-то в Средней Азии, но свои войска в Закавказье он посылал и через проход Чора. Но к событиям 626-628 гг. ситуация на Северном Кавказе если не изменилась коренным образом, то, во всяком случае, менялась. «Царь света» («аркай hюсисой») упоминается и Каланкатвации, но главным действующим лицом становится именно Джебу хакан, которого историк называет «йаджорд» северного царя, добавляя, что он – второе лицо в государстве. Термин «йаджорд» новейший переводчик труда

Каланкатваци Ш. В. Смабатян трактует как «преемник», хотя его лучше передать как «следующий (по чину)», очевидно, после «царя севера». Следовательно формулировка Каланкатваци показывает, что правитель хазар формально признавал верховную власть хакана тюрок.

Принимая за дату основания Хазарского государства первую четверть VII в., в то же время необходимо подчеркнуть, что речь идет о начальной дате, за которой последовал довольно значительный период становления Хазарского каганата как уже во всех отношениях самостоятельного государства, ставшего главной политической силой Восточной Европы. И в этом периоде вырисовываются два главных момента: принятие хазарским владыкой высшего в кочевом мире титула «хакан» и победоносная борьба с другим прикавказским политическим объединением – Булгарским союзом.

Вывод. Хазары создали обширное государство, в течение длительного времени вели ожесточенную борьбу с арабами и остановили их продвижение на север. С их помощью Византия выстояла в схватке с Арабским халифатом.

Одного этого достаточно, чтобы обеспечить хазарам прочное место на страницах всемирной истории и истории нашей страны и привлечь к ним внимание исторической науки. Не следует также забывать, что Хазарское государство было первым, хотя и примитивным, феодальным образованием Восточной Европы.

Таким образом, эволюцию верховной власти у хазар можно представить следующим образом. В VII – первой половине VIII в. во главе государства стоял хакан, в руках которого находилась вся власть. Хакан опирался на хазарскую знать (тарханов). Следующим после хакана лицом был шад, из числа ближайших родственников хакана (VII в.). Шад командовал войском, и, возможно, в его руках находились (или в его руки переходили) внешние сношения. Поражение в войне с арабами в 30-х годах VIII в. привело к конфликту среди хазарской знати, в результате чего шад постепенно оттеснил хакана на второй план, приняв титул бака (бека). Именно в IX в. в Хазарии существовало своеобразное двоевластие, которое в Х ст. сменилось властью бака (бека), лишившего хакана всякой реальной власти и влияния.

Власть верховного правителя Хазарии (хакана, затем шада-бека) была, по сути дела, неограниченной, хотя есть основания полагать, что даже в последний период существования Хазарской державы роль родовых традиций была сильна, главным образом в плане обязательной принадлежности правителя к определенной семье – роду. Что касается местного управления в Хазарии, то оно было двойного рода, так как и само это государство состояло как бы из двух разновидностей подчиненных стран и областей. Во-первых, это страны, в которых управляли местные князья, вожди и т. д. Во-вторых, области, непосредственно подчиненные хакану (царю) и управлявшиеся его наместниками.

Среди них особо выделяются остатки политических центров каганата, известных под названиями Беленджер и Семендер и воссоздающих сложную социальную структуру их обитателей. Остатки Беленджера сохранились у р. Сулак, на границе предгорий и Прикаспийской низменности. Столица Хазарии Семендер была расположена в районе Махачкалы, где горы близко подходят к берегу моря, образуя узкий проход, удобный для осуществления контроля, в том числе и таможенного.

Возведение иудаизма в ранг государственной власти имело значение политического самоутверждения, демонстрацией не только независимости, но и равенства Хазарского каганата с Византийской империей и Арабским халифатом. Однако и иудейская религия в силу своей специфики сдела­лась религией лишь правящей верхушки Хазарского государства.

Распространение ислама в Хазарии связано с массовой миграцией мусульман из Средней Азии и мирными отношениями, установившимися между хазарами и арабами в конце VIII в. С IX в. мусульманское население обосновывается и в Семендере, который по сообщению Ибн Хаукаля, ««царь Семендера иудейского вероисповедания и находится в родстве с царем хазар, хотя большинство населения составляют мусульмане и христиане». Таким образом, иудаизм, христианство и ислам, после обращения в иудаизм хазарской социальной верхушки, продолжали мирно сосуществовать между собой. Однако ни одна из мировых религий не заняла здесь прочных позиций и не стала фактором объединения народов обширного Хазарского каганата.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.027 с.)