Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Распространение и утверждение ислама в Дагестане.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Слам в Дагестане имеет более чем тринадцативековую историю. За это время он стал выдающимся явлением во всех сферах жизни дагестанского общества: социальной, экономической, культурной, идеологической. Особенно заметна и ощутима была его роль в средневековом обществе. Трудно найти сколько-нибудь важный вопрос истории и культуры средневекового Дагестана, при исследовании которого можно было бы не обратиться к факторам исламизации. Арабская колонизация, проникновение в Дагестан арабского языка и проблема местных языков; ислам и языческие верования; земельные отношения и социальная жизнь; культурные контакты с народами Переднего Востока и Средней Азии; памятники письменной культуры, становление местной арабо-мусульманской литературной традиции; народно-освободительные движения; вопросы генеалогии, хронологии – это только часть научных проблем, изучение и освещение которых немыслимо в отрыве от "мусульманского контекста". Ислам основательно "врос" в Дагестан, где он сделался не только его основной религией, но и культурой и образом жизни. Ряд обстоятельств, при которых развернулся исламизационный процесс, определил здесь устойчивый характер и своеобразие новой, монотеистической религии, пришедшей на смену конфессиональному плюрализму. Речь идет о комплексе внутри- и внешнеполитических факторов, содействовавших приходу и утверждению новой цивилизации как историко-культурного феномена, уверенно занявшего место господствовавших ранее языческих представлений, а также христианства, имевшего сильные позиции в ряде отдельных районов. Этот беспрецедентный по хронологическим параметрам процесс затянулся на целое тысячелетие на небольшой территории Северо-Восточного Кавказа, где "поместилась" дюжина государственных единиц – самостоятельных этнополитических структур. Лишь к концу XVI в. ислам приобрел статус официальной религии во всех дагестанских феодальных владениях и многочисленных союзах сельских общин. Внешнеполитические силы (арабы, тюрки, особенно тюрки-сельджуки, монголы, Тимур, Иран, Турция) настойчиво и последовательно (практически беспрерывно) проводили политику исламизации. Получилось так, что на всех этапах внедрения новой религиозной системы устойчивые и наиболее прочные позиции заняла в Дагестане шафиитская религиозно-правовая школа суннизма. Началась многовековая полоса тесных взаимоотношений, переплетения шариата и местных обычно-правовых норм, традиций, обычаев, их взаимной адаптации. В правовой культуре Дагестана адаты сохранили довольно сильные позиции. Как указывают исследователи истории ислама в России, сращивание нормативного ислама с местным духовным субстратом разных культур привело к сложению региональных форм его бытования, опиравшихся, однако, на общеисламские принципы. В Дагестане, в частности, четко прослеживаются сильнейшие позиции суфизма, выступавшего здесь как форма бытования ислама. Можно выделить несколько этапов исламизационного процесса, вернее, истории ислама в Дагестане: VII – первая половина X в.; вторая половина X – XVI в.; XVII-XVIII вв.; XIX -начало XX в.; 20-е -начало 80-х годов XX в.; вторая половина 80-х годов XX в. – настоящее время. При этом каждый из хронологических периодов имеет свои неповторимые особенности. Если во время первых двух этапов происходило распространение ислама вширь, то последующие два включали в себя более глубинные процессы – утверждение новых идей, вторжение их в быт и сознание, укрепление взаимодействия шариата и обычно-правовых норм, в частности в сфере семейного, наследственного, земельного права. Исламизация Дагестана представляет собой часть важнейшего процесса формирования общего пространства исламского мира в ходе межцивилизационного воздействия. Имеющийся фактический материал дает возможность не только говорить об особенностях исламизационного процесса, но и проследить место и роль мусульманской общности на всех этапах проникновения и утверждения ее на периферии исламского мира. Начальный этап распространения ислама в Дагестане связан, как известно, прежде всего с арабскими завоеваниями. Движущие силы арабо-мусульманской культуры – арабский язык и ислам – проникли в Дагестан вместе с завоевательными походами арабов и стали составной частью культуры дагестанских народов, сыграв огромную роль в формировании духовной культуры и нравственных критериев. Как известно, арабские завоевания в Дагестане прекратились в начале IX в., а ислам к этому времени утвердился приблизительно на пятой части территории региона. В X-XVI вв. ислам медленно, но уверенно продолжал проникать во все дагестанские земли. Политические и культурные факторы оказались здесь более эффективными, нежели военные акции и различные формы экономического давления. Как развивавшиеся в Дагестане раннефеодальные отношения, так и интересы государства нашли в исламе идеологическую опору, значение которой быстро было осознано всеми слоями общества. Сообщения источников о местных правителях, первыми принявших монотеистические религии, хорошо иллюстрируют это положение. Арабский список "Дербенд наме" также свидетельствует о триумфальном шествии по Дагестану Масламы, который "отправился в вилайат Кумук, сражался с его жителями, нанес им поражение, убил их правителя (кабир). Тем, кто принял ислам, он назначил добычу. Он построил в городе (балда) Кумук мечеть, назначил над ним, а также над другими областями Дагестана хакима… В действительности же исламизация Дагестана была длительным и сложным процессом. В исламизации Дагестана значительную роль сыграл тюркский элемент. В. В. Бартольд отмечал, что "победа тюркского элемента сопровождалась победой ислама и мусульманской культуры". Как писал Аббас-Кули Бакиханов, "при них-то многие племена горцев приняли ислам. Важно то обстоятельство, что во власти золотоордынских ханов был в это время не только Дербент, но и северные равнинные земли. К хану Менгу-Темиру (или Менгу-Тимуру, 1266-1282) перешло господство над "странами северными, тюркскими и кипчакскими, Железными воротами и теми, что к ним прилегает". В лице правящей верхушки Золотой Орды мусульманское духовенство Северного Кавказа и Поволжья нашло политическую поддержку. В свою очередь, и представители духовенства Дагестана также играли немаловажную роль в религиозной жизни Золотой Орды. В ее столице – Сарай-Берке, как сообщает известный арабский путешественник. Ибн Баттута (1303-1377), "среди шафиитских мударрисов имеется факих, достойный имам Садраддин ал-Лакзи, один из превосходных людей", выходец из Лакза, одной из областей Дагестана. В стену ричинского минарета вмонтирован камень с арабской надписью, рассказывающей о двадцатидневной борьбе жителей Рича и соседних селений против монголов, которые разрушили Рича в середине ноября 1239 г., и о том, что после этого, летом 1241 г., построена "эта крепость" по приказу местного правителя. Надпись о строительстве крепости в середине XIII в. оказалась в стене минарета, реставрированного в XVII в. С появлением на политической арене фигуры Тимура ислам нашел в его лице еще большую опору. В борьбе против своего противника Тохтамыша, с которым он столкнулся в 80-90-х годах XIV в., Тимур поддерживал мусульманское духовенство, искусно используя его морально-этический авторитет. Как писал В. В. Бертольд, для Тимура религия была орудием для достижения политических целей, он покровительствовал законоведам, "беседовал с ними, как с равными, и относился с особым уважением к потомкам Пророка. Это особенно ярко видно на примере Дагестана. В XVI в. ислам окончательно утвердился в Дагестане. Соглашение чохцев с Сурхаем Казикумухским по отдельным вопросам уголовного права «…этот докумен дошел до нас в копии, причем последняя представляет собой собственноручную запись Али Абдулгамидовича Каяева – кумухца, крупного дагестанского ученого первой половины XX в., знаменитого собирателя исторических1 материалов, Каяев А. в свою очередь переписал текст «Соглашения», по-видимому, прямо с копии, принадлежавшей руке известного дагестанского ученого Мухаммеда Убринского (умер в 1-й трети XVIII в.). Хранится каяевская копия в Рукописном отделе (ф. 1, оп. 1, д. 289, с. 60) ДНЦ РАН.В данном документе, составленном в горном Кумухе, упомянут в качестве свидетеля Кача (Къяча), который, несомненно, тождествен известному Каче Казикумухскому, – предку современных Качаевых, – убитому то ли в 1142 году по хиджре, что соответствует 1729/30 году н. э., то ли в 1143/1730-31 г. войны горцев против кызылбашей-иранцев. Поэтому наиболее вероятно, что разбираемое здесь «Соглашение» следует датировать примерно началом XVIII в. Перевод текста Запись эта сделана с целью сообщить, что жители-ахл города Чох-цев (ч1ахъал) будут стоять рядом с Сурхаем и его сыновьями, подобно тому, как предки их были рядом с него предками. Далее, чохцы и Сурхай, дав друг другу соответствующие обещания, в конце концов, согласились: Если кто-либо из представителей двух сторон, вступивших в данное соглашение, будет убит, – и, причем произойдет это при нападении на него, совершенном с целью грабежа, – то сторона убийцы выдаст стороне убитого ее «врагов» в количестве семи человек. Если какой-либо представитель одной из двух сторон, вступивших в данное соглашение, будет убит в момент воровства представителем другой стороны, то кровь его будет считаться безвозмездной (хадр). Если представитель одной из двух сторон, вступивших в данное соглашение, будет убит [представителем другой стороны! «по ошибке»- хата, а не из желания восстановить справедливость (хакк), не из-за пролитой ранее крови и не по причине тяжбы-дава, существовавшей между ними, то со стороны убийцы будет выдано стороне убитого для пролития крови два человека. Для [утверждения] данного соглашения к Сурхаю прибыли следующие жители города Чох, и причем сделали они это с разрешения- изн остальных чохцев: имам? города Чох – Халитилав-мулла (кади), Кикав – сын Джафара, Абулкайс, Мухаммад – сын Илуджилава, Умар -сын Чанилава, Мухаммад – сын Хайдарилава, Хаджиалилав, Абдуллах -сын Илдара и другие люди. Между двумя сторонами, вступившими в данное соглашение, находились в качестве [посредников] великие люди из числа цудахарцев (ц!едех1), а именно: Рамадан, Сулайман и мангуш Рафи. Да, вот еще: если кто-либо [из людей Сурхая] убьет кого-либо, то есть кого-либо из людей, близких к сыновьям [чохца –?] Мухаммад-гази..., то в таком случае Сурхай выдаст чохцам семерых «врагов», подобно тому как они выдали ранее семерых «врагов» ему, Сурхаю. Если одна из двух сторон, вступивших в данное соглашение, изменит позднее свою позицию, воспротивится тому, что записано в этой бумаге, то на сторону, которая изменила позицию, и таким образом, противится написанному, наложен будет выкуп в триста овец. Последний пойдет при этом в пользу стороны, – участницы соглашения, – которая придерживается написанного здесь. Свидетели этому: Кача, Исмаил и Абду... Записал все эти слова Хаджи. Бедняга Мухаммад Убринский (ал-Убри) переписал данный текст – не добавив и не упустив ни единой буквы, – с собственноручной записи-хатт, сделанной Хаджи – имамом Чилайми. На подлинном тексте соглашения стояла печать князяя Сурхая.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 549; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.83.149 (0.009 с.) |