Дагестан в V- VII веках. Особенности становления и развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дагестан в V- VII веках. Особенности становления и развития



С образованием государства решающее значение имело уже не принадлежность к ро­довым союзам, а исключительно место постоянного жительства, не народ подвергался делению, а территория, население в политиче­ском отношении превращалась в простой придаток территории.

Проблема образования государственной территории связана вплотную с вопросом становления самого государства и его функциями.

Под государственной территорией в науке понимают территорию, входящую в состав данного госу­дарства, население которой подчиняется власти государства.. Дагестанские политические образова­ния имели общность исторической судьбы. Мы имеем уникальную ситуацию, когда единство исторической судьбы определилось довольно рано, что выделить и изучить ка­кую-либо из них в отрыве от других практически невозможно. Несмотря на пора­зительную этническую и культурную пестроту, разнообразие географических ус­ловий и политического устройства, неравномерность экономического и обще­ственного развития весь разносторонний фактический материал истории Дагестана эпохи феодализма ясно свидетельствует о его единстве

Необходимо отметить и то, что во второй половине 1 тысячелетия в Дагестане про­исходил процесс развития феодальных отношений. Он ускорился в результате продол­жавшегося "великого переселения народов", передвижения кочевников, преимущественно тюркских из Центральной Азии на Запад. Поход гуннов в IV в., в VI веке берсилов, а затем и аваров не могли не отразиться на историческом разви­тии горских народов Кавказа. Особенно значительное влияние оказыва­ло на политические образования Дагестана возникшее к середине VII в. многоплеменное государство – Хазарский каганат. Политическая карта Дагестана заметно изменилась после распада халифата. На территории Дагестана сложилось мно­жество мелких феодальных и племенных объединений. С IX по XIII века здесь сформи­ровались политические структуры различных типов: феодальные владения, возглавляемые родственной группой феодальной знати пол­итические единицы с феодально-олигархическим правлением (Рича, Тпиг). Также и самоуправляемые сельские об­щины (Дидо).

У-Х в -эпоха зарождения и развития феодальных отношений -важнейший этап в истории дагестанских народов. Этот период в истории Дагестана был периодом подъема хозяйственной жизни его народов, временем дальнейшего развития ремесленного произ­водства и выделении из ремесла отдельных его отраслей, оживления торговых связей. Вместе с тем, исключительно богат этот период и политическими событиями. Политическая история отмечена борьбой с многочисленными внешними завоевателями, не прекращавшейся с раннего средневековья до позднейших его этапов. Экономическое развитие Дагестана в V-Х вв. характеризуется дальнейшими успехами в земледелии и скотоводстве. В области земледелия это выразилось в четкой отраслевой специализации-полеводстве, садоводстве, виноградарстве.

С усилением роли полеводства связано также увеличение коли­чества крупного и мелкого рогатого скота. Особый подъем наблюдается в ремесле, в частности в металлообработке, а также в гончарном производстве. Широкий размах приняло ткачество, развивавшееся не только в интересах внутренней, но и внеш­ней торговли.

Появление раннесредневековых городов, центров торговли, ремесла, экономической, культурной и политической жизни характерная особенность раннесредневекового Дагестана. Дальнейший рост производительных сил, развитие различных отрас­лей производства существенным образом отразились на социальной организации дагестанского общества. Судя по археологическому мате­риалу в общество усиливается имущественная и социальная дифференциация. Образование в Y-Х вв. ряда политических единиц, о которых мы уже говорили, и явилась результатом огромных сдвигов в экономической и социальной жизни общества. Резкая социальная дифференциация, наличие феодализирующейся верхушки прослеживаются также в сословной иерархии, в выделении определенного привилегированного сословия, верхушки приближенного к "царю" слоя.

Наиболее четко сословное деление прослеживается в Дербенте. Управление Дербентом со времен арабских завоеваний осуществлялось до середины IX в. наместника и Арабского халифата. Со второй половины Х в. управлять городом стали представители династии Хашимидов, власть которых была наследственной. Верховная власть здесь была сосредоточена в руках эмиров (амиров). При решении повседневных задач они опирались на целый штат "советников", которых возглавлял "везир".

Эмиры вели активную внешнюю политику, расширяют свою территорию. Немаловажную роль в усилении власти эмиров, играл Дербент как портовый город. Дагестанские правители были заинтересованы в сохранении благожелательного отношения к ним со стороны дербентского эмира, чтобы пользоваться портом в торговых целях. Экономичес­кой основой усиления власти дербентских правителей были все нараставшие феодальные поборы со своих поданных также доходы с торговых операций, осуществляемых в Дербенте. Процесс усиления власти эмиров Дербента продолжался до середины Х в. С этого времени отчетливо заметна общая тенденция ослабле­ния центральною власти. Феодальная верхушка его политические советники, начальники войск, городская администрация, сборщики нало­гов, разбогатевшие в многочисленных войнах и на эксплуатации город­ского и сельского населения, уже представляет внушительную силу, способную противопоставить себя дербентскому правителю. Центробежные тенденции феодальной верхушки с каждым годом возрастали и правитель, не мог с этим не считаться. (В середине XI в. Дербент потерял свою самостоятельность).

Феодалов различных категорий в Дербенте называли раисами ("начальниками").

В политической жизни города важную роль играла торгово-ремесленная знать города, которая в средневековой хронике "Тарих-ал-Баб" выступает под термином "Айан ас-суфуф". Это и понятно, если учитывать, что Дербент в этот период являлся крупным торгово-ремесленным центром восточного Кавказа.

Очень мало данных о положении крестьян – этого основного производящего сословия.

Первоначально раннефеодальное государство противостояло крестьянам-общинникам и через свой государственный аппарат собирало подати. При такой форме эксплуатации основная масса крестьян-общинников остается юридически свободной. Постепенно (1Х в.) по мере усиления процесса феодализации и появления феодальной категории землевладения, подать, собираемся центральной властью, превратилась в регулярно собираемую феодальную ренту, которую платили уже но свободные, а феодально зависимые крестьяне. Право взимания податей переходит к феодалу.

Социальная структура Лакз также была построена по иерархи­ческому принципу. Управление, находилось в руках малика (правителя). Имелся слой свободных, известных под именем хамашира, податное сословие крестьян, акара --разорившиеся общинники и ремесленники.

Активную роль в процессе феодализации дагестанских об­ществ играла политика внешних завоевателей, в частности персид­ских и арабских. Персидские цари нередко создавали на окраинах государства колонии из иранских переселенцев, наделяя им земель­ные участки. Охрана границ поручалась своим войскам также отрядам из завоеванных стран. Они такжие получали земельные участки за несение пограничной службы.

История проникновения ислама в Дагестан – одна из интересных страниц идеологической жизни дагестан­ских народов. Примерно девять веков потребовалось на те, чтобы местные религиозные представления заменить монотеистической религией – исламом.

Начав в середине VII в. первые шаги на территории Дагестана, в частности в районе Дербента, новая религия медленно, но систематически расширяла ареал своего влияния, охватывая одно владение за другим, пока не проникло в XV в. в самые отдаленные районы Дагестана. Процесс этот прошел, как мы видели, два этапа, отлича­ющиеся друг от друга не только темпами распростране­ния мусульманской религии, но и социальными условия­ми, а также носителями новых религиозных идей. VIII в. – первая половина Х в., первый этап, связан в основном с арабскими завоеваниями и с самими арабами, сыграв­шими значительную роль в исламизации, которой подвергалась к середине Х в. лишь незначительная часть Дагестана, но такая часть, которая служила трам­плином для дальнейших акций

Политика внешних завоевателей (тюрки-сельджуки, монголы, Тимур) также благоприятствовала исламизации. Если на первом этапе идеи ислама распространя­лись арабами, то в последующем активную идеологиче­скую деятельность проявляют сельджуки, монголы, Тимур, а в самом Дагестане – такие крупные населен­ные пункты, как Дербент, Цахур, Кумух, Хунзах, общест­во Гидатль. Хронологически и территориально процесс исламизации охватывал Дагестан с юга на север, причем, как правило, религия укреплялась сначала в феодальных владениях, лишь затем перебрасывалась на союзы сель­ских общин. Принятие новой религии происходило в обстановке неизбежного столкновения с религиозными представле­ниями, которые ислам застал в Дагестане. Основное место занимали первобытные, религиозные представления, а в ряде районов христианский элемент был очень силен. Если «языческие» верования были вы­теснены, как правило, насильно, при той или иной форме насилия (военной, экономической и т. д.), то отношение к христианским элементам оставалось традиционным, но только на первом этапе, затем же, в частности в XIII–XIV в., христиане подвергались (особенно в Ава­рии) гонениям, и часто в основе этих акций лежали политические мотивы – столкновение различных религий отражало попытки мусульманских или христианских пра­вителей установить в той или иной части Дагестана свое политическое господство. Как уже указывалось, в XV в. ислам во всех даге­станских феодальных владениях и союзах сельских об­щин стал господствующей идеологией, государственной религией, но, как можно заключить из этнографического материала, домусульманские верования или их элемен­ты сохраняли свое значение в последующем, вплоть до наших дней, проявляясь иногда в такой сильной степени, что могли давать повод говорить об очень слабых пози­циях ислама. Если в теории ислам сохранял в той или иной степени чистоту своего учения, то на практике, в частности в Дагестане, в быту, отклонение от него было обычным явлением, вполне объяснимым живучестью, прочностью до религиозных мусульманских представлений, а также тем, что первоначальный ислам впитал в себя древнеарабские языческие элементы.

В Дагестане в раннем средневековье также возникают очаги культуры и не всегда они были сосредоточены в городах. Медресе были созданы как в Дербенте и Кубачи – двух известных средневековых городах, так и в таких крупных населен­ных пунктах как Цахур, причем наиболее раннее извес­тие относится именно к Цахуру.

Можно вполне уверенно предположить, что медресе открывались и в других крупных населенных пунктах, хотя сообщения до XIV в. ограничены указанными выше тремя населенными пунктами. Творческое усвоение культурных ценностей, создан­ных народами Средней Азии и Ближнего Востока на арабском языке заключалось также в том, что, опираясь на достижения других народов, местные культурные си­лы перешли к созданию собственных, оригинальных про­изведений на арабском языке. Наиболее раннее из них– «История Ширвана и Дербенда» анонимного автора, созданное в начале XII в. в Дербенде. Вслед за этим исто­рическим сочинением хронологически идет философский (суфийский) труд ад-Дербенди, созданный в XII в., и две крупные исторические хроники – «Тарихи Дагестан» (XIV в.) и «Хроника Мухаммеда Хиналукского» (XV в.). Появляется ряд одноаульных хроник–«Ахты наме», «Хроника аула Куркли» и т. д.

В связи с изучением процесса распространения исла­ма в Дагестане возникает еще ряд вопросов – взаимоот­ношения адата и шариата, ислама и искусства, ислама и народно-освободительного движения, ислама и современ­ности, и каждый из них требует специального исследова­ния. Это поможет в создании общих работ, посвященных всесторонней оценке роли ислама в жизни дагестанских народов от начала его проникновения до наших дней.

Арабские завоевания в еще большей степени способствовали укреплению власти феодальных правителей в Дагестане. Большинство завоеванных, земель не распылялось и становилось государствен­ной собственностью. Дальнейшее развитие социальных отношений в Халифате привело к возникновению новой условной формы феодаль­ной собственности, икта, означавшей первоначально временное и пожизненное пожалование земель под условием несения вассальной службы. Коллективный феодал-государство отдавало земельные участки военным лицам за несение службы с правом взимания фео­дальной ренты. Сведения об аграрной политике арабов в Дагестане – говорят о том, что практика раздачи захваченных земель и здесь получила широкое распространение.

В раннесредневековом Дагестане имеются следующие формы земельной собственности: государственные земли, земли крупных и мелких феодалов (дий, икта), вакуфные земли, частновладельческие земли (мюльки) и общинные земли.

Все это свидетельствует о том, что в течение Y -Х вв. в Дагестане утвердились раннефеодальные отношения. Класс феодалов и класс непосредственных производителей материальных благ противостоят друг другу. Раннефеодальные отношения, сложившееся в Дагес­тане, носят, однако специфический характер, объясняемый рядом социально-экономических и политических обстоятельств. Сохранение господствующей роли сельской общины во многих частях Дагестана, феодализма, надолго сохранит патриархально-феодальный характер отношений и относительную свободу общинников. Поэтому процесс дальнейшей феодализации, т. е. переход Дагестана в стадию развитого феодализма, затянулся.

ВЫВОД. Дальнейший рост производительных сил, развитие различных отраслей хозяйства дагестанских народов существеннейшим образом отразились и на социальной организации местного общества. С распространением ислама в Дагестане получила развитие и другая форма собственности – вакф.

В политическом отношении Дагестан продолжал оставаться патри­архально-феодальной страной, которая состояла из множества царств и владений, каждое из которых имело свою территорию, свои вооруженные силы и свои внутренние порядки.

Хотя в этих образованиях определяющи­ми были феодальные отношения, это, однако, не означало, что Дагестан целиком, стал феодальной страной. В некоторых малодоступных горных районах продолжали иметь место и родовые отношения.

В феодальных владениях Дагестана господствующий класс был представлен, прежде всего, правителями кото­рые выступали и как верховные сюзерены, и как крупные собственники земельных участков. Будучи верховными правителями, местные феодалы устанавливали во многих случаях наследственную передачу власти.

Вслед за феодальными правителями шли представители или владельцы дийа (поместий), военно-служилая знать, верхушка духовенства, торгово-ростовщическая знать, феодализирующаяся верхушка сел. Опорой феодальных правителей в их борьбе за власть, за сохранение господства над зависимым населением была дружина. Получая за службу земельные участки или же долю ренты, она была заинтересована в укреплении власти правителей.

В источниках «Худуд ал-алам,» «История Ширвана и Дербенда» и др. военная знать называется «сипахсалары», «тарханы», «батрики», «раисы». Археологический материал из Бежтинского, Агачкалинского и др. могильников свидетельствует о богатстве и разнообразии, представленного в них военного снаряжения, среди которого примечательны шлемы, мечи, кинжалы, боевые топоры и др., а также о том, что подобные захоронения могли принадлежать именно служилой знати. В VI-X вв. значительную часть населения составляло лично свободное крестьянство, владеющее участками земли и объединяющееся в общину. Дагестанская община представляла собой самоуправляемое микрополитическое образование. Становление общины шло, прежде всего, как формирование собственников земли, каждый член которого являлся непременным совладельцем всей территории общины.

Социальная структура средне­векового общества неразрывно связана с характером земельной собственности. В VII – X вв. в Дагестане существовали такие виды земельной собственности: общинная, государственная, фамильная, крестьянская частнособственническая феодального типа, вакуфная. В общинной собственности в основном находились пастбища, сеноко­сы, луга. Частные земли или «крестьянские мульки», были представлены повсеместно, особенно в союзе сельских обществ. Феодальное землевладение известно под названиями «икта», «дийа»: Икта – это земельный участок или рента с него, данный за службу военную или гражданскую. Владельцы этих земель повсеместно пытались превратить их в наследственные. Вакуфные земли связаны с распространением ислама

ЛИТЕРАТУРА

1. Айтберов Т. М. Древний Хунзах и хунзахцы. Махачкала, 1990.

2. Артамонов М. И. История Хазар. Л., 1962.

3. Плетнева С. А. От кочевки к городам. М., 1967.

4. Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербента Х-Х1 веков. – М.: Изд-во вост. лит-ры, 1963.

5. Шихсаидов А. Р. Дагестан в Х-Х1У вв. – Дагкнигоиздат. – Махачкала, 1976.

6. Юшков С. В. К вопросу об особенности феодализма в Дагестане // УЗ СГПУ. – Свердловск, 1938. – Вып. 1.

 


Глава 4.
Государство и право Дагестана
X-XII вв.

§1. Государственные образования Дагестана
в X-XII вв.

В

 Х в. начался новый этап в формировании, социальной структуры дагестанского общества, в этот период шел процесс развития хозяйственно-экономической жизни, принявший стабильный облик и определивший на века дальнейший ход развития всего общества.

Государственные образования Дагестана, освободившиеся еще в начале IX в. от арабской власти, а в середине X в. – от влияния хазаров, вступили в полосу самостоятельного развития.

Однако внутриполитическая жизнь дагестанских политических образований находилась под постоянным влиянием и жестким напором внешних факторов: практически не прекращавшихся иноземных вторжений (половцы, сельджуки, монголы, Тимур).

Однако общая линия движения экономической, политической, социальной; идеологической жизни была в целом прогрессирующей, ориентированной на дальнейшее совершенствование и устойчивость.

Природно-географические условия в значительной степени определили экономическое, да и социальное содержание региона, отличавшееся обилием плодородных земель, превосходных пастбищ, рудоносных очагов.

Различные естественно-географические условия определили, в основном, направление хозяйственной деятельности: высокогорные районы ориентировались прежде всего на животноводческое хозяйство (в основном – мелкий рогатый скот); горные и предгорные районы – как на земледелие (зерновое хозяйство, садоводство, огородничество), так и на скотоводство (мелкий и крупный рогатый скот) и домашние промыслы; равнина – на зерновое хозяйство, садоводство и разведение крупного рогатого скота.

Важнейшим фактором в хозяйственной деятельности населения средневекового Дагестана было многовековое и добрососедское сосуществование двух типов хозяйства: оседлого, земледельческого по преимуществу, и кочевого скотоводческого.

Соотношение между ними менялось в зависимости от ряда обстоятельств, в частности, в годы иноземных вторжений, когда земледельческая равнина – арена столкновении противоборствующих сил из житницы Дагестана превращалась в огромное пастбище обширного скотоводческого хозяйства.

Горные же районы, исторически и экономически тесно связанные с равниной, находили выход из положения в усиленном земледельческом освоении земли, на расширении пахотных участков за счет освоения пастбищных земель, сооружения новых террас.

В Х-ХV вв. эта ситуация повторялась и менялась неоднократно, однако основная же линия хозяйственных контактов заключалась в том, что равнина и горы дополняли друг друга, создавая единый хозяйственный организм региона. Это облегчило и создание единого политического и идеологического организма. В конце ХV в., в связи с прекращением походов государств с преобладающим кочевым видом хозяйства, «нерасчлененное», взаимозависимое единство этих областей приняло устойчивый характер.

Равнина стала зоной зернового по преимуществу, горы же – скотоводческого, по преимуществу, хозяйства.

Такое «использование» естественно-географического фактора продолжалось в течение веков и вследствии практически не менялось. Экономическое единство Дагестана, при отсутствии единства государственно-политического, дополнялось в X-XV вв. единством идеологическим.

Пятьсот лет потребовалось для того, чтобы ислам, имевший первоначально прочные позиции лишь в некоторых районах Дагестана, стал государственной религией на всей его территории.

Конфессиональный плюрализм уступил место исламскому монотеизму, христианство как религия было сведено практически на нет, а «поле деятельности» первобытных (языческих) религиозных представлений было сужено.

Государственный статус ислама как религии наложил отпечаток на многие стороны социальной и экономической жизни: государственную структуру и власть, политическую культуру, комплекс земельно-правовых отношений, на систему семейного, наследственного государственного, частного права.

Исторически получилось так, что распространение ислама связано с деятельностью выходцев из Сирии, а укрепление позиций новой религии – с активной позицией сельджуков, монголов, Тимура.

В Дагестане укрепился ислам шафиитской правовой школы – это наложило отпечаток на состав поступавшей книжной продукции и местной (в том числе и оригинальной) рукописной традиции.

Изменилась и политическая карта Дагестана. Ряд государств или феодальных владений усилились, упрочив свои позиции, расширив свои пределы и приняв политэкономический облик.

Другие же государства потеряли свою самостоятельность, вошли в состав более сильного владения.

Но самые важные изменения в сфере государственного устройства дагестанских владений связаны были с другим фактором, сыгравшим выдающуюся роль, как в политической, так и в экономической жизни дагестанского общества.

Речь идет об усилении старых и появлении большого числа новых союзов сельских общин или их суперсоюзов, социальных и политических структур, определивших своеобразный облик региона.

В основе всех этих громадных изменений: децентрализации политической власти в одних случаях и усилении ее в других, т. е. неравномерного развития политической структуры, а также «деградации» крупных государств до уровня отдельных самостоятельных союзов сельских обществ – лежит претерпевшая в X-XV вв. кардинальная эволюция форм земельной собственности.

Укрупнение земельной собственности и одновременно процесс ее разукрупнения, укрупнение категории свободно отчуждаемой земли (мульк) – все это было следствием изменений форм земельной собственности, дофеодализационного процесса.

Двуединый процесс укрепления политической власти и ее децентрализации – такова общая картина дагестанской государственности этого периода.

Наиболее сильными государствами Дагестана к XIIв.. были;

· Дербентское владение,

· Хунзахское нуцальство.

· Казикумухское шамхальство,

· Кайтагское уцмийство,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 1208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.231.245 (0.051 с.)