Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дагестан в V- VII веках. Особенности становления и развитияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
С образованием государства решающее значение имело уже не принадлежность к родовым союзам, а исключительно место постоянного жительства, не народ подвергался делению, а территория, население в политическом отношении превращалась в простой придаток территории. Проблема образования государственной территории связана вплотную с вопросом становления самого государства и его функциями. Под государственной территорией в науке понимают территорию, входящую в состав данного государства, население которой подчиняется власти государства.. Дагестанские политические образования имели общность исторической судьбы. Мы имеем уникальную ситуацию, когда единство исторической судьбы определилось довольно рано, что выделить и изучить какую-либо из них в отрыве от других практически невозможно. Несмотря на поразительную этническую и культурную пестроту, разнообразие географических условий и политического устройства, неравномерность экономического и общественного развития весь разносторонний фактический материал истории Дагестана эпохи феодализма ясно свидетельствует о его единстве Необходимо отметить и то, что во второй половине 1 тысячелетия в Дагестане происходил процесс развития феодальных отношений. Он ускорился в результате продолжавшегося "великого переселения народов", передвижения кочевников, преимущественно тюркских из Центральной Азии на Запад. Поход гуннов в IV в., в VI веке берсилов, а затем и аваров не могли не отразиться на историческом развитии горских народов Кавказа. Особенно значительное влияние оказывало на политические образования Дагестана возникшее к середине VII в. многоплеменное государство – Хазарский каганат. Политическая карта Дагестана заметно изменилась после распада халифата. На территории Дагестана сложилось множество мелких феодальных и племенных объединений. С IX по XIII века здесь сформировались политические структуры различных типов: феодальные владения, возглавляемые родственной группой феодальной знати политические единицы с феодально-олигархическим правлением (Рича, Тпиг). Также и самоуправляемые сельские общины (Дидо). У-Х в -эпоха зарождения и развития феодальных отношений -важнейший этап в истории дагестанских народов. Этот период в истории Дагестана был периодом подъема хозяйственной жизни его народов, временем дальнейшего развития ремесленного производства и выделении из ремесла отдельных его отраслей, оживления торговых связей. Вместе с тем, исключительно богат этот период и политическими событиями. Политическая история отмечена борьбой с многочисленными внешними завоевателями, не прекращавшейся с раннего средневековья до позднейших его этапов. Экономическое развитие Дагестана в V-Х вв. характеризуется дальнейшими успехами в земледелии и скотоводстве. В области земледелия это выразилось в четкой отраслевой специализации-полеводстве, садоводстве, виноградарстве. С усилением роли полеводства связано также увеличение количества крупного и мелкого рогатого скота. Особый подъем наблюдается в ремесле, в частности в металлообработке, а также в гончарном производстве. Широкий размах приняло ткачество, развивавшееся не только в интересах внутренней, но и внешней торговли. Появление раннесредневековых городов, центров торговли, ремесла, экономической, культурной и политической жизни характерная особенность раннесредневекового Дагестана. Дальнейший рост производительных сил, развитие различных отраслей производства существенным образом отразились на социальной организации дагестанского общества. Судя по археологическому материалу в общество усиливается имущественная и социальная дифференциация. Образование в Y-Х вв. ряда политических единиц, о которых мы уже говорили, и явилась результатом огромных сдвигов в экономической и социальной жизни общества. Резкая социальная дифференциация, наличие феодализирующейся верхушки прослеживаются также в сословной иерархии, в выделении определенного привилегированного сословия, верхушки приближенного к "царю" слоя. Наиболее четко сословное деление прослеживается в Дербенте. Управление Дербентом со времен арабских завоеваний осуществлялось до середины IX в. наместника и Арабского халифата. Со второй половины Х в. управлять городом стали представители династии Хашимидов, власть которых была наследственной. Верховная власть здесь была сосредоточена в руках эмиров (амиров). При решении повседневных задач они опирались на целый штат "советников", которых возглавлял "везир". Эмиры вели активную внешнюю политику, расширяют свою территорию. Немаловажную роль в усилении власти эмиров, играл Дербент как портовый город. Дагестанские правители были заинтересованы в сохранении благожелательного отношения к ним со стороны дербентского эмира, чтобы пользоваться портом в торговых целях. Экономической основой усиления власти дербентских правителей были все нараставшие феодальные поборы со своих поданных также доходы с торговых операций, осуществляемых в Дербенте. Процесс усиления власти эмиров Дербента продолжался до середины Х в. С этого времени отчетливо заметна общая тенденция ослабления центральною власти. Феодальная верхушка его политические советники, начальники войск, городская администрация, сборщики налогов, разбогатевшие в многочисленных войнах и на эксплуатации городского и сельского населения, уже представляет внушительную силу, способную противопоставить себя дербентскому правителю. Центробежные тенденции феодальной верхушки с каждым годом возрастали и правитель, не мог с этим не считаться. (В середине XI в. Дербент потерял свою самостоятельность). Феодалов различных категорий в Дербенте называли раисами ("начальниками"). В политической жизни города важную роль играла торгово-ремесленная знать города, которая в средневековой хронике "Тарих-ал-Баб" выступает под термином "Айан ас-суфуф". Это и понятно, если учитывать, что Дербент в этот период являлся крупным торгово-ремесленным центром восточного Кавказа. Очень мало данных о положении крестьян – этого основного производящего сословия. Первоначально раннефеодальное государство противостояло крестьянам-общинникам и через свой государственный аппарат собирало подати. При такой форме эксплуатации основная масса крестьян-общинников остается юридически свободной. Постепенно (1Х в.) по мере усиления процесса феодализации и появления феодальной категории землевладения, подать, собираемся центральной властью, превратилась в регулярно собираемую феодальную ренту, которую платили уже но свободные, а феодально зависимые крестьяне. Право взимания податей переходит к феодалу. Социальная структура Лакз также была построена по иерархическому принципу. Управление, находилось в руках малика (правителя). Имелся слой свободных, известных под именем хамашира, податное сословие крестьян, акара --разорившиеся общинники и ремесленники. Активную роль в процессе феодализации дагестанских обществ играла политика внешних завоевателей, в частности персидских и арабских. Персидские цари нередко создавали на окраинах государства колонии из иранских переселенцев, наделяя им земельные участки. Охрана границ поручалась своим войскам также отрядам из завоеванных стран. Они такжие получали земельные участки за несение пограничной службы. История проникновения ислама в Дагестан – одна из интересных страниц идеологической жизни дагестанских народов. Примерно девять веков потребовалось на те, чтобы местные религиозные представления заменить монотеистической религией – исламом. Начав в середине VII в. первые шаги на территории Дагестана, в частности в районе Дербента, новая религия медленно, но систематически расширяла ареал своего влияния, охватывая одно владение за другим, пока не проникло в XV в. в самые отдаленные районы Дагестана. Процесс этот прошел, как мы видели, два этапа, отличающиеся друг от друга не только темпами распространения мусульманской религии, но и социальными условиями, а также носителями новых религиозных идей. VIII в. – первая половина Х в., первый этап, связан в основном с арабскими завоеваниями и с самими арабами, сыгравшими значительную роль в исламизации, которой подвергалась к середине Х в. лишь незначительная часть Дагестана, но такая часть, которая служила трамплином для дальнейших акций Политика внешних завоевателей (тюрки-сельджуки, монголы, Тимур) также благоприятствовала исламизации. Если на первом этапе идеи ислама распространялись арабами, то в последующем активную идеологическую деятельность проявляют сельджуки, монголы, Тимур, а в самом Дагестане – такие крупные населенные пункты, как Дербент, Цахур, Кумух, Хунзах, общество Гидатль. Хронологически и территориально процесс исламизации охватывал Дагестан с юга на север, причем, как правило, религия укреплялась сначала в феодальных владениях, лишь затем перебрасывалась на союзы сельских общин. Принятие новой религии происходило в обстановке неизбежного столкновения с религиозными представлениями, которые ислам застал в Дагестане. Основное место занимали первобытные, религиозные представления, а в ряде районов христианский элемент был очень силен. Если «языческие» верования были вытеснены, как правило, насильно, при той или иной форме насилия (военной, экономической и т. д.), то отношение к христианским элементам оставалось традиционным, но только на первом этапе, затем же, в частности в XIII–XIV в., христиане подвергались (особенно в Аварии) гонениям, и часто в основе этих акций лежали политические мотивы – столкновение различных религий отражало попытки мусульманских или христианских правителей установить в той или иной части Дагестана свое политическое господство. Как уже указывалось, в XV в. ислам во всех дагестанских феодальных владениях и союзах сельских общин стал господствующей идеологией, государственной религией, но, как можно заключить из этнографического материала, домусульманские верования или их элементы сохраняли свое значение в последующем, вплоть до наших дней, проявляясь иногда в такой сильной степени, что могли давать повод говорить об очень слабых позициях ислама. Если в теории ислам сохранял в той или иной степени чистоту своего учения, то на практике, в частности в Дагестане, в быту, отклонение от него было обычным явлением, вполне объяснимым живучестью, прочностью до религиозных мусульманских представлений, а также тем, что первоначальный ислам впитал в себя древнеарабские языческие элементы. В Дагестане в раннем средневековье также возникают очаги культуры и не всегда они были сосредоточены в городах. Медресе были созданы как в Дербенте и Кубачи – двух известных средневековых городах, так и в таких крупных населенных пунктах как Цахур, причем наиболее раннее известие относится именно к Цахуру. Можно вполне уверенно предположить, что медресе открывались и в других крупных населенных пунктах, хотя сообщения до XIV в. ограничены указанными выше тремя населенными пунктами. Творческое усвоение культурных ценностей, созданных народами Средней Азии и Ближнего Востока на арабском языке заключалось также в том, что, опираясь на достижения других народов, местные культурные силы перешли к созданию собственных, оригинальных произведений на арабском языке. Наиболее раннее из них– «История Ширвана и Дербенда» анонимного автора, созданное в начале XII в. в Дербенде. Вслед за этим историческим сочинением хронологически идет философский (суфийский) труд ад-Дербенди, созданный в XII в., и две крупные исторические хроники – «Тарихи Дагестан» (XIV в.) и «Хроника Мухаммеда Хиналукского» (XV в.). Появляется ряд одноаульных хроник–«Ахты наме», «Хроника аула Куркли» и т. д. В связи с изучением процесса распространения ислама в Дагестане возникает еще ряд вопросов – взаимоотношения адата и шариата, ислама и искусства, ислама и народно-освободительного движения, ислама и современности, и каждый из них требует специального исследования. Это поможет в создании общих работ, посвященных всесторонней оценке роли ислама в жизни дагестанских народов от начала его проникновения до наших дней. Арабские завоевания в еще большей степени способствовали укреплению власти феодальных правителей в Дагестане. Большинство завоеванных, земель не распылялось и становилось государственной собственностью. Дальнейшее развитие социальных отношений в Халифате привело к возникновению новой условной формы феодальной собственности, икта, означавшей первоначально временное и пожизненное пожалование земель под условием несения вассальной службы. Коллективный феодал-государство отдавало земельные участки военным лицам за несение службы с правом взимания феодальной ренты. Сведения об аграрной политике арабов в Дагестане – говорят о том, что практика раздачи захваченных земель и здесь получила широкое распространение. В раннесредневековом Дагестане имеются следующие формы земельной собственности: государственные земли, земли крупных и мелких феодалов (дий, икта), вакуфные земли, частновладельческие земли (мюльки) и общинные земли. Все это свидетельствует о том, что в течение Y -Х вв. в Дагестане утвердились раннефеодальные отношения. Класс феодалов и класс непосредственных производителей материальных благ противостоят друг другу. Раннефеодальные отношения, сложившееся в Дагестане, носят, однако специфический характер, объясняемый рядом социально-экономических и политических обстоятельств. Сохранение господствующей роли сельской общины во многих частях Дагестана, феодализма, надолго сохранит патриархально-феодальный характер отношений и относительную свободу общинников. Поэтому процесс дальнейшей феодализации, т. е. переход Дагестана в стадию развитого феодализма, затянулся. ВЫВОД. Дальнейший рост производительных сил, развитие различных отраслей хозяйства дагестанских народов существеннейшим образом отразились и на социальной организации местного общества. С распространением ислама в Дагестане получила развитие и другая форма собственности – вакф. В политическом отношении Дагестан продолжал оставаться патриархально-феодальной страной, которая состояла из множества царств и владений, каждое из которых имело свою территорию, свои вооруженные силы и свои внутренние порядки. Хотя в этих образованиях определяющими были феодальные отношения, это, однако, не означало, что Дагестан целиком, стал феодальной страной. В некоторых малодоступных горных районах продолжали иметь место и родовые отношения. В феодальных владениях Дагестана господствующий класс был представлен, прежде всего, правителями которые выступали и как верховные сюзерены, и как крупные собственники земельных участков. Будучи верховными правителями, местные феодалы устанавливали во многих случаях наследственную передачу власти. Вслед за феодальными правителями шли представители или владельцы дийа (поместий), военно-служилая знать, верхушка духовенства, торгово-ростовщическая знать, феодализирующаяся верхушка сел. Опорой феодальных правителей в их борьбе за власть, за сохранение господства над зависимым населением была дружина. Получая за службу земельные участки или же долю ренты, она была заинтересована в укреплении власти правителей. В источниках «Худуд ал-алам,» «История Ширвана и Дербенда» и др. военная знать называется «сипахсалары», «тарханы», «батрики», «раисы». Археологический материал из Бежтинского, Агачкалинского и др. могильников свидетельствует о богатстве и разнообразии, представленного в них военного снаряжения, среди которого примечательны шлемы, мечи, кинжалы, боевые топоры и др., а также о том, что подобные захоронения могли принадлежать именно служилой знати. В VI-X вв. значительную часть населения составляло лично свободное крестьянство, владеющее участками земли и объединяющееся в общину. Дагестанская община представляла собой самоуправляемое микрополитическое образование. Становление общины шло, прежде всего, как формирование собственников земли, каждый член которого являлся непременным совладельцем всей территории общины. Социальная структура средневекового общества неразрывно связана с характером земельной собственности. В VII – X вв. в Дагестане существовали такие виды земельной собственности: общинная, государственная, фамильная, крестьянская частнособственническая феодального типа, вакуфная. В общинной собственности в основном находились пастбища, сенокосы, луга. Частные земли или «крестьянские мульки», были представлены повсеместно, особенно в союзе сельских обществ. Феодальное землевладение известно под названиями «икта», «дийа»: Икта – это земельный участок или рента с него, данный за службу военную или гражданскую. Владельцы этих земель повсеместно пытались превратить их в наследственные. Вакуфные земли связаны с распространением ислама ЛИТЕРАТУРА 1. Айтберов Т. М. Древний Хунзах и хунзахцы. Махачкала, 1990. 2. Артамонов М. И. История Хазар. Л., 1962. 3. Плетнева С. А. От кочевки к городам. М., 1967. 4. Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербента Х-Х1 веков. – М.: Изд-во вост. лит-ры, 1963. 5. Шихсаидов А. Р. Дагестан в Х-Х1У вв. – Дагкнигоиздат. – Махачкала, 1976. 6. Юшков С. В. К вопросу об особенности феодализма в Дагестане // УЗ СГПУ. – Свердловск, 1938. – Вып. 1.
Глава 4. §1. Государственные образования Дагестана
Х в. начался новый этап в формировании, социальной структуры дагестанского общества, в этот период шел процесс развития хозяйственно-экономической жизни, принявший стабильный облик и определивший на века дальнейший ход развития всего общества. Государственные образования Дагестана, освободившиеся еще в начале IX в. от арабской власти, а в середине X в. – от влияния хазаров, вступили в полосу самостоятельного развития. Однако внутриполитическая жизнь дагестанских политических образований находилась под постоянным влиянием и жестким напором внешних факторов: практически не прекращавшихся иноземных вторжений (половцы, сельджуки, монголы, Тимур). Однако общая линия движения экономической, политической, социальной; идеологической жизни была в целом прогрессирующей, ориентированной на дальнейшее совершенствование и устойчивость. Природно-географические условия в значительной степени определили экономическое, да и социальное содержание региона, отличавшееся обилием плодородных земель, превосходных пастбищ, рудоносных очагов. Различные естественно-географические условия определили, в основном, направление хозяйственной деятельности: высокогорные районы ориентировались прежде всего на животноводческое хозяйство (в основном – мелкий рогатый скот); горные и предгорные районы – как на земледелие (зерновое хозяйство, садоводство, огородничество), так и на скотоводство (мелкий и крупный рогатый скот) и домашние промыслы; равнина – на зерновое хозяйство, садоводство и разведение крупного рогатого скота. Важнейшим фактором в хозяйственной деятельности населения средневекового Дагестана было многовековое и добрососедское сосуществование двух типов хозяйства: оседлого, земледельческого по преимуществу, и кочевого скотоводческого. Соотношение между ними менялось в зависимости от ряда обстоятельств, в частности, в годы иноземных вторжений, когда земледельческая равнина – арена столкновении противоборствующих сил из житницы Дагестана превращалась в огромное пастбище обширного скотоводческого хозяйства. Горные же районы, исторически и экономически тесно связанные с равниной, находили выход из положения в усиленном земледельческом освоении земли, на расширении пахотных участков за счет освоения пастбищных земель, сооружения новых террас. В Х-ХV вв. эта ситуация повторялась и менялась неоднократно, однако основная же линия хозяйственных контактов заключалась в том, что равнина и горы дополняли друг друга, создавая единый хозяйственный организм региона. Это облегчило и создание единого политического и идеологического организма. В конце ХV в., в связи с прекращением походов государств с преобладающим кочевым видом хозяйства, «нерасчлененное», взаимозависимое единство этих областей приняло устойчивый характер. Равнина стала зоной зернового по преимуществу, горы же – скотоводческого, по преимуществу, хозяйства. Такое «использование» естественно-географического фактора продолжалось в течение веков и вследствии практически не менялось. Экономическое единство Дагестана, при отсутствии единства государственно-политического, дополнялось в X-XV вв. единством идеологическим. Пятьсот лет потребовалось для того, чтобы ислам, имевший первоначально прочные позиции лишь в некоторых районах Дагестана, стал государственной религией на всей его территории. Конфессиональный плюрализм уступил место исламскому монотеизму, христианство как религия было сведено практически на нет, а «поле деятельности» первобытных (языческих) религиозных представлений было сужено. Государственный статус ислама как религии наложил отпечаток на многие стороны социальной и экономической жизни: государственную структуру и власть, политическую культуру, комплекс земельно-правовых отношений, на систему семейного, наследственного государственного, частного права. Исторически получилось так, что распространение ислама связано с деятельностью выходцев из Сирии, а укрепление позиций новой религии – с активной позицией сельджуков, монголов, Тимура. В Дагестане укрепился ислам шафиитской правовой школы – это наложило отпечаток на состав поступавшей книжной продукции и местной (в том числе и оригинальной) рукописной традиции. Изменилась и политическая карта Дагестана. Ряд государств или феодальных владений усилились, упрочив свои позиции, расширив свои пределы и приняв политэкономический облик. Другие же государства потеряли свою самостоятельность, вошли в состав более сильного владения. Но самые важные изменения в сфере государственного устройства дагестанских владений связаны были с другим фактором, сыгравшим выдающуюся роль, как в политической, так и в экономической жизни дагестанского общества. Речь идет об усилении старых и появлении большого числа новых союзов сельских общин или их суперсоюзов, социальных и политических структур, определивших своеобразный облик региона. В основе всех этих громадных изменений: децентрализации политической власти в одних случаях и усилении ее в других, т. е. неравномерного развития политической структуры, а также «деградации» крупных государств до уровня отдельных самостоятельных союзов сельских обществ – лежит претерпевшая в X-XV вв. кардинальная эволюция форм земельной собственности. Укрупнение земельной собственности и одновременно процесс ее разукрупнения, укрупнение категории свободно отчуждаемой земли (мульк) – все это было следствием изменений форм земельной собственности, дофеодализационного процесса. Двуединый процесс укрепления политической власти и ее децентрализации – такова общая картина дагестанской государственности этого периода. Наиболее сильными государствами Дагестана к XIIв.. были; · Дербентское владение, · Хунзахское нуцальство. · Казикумухское шамхальство, · Кайтагское уцмийство,
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 1288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.49.148 (0.011 с.) |