Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методология истории государства и права.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Научное познание в области истории государства и права не сводится к описанию фактов и событий исторического прошлого. Оно предполагает концептуальное и теоретическое осмысление этих фактов, что требует в свою очередь использования философских и специальных научных методов исследования. Историко-правовой наукой, как было отмечено выше, накоплен значительный опыт различных методологических приемов и средств, которые используются также и в преподавании. В истории государства и права Дагестана в силу специфики изучаемого объекта особенно важное значение имеет использование и других подходов (частнонаучных, специальных методов), таких как конкретно-исторический, сравнительно-правовой и системный. Конкретно-исторический подход предполагает рассмотрение государственно-правовых явлений в тех особых и неповторимых условиях, в которых они сложились и получили развитие, т. е. в той социальной среде, которая обусловливает своеобразие, а в ряде случаев и уникальность того или иного государства или же правовой системы. Использование сравнительного метода, напротив, позволяет выявить некоторые общие закономерности и совпадающие признаки в развитии государства и права в одно и то же время, но в разных странах (синхронное сравнение) или же в разных временных срезах исторических эпох (диахронное сравнение). Поскольку государство и право уже на начальных ступенях своего развития представляют собой достаточно сложные социальные образования, в историко-правовых исследованиях важный эффект дает системный анализ, с помощью которого возможно вычленение из всей взаимосвязанной структуры государственно-правовых явлений отдельных ее элементов, в которых наиболее ярко отражаются существенные признаки или же, наоборот, неповторимые особенности конкретных государств или правовых систем. Методы историко-правового исследования. Универсальное образование, в отличие от обучения какой-либо конкретной специальности, призвано привить на всю жизнь потребность учиться и обучить студентов главному – умению учиться, то есть самостоятельно извлекать новое знание. Умение это возможно лишь на строго научной основе, для чего необходимо овладение методами исследования. К сожалению, подготовленность студентов, особенно первокурсников, к учебе в университете в плане владения общими и частными методами приобретения знаний очень часто оставляет желать лучшего. Плюрализм подхода, которого придерживается автор, дает глубокие методологические принципы. Диалектическая концепция, освобожденная от партийной идеологии и получившая в связи с этим новый импульс к творческому развитию, активно вбирает, перерабатывает и использует новые достижения иных философских систем. На сегодняшний день наука открыла и изобрела значительное количество общих и частных методов исторического и историко-правового исследования. Задачей исследователя, каковым и является студент, является тщательный отбор логически сочетающихся, непротиворечивых методов, правильное их применение, чтобы с возможно большей достоверностью достичь поставленной цели. Исторический метод, помогает воспроизвести время, место, подробности личной деятельности того или иного лица, деятельности государственного института в целом в качестве составной части государственного механизма. Историзм подразумевает применение совместно, но не одновременно, двух подходов: историко-ситуационного и историко-ретроспективного. Суть историко-ситуационного подхода состоит в рассмотрении явлений и процессов прошлого в контексте соответствующей исторической ситуации. Основным здесь является выяснение того, в какой мере современники адекватно воспринимали историческую реальность и учитывали ее при определении целей и задач своей деятельности, с одной стороны, и соответствие этой деятельности объективным перспективам исторического развития – с другой. Глубина понимания современниками прошлого и настоящего и их соотносимости с будущим определяет степень субъективной прогрессивности их взглядов и основанной на них деятельности. Историко-ретроспективный подход раскрывает суть и прогрессивность явлений прошлого с определенной исторической дистанции, когда уже в той или иной мере обнаружились исторические результаты соответствующей деятельности в прошлом. Это, естественно, позволяет углубить раскрытие объективной значимости и прогрессивности и дать ей более глубокую оценку. Закономерности развития того или иного государственного института или отрасли права, государства и права в целом, позволяет выявить сравнительно-исторический метод. В таком случае сравнение носит выраженный синхронический и диахронический характер. Синхрония позволяет сравнить подобные институты в различных государствах в одном и том же историческом времени, что дает возможность выявить общие закономерности и национальные особенности. Например, рассматривая становление института прямого династического наследования власти, мы обратим взор на Серир (VIII век), и на Аварское ханство (XIV век). Диахроническое сравнение применяется для сопоставления одного и того же института в разные периоды его деятельности. Историко-сравнительный метод, как и все другие, не имеет всеобщего характера, более того, его применение достаточно ограничено. Исследователи в качестве объекта исследования имеют источники права, для работы и изучения которых применяют сравнительно-правовой метод. Являясь частным случаем компаративного метода, сравнительно-правовой имеет и свои особенности. Его применение дает “возможность изучить формы и процесс формирования правовых институтов, которые развиваются параллельно и, судя по всему, по своим внутренним законам. Эти законы еще предстоит определить, затем выявить путем детального сопоставления различий степень их схожести и тем самым укрепить веру в существование единого для всех чувства справедливости. Сравнение неизбежно должно выявлять и учитывать также национальные особенности права, возможности и имевшие место факты рецепции. При исследовании такого важного источника, как нормативный правовой акт или норма права, особое значение приобретает применение формально-юридического метода, в рамках которого изучаются правовые нормы как таковые. Все эти методы и подходы позволяют, при условии правильного их применения, получить новое, научно обоснованное и достоверное знание при неукоснительном соблюдении одного важного условия: исследователь действительно стремится к истине, при отказе от устоявшихся догм, идеологических и злободневных соображений, сопереживания той или иной стороне либо тому или иному историческому лицу. Следующим важным приемом является установление места и времени не только возникновения того или иного адата, но и его записи, поскольку на содержание таковой оказывает большое влияние окружающая обстановка. Далее чрезвычайно важно выяснить, под влиянием чего, и для каких целей производились данные записи. Устанавливая стереотипы, мы обратим особое внимание на групповые, корпоративные нормы, принятые в джамаатской среде. Наконец, есть источники и фрагменты, которые можно условно отнести к разряду «немых свидетельств». Это, прежде всего памятники фольклора, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, археологии которыми богат Дагестан, но не только они. Для правильного истолкования «немых свидетельств» необходимо обратиться к исследовательским приемам, выработанным современной наукой о знаковых системах. Такова в принципе методология историко-правовых исследований на примере изучения нормативно-правовой системы народов Дагестана рассматриваемого периода. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ. 1. Определите предмет истории государства и права Дагестана. 2. Уточните цели изучения истории государства и права Дагестана. 3. Уточните задачи государства и права Дагестана. 4. Что такое «формационный» подход? 5. Что такое «цивилизационный подход? 6. Историография истории государства и права Дагестана. 7. Определите задачи курса истории государства и права Дагестана. Литература. 1. История Дагестана. М., 1968. 2. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. М., 1968. 3. Айтберов Т. М. О древнейших формах обычного права.- Махачкала 2005 4. Рамазанов А. Х.Проблема методологических исканий в процессе формирования новой российской историко-правовой школы//Материалы международной конференции.-Самара 2001г. 5. Магомедов Р.М. Адаты дагестанских горцев как исторический источник. М.: Изд. Вост. литературы, 1960. 6. Ладыженский А. М Методы этнологического изучения права // Этнография. 1929. № 1. 7. Косвен М. О. Преступление и наказание в догосударственном обществе. М.-Л., 1925. С. 12. 8. Ковалевский М. М. Закон и обычай на Кавказе. Т. 2. М., 1890.
Раздел 2. Глава 1.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 578; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.24.208 (0.013 с.) |