Постановления Рустам-хана – уцмия Кайтага. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Постановления Рустам-хана – уцмия Кайтага.



Значимость Постановлений Рустем-хана как памятника права, являющегося результатом кодификационной деятельности местной государственной

власти, определяется возможностью проследить процесс превращения обычных норм в законы, и получить представление об уровне развития взглядов народов Дагестана в соответствующий период. В этот памятник права вошли наиболее важные адаты, единообразное применение которых отвечало интересам феодальных верхов. Так, на разбирательство дел требовалось письменное разрешение уцмия, который осуществлял верховную судебную власть.

Основным наказанием в кайтагском обычном праве XVII века являлись крупные штрафы, разрушение дома виновного, совершившего особо тяжкое преступление, его изгнание из общества. Других наказаний свод не называет. Несмотря на очевидную тенденцию к индивидуализации наказания, размеры штрафов указывают на то, что кровнородственная солидарность еще далеко не утратила своего значения. Как правило, родственники были обязаны нести коллективную ответственность. Крупные размеры штрафов и выкупных вели к разорению и закабалению малоимущих общинников.

По своему содержанию свод законов уцмия представляет собой кодекс, включающий в себя нормы гражданского, уголовного и уголовно-процессуального права. Указывая особенности этого документа, нельзя забывать о том, что в уцмийство входило разнообразное по своему этническому составу и общественному положение население.

Есть в литературе упоминание еще о двух списках кайтагского сборника правовых норм, помеченных именем Рустем-хана. Одним из них, принадлежавшим Управлению Кайтаго-Табасаранского округа, пользовался М. М. Ковалевский. Второй – в свое время был передан в числе других материалов Новороссийскому университету.

В тексте «Постановлений» указано, что они составлены в XII в. По вопросу о его датировке существуют разные точки зрения. А. В. Комаров и Ф. И. Леонтович относят составление данных списков к XII в., ссылаясь на указание, имеющееся в них. Например, в списке, опубликованном Комаровым, есть упоминание: «Он составил из адатов и своих постановлений особый сборник» и указано, что свод составлен в XII веке. Эта дата была взята им за основу ошибочно.

1. Чтецу этих постановлений – кусок шелковой материи (или три рубля) с того, в чью пользу будет решено дело.

2. Бек должен давать чтецу лошадь. Не читать для того, кто не имеет от бека бумаги с приложением его печати.

3. Если же кадий прочитает для того, у кого нет письменного позволения от бека, то с него, с кадия, взыскивать одну лошадь в пользу бека.

4. Кто убьет вора в своем доме, или в стаде, того оставлять безнаказанным.

5. С того, кто убьет убившего вора, две пени и два канлы (кровных врага).

6. Тому, кто поймает вора, тысяча кари хабцалдику и сто кари беку с пойманного вора.

7. С того, кто поймает вора и отпустит его, брать штраф сто кари хабцалдику в пользу общества.

8. Штраф за прелюбодеяние брать в таком же количе­стве, как и за воровство.

9. За взятую в безлюдном месте барамту, за ограбленное или отнятое в ссоре, виновный должен платить обиженному в десять раз более против им взятого.

10. Если же при этом произойдет убийство, то кроме того, с виновного семь пеней и семь канлы.

11. Того, кто убьет грабителя, оставлять безнаказанным. С того, кто убьет убившего грабителя, –две пени и два канлы.

12. Кто убьет кого-либо и возьмет с убитого какую-нибудь вещь или после того на убитом не окажется чего-либо, с того брать десятерную цену взятого им с убитого, или пропавшего и, кроме того семь пеней и семь канлы.

13. Если же убийца станет отпираться в том, что он с убитого ничего не брал, то ближайший родственник убитого с семью тусевами (соприсягателями) должен принять присягу в том, что не оказавшаяся на убитом вещь или взята им или -он, убийца, был причиною ее пропажи.

14. За убийство с грабежом женщины – четырнадцать пеней и четырнадцать канлы.

15. За убийство с грабежом – семь пеней и семь канлы.

16. В случае убийства кого-либо в драке, происшедшее между многими лицами, если не будет отысканный, то родственники убитого могут считать кровным врагом, кого пожелают, из числа бывших в драке.

17. Если кто-либо умрет от ран, нанесенных несколькими лицами, то двоих из них считать кровными врагами, и, по умерщвлении одного, с другого брать шестьдесят рублей,

18. С канлы, который не выедет из селения, в котором будет находиться искатель его крови, взыскивать в пользу общества сто кари хабцалдику.

19. С того, кто поведет канлы на разбирательство по ка­кому-нибудь делу к кадию или обществу, взыскивать сто кари хабцалдику.

20. Канлы не должен сам ходить на разбирательство, а посылать от себя доверенное лицо.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.004 с.)