Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дагестанское право во второй половине хiх векаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Источником права были прецеденты решения уголовных и поземельных споров сельскими судами по адату {диван) и третейскими судами посредников (маслихат), реже – шариатскими судами (шаргьу диван). Члены этих судов избирались на сельских сходах. Царизм и кавказская администрация придавали важнейшее значение организации судебной системы в Дагестане, так как от этого во многом зависел успех или неудача общих административных преобразований. Образование судебных учреждений, всецело отвечающих колониальным интересам царизма и в тоже время в какой-то мере сохраняющих видимость народного суда, являлось основной линией судебной политики, намеченной в рамках “военно-народного” управления. Царское правительство, считая невыгодным и невозможным для своих интересов приступить к коренной ломке веками сложившегося правового строя народов Дагестана, признало обычное право основным источником действующего права. В “Положении об управлении Дагестанской областью”, утвержденном 5 апреля 1860 г., устанавливалось, что местное население Дагестана управляется “по народным обычаям и особым постановлениям”, а суд отправляется под наблюдением местной военной власти “по адату”, в некоторых случаях – по шариату и особым постановлениям, постепенно вводимым по указаниям опыта и развивающейся потребности. Отношение российских военных властей Дагестана к обычному праву не раз менялось. В 1840 г. предпринималась попытка заменить уголовный адатный и шариатский закон российским уголовным законодательством. Для мусульман Кайтага и Табасарана, а также в г. Дербенте вводились общероссийские гражданские суды. Однако за исключением Дербента, где с 1806 г. существовало комендантское управление, местные жители игнорировали эти суды и негласно судились по своим уголовным адатам. Согласно донесениям начальников участков, в начале 40-х гг. в горах Кайтага и Табасарана скопилось несколько сотен бежавших от российского прав о судия кровников. абречество Но протест горцев иногда приобретал и крайние формы. Такой формой стало абречество. Термин «абрек» происходит, вероятно, от осетинского «абыраег», «абрег»: так называли изгнанников из рода, которые вынуждены были скитаться и жить разбоем. На Северо-Западном Кавказе употреблялся термин «хеджрет». С 60-х гг. XIX в. абречество носило в основном протестный характер. Оно распространилось в Дагестане, Адыгее, Карачае и Черкесии, частично Северной Осетии, а с 80-90-х гг. – в основном в Чечне и Ингушетии. Абреки в течении нескольких (иногда – даже десятка) лет вели вооруженную борьбу против аристократии и русских властей. Абреки могли объединяться в целые абреческие отряды, которые устраивали погромы в имениях и селениях, угоняли скот, убивали своих обидчиков. Обычно базой абреков были горы. Внезапно налетев, абреки столь внезапно же исчезали, так как прекрасно знали местность, а благодаря поддержке местного населения имели точные сведения о казачьих и полицейских кордонах и могли обойти их или отсидеться в укромном месте. Чаще всего абреками становились молодые люди, не обремененные семьей, более отважные и выносливые. Но бывали и такие случаи, когда в горы уходили целые семьи, вместе с престарелыми родителями и малолетними детьми. Правительство вынуждено было устраивать целые карательные экспедиции с привлечением большого количества полицейских сил, казачьих частей и армии. Однако в горных условиях они часто не имели успеха. Поэтому кавказская администрация в ряде случаев вынуждена была идти на переговоры с абреками. Действия абреков позволяли русским властям говорить «хищничестве» горцев, а абреков изображать бандитами. На деле большинство абреков не по своей воле избрали этот путь, а взялись за оружие, когда не смогли добиться справедливости у властей или в суде. Но нельзя не замечать и того, что террористические методы брались на вооружение уже откровенными разбойниками и бандитами, которые также именовали себя абреками и пользовались, как абреки, поддержкой местного населения… …. точно отразил, как народ воспринимал абречество: «Власть терроризировала мирное население, абреки терроризировали эту власть. И, конечно, народ смотрел на абреков как на борцов против притеснений и зверств власти…» Они образовывали разбойничьи шайки, грабившие местное население и тревожившие российскую администрацию. После общедагестанского восстания 1843 г., зачинщиками которого в Южном Дагестане оказались эти шайки, российские суды для дагестанских мусульман в 1848 г. были распущены. Видя, что введение в Дагестане общих законов Российской Империи не дает желаемых результатов, царское правительство решило приспособить местное адатное право к своим целям. Первые попытки использовать в дагестанском судопроизводстве обычное право относятся к 1839 г. В этом году был допущен суд по адату в Самурском округе Южного Дагестана. Генерал Головин предписывал окружному начальнику при судебном разборе уголовных и поземельных дел «не руководствоваться исключительно законом (т. е. российским правом. –), а преимущественно придерживаться народных обычаев и понятий (т. е. адатного права и процесса.)». В состав окружного суда, согласно нормам обычного права, были введены кадии и члены местных адатных судов, по одному от каждого магала, образовавших округ. Сохраняя обычное право в качестве одного из источников действующего права, царские власти рассчитывали постепенно его видоизменить и приспособить для нужд своего колониального управления. Предоставив представителям местной колониальной администрации совершенствование обычноправовых норм в духе общеимперских установлений и ограничение применения или запрет тех или иных правил адата, царское правительство надеялось со временем полностью вытеснить обычное право и перейти к решению всех дел на основании общих законов России. В гражданском праве одним из важнейших был вопрос о праве собственности на землю. Сложившимся видами земельной собственности являлись: феодальная, частно-крестьянская (мюльк), общинная (джамаатская), мечетская (вакф). Полной правоспособностью обладали феодалы, тухумы, сельский сход, крестьянские дворы в союзах сельских общин. Обычное право признавало за ними право продажи, передачи по наследству, дарения, завещания. В обычном праве была система оформления купли и продажи, дарения, наследования. Только завещание участков земли в собственность мечетей осуществлялось в устной форме. При сдаче земли в аренду на сезон или на несколько лет определение ее условий зависело от сторон: адат не содержал каких-либо норм на сей счет. Была установлена ответственность за причинение вреда, вызванного потравами полей. Собственник скота, потравившего угодья, обязан был возместить убытки их владельцу (бекам, аулам, частным лицам). В обычном праве хорошо были разработаны отдельные институты вещного, обязательного и наследственного права. Договоры заключались в устной и редко в письменной форме. Обязательство вызывало обязанность возмещения нарушителями причиненного ущерба. В устной форме договаривались об условиях найма личного или общественного пастуха. В аулах практиковалась передача во временное пользование одной или нескольких дойных коров тем, кто отправлялся на высокогорные пастбища в весенне-летний период. Должник был обязан возвратить скот с приплодом и определенным устным договором количеством масла и сыра. Раньше главы семей на случай своей смерти делали устно распоряжения по наследственным вопросам в присутствии двух свидетелей. Учитывая, что по устным завещаниям впоследствии возникали споры и недоразумения, военные власти решили такие распоряжения оформить письменно в двух экземплярах, при двух свидетелях, закрепить печатью и занести в книгу. А если речь шла о большом имуществе, то на завещании ставили свои подписи начальники округов, что было для Дагестана новшеством. Обычно такое имущество в аулах переходило к джамаату. Военные власти пытались это имущество обратить в собственность царской казны. Новым делом в общественной жизни народов Дагестана был допуск их к выборам отдельных общеимперских государственных структур. Важным событием явилось создание на основе манифеста от 17 октября 1905 года всероссийского представительного органа – Государственной думы. Избирательное право предоставили в первую и вторую государственные думы. Однако почти все сельское население Дагестана отказалось участвовать в выборах. В 1907 году были назначены выборы в III Государственную думу. Европейская Россия избирала 403 депутата, а азиатская – всего лишь 15. Дагестанская область и Закатальский округ составляли один избирательный округ с правом избирать одного депутата. Им стал блестяще образованный, энергичный Ибрагим Гайдаров, который с трибуны думы горячо отстаивал интересы Дагестана, разоблачал реакционную политику царизма на Кавказе. Уже к началу 1865 г. при помощи российских властей в разных округах было примирено до 60-90% давних кровников. В 70-10-е гг. сократилось число случаев кровной мести в Аварском и Казикумухском округах. В село Кадар были примерены два тухума, до этого враждовавшие около 200 лет. В Кубачах и некоторых других селениях в пореформенное время не было зарегистрированони одного случая кровной мести. Маслиат кровников в исследуемый период неоднократно устраивался в селах Бежта, Гагатль, Кара-кюре, Тлядал, Хварши, Чувек. Шиназ и многих др. Он по-прежнему включал древний обряд примирения (бет гермек). Добившись согласия тухума убитого на примирение, убийца (канлы) в сопровождении своих родственников шел с повинной в дом своих врагов, принося с собой оружие для отмщения за кровь убитого им и саван для погребения. Глава тухума убитого снимал с канлы шашку, саван и папаху. Дибир читал вступительную суру из Корана (Фатиху). На Севере Дагестана при этом проводили зикр. После этого обряда и угощения вражда считалась оконченной. В Южном Дагестане для примирения кровники из разных тухумов также женили своих детей без уплаты калыма виновной стороне. Если примирения достичь не удавалось, бегавул при посредничестве дибира и знатоков адата часто добивался согласия родственников потерпевшего принять «цену крови» (дият, алым). В разных округах Дагестана покупательная способность российского рубля была различной и местные композиции за убийство по-прежнему сильно отличались друг от друга. Так, за «простое убийство»:в селах Бацада и Согратль взимался дият в 100 отрезов ткани (кирбас), в селе. Гидатль – 30 коров, в обществах дидойцев – 60 коров, в селе Томе – 12 мер пашни и 25 руб., у тиндал и чамалал – 180 руб., - у цезов – 300 руб. или овец, в селениях Кайтагского округа -50-400 руб., в селениях Казикумухского и Самурского округов -150-300 руб,убийство каракан оценивалось в 7-14 раз больше. Несмотря на ограничение кровоотмщения полностью искоренить его до революции не удалось. По официальной статистике, около 80% всех тяжких уголовных преступлений совершались на почве кровной мести. В начале XX в. ежегодно совершалось до 500-600 убийств и более 2000 поранении. 40% из них приходилось на долю Андийского, Кайтаго-табасаранского и Даргинского округов. Кровная месть по-прежнему служила, с одной стороны, ответом за поранения и убийства; с другой – за оскорбления и прелюбодеяния женщин. Примерами кровной мести может служить дело Хадижамы, утопившей своего незаконнорожденного ребенка и затем насмерть забитой камнями в селе Калаки, Российским властям не удалось существенно изменить дореформенную систему наказаний за уголовные преступления. В некоторых селениях, как, например, Акуша и Цудахар, за поранения и убийства продолжали судить не по адату, а по шариату. Тюремное заключение, введенное Шамилем за уголовные преступления, получило повсеместное распространение. Во всех окружных центрах, наибских ставках и в большинстве крупных селений у главной площади (годекан) возле мечети были устроены тюрьмы. Чаще, как в селе Ботлих, Гагатль, Гаквари, Гигатли и др., ими служили ямы, перекрывавшиеся каменной глыбой. Реже встречались небольшие каменные камеры, как, например, в селе Цулди. В селе. Хуштада на стене сельской тюрьмы до сих пор сохранилась дата постройки – 1321 г. от хиджры (1903-1904 гг. от Р. Х.).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.249.76 (0.014 с.) |